БЫЛ ЛИ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ?

Дата публикации: 09 сентября 2015
Автор(ы): И. Г. КОРСУНЦЕВ

И. Г. КОРСУНЦЕВ, (c)

На фото: БЫЛ ЛИ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ?, автор: admin

Суть вопроса заключается в следующем. Американский астроном Э. Хаббл в 1929 г. открыл явление систематического красного смещения в спектре света отдаленных галактик. На основе анализа величины этого смещения, используя эффект Доплера, был сделан однозначный вывод о разбегании отдаленных галактик, при этом скорость разбегания была принята прямо пропорциональной расстоянию до этих галактик. Аналогичного красного смещения спектра света, а, следовательно, и разбегания галактик, входящих в ближайшую к нам локальную группу галактик, не обнаружено. Проведенные ретроспективные расчеты, позволили сделать вывод о том, что все вещество, энергия и пространство Вселенной 15-20 млрд. лет назад сконцентрировалось в "космическом яйце", за пределами которого, видимо, уже ничего не было. Произошедший затем чудовищный взрыв разбросал материю в разные стороны и запустил процессы, в том числе процессы расширения (или творения) вещества, энергии и пространства, которые продолжаются до сих пор. По умолчанию предполагалось, что разбегание галактик происходило по прямым линиям, подобно разбросу осколков при взрыве артиллерийского снаряда, а свет распространяется во все стороны, аналогично свету от электрической лампочки. По сути дела, красное смещение спектра служит единственным сигналом, на основе которого сделаны далеко идущие, но недостаточно обоснованные, более того, по нашему мнению, ошибочные выводы. Для такого утверждения существует ряд предпосылок.

Известный английский ученый С. Хокинг считает, что любая физическая теория носит временный характер и является лишь гипотезой, которую нельзя доказать. Она позволяет сделать предсказания, которые в принципе могут быть экспериментально опровергнуты. Уже существующих частных теорий вполне достаточно, чтобы делать точные предсказания во всех ситуациях. Вместе с тем, по нашему мнению, необходим анализ философской обоснованности и непротиворечивости выводов физиков и математиков по эволюции Вселенной и содержанию некоторых космических теорий и моделей.

Космические структуры - система Земля-Луна, Солнечная система, Галактика и т.д., образуя довольно четкую иерархию, обладают высокой степенью упорядоченности и самодостаточности, а также предсказуемости процессов. Каждая из систем занимает часть пространства, обладает своими направлениями и скоростями движения, набором орбит разных параметров, гравитационными полями, то есть специфическими особенностями. Эти системы, каждая в отдельности и все вместе образуют четко работающие "механизмы", а также обладают свойствами автокоррекции при незначительных отклонениях. Каждый из космических объектов и систем движется с первой космической скоростью, что и обеспечивает их иерархическую организованность и порядок функционирования. В Солнечной системе планеты движутся вокруг Солнца в одной плоскости, в одном направлении, по примерно круговым орбитам. Все звездные системы "погружены" в среду невесомости.

Отметим исключительно важную роль вращательных форм движения космических объектов в структурировании Вселенной. Возьмем гироскоп (волчок), вращающийся с большой скоростью и имеющий устойчивое положение оси вращения, и придадим ему дополнительное вращательное движение в плоскости, проходящей через ось вращения, преодолевая устойчивое состояние гироскопа. Усложним задачу. Начнем вращать гироскоп во всех трех плоскостях, более того, во всех плоскостях вокруг точек, находящихся за пределами оси вращения гироскопа, вокруг нескольких точек и осей. Каким будет состояние гироскопа и куда пойдет затраченная энергия? Сохранив предыдущие условия, начнем вращать гироскопы и оси их вращения в разные стороны с разными скоростями в различных сочетаниях. Скажется ли это на величине гравитации и если да, то каким образом? Рассмотренные ситуации не являются умозрительными схемами, а моделями Вселенной. В них пока нет ответов на поставленные вопросы.

Вселенная представляет собой мир гироскопов, да и не только Вселенная, но и внутриатомные структуры в условиях функционирования сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Любой космический объект является гироскопом, который вращается не только вокруг собственной оси. но и сама ось движется по всем измерениям. Структурирование космических элементов происходит через процесс их функционирования как гироскопов. Именно вращательные (спиновые) и замкнутые криволинейные формы движения являются формами, с помощью которых непрерывно происходят процессы самоорганизации и иерархизации вещества и энергии во Вселенной.

Согласно существующим представлениям величина силы притяжения какого-либо объекта, действующей на другой объект, равна массе этого объекта и уменьшается пропорционально квадрату расстояния между этими объектами. Решение задач подобного рода требует определенной подготовки. Ведь эта сила обладает не только численной величиной, но и направлением, то есть является вектором. С другой стороны, гравитация создает иерархированные поля тяготения аналогично иерархии космических объектов со своими потенциалами в любой точке пространства. Потенциалы поля изменяются при переходе от точки к точке и сила, действующая на объект, направлена в сторону быстрейшего изменения потенциалов.

Если бы масса Вселенной была распределена равномерно в пространстве, то в связи с тем, что в соседних точках находились бы очень малые массы вещества, потенциалы гравитации в таком пространстве были бы бесконечно малыми. Иными словами. Вселенная обладала бы безгравитационным пространством и находилась бы в вечном и равномерном хаосе. Поэтому существование такой Вселенной без вращательных движений, позволяющих концентрировать вещество и энергию в структурных образованиях, было бы невозможным. Следовательно, мир космических гироскопов позволяет структурироваться и пространству Вселенной в его криволинейных формах и насыщать объемы пространства гравитационными и иных типов силовыми полями. Космические структуры в виде гироскопов - это "конструкторы" и результаты процессов во Вселенной.

Естественно, процессы "гироскопирования" также иерархированы, а все без исключения космические формы и структурные образования следует рассматривать как переходные состояния от одних типов к другим, существующим в соответствии с законами сохранения и минимизации энергии. Центробежные силы при вращении объектов уравновешиваются концентрированными силами тяготения. Поля, потенциалы и вектора всемирного тяготения возникают, развиваются и угасают в зависимости от процессов образования таких космических гироскопов и концентрации в них ресурсов Вселенной. Разные скорости вращения космических объектов и их частей относительно центров вращения неизбежно порождают торсионные силы и электромагнитное взаимодействие, а также движение электрических зарядов.

Таким образом, космическое пространство пронизано сферообразной конфигурации силовыми гравитационными и зависящими от вращательных движений объектов электромагнитными полями разной иерархической структуры и разного онтологического генезиса. Это не просто пустота, а пространство, структурированное силовыми полями и силовыми линиями на сферы и слои по величинам потенциалов и напряженностей, то есть космическое пространство является векторным. Естественно, движение вещества, энергии, излучений в таком пространстве без затрат энергии в соответствии с законами сохранения может быть только вдоль по эквипотенциальным слоям и направлениям силовых линий, то есть может быть только криволинейным с закручиванием, попутно выполняя функции самоорганизации и структурирования материи. Конечно, существуют и локальные части пространства, которые могут иметь суммарные вектора напряженности силовых полей, близкими к нулевым, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому прямолинейное движение тел и излучений в космическом пространстве возможно только при дополнительных затратах энергии, то есть в исключительных ситуациях, временно и в переходных режимах.

Развивая эту мысль, следует отметить, что если гравитационные поля не являются стабильными и вечными, а эволюционируют в разных условиях и на разных уровнях, то, видимо, должны существовать процессы, которые регулируют гравитационные потенциалы. Возможно, эти процессы можно воспроизвести искусственным путем. Тогда можно было бы поставить задачу практического свойства, например, задачу искусственного регулирования гравитационных сил на Земле, вплоть до возникновения антигравигации для физических тел с целью создания, в частности, новых типов транспортных средств.

Наблюдаемые космические формы и процессы совмещаются в рефлексии человека как одновременно существующие. В действительности все космические структуры и процессы следует рассматривать в качестве разнообразных реликтовых форм разного возраста, подобно фактам, наблюдаемым в палеонтологии и археологии. Именно такой "палеонтологический" подход необходимо иметь в виду при разработке теорий и моделей развития космических процессов. Иначе возникает иллюзия того, что события происходят тогда, когда они зафиксированы, что неверно и недопустимо.

Все изменения локальны. Это означает, что несмотря на то, что изменения могут охватывать сколь угодно большие области космического пространства со сколь угодно большим количеством объектов, остаются другие принципиально более обширные пространства с большим количеством объектов, в которых происходят другие независимые процессы иного рода с другими формами, длительностями и интенсивностями изменений, другими параметрами и характеристиками изменений. Большие космические системы, состоящие из многих взаимодействующих элементов, в процессах постоянной самоорганизации могут достигать предельных критических состояний, однако могущих привести только к локальным коллапсам и катастрофам, например, к взрывам и образованию сверхновых звезд. Одни процессы внутреннего и внешнего содержания приводят к быстрым и радикальным изменениям, тогда как другие - к длительным и медленно накапливаемым изменениям. Поскольку Вселенная неоднородна, то возникают и принципиально разные ситуации и процессы, в которых участвуют разные компоненты. Не существует универсальных (типовых) ситуаций и событий, в которых участвовали бы универсальные ресурсы. Наоборот, возникает множество разнородных, частных ситуаций, в которых участвуют разнородные компоненты и проявляется множество законов, эволюционирующих совместно с эволюцией процессов.

Как отмечалось, в космосе не существует ни прямолинейных траекторий движения объектов, ни плоских поверхностей. Космическое пространство искривлено, а лучи света отклоняются от прямолинейного движения вблизи больших космических масс. Вблизи черных дыр лучи искривляются настолько, что замыкаются на них подобно силовым линиям магнитных объектов. Кроме того, свет не может двигаться прямолинейно, так как ему пришлось бы преодолевать решетки потенциалов силовых полей - гравитационных, электромагнитных, возможно, и иных. Следует учитывать и то, что подавляющее количество световой энергии от источников блокируется или поглощается космическими объектами, тем более что 90-95% космических масс пока не фиксируется современными приборами. Только отдельные "струйки" света доходят до наблюдателя. Если это было бы не так, то ночное небо светилось бы, почти как днем. Поэтому лучам света приходится буквально продираться через чащу космических объектов, плотно населяющих каждую угловую единицу площади небосвода.

Из сказанного можно сделать по крайней мере три вывода. Первое. Мы вправе предположить любую форму траектории, проходимой светом удаленных галактик, замкнутую или разомкнутую - круговую, эллиптическую, многократно навиваемую друг на друга подобно нитке на катушке, спиралевидную и т.д. аналогично возможным траекториям движения космических структур. Второе. Возможно существование неизвестных пока форм туннельных и щелевых эффектов в космосе, приводящих к систематическому красному смещению спектра при разложении света удаленных галактик. К примеру, излучения разной частоты по разному отклоняются вблизи больших космических масс, что может приводить к разложению света и к систематическому красному смещению спектра. Получает объяснение и факт отсутствия систематического красного смещения в световом спектре ближайших к нам галактик. Они находятся в прямой видимости по отношению к нам. Похоже, красное смещение спектра света удаленных галактик характеризует одно из свойств космического пространства, являющегося своеобразным "космическим светофильтром" или "космической линзой", отклоняющими и разлагающими световые лучи более дальних объектов. Это свойство является результатом космических процессов, содержание которых предстоит еще раскрыть. Во Вселенной существует локальная неравномерность и анизотропия структуры силовых полей, вызванная структурой распределения масс, структурой движений космических объектов и другими обстоятельствами. Такая "зернистая" структура пространства Вселенной вызывает появление пока не раскрытых физических эффектов, влияющих, в частности, на появление феномена красного смещения. Например, для двойных звездных систем, вращающихся вокруг общего центра тяжести, объединенное гравитационное поле по форме представляет собой "огурец", сильно вытянутый вдоль оси, соединяющей центры тяжести звезд. Возникает местная трубчатая структура поля гравитации, из-за чего появляется сегрегация, сортировка излучений, проходящих в зоне действия двойной звезды, по направлениям этих излучений - поперек или вдоль такого "огурца". Лучи, идущие вдоль такой трубчатой структуры поля тяготения, застревают в ней, или же, наоборот, получают ускорения, как в природном ускорителе космических частиц.

Наконец, третье. Красное смещение спектра света удаленных галактик показывает одно - расстояние, проходимое светом по своей траектории. Это своего рода счетчик расстояния, проходимого светом, подобно счетчику автомобиля, показывающему пройденное им расстояние, а точнее число оборотов колеса, и ничего более. Такой счетчик не дает оснований для суждений о расстоянии между космическим объектом и наблюдателем по прямой линии. Для этого нужны иные средства. Тем более нет никаких оснований для выводов о разбегании галактик. "Удаляющиеся" и "разбегающиеся" космические объекты ~ это объекты, движущиеся по своим орбитам, что в общем является выводом тривиальным. Измерение расстояния по прямым линиям в условиях искривленного космического пространства пока невозможно.

Статус времени является одним из оснований науки. По мнению Т.П. Лолаева материальные вещи, явления и процессы не являются функцией времени. Наоборот, само время является функцией образующих его процессов. Объективно-реальное время всегда конечно. Все без исключения конкретные явления и процессы существуют в образуемом ими настоящем времени, тогда как вечность характеризует несотворимость и неуничтожимость материи независимо от временных ритмов и длительностей, образуемых ее конкретными формами. Принципиально важно, что вечный мир единого времени не образует, поэтому понятие времени к нему не применимо, т.е. единого мирового времени не существует. Понятие "время" имеет преходящий характер, оно возникает и исчезает. Каждая конкретная система имеет начало и конец не в едином мировом времени, а в ею же образуемом времени. Само время конечно и является функцией процесса, поскольку каждый цикл образует свое собственное время. Примерно похожие идеи высказал И.А. Хасанов. В начальный период Большого взрыва, если бы он был, не было материальных носителей процессов, формирующих время (планет, систем, галактик), поэтому не было физического времени. Вселенная пребывала в состоянии сверхплотного облака элементарных частиц. В связи с этим теряет всякий смысл измерение тогдашнего времени в часах, днях, годах, поскольку эти единицы длительности невозможно фиксировать никакими материальными процессами.

В современных физических концепциях время часто объединяют с пространством в единый пространственно- временной континуум, иногда придают ему функциональные свойства процессов, полагая, что оно течет медленнее, например, вблизи массивных тел. Имеются теории, согласно которым особенности течения времени могут оказывать воздействия на ход некоторых природных процессов, что невозможно. Итак, время или процесс, что является причиной и следствием? По нашему мнению, в концепцию бытия и Вселенной нет необходимости вводить время в качестве одного из фундаментальных и самостоятельно развивающихся феноменов. Пространство, наряду с веществом, энергией, информацией и процессами присутствуют в бытии и Вселенной, а время - нет. Оно является инструментом человека подобно другим его средствам - моделям, параметрам Хаббла, Планка или Эйнштейна. Это вторичный параметр, придуманный людьми для целей практики. Например, в модели Дж. Уилера вообще нет параметра времени. Необратимость и однонаправленность времени - это необратимость процессов. Необратимым миром управляют законы, безразличные к направлению течения времени.

Время часто путают с метрической системой для измерения длительности процессов. Было время, когда люди не умели измерять и считать время. Достаточно вспомнить известный факт из истории, когда Дарий I, отправляюсь в поход против скифов, вручил командиру отряда греков, охранявших мост через Дунай, бечевку с узлами, приказав ему ежедневно развязывать по одному узлу до тех пор, пока все узлы не закончатся, после чего он может снять охрану. Римляне в древности обходились без часов, а когда появились песочные и водяные часы, то в войсках ночные летние часы были короче зимних из-за необходимости делить ночь от захода до восхода Солнца на четыре технологических промежутка - стражи.

Таким образом, время не является самостоятельным бытийным феноменом, определяющим типы и формы протекания процессов, влияющим на возникновение физических явлений и эффектов. Время порождено рефлексией человека и при разработке теорий и парадигм нельзя уравнивать его по статусу, в частности, с пространством и тем более объединять их в единое целое. Систем времени может быть множество -сколько типов процессов, столько может быть и систем времени - физических, биологических, общественных и т.д., а с учетом иерархии онтологически однородных процессов - даже больше. Это подтверждается и тем, что в большинстве физических зависимостей и формул параметр времени отсутствует, а в тех случаях, когда он используется, то лишь в качестве величины, не затрагивающей сути процессов.

По нашему мнению объединять пространство со временем в единый континуум неправомерно и неконструктивно. Такое объединение несоединимых компонентов, когда объединяются онтологически разные феномены при отсутствии выверенных правил объединения, порождает химерообразные конструкции. Пространство в его многообразных формах является не только порождением рефлексии человека, но и имеет своего независимого референта, представителя в бытии и Вселенной, а время - не имеет. Пространство и время - это разноположенные категории. Объединять можно только оптически родственные субстанции и процессы. Объединение пространства со временем напоминает детскую игру: кто сильнее - кит или слон?

В связи с изложенным рассмотрим физический парадокс, известный как парадокс близнецов. Омоложение одного близнеца, движущегося с околосветовой скоростью, по сравнению с другим близнецом, оставшемся на Земле, происходит, якобы, из-за того, что время при таких скоростях движения замедляет свой ход. В связи с этим возникает ряд вопросов. Если объект движется со скоростью света (что невозможно), то для него время останавливается и он остается вечно молодым? Как считать скорость близнеца, оставшегося на Земле, и следует ли учитывать его скорость движения по орбитам Земли, Солнца, Галактики, Метагалактики? Относится ли этот парадокс не только к человеку, но и к другим космическим телам, к звездам и звездным системам? Значит ли, что неограниченно применяя этот принцип, можно сделать вывод, что где-то очень далеко от нас существуют объекты, движущиеся с околосветовой скоростью, которые не стареют, и все процессы в них остановились? Означает ли этот парадокс, что наблюдатель, используя мощь разработанных им парадигм и моделей и других средств, может влиять на процессы, происходящие в космосе?

Только при взаимодействии субъекта познания с объектом возникают новые истины и смыслы. От того, как "работает" субъект, каков механизм его мышления, зависит и результат - теории и модели и в конечном счете истинная картина Вселенной. В нашей парадигме субъект представлен как информационная саморазвивающаяся структура, обладающая рефлексией. Главная проблема субъекта, как и всех саморазвивающихся бытийных форм, выживание и обеспечение комфортных условий для существования и саморазвития в условиях конкуренции. Эта проблема решается посредством удовлетворения потребностей в материальных и информационных ресурсах. Саморазвитие потребностей человека - неустранимый фактор. Субъект существует в целостной среде виртуальной реальности - в среде знаний и веры, оценок, моделей, концепций, ощущений, эмоций и т.д. Рефлексирующий субъект - это своеобразный саморазвивающийся инструмент, средство для самого себя, результатом и ресурсом развития которого являются знания и все, что с ними связано, необходимые ему для развития и выживания.

Принципиальными особенностями субъекта являются: способность превращать его индивидуальную реальность в "объективную", объективизировать свои знания, веру. оценки, а также превращать внешние и внутренние сигналы и импульсы в смыслы и значения. Именно виртуальная реальность в знаковых формах представляет собой объективную реальность субъекта. Принципиальной особенностью субъекта является также и то, что виртуальная реальность формируется на основе необходимости выживать, пройдя сита естественного отбора. Реально и истинно лишь то, что помогает человеку выживать и развиваться, включая и логику как средство самоорганизации мышления, образования смыслов из хаоса сигналов.

Отмечая важность знаковых форм в развитии субъектов, следует подчеркнуть, что знаки образуют обширные и сложные знаковые системы со своими правилами и законами, порожденными людьми, формами истины и практики, находящимися внутри этих систем, событиями, имеющими статус фактов. Эти системы, замкнутые на самих себя, определяют пределы истинности теорий, моделей и практического опыта, охватываемых этими системами. Поэтому такие знаковые системы не могут содержать ни абсолютной истины, ни абсолютной практики. Критерии правильности этих категорий находятся внутри знаковых систем. Истинно все то, что удовлетворяет требованиям законов, по которым функционирует данная знаковая система. Примером может служить геоцентрическая космологическая система Клавдия Птолемея, созданная им во II в. и прослужившая почти 1500 лет. Его выдающиеся труды не только были признаны астрономами и другими учеными разных стран, но и служили хорошим практическим руководством для мореплавателей, путешественников, географов все эти годы. Только потом трудами Коперника, Галилея, Кеплера и многих других ученых была доказана ошибочность этой системы. Ее истинность и практическое подтверждение находились внутри системы.

Астрономия как дистанционная наука изучает излучения. Свойства излучения, полученные наблюдателем, зависят не только от свойств источника, но и от свойств приборов, улавливающих излучения, а также от принятой процедуры интерпретации результатов в рамках конкретной модели или теории, после чего наблюдение приобретает статус "факта". К настоящему времени физики и математики наработали обширный логический материал, относящийся к космологии, теории и модели, которые служат самостоятельной базой для их дальнейшего развития, однако эта знаковая система, имея порой поразительную точность математических вычислений, не может служить окончательным критерием истинности всей системы в целом. Несмотря на то, что знаковые системы созданы людьми, законы (метаязыки) функционирования этих систем объективны - они влияют на типы функционирования субъектов и определяют принимаемые ими решения. Логика человека отражает не только свойства природы, но и структуру рефлексии человека, ее родовые свойства и особенности.

Порой сложность окружающего мира превышает возможности логики человека. Происходит творение мира человеком, в том числе и творение параллельной Вселенной. И это было всегда. Человек создавал мифологические системы, позволяющие ему структурировать и упорядочивать реальность и выживать. Эти системы ему исправно служили. Сейчас в связи с усложнением бытия, он создает иной тип параллельного виртуального бытия, соответствующий современным условиям. Человек, подобно Богу, творит новый, виртуальный мир, бытие знаков, "из ничего - все", как это имеет место в теории физического вакуума. В нем существуют виртуальные частицы, ненаблюдаемые нулевые колебания вакуума, "ложный вакуум". Вместе с тем, ситуация изменилась. Если раньше во времена Галилея, Кеплера, Ньютона мир был преимущественно миром фактов, в котором теория была тесно связана с наблюдением, экспериментом, то сейчас окружающий мир во многом базируется на теориях и гипотезах, которые должны быть в разной степени подтверждены или опровергнуты сложными экспериментами и наблюдениями, требующими в свою очередь обоснованной интерпретации, под которую необходимо разработать свою модель и т.д.

Существуют физические решения и теории, являющиеся чисто умозрительными и их нельзя наблюдать - минус- и плюс-материя, минус-масса, сетчатая структура Вселенной. Большие или сверхмалые образы пространства относятся к областям, куда эксперимент не может проникнуть. Более того, в практике исследования космоса имеются случаи противоположного истолкования одних и тех же фактов. Случается, что физические теории, объясняющие разные факты, логически исключают друг друга. Развитие теорий и моделей ведет все дальше от наглядных представлений, обрастает все более сложными математическими преобразованиями и физическими символами, у которых нет аналогов в окружающей действительности. Кварки, частицы с дробным зарядом,, были изобретены теоретически, но не обнаружены в опыте. Имеются теории и модели, согласно которым существующий мир порожден физическим вакуумом. Все из ничего! Ни одна черная дыра пока не обнаружена. это пока область чистой теории. По мнению Герца математические формулы живут самостоятельной жизнью. Нужно просто заложить исходные данные, а далее логическая машина выдаст результат, не имеющий связи с реальностью. При построении моделей и гипотез из-за того, что свойства изучаемых процессов остаются неизвестными, приходится вводить условные параметры, чтобы выполнить намеченные расчеты. Это придает теоретическим моделям неопределенность. Бытует мнение, что с помощью подгоночных параметров можно доказать все, что угодно.

Развитие логических процессов, например в математике, базируется на предшествующих результатах этих процессов, то есть на собственной базе. В современной космологии становится все меньше и меньше "объективных" и наблюдаемых явлений, интерпретируемых как факты, и становится все больше и больше "фактов", выводимых и вычисляемых на основе уже ранее вычисленных явлений, полученных на собственной логической основе. Происходит развитие логики и порождение новых фактов на основе интенсивной виртуализации бытия. Для такого направления логического развития снижается потребность в объективных явлениях, однако повышается роль в их адекватной интерпретации.

В этой связи представляется совершенно неправомерным использование ретроспективных расчетов, основанных на современных представлениях о закономерностях в космологии, для обоснования выводов относительно состояния Вселенной в очень отдаленном прошлом (или будущем). Законы природы не существуют вечно и в пустоте, независимо от субстанционального наполнения пространства, складывающихся условий и происходящих процессов. Нельзя, например, говорить о существовании законов функционирования и развития информационных технологий в их современном виде в те времена, когда этих технологий еще не существовало. Кроме того, происходят смены "парадигм" развития природы, ее законов.

Ярким примером служит известный феномен демографического перехода. Раньше в основу законов роста численности населения на Земле принимали фактические данные, которые экстраполировали на ближайшее и более отдаленное будущее. Получались угрожающие цифры, вызывающие тревогу у ученых и населения. Однако последние данные показывают, что под воздействием ряда цивилизационных факторов, на которых не будем останавливаться, население более 30 "передовых" стран уже стабилизировалось и начало уменьшаться несмотря на увеличение продолжительности жизни и принимаемые меры по увеличению рождаемости. Постепенно процессы стабилизации численности населения охватят и другие страны по мере прохождения ими определенных цивилизационных этапов. Прогноз показывает, что в пределах XXI столетия население Земли стабилизируется на уровне 13-15 млрд. Произошла естественная смена парадигмы развития цивилизации независимо от воли и желаний человека, действовавшего сознательно и целенаправленно. Нет сомнения в том, что в отдаленные периоды во Вселенной существовали ситуации и закономерности, отличные от ныне действующих.

Суммируя сказанное, можно отметить следующее.

Нельзя не принимать во внимание процессы, предшествующие образованию "космического яйца" и точки сингулярности как, якобы, не имеющие влияния на все последующие события. Всякие изменения не могут одновременно и сразу охватывать всю Вселенную. Такие изменения связаны с процессами самоорганизации. Изменения столь разнообразны, непрерывны, охватывают столь большие пространства Вселенной, что исключается столь высокая степень кооперативное? и согласованности процессов самоорганизации. Хотя процессы изменений могут охватить одновременно сколь угодно большие объемы пространства и большое количество космических объектов, все равно изменения останутся локальными.

Главное заключается в том, что проблему существования бытия невозможно ни обойти, ни отбросить. До Большого взрыва должно существовать нечто, что могло бы развиваться, уплотняться, взрываться, на худой конец могло возникнуть из физического вакуума. Эволюция условий, необходимых для Большого взрыва, должна происходить не мгновенно, а требовать значительного времени, если даже принимать во внимание только ту последовательность процессов, которой придерживаются сторонники горячей модели Большого взрыва, но обратным ходом этого процесса. Перед Большим взрывом должно быть состояние Вселенной, обладающей почти бесконечно большой плотностью, почти бесконечно большой температурой и мощностью излучений и другими предельными параметрами, требуемыми для взрывных процессов. Задолго до Большого взрыва должно произойти множество подобных, но локальных процессов, включая и локальные взрывы, что должно погасить потенциалы, необходимые для Большого взрыва. Другими словами, задолго до образования "космического яйца" и точки сингулярности должны были возникнуть состояния, которых не может быть. Не могут все ящеры одновременно и сразу превратиться в млекопитающих.

Надо быть предельно осторожным при оценке роли наблюдателя при изучении событий, на которые он, якобы, влияет, однако в действительности повлиять никак не может. В практику исследований уже широко вводятся виртуальные частицы и субчастицы, в существовании которых сомневаются сами исследователи, исследуется "мнимое" время, уменьшается доля реальных экспериментальных наблюдений и их роль в анализе событий и формировании научно обоснованных процедур, позволяющих придать событиям статус фактов, ибо только недостаточно обоснованные факты являются питательной средой для зарождения и развития мифов. Вычисленные реальности часто замыкаются на самих себя и, отражая структуру логики человека, приводят к построению химероморфных форм, порождающих современные научные мифы.

Нужно отдать должное поколениям физиков и математиков, создавшим оригинальные и красивые гипотезы и модели, картину расширяющейся или пульсирующей Вселенной, механизм вселенской катастрофы и Большого взрыва. Однако объем противоречий и нестыковок между гипотезами и моделями столь велик, что следует признать, что Большого взрыва не было. Большой взрыв - это остроумная и романтическая легенда, рожденная современной наукой. Вопрос о происхождении Вселенной остается открытым и вряд ли может быть решен вообще.

Опубликовано на Порталусе 09 сентября 2015 года