Рейтинг
Порталус

МИРОПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата публикации: 27 октября 2015
Автор(ы): М. А. ТЮТЮНКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Философские исследования, № 2, 2007, C. 107-110
Номер публикации: №1445924534


М. А. ТЮТЮНКОВА, (c)

(Заметки на полях)

 
  
  
 Философский подтекст науки 
 всегда интересовал меня больше, 
 чем ее специальные результаты. 
  
 
 
 
 
 
 

Макс Борн

 

Как в зарубежной, так и в отечественной литературе существует огромное количество работ по философии науки, философским вопросам естествознания, существует множество работ, посвященных проблемам методологии, методологическому анализу науки и пр. и пр. Много и часто обсуждаются вопросы влияния науки на современную жизнь, ведутся многочисленные споры о характере этого влияния - позитивно ли оно или губительно для человечества. Но непростительно мало работ, анализирующих проблему влияния миропонимания ученого на результаты его научной деятельности.

 

Чтобы быть справедливыми, прежде отметим то величайшее значение фундаментальных открытий ученых-естественников в физике, астрономии, химии, биологии, механике и пр. для построения картины мира, для выработки современного миропонимания, "...все великие естествоиспытатели всегда вносили огромный вклад в рассмотрение мировоззренческих проблем (часто с разных позиций и с разными знаками). Галилей и Ньютон, Декарт и Лейбниц, Лайель и Дарвин, Максвелл и Больцман; Пастер и Павлов, Эйнштейн и Бор, Гайзенберг и Борн - вот истинные творцы не только науки-исследования, но и науки-мировоззрения..."1. Это взгляд как

 

 

1 Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Научное и религиозное мировоззрение в системе культуры // Физика в системе культуры. М., 1996. С. 199.

 

стр. 107

 

 

бы со стороны. А вот что пишет сам ученый, не нуждающийся в представлении - Нильс Бор: "Важное значение физической науки для развития общего философского мышления основано не только на ее вкладе в наше непрерывно возрастающее познание той природы, частью которой мы являемся сами; физическая наука важна и тем, что время от времени она давала случай пересматривать и улучшать нашу систему понятий как орудия труда"2. И добавляет: "В нашем столетии (XX в. - М. Т.) изучение атомного строения материи обнаружило неожиданное ограничение области применения классических физических идей и пролило свет на содержащиеся в традиционной философии требования к научному объяснению. Необходимый для понимания атомных явлений пересмотр основ и предпосылок однозначного применения наших элементарных понятий имеет поэтому значение, выходящее далеко за пределы одной только физической науки"3.

 

Отметим, что все вышесказанное Бором свидетельствует о его глубоком понимании философии и тех задач и проблем, которые поставила перед ней современная наука. Вообще трудно назвать какого-либо крупного ученого, который не изучал бы философию - от античной до современной - самым серьезным образом. Приведем цитату из статьи А. Эйнштейна, в которой сконцентрировано и понимание необходимости создания картины мира, и знание философского текста, и даже прекрасный лирический стиль изложения: "Как и Шопенгауэр, я, прежде всего, думаю, что одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке, - это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от уз вечно меняющихся собственных прихотей. Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личного бытия вовне в мир объективного въдения и понимания. Эту причину можно сравнить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из окружающей его шумной и мутной среды к тихим высокогорным ландшафтом, где взгляд далеко проникает сквозь неподвижный чистый воздух, тешась спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности"4. Больше того, выдающийся физик обеспокоен тем, что чрезмерная роль науки может сузить философское понимание мира. Эйнштейн писал: "Мало того, что отдельные результаты признаются, разрабатыва-

 

 

2 Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 11.

3 Там же (курсив мой - М. Т.).

4 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 8 - 9.

 

стр. 108

 

 

ются и применяются немногими специалистами. То обстоятельство, что научные знания являются достоянием лишь маленькой группы людей, снижает философский уровень народа, приводит к духовному оскудению"5. Известно, что Эйнштейн вынужден был эмигрировать из фашистской Германии. Убежденный в скором возрождении своей родины, он назвал лишь два имени, которые вновь громко зазвучат в обновленной Германии - Кант и Гете: "Я надеюсь, что в Германии вскоре воцарится здоровая обстановка и что великих людей, таких, как Кант и Гете, будут чествовать не только от случая к случаю в дни юбилеев, а основные принципы их учения найдут всеобщее признание как в общественной жизни, так и в сознании людей"6.

 

Глубокое знание философии давало возможность выдающимся ученым не только иметь собственное миро-понимание, не только строить или по крайней мере корректировать картину нашего мира. Но что удивительно: именно в силу своего видения мира - делать свои величайшие открытия. Широко известно, как много открытий в области химии, астрономии и пр. были сделаны алхимиками, астрологами и др. Однако ярчайшим примером такого уникального научного творчества является учение Ньютона. Например, закон всемирного тяготения Ньютон открыл вовсе не в результате падения ему на голову пресловутого яблока, а благодаря анализу исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому. Знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени основана на теологических представлениях английского физика: Ньютон верил, что абсолютное пространство - это местопребывания Бога, форма существования его вселенского духа; а абсолютное время - это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи, что, кстати, не исключают современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы. Можно сказать, что учение Ньютона - стремление поверить алгеброй гармонию. Справедливо пишет В. Н. Порус: "Собственно, ньютоновская методология - это попытка соединить универсальность и всеобщность суждений математического естествознания ("синтетических суждений a priori", по Канту), веду-

 

 

5 Цит. по: Мякишев Г. Я. Научное мировоззрение и его роль в системе культуры // Физика в системе культуры. М., 1996. С. 54.

6 Цит. по: Гернек Ф. Альберт Эйнштейн. 1979. 103.

 

стр. 109

 

 

щую к познанию Мировой Гармонии, с единственной надежной опорой знания - экспериментом и наблюдением. Иначе говоря, соединить мостом опыта Божественный Разум с человеческим"7. На этом пути, утверждает Порус, Ньютон обеспечил мощный рывок науки. "Я думаю, - подытоживает свои рассуждения Порус, - что обращение к мистике, герметизму и алхимии для Ньютона было не отступление от рациональности науки и не данью пережиткам предшествующих, "донаучных" эпох, а обращением к предполагаемым резервам разума, расширяющим и углубляющим сферу возможного опыта"8.

 

Другой яркий пример научных открытий в рамках философского миропонимания, а именно "космической философии", - К. Циолковский. "В ракетно-космической технике, - пишет А. Огурцов, - Циолковский видел не только воплощение научного разума, но и средство осуществления космического предназначения человечества, путь реализации идей его "космической философии": освоения космоса, расселения человечества во Вселенной, его космической экспансии"9.

 

Зачастую стремление ученого выйти за пределы своей узкой специальности обусловлено желанием вписать свое открытие в общую картину жизни, а то и Вселенной. Конкретное, относительное знание для такого ученого обретает значение лишь благодаря (не побоимся громких слов) своему отношению к абсолютному, лишь как выражение и форма проявления абсолютного - Истины бытия человека.

 

Задача наших коротких заметок на полях - вдохновить любого ученого-естественника не замыкаться в своей узкой области, но стремиться охватить своим взором весь огромный мир Вселенной. Это - залог творчества и успехов в научной деятельности. Ведь писал же Макс Планк, что "в последнем счете новая идея возникает в воображении ее создателя", даже в точнейшей науке - математике, а поэтому всякое исследование связано "с духовным обликом исследователя"10.

 

 

7 Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. С. 148.

8 Там же. С. 149. См. также: Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994; Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.

9 Огурцов А. Циолковский Константин Эдуардович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 578.

10 Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 193.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама