Рейтинг
Порталус

НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ УЧЕНЫЕ. РАЗВИТИЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И МОРСКОГО ДЕЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - ПЕТРОГРАДЕ - ЛЕНИНГРАДЕ

Дата публикации: 04 января 2015
Автор(ы): Ж. И. АЛФЕРОВ, А. А. РОДИОНОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1420363569


Ж. И. АЛФЕРОВ, А. А. РОДИОНОВ, (c)

Лауреат Нобелевской премии академик Ж. И. АЛФЕРОВ

Доктор технических наук А. А. РОДИОНОВ (Санкт-Петербургский научный центр РАН)

В мае 2003 г. исполнится 300 лет городу на Неве. Эту дату будут отмечать в России и во всем мире. В Санкт-Петербургской издательской фирме "Наука" к юбилею готовится трехтомный сборник статей "Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России". Первый том вышел в свет в 2001 г. Второй и третий тома предполагается издать в 2002 г. и 2003 г. соответственно.

Истории флота и города на Неве посвящены монографии и статьи, художественные книги и произведения искусства. Вместе с тем цельных работ, в которых анализировалась бы роль Санкт-Петербурга и его жителей в этом процессе, в литературе пока нет. А ведь испокон веков достижения науки и техники использовались для строительства кораблей и мореплавания, ибо в силу объективных причин флот призван выполнять задачи в сложных и даже экстремальных условиях водной стихии. В свою очередь, потребности флота ставили перед наукой проблемы, решение которых во многих случаях определяло магистральные пути развития человечества. И со времени создания отечественного регулярного флота непосредственно просматривается связь развития науки и флота.

Сборник научно-исторических статей по замыслу редколлегии (председатель академик Ж. И. Алферов, автор-составитель доктор технических наук А. А. Родионов) должен восполнить этот пробел. Авторы первого тома сборника на основании фактических материалов попытались соединить в единое целое исторические сведения о зарождении города и флота, о становлении в нем морского дела, соответствующих научных школ и образования, о первых учреждениях и людях, положивших начало морскому могуществу России.

Книга состоит из трех разделов. В разделе "Первое Главное Адмиралтейство", который открывает статья академика В. М. Пашина, анализируется вклад петербургских корабелов в развитие отечественного флота. Представлены материалы ученых и практиков РАН, ВМФ и промышленности Ю. И. Александрова, А. М. Васильева, И. Г. Захарова, О. М. Капранова, О. П. Майданова, С. Г. Прошкина, Л. Ю. Худякова, Л. Н. Яшенькина о линейных кораблях и крейсерах, современных подводных лодках и морском подводном оружии. Академик В. Г. Пешехонов, член-корреспондент РАН контр-адмирал А. И. Сорокин и начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, вице-президент Русского географического общества адмирал А. А. Комарицын рассмотрели современные навигационные комплексы, мировую коллекцию морских навигационных карт, связи между наукой Санкт-Петербурга и гидрографической службой флота.

В разделе "Первая Академия наук в России" помещена обширная статья профессора Э. И. Колчинского, посвященная истории РАН, ее службе отечеству и мировой культуре, изначальной связи ученых России с морским флотом. Представлены материалы В. Г. Смирнова "Академия наук и морское ведомство: сотрудничество в исследо-

стр. 54

вании Мирового океана в XVIII - XIX вв.", сотрудников Санкт-Петербургского филиала Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН Ю. А. Копытенко и др. "Развитие фундаментальных и прикладных геомагнитных исследований учеными Санкт-Петербурга и Ленинграда в интересах Военно-морского флота России", М. Ф. Хартанович и Л. И. Брылевской "К истории создания первого электрохода", В. П. Леонова и др. "Военно-морской флот и первая российская государственная библиотека".

В последнем разделе сборника рассказано о первых морских университетах России, начиная с Навигацкой школы в Сухаревой башне, и их развитии вплоть до создания системы современного военно-морского образования. Авторы статей - ведущие педагоги и специалисты соответствующих высших учебных заведений Н. Д. Закорин, В. П. Кобзев, И. М. Кузинец, Н. В. Махров, Н. П. Муру, В. Н. Половинкин, В. Б. Ярцев. Интересна статья Ю. Л. Бордученко "Мореходные училища Петербурга в первые два века его истории", написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных материалов. Об истории военно- морских подготовительных училищ и научном вкладе их выпускников повествует А. С. Беспалов в материале "Морские кадеты и гардемарины".

Второй том сборника "Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России" будет посвящен деятельности академических, военных и промышленных учреждений в интересах развития фундаментальной и прикладной науки, научных школ и учебных заведений, а также их роли в совершенствовании военно-морского флота в XX - XXI вв.

Традиции глубокой взаимосвязи фундаментальной науки с флотом формировались с момента основания Петербургской академии наук. Среди первых ее академиков, заложивших физико-математические основы теории корабля и мореплавания, были Д. Бернулли и Л. Эйлер. Первый начал тут исследования течений жидкости, увенчавшиеся фундаментальным трудом "Гидродинамика, или записки о силах и движениях жидкостей" (1738). А второй здесь написал работы, охватившие широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с морским делом. Так, в "Морской науке" (1749) систематизированы вопросы сопротивления, которое испытывает тело при прямолинейном движении в воде, устойчивости корабля на волнении, действия рулей и весел.

Великий Эйлер стал эталоном для всех поколений ученых в решении сложных практических задач на строгой математической основе. В дальнейшем эти традиции поддерживали академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, А. М. Ляпунов, В. А. Стеклов и многие другие. Они не только заложили основы ряда математических дисциплин, но и явились создателями строгих научных теорий в естествознании, разработали методы расчетов, которые до сих пор используют при создании кораблей, подводных лодок, средств наблюдения и систем воо-

стр. 55

руженной борьбы на море, при обеспечении безопасности плавания и навигации.

В дело становления регулярного флота России значительный вклад внес М. В. Ломоносов. Решение проблемы повышения точности кораблевождения и безопасности плавания он видел в развитии фундаментальной и морской науки. Ему принадлежит идея создать Мореходную академию, в которой должны быть собраны специалисты в области математики, астрономии, географии и механики с целью решения практических задач мореплавания. Важнейшими ее задачами он считал изучение магнитной теории, исследование причин морских течений и атмосферных изменений, что позволяло бы предвидеть погоду, и, особенно, характеристики волнения и ветра. Им непосредственно или при его участии сконструировано более 20 приборов для морского дела. Исследования М. В. Ломоносова сжимаемости сплошных сред предопределили необходимость учета этих эффектов при решении гидрофизических проблем в наше время.

На протяжении всей истории развития Академии наук ее члены, ученые и практики Санкт-Петербурга содействовали становлению морского дела. Так, электротехник академик Б. С. Якоби в 1838 г. сконструировал лодку с электромагнитным двигателем, почти на сто лет опередив развитие морской техники в этой сфере. Он же явился создателем основ морского минного оружия. Член-корреспондент П. А. Шиллинг реализовал на практике электромагнитный телеграф. Академики В. Я. Струве, О. В. Струве, Г. И. Вильд внедряли новые методы в практику астрономических, метеорологических и магнитных наблюдений.

Труды химиков академика А. М. Бутлерова и члена-корреспондента Д. И. Менделеева способствовали развитию химической промышленности, необходимой для создания оружия. Менделеев также стал инициатором строительства опытового бассейна для обеспечения нужд кораблестроения. Теоретические исследования академика А. Н. Крылова по теории корабля, эксперименты в бассейне и опыт кораблестроения позволили создать один из самых совершенных кораблей начала XX в. - эсминец "Новик". С. О. Макаров исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей, применения минного и торпедного оружия, разработал тактику броненосного флота и предложил учитывать распределения параметров среды при применении сил.

Новую эпоху в оснащении флота средствами радиоэлектроники открыл А. С. Попов, обосновав возможности радиосвязи и предвосхитив идеи радиолокации. Научные труды Б. Б. Рыкачева, академика П. П. Ширшова по гидрометеорологии и океанографии, академиков Л. А. Орбели и Е. М. Крепса по физиологии человека при глубоководных спусках способствовали росту авторитета, экономической и морской мощи России.

Академия наук оказала существенное влияние на формирование глубоких профессиональных знаний и ши-

стр. 56

рокой эрудиции моряков. В морских учебных заведениях преподавали академик С. Е. Гурьев и почетный член Академии капитан-командор П. Я. Гамалия, академики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, О. И. Сомов, Н. И. Фус и П. Н. Фус, А. Н. Крылов, член-корреспондент Д. И. Менделеев. Офицеры проходили стажировку в Пулковской и Главной физической обсерваториях, в лабораториях и научных кабинетах Академии наук.

Целую эпоху в истории флота и науки России занимают совместные экспедиции. В далеких походах моряки и ученые прокладывали новые пути, открывали земли, изучали физические поля океана и атмосферы, строили карты. Первое кругосветное плавание в нашей стране прошло на шлюпах "Надежда" и "Нева" под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803 - 1806). Эта экспедиция положила начало океанографии. В ходе последующих кругосветных плаваний Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпах "Восток" и "Мирный" (1819 - 1821) открыли Антарктиду, капитан О. Е. Коцебу и академик Э. Х. Ленц на шлюпе "Предприятие" (1823 - 1826) положили начало практической гидрофизике, изучая вертикальные распределения физических полей морской среды. Много географических открытий сделал в кругосветных плаваниях Ф. П. Литке, исследуя берега Баренцева моря, Каролинских островов, Камчатки и Чукотского полуострова. Научный авторитет адмирала Ф. П. Литке способствовал его назначению президентом Петербургской академии наук (1864 - 1882) и первым вице-председателем Русского географического общества.

В советское время в период роста могущества СССР ученые и моряки перешли от "точечных" измерений к крупномасштабным детальным исследованиям морей и океанов. С участием ленинградских специалистов были открыты и изучены неизвестные ранее процессы и явления: подводный звуковой канал распространения акустических волн, "тонкая" и микроструктура гидрофизических полей, внутренние волны, мезо- и крупномасштабные особенности динамики океанских вод. С началом Первой мировой и Великой Отечественной войн были созданы комиссии по реализации научно- технического потенциала страны для нужд армии и флота. В них наряду с крупными чиновниками, инженерами, военачальниками в разное время входили академики В. И. Вернадский, В. Н. Ипатьев, Б. Г. Галеркин, А. Ф. Иоффе и др. Еще до 1941 г. в Физико-техническом институте под руководством А. П. Александрова были получены основополагающие результаты по размагничиванию кораблей. Это позволило уже в первые дни войны защитить отечественные суда от подрыва на магнитных минах. Академик Н. Н. Андреев возглавлял работы по борьбе с акустическими минами. Академик С. И. Вавилов руководил исследованиями по совершенствованию дальномеров кораблей и перископов подводных лодок.

Работы ученых и практиков блокадного Ленинграда были направлены на поддержку действий сил флота, соз-

стр. 57

дание боевых кораблей и вспомогательных судов. Всего за годы войны в городе на Неве в неимоверно трудных условиях было построено 5 больших подводных лодок, сторожевой корабль, три тральщика, более 300 малых боевых кораблей и катеров, а также около двух с половиной сотен плавсредств разного водоизмещения.

Необходимость создания качественно новых средств ведения вооруженной борьбы на море во второй половине XX в. ставила перед наукой сложные проблемы и часто приводила к становлению ранее не существовавших направлений исследований, связанных с разработкой кораблей и подводных лодок, ракетного и ядерного оружия, ядерной энергетики, радиолокационных и гидроакустических систем наблюдения, методов и средств снижения физических полей кораблей и, особенно, подводных лодок; созданием глубоководных аппаратов и морской амфибийной и корабельной авиации.

Статьи третьего тома анализируют процессы формирования культурных традиций Санкт-Петербурга, связанных с морской составляющей его развития. В целом редколлегия и авторы сборника попытались на фактическом материале показать вклад Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда в становление России как великой морской державы.

Опубликовано на Порталусе 04 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама