Рейтинг
Порталус

ОБ ИЗВРАЩЕНИЯХ В ОСВЕЩЕНИИ МЮРИДИЗМА И ДВИЖЕНИЯ ШАМИЛЯ

Дата публикации: 24 ноября 2015
Автор(ы): А. ДАНИЯЛОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1950, C. 3-18
Номер публикации: №1448348574


А. ДАНИЯЛОВ, (c)

В мае текущего года Совет Министров СССР отменил своё решение о присуждении Сталинской премии Г. Гусейнову за книгу "Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века".

 

Эта отмена вызвана тем, что книга написана с неправильных политических и теоретических позиций, что она извращает характер мюридизма и движения Шамиля, представляя их как прогрессивные, национально-освободительные и демократические явления.

 

Коренная ошибка историков, работавших над изучением движения Шамиля, заключалась в том, что они представляли это движение как прогрессивное, национально-освободительное и демократическое, а мюридизм - его религиозную оболочку - как прогрессивную идеологию. На самом деле это движение следует рассматривать как реакционное, националистическое, подчинённое захватническим интересам Турции и Англии на Кавказе. В основе существовавшей порочной трактовки мюридизма и движения Шамиля лежат, как установил М. Д. Багиров1 , следующие причины.

 

Первая - оценка движения Шамиля и мюридизма без учета социально-экономических и исторических условий развития народов Северного Кавказа и Закавказья; без учёта указания Ф. Энгельса о прогрессивной роли России по отношению к Востоку, включая и Кавказ; без учёта международной обстановки и захватнических планов Англии и её наймита Турции по отношению к Кавказу, т. е. оценка не с позиций марксистской методологии, а с позиций буржуазно-объективистских.

 

Вторая - попытки буржуазно-националистической идеализации движения Шамиля как проявление националистических колебаний; затушёвывание реакционной природы ислама и возникшего на его основе мюридизма и восхваление реакционного режима имамата Шамиля; стремление выдать этот режим за демократическое, народное правление.

 

Третья - недостатки в организации исследовательской работы, отсутствие научных дискуссий и всестороннего обсуждения научных работ; неудовлетворительное выполнение нами решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.

 

*

 

Вопросы, возникшие в связи с изданной в Азербайджане книгой Г. Гусейнова, имеют непосредственное отношение к Дагестану.

 

История народов Дагестана тесно связана с судьбами всех народов Кавказа. Народы Дагестана, как и народы Закавказья, столетиями испытывали на себе гнёт отсталых деспотических государств Ирана и Турции. Иранские и турецкие захватчики по очереди прибирали Дагестан к рукам, истребляли его жителей, уводили их в рабство, угнетали непосильными поборами, навязывали чуждые народу порядки.

 

 

1 См. М. Багиров. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля. Журнал "Большевик" N 13 за 1950 г., стр. 21 - 37.

 
стр. 3

 

История знает немало примеров борьбы наших малых народностей против иранских шахов и турецких султанов. Народности Дагестана, в течение XVI - XVIII вв. не раз объединялись, громили и обращали в бегство непрошенных гостей из Ирана и Турции.

 

Ирано-турецкие посягатели на чужие земли особенно озлобились, когда Дагестан был правительством Петра I включён в состав России. Персидский шах Надир не мог перенести такого "позора", чтобы горцы Дагестана предпочли ему Россию. После ухода русских военных сил из Дагестана шах предпринял ряд походов. Шах Надир уводил в персидскую неволю тысячи горцев, желавших укрепления связей с Россией, беспощадно убивая тех, кто не мог выдержать долгого пути. Оказывая отчаянное сопротивление, бросая родные жилища, сжигая всё, что могло принести пользу врагу, горцы уходили в горные ущелья и оттуда совершали истребительные походы на шахский лагерь.

 

Ослеплённый злобой Надир уничтожил первые попавшиеся ему на пути 14 аулов, истребил детей, женщин и стариков и соорудил кровавый холм из людских черепов. Но и этот акт звериной злобы не мог остановить горцев в их героической борьбе. Отступая, горцы завлекли кровавого шаха в глубь гор и близ аула Чох наголову разбили его. Только маленькому отряду персов удалось уйти из Дагестана.

 

В своей освободительной борьбе против иранских и турецких захватчиков народы Кавказа, в том числе и Дагестана, всегда искали моральную и материальную поддержку у могущественного северного соседа - России.

 

Симпатии дагестанского народа к России объясняются, с одной стороны, тем, что она стояла на более высоком культурном уровне по сравнению с иранским и турецким государствами, а с другой стороны, тем, что Россия, несмотря на колониальную политику царизма, объективно выполняла роль освободителя кавказских народов от жестокого гнёта и произвола иранских и турецких хищников. О симпатиях дагестанского народа к русскому народу свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1785 г., когда Турция спровоцировала на Северном Кавказе возглавлявшееся шейхом Мансуром восстание против России, дагестанские народы не примкнули к этому восстанию. К 20-м годам XIX в. все дагестанские владетели, как и закавказские, уже состояли в подданстве России. Гюлистанский мир, заключённый в 1813 г. между Россией и Ираном, окончательно избавил Дагестан от деспотизма персидских захватчиков.

 

Правильно оценивал прогрессивное значение присоединения Дагестана к России историк Дагестана Гасан-Эффенди Алкадари в своей работе "Исторические сведения о Дагестане", законченной в 1890 г.:

 
"То Гази Мухаммед, то Гамзат возвысились, 
То Шамиль-Эффенди распространил здесь свою власть, 
Приказом набрал отовсюду мобилизованные войска. 
Хвала аллаху, дошла теперь очередь до России. 
Создался контроль над справедливостью в народе, 
Для дагестанцев открылись двери к просвещению, 
И открылось поприще для честного мирного труда"1.
 

Вот почему имамам Дагестана и в том числе Шамилю приходилось преодолевать упорное сопротивление народа, выражавшего симпатии к России, избавившей Дагестан от восточных насильников.

 

Укрепление России на Кавказе особенно беспокоило капиталистическую Англию, привыкшую захватывать чужие территории и угнетать другие народы. Англия намеревалась прибрать к рукам Кавказ и превратить его в свою колонию. Она засылала сюда своих агентов, чтобы подорвать влияние России, провоцировала войны Персии и Турции с Россией. Совместно с Турцией Англия добилась организации на Кавказе антинарод-

 

 

1 Асари-Дагестан, стр. 7. Махач-Кала. 1929.

 
стр. 4

 

ного мюридистского движения кучки религиозных фанатиков, направленного против России и рассчитанного на присоединение Кавказа к Турции. Начало этого движения относится ко времени русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов.

 

Отсталая Турция направляла мюридизм и движение Шамиля против освободительного движения балканских, армянского, грузинского и других народов.

 

Успешные войны России с Турцией и Персией в конце XVIII и начале XIX в. объективно помогали кавказским, закавказским и балканским народам избавиться от турецкого и персидского ига. В 1851 г. Ф. Энгельс, оценивая роль России, писал К. Марксу: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку... господство России играет цивилизующую роль для Чёрного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар"2 .

 

В то время были две России - царская и народная, демократическая, передовая, дружественно настроенная ко всем народам страны. Шамиль и предшествовавшие ему имамы были враждебны и к той и к другой России - и к царизму и к русскому народу, боровшемуся за своё освобождение. Гази Мухаммед, Гамзат и Шамиль с самого начала направили своё движение на националистический путь, на путь разжигания ненависти к иноверцам и слепого служения интересам султанской Турции.

 

Стремившаяся захватить Кавказ, Англия использовала для ослабления позиций России на Кавказе то персов, то турок, то самих же горцев. "Английская дипломатия непрочь была, во-первых, отхватить весь Крым до Перекопа и "возвратить" его Турции, затем высадиться на Кавказе, отнять Грузию, отобрать весь юго-восточный Кавказ, создать для Шамиля "Черкессию", а самого Шамиля обратить в покровительствуемого Турцией и Англией вассала, призванного преградить дорогу русскому продвижению в Персию"3 .

 

В постановлении Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства об отмене прежнего ошибочного решения о представлении к Сталинской премии книги Г. Гусейнова говорится: "Шамиль вёл переписку с турецким султаном, Шамилю был обещан, по взятии Тифлиса, титул короля закавказского, Шамиль официально получил от Порты звание генералиссимуса черкесской и грузинской армий (Маркс - Энгельс, Соч., т. X, стр. 124). Маркс писал, что английская эскадра под командованием контр-адмирала Лайонса должна была вступить в связь с черкесами, в особенности с их вождём Шамилем. Турецкий же флот должен был доставить черкесам предметы вооружения (Маркс - Энгельс, Соч., т. X, стр. 39 - 40). Мюридизм ориентировался на Турцию и Англию и ставил своей задачей подчинение движения горцев, возглавляемого Шамилем, захватническим интересам Турции и Англии на Кавказе"4 .

 

Шамиль всеми своими действиями в период Крымской войны способствовал английским колонизаторам и их турецким наймитам. Турецкий султан Абдул Меджид, начиная войну, обратился в 1853 г. к Шамилю со специальным посланием, которое хранится в Дагестанском музее. Султан призывал Шамиля выступить против России и обещал подчинить ему всех кавказских ханов и князей. "Я постараюсь, - пишет султан, - создать тебе великую славу о твоей храбрости и умении, жертве жизнью и имуществом ради аллаха... с моей стороны ты получишь великие награды за услуги, не считая, что наградит тебя бог на том свете"5 .

 

Факты говорят, что Шамиль не оставил без внимания призывы турецкого султана. Получив его послание, он сейчас же начал собирать силы.

 

 

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXI, стр. 211.

 

3 "История дипломатии". Т. I, стр. 455 М. 1941.

 

4 "Правда" от 14 мая 1950 года.

 

5 Дагестанский музей, инв. N 13661.

 
стр. 5

 

В рукописных фондах Института истории Дагестанского филиала Академии Наук СССР имеется письмо Шамиля к горцам Кайтага и Табасарана. Шамиль сообщал в этих письмах, что турецким султаном "обнажена шашка против христиан" и что он, Шамиль, "решил присоединиться к нему и выступить на войну во главе счастливых божьих войск". Шамиль призывал кайтагцев и табасаранцев к активным действиям в пользу Турции. "Если же вы не сделаете так, как мы говорим, - писал Шамиль, - то после того, как вы попадёте под нашу власть и на ваших крышах будут развеваться наши флаги, то вы себя вините тогда, а не нас. Тогда вы будете каяться, но ваши каяния не заставят нас сжалиться над вами"6 .

 

С самого начала войны дважды, в 1853 и 1854 гг., Шамиль организовывал большие походы на Грузию, в тыл Кавказской русской армии, действовавшей против турок. Английские газеты в своё время открыто признавали, что турецкая армия была спасена от уничтожения диверсией, предпринятой Шамилем.

 

К. Маркс писал, что движение турок "вперед, на Кавказ - все равно из Батума или Эрзерума - в случае успеха устанавливает прямую связь их с их союзниками, горцами, и может одним ударом отрезать, по крайней мере с суши, южно-кавказскую русскую армию от России. А это может привести к полному уничтожению этой армии"7 .

 

В апреле 1854 г. русскими войсками был захвачен турецкий шпион, у которого были найдены письма Шамиля к начальнику анатолийской армии и составленная Шамилем карта Кавказа. В письме к главнокомандующему турецкой армией Омар-паше Шамиль сообщал: "Я выходил к вам с большим войском, но невозможно было наше соединение по причине сражения, бывшего между нами и грузинскими князьями. Мы отбили у них стада, имущество, жён и детей, покорили их крепости и с большою добычею и торжеством возвратились Домой. Радуйтесь и вы"8 .

 

Во всей своей дальнейшей деятельности Шамиль продолжал ориентироваться на Англию и на султанскую Турцию. Услышав о Парижском мире, Шамиль сейчас же послал своих людей к главнокомандующему турецкого султана. Обеспокоенный, он писал ему, что "услышал весть о заключении мира с этими изменниками-обманщиками". Он просил передать своё письмо турецкому султану, "источнику успехов и приветливостей", и считал необходимым продолжать борьбу9 .

 

Таковы некоторые факты, свидетельствующие о том, что так называемая борьба горцев под руководством Шамиля за независимость была военной авантюрой, спровоцированной Англией против России и направленной на присоединение Кавказа и Дагестана к Турции.

 

*

 

Наши дагестанские историки рассматривали историю дагестанского народа не как историю развития классов и классовой борьбы, а как процесс развития героических традиций горцев в их национальной борьбе. Ясно, что ничего марксистского в таком подходе к изучению истории народа нет.

 

Многолетняя война оголтелых религиозных фанатиков - мюридов - не имела ничего общего с национальными интересами дагестанского народа. На реакционной религиозной мюридистской основе нельзя было разрешать социальных и национальных вопросов, к тому же Шамиль и не ставил перед собой таких задач. "Кован и основанное на нем мусульманское законодательство, - пишет Ф. Энгельс, - сводят геогра-

 

 

6 Институт истории Дагестанского филиала АН СССР. Рукописн. фонд института, д. 353 стр. 35.

 

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IX, стр. 556.

 

8 "Сборник сведений о кавказских горцах", вып. VII, стр. 47. Тифлис. 1873

 

9 Институт истории Дагестанского филиала АН СССР. Рукописи, фонд института, д. 353, стр. 36.

 
стр. 6

 

фию и этнографию народов всего мира к простой и удобной формуле деления на две половины: правоверных и неверных. Неверный, это - "гяур", это - враг. Ислам проклинает нацию неверных и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными. В этом смысле пиратские корабли берберийских государств были священным флотом ислама"10 .

 

На территории СССР мюридистское движение было известно в Средней Азии начиная с XIV века. Мюридизм с самого своего зарождения был идеологией и организацией захватнической политики правителей арабов, турок, персов и Англии. И в настоящее время он является идеологией и организацией воинствующего пантюркизма и паниранизма. Порождение реакционного ислама, мюридизм представляет, как указывает М. Д. Багиров, насаждение фанатической, жестокости к иноверным, порабощение мысли и совести, превращение человека в слепое и послушное орудие в руках господствующей верхушки. Эксплуататорские классы использовали мюридизм для угнетения народных масс, для захвата чужих территорий и насильственного навязывания шариата народным массам.

 

В нашем распоряжении имеются два документа, указывающие на пути распространения мюридизма в Дагестане.

 

Один документ сообщает, что в 1783 г. "Султан Турецкий, собрав совет, обратился к нему с вопросом: "каким образом можно взять под своё покровительство и владычество народы Дагестана?" Члены этого совета ответили Султану, что "горцы Дагестана будут признавать себя подчинёнными, если мы сумеем укрепить в них религиозные убеждения и если будет от нас среди них имам". Султан поинтересовался узнать о мнении собравшихся относительно осуществления этой задачи. Члены совета ответили, что для укрепления веры и для введения мюридизма необходимо послать в Дагестан нашего человека. Тогда Султан предложил совету теперь же избрать из своей среды такого человека, который сумел бы развить мюридизм. Собравшиеся избрали из своей среды Шейха-Халида, который должен был отправиться в Дагестан, распространить там своё влияние и завербовать побольше мюридов... Без всякого возражения Халид отправился в Дагестан для выполнения возложенных на него задач. По дороге в Дагестан Халид прибыл в аул Яраги, где и пробыл целый год, положив много труда на проповеди и распространение мюридизма.

 

Убедившись в том, что его проповеди не достигают желательных результатов и что население аула Яраги плохо воспринимает его увещевания, Шейх-Халид решил обратиться за содействием к местному Шейху Мухаммеду-Яраги, которому изложил подробно, с каким заданием он направлен в Дагестан Турецким Султаном.

 

Мухаммед-Яраги сказал ему: "Пожалуй, неудобно, что такое серьёзное дело ты начинаешь с Дагестана один, тем более, что у тебя здесь нет никого близких, и тем более, что к тебе, как к чужеземцу, могут отнестись с недоверием, взять же на себя эту миссию я также не решусь, ибо не представляю из себя такое популярное лицо, чтобы надеяться на успех". Шейх Мухаммед-Яраги обещал дать рекомендательное письмо к... Гази Мухаммеду и заявил, что последний, вероятно, сумеет повлиять на народ в желательном для Халида направлении.

 

Таким образом, заручившись письмом Мухаммеда-Яраги к Гази Мухаммеду из Гимры, Халид-Шейх явился к Гази Мухаммеду и сообщил ему о своей цели. Гази Мухаммед решил помочь Шейху-Халиду, выехал с ним и начал проповедовать мюридизм на востоке и на западе Дагестана во имя газавата"11 .

 

 

10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. X, стр. 6.

 

11 Цитируется по рукописи Мухаммеда Тахира, личного секретаря Шамиля. В 1926 г. при публикации рукописи в "Сборнике материалов для описания местностей

 
стр. 7

 

Наряду со свидетельством Мухаммед Тахира мы располагаем разысканным сейчас в архивах донесением полковника корпуса жандармов Юрьева. Донесение было написано в 1840 г. и носит название "Общий взгляд на причины и последствия беспорядков, возникших в Дагестане от распространения фанатизма и секты мюридов между горцами".

 

В этом донесений говорится: "Неизвестно, каким образом первые семена мюридизма были заброшены в Дагестан, но в 1824 году это была тайна, которую Гаджи Измаил, живший в Ширвани и находившийся под близким надзором русского начальства, открывал немногим; однако ж, ненавидя, как и все ревностные мусульмане, владычество христиан, он изыскивал средства возбудить волнение между горцами. В Кюринском ханстве, в селении Яраг, жил мулла Магомет, считавшийся... одним из дагестанских улемов. На него-то обратил внимание Гаджи Измаил, избрав его своим орудием и успев с ним сблизиться.

 

Мулла Магомет, вероятно, по предварительному согласию с мюршидом, собрал более десяти мулл и отправился в сел. Кюрдамир. Гаджи Измаил внушал им необыкновенное уважение к своей святости и в тайных беседах передал свои намерения. Наконец, сложив с себя звания, торжественно провозгласил муллу Магомета мюршидом дагестанским. Это обстоятельство... скоро сделалось повсюду известным и со всеми подробностями запечатлелось в памяти дагестанцев так, что и до сих пор служит предметом их суеверных рассказов"12 .

 

Из этих документов вытекает, что первые семена мюридизма в Дагестан были заброшены Турцией через своего агента Шейха-Халида, а наиболее широкое распространение мюридизм в Дагестане получил вновь через турецкого агента Гаджи Измаила в период русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов.

 

Дагестан в этот период не представлял собой экономически и политически целостной страны. Политически он был разбит на ряд ханств. Кроме того на территории Дагестана существовало большое количество сельских общин, объединённых в более чем 40 "вольных" обществ. Причём "вольные" общества далеко не являлись вольными. В этих обществах господствовали богачи и духовенство. Крупные и сильные по количеству населения общества держали в повиновении мелкие и" слабые, даже получали от них ясак (дань).

 

Как ханства, так и "вольные" общества стояли на разных ступенях общественного развития. В различных частях Дагестана переплетались между собой самые разнообразные формы социально-экономических отношений: в горной части - первобытно-патриархальные и патриархально-феодальные отношения, а в плоскостной части сравнительно был развит феодализм. В руках феодалов находились зимние пастбища, и они были основным объектом феодальной эксплуатации.

 

В социальном отношении Дагестан представлял ещё более пёструю картину: ханы, шамхалы, уцмии, беки составляли господствующий класс; они являлись полновластными правителями в своих владениях и беспощадно эксплуатировали зависимые сословия. Попытки последних протестовать подавлялись грубой силой.

 

Реакционное мусульманское духовенство, всегда ориентировавшееся на султанскую Турцию и считавшее султана наместником пророка, использовало движение мюридизма в интересах Турции и остриё борьбы обратило против России как страны иной религии и против тех владетелей Дагестана, которые ориентировались на Россию.

 

В целях оказания помощи султанской Турции мусульманское духовенство направляло недовольство крестьян феодальным гнётом против

 

 

и племён Кавказа" буржуазные националисты опустили цитируемое письмо, которое ныне находится в Центральном государственном архиве Дагестанской АССР. См. М. Багиров. Указ. соч., стр. 23 - 24.

 

12 Центральный государственный военно-исторический архив, д. 6550, л. 2 - 21.

 
стр. 8

 

тех феодалов, которые симпатизировали России, указывая, что эти феодалы отошли от религии, предались роскоши и превратились в "неверных гяуров и что все беды от них". При этом духовенство усиленно агитировало за "газават", обещая павшим на поле брани вечный рай на том свете.

 

Таким образом, движение мюридизма с самого начала было реакционным.

 

Апологеты Шамиля изображали проводившуюся им внутреннюю политику как демократическую, народную, поскольку он уничтожил аварских ханов, разгромил ханский дворец в Кумухе и отменил ряд привилегий ханов и беков.

 

Однако достаточно ли этого для характеристики так называемого "демократизма" и мнимого "народолюбия" Шамиля? Нет, недостаточно.

 

Прежде всего Шамиль, как и его предшественники Гази Мухаммед и Гамзат, были не избранниками народа, а избранниками небольшой кучки религиозных фанатиков. В своих действиях Шамиль руководствовался не интересами масс, а стремлением убрать политических противников, понимавших необходимость союза с Россией. Тех феодалов, которые ориентировались на Турцию, Шамиль не только не истреблял, а, наоборот, всячески поддерживал и выдвигал. Так было, например, с Даниэль-беком, султаном Елисуйским, с которым Шамиль даже породнился.

 

Известно, что горцы Дагестана с самого начала отнеслись неприязненно к человеконенавистнической мюридистской проповеди. Подавляющее большинство горцев было против навязывавшихся им шариата и мюридизма, на которые они смотрели как на лишение их прежних свобод, традиций и вековых обычаев. Шариат и мюридизм вызвали сильное возмущение почти всех сельских обществ Дагестана. Вот как описывает отношение горцев к шариату и мюридизму личный секретарь Шамиля - Мухаммед Тахир: "Одни шли с неверными (русскими) вместе даже в войне против мусульман. Другие перемешивались с неверными днём и ночью"13 .

 

Первому имаму Гази Мухаммеду и его приверженцам пришлось в течение целого месяца угрожать черкеевцам обнажёнными мечами, чтобы они признали шариат и мюридизм. Разговор Гази Мухаммеда с предводителями сельских обществ, сельскими старшинами, был коротким. При отказе принять шариат и мюридизм он угрожал: "...мы непременно придём к вам с таким войском, противостоять которому у вас нет сил, и непременно с позором выгоним вас из ваших селений"14 .

 

Насильственно навязываемые шариат и мюридизм были чужды не только рядовым горцам; немалая часть сельской знати и даже духовенства, в свою очередь, выступала против шариатско-мюридистского натиска. Часто сельские старшины и духовные лица, настроенные против шариата, обращались за покровительством к русским властям.

 

Во время похода большого отряда Гази Мухаммеда на непокорные шариату и мюридизму аулы большая группа сельчан Караная была отослана в заключение в Гимры, а имущество их было разграблено. Известный учёный шейх Саид убежал из Араканы "в долину под покровительство русских"15 . За непокорность шариату и мюридизму Гази Мухаммед публично избил мехелтинского кадия, затем выселил его с жителями селения в Андалал, а имущество разграбил.

 

Всё чаще выступления горцев доходили до значительных вооружённых столкновений с проповедниками мюридизма. В селение Гоцатль Гази Мухаммед отправил большой карательный отряд, который встретил серьёзный отпор противников мюридизма. Один из приверженцев Шамиля

 

 

13 Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи, стр. 33. Изд. АН СССР. М. -Л. 1941.

 

14 Там же, стр. 40.

 

15 Там же, стр. 41.

 
стр. 9

 

писал, что после этого горцы "били в барабан, плясали и поносили мюридов даже площадными словами"16 .

 

Вся история имамата наполнена жестокими кровопролитиями и уничтожением мирных горцев. Ни Гази Мухаммед, ни Гамза, ни Шамиль не брезговали никакими кровавыми расправами с теми горцами, которые предпочитали свои обычаи шариату и мюридизму.

 

Второй по счёту имам, Гамзат, как писал его современник Мухаммед Тахир Карахский, "кружил по селениям и городам с товарищами, наставляя, увещевая, приказывая и запрещая. Но когда он увидел, что это не приносит большой пользы, то отправился в селение Ригуни и перебил отступников этого селения"17 .

 

Бесчисленные убийства и свирепый террор мюридизма наводили страх на мирное население Дагестана. Когда карательный отряд мюридов подошёл к селению Корода, "жители завалили теснину камнями и заявили: "Мы выполним, что будет приказано, но не хотим, чтобы вы входили в наше селение"18 .

 

Имамским репрессиям за отказ принять шариат и мюридизм подверглись почти все селения Нагорного Дагестана. Сведениями о том, что "было убито множество людей из Ругжа и прочих селений", заполнена история правления всех трёх имамов - шариатско-мюридистских насильников. Населению непокорных аулов Гамзат и Шамиль грозили: "перебьём вас до последнего"19 .

 

Гамзату и Шамилю приходилось предпринимать большие походы на даргинские общества, чтобы насадить там шариат и мюридизм. Всюду они встречали отчаянное сопротивление народа. Приверженцы мюридизма с ужасом отмечали тогда, "что весь народ склонился против них"20 .

 

Положение ещё больше ухудшилось, когда имамом стал Шамиль. Горцы стали организовываться в тайные общества, собиравшиеся по ночам. Одно из таких обществ находилось в Унцукуле. Выступая в мечети в Унцукуле, Шамиль говорил об этой антимюридистской оппозиции: "Если вы думаете, что шариат стал ослаблен смертью Гази Мухаммеда, то, клянусь аллахом, я не допущу уменьшения его хотя бы на один палец, но увеличу на целый локоть... вы знаете, что я обильнее, чем Гази Мухаммед, знаниями, могущественнее силой и племенем. Пусть же выступит тот, кто сопротивляется шариату"21 .

 

Часто местное население прибегало к помощи русских и вместе с ними строило крепости, чтобы оградить себя от Шамиля. Огнем и мечом имам навязывал горцам мюридизм и шариат, насаждение которых в Дагестане продолжалось в течение всей войны Шамиля против России.

 

Потерпев поражение при Ахульго, в штурме которого вместе с русскими войсками участвовало более 3 тыс. дагестанцев, Шамиль резко изменил ориентацию и стал опираться в дальнейшем уже не на дагестанцев, а в основном на чеченцев. Вместе со своим наибом Ахвердил-Магома Шамиль ушёл в Чечню.

 

Чеченцы называли себя аристократами, господами гор, дагестанцев они считали "мужиками". Шамиль потакал чеченцам в их неприязни к дагестанцам. Поселившись в Чечне, он в 1839 г. приказал своим наибам: "Дагестанцев, проникающих в Чечню, обирайте. Если они люди учёные, лишайте их жизни. У пришедших за кукурузой - отбирайте коней"22 . В своих отношениях с народом Шамиль прибегал не столько к религиоз-

 

 

16 Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи, стр. 59.

 

17 Там же, стр. 61.

 

18 Там же, стр. 62.

 

19 Там же, стр. 64.

 

20 Там же, стр. 70.

 

21 Там же, стр. 60.

 

22 Рукописный фонд Института истории языка и литературы (ИЯЛ) Дагестана, л. N 353, стр. 74.

 
стр. 10

 

ной проповеди, сколько к силе. Обращаясь впервые после Ахульго к народу, он не столько поучал, сколько грозил: "Если откажетесь от участия в общей борьбе с неверными, я... прибегу к силе и тем спасу вас"23 . Вся история правления Шамиля - это сплошная цепь усмирений аулов, переселений и расправ над непокорными. В 1840 г. он переселил некоторые аулы из долин в горы и, чтобы отрезать им путь назад, велел жечь сады и жилища. В 1842 г. он расправился с андийцами. Тогда же он покарал акушинцев и до основания разрушил аул Унцукуль. В последующие годы количество карательных экспедиций непрерывно росло. Шамиль потерял остатки своего влияния в Дагестане и стал опираться уже исключительно на разбойничью аристократию Чечни.

 

Как видим, во всей своей внутриполитической деятельности Шамиль опирался не на народные массы, а на направленные против народа вооружённые силы мюридизма. Больше того: в ходе создания мюридистского государства Шамиля все его мюршиды и наибы, по существу, сами стали феодалами, злейшими угнетателями народа. Это отмечают даже ближайшие помощники Шамиля. Его историк Абдурахман писал, что наибы притесняли народ, творили над ним суд и расправу, наживали огромные состояния. Даниэль-бек при Шамиле стал ещё более богатым феодалом, чем был до него. Хаджи Мурат не столько вёл борьбу против царских войск, сколько грабил и мародёрствовал.

 

Всей своей политикой Шамиль утверждал развивавшуюся в его деспотической монархии классово-теократическую иерархию. Через восемь лет после Ахульго он поставил вопрос о том, чтобы сделать власть имама наследственной, и утвердил наследником своего сына Гази Мухаммеда. Того самого Гази Мухаммеда, который в Гоцатле стал самым злейшим для народа помещиком и о котором секретарь Шамиля Хаджи Али писал: "Если бы можно было горцев вьючить, как ишаков, и посылать в лес за дровами, то и это делал бы Гази Мухаммед"24 .

 

Жестокие репрессии - смертная казнь, отрезание рук, телесные наказания - применялись наибами по своему усмотрению. До сих пор в горах Дагестана рассказывают о том, как однажды осуждённый к смертной казня житель селения Нижний Батлух на вопрос, за что его казнят, ответил: "Меня обвиняют в том, что я не соблюдаю шариата, не молюсь богу, однако это не верно, - я аккуратно молюсь богу, но наибу понравились мои бараны, которые не молятся". Не мудрено, что в этих условиях власть Шамиля в горах могла держаться только на силе.

 

Н. А. Добролюбов подчёркивал, что "уважение к себе поддерживал он (Шамиль. - А. Д. ) более страхом, нежели любовью; палач был при нём неотлучно, и казни были беспрестанны"25 . Об этом же говорил в 1852 г. один из приближённых Шамиля - Халат-Эффенди. "В нагорных обществах Дагестана, - сообщал он, - господствует всеобщее уныние, близко подходящее к отчаянию... Люди, влиятельные умом и храбростью, поддерживающие дух независимости в народе... подавлены мрачной подозрительностью Шамиля, который в каждом сильном человеке видит опасного для себя соперника"26 .

 

Установленный Шамилем режим шариата был чрезвычайно тягостен для населения Дагестана. Всячески ограничивая сферу свободной деятельности человека, нормируя всё его поведение, проповедуя отказ от земных благ и священную войну против "неверных", шариат не только не оставлял места для прогрессивной мысли, но и жестоко карал её носителей как еретиков.

 

 

23 Рукописный фонд Института истории языка и литературы (ИЯЛ) Дагестана, д. N 353, стр. 74.

 

24 Хаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле. Сборник сведений о кавказских горцах, вып. 7, стр. 71.

 

25 Н. А. Добролюбов. Полн. собр. соч. Т. 4, стр. 155. М. 1937.

 

26 Рукописный фонд Института ИЯЛ, д. N 353, стр. 67 - 68.

 
стр. 11

 

Антинародный характер движения Шамиля ярко характеризует письмо акушинского кадия Магомеда к Шамилю. Кадий писал: "Ты, кажется, сбился с пути... Ты творишь наибезобразнейшие из безобразных вещей... ты создал в Дагестане бойню, о которой уши бы не захотели слушать и с которой мысль людей не согласилась бы". И далее: "Тебе самому хорошо видно, что анархия в Дагестане, война и нужда являются результатом твоих распоряжений"27 .

 

Шариат стал величайшим тормозом на пути к прогрессу дагестанских народов, он сковывал потенциальные возможности их экономического и культурного развития. Мюридизм и движение Шамиля изолировали Дагестан, особенно его горную часть, от внешнего мира, приводили к укреплению патриархального уклада хозяйства. Культурные развлечения - музыка, танцы, песни - были запрещены под страхом жестокого наказания. Для периода правления Шамиля характерны не песня и веселье, а плач и уныние.

 

Дагестанские народы никогда не испытывали такой нужды, нищеты и бесправия, какие они испытывали при Шамиле. Продолжительные войны, которые Шамиль вёл против России, наложили тяжёлый отпечаток на всю жизнь дагестанских народов. Десятки тысяч людей с обеих сторон бесцельно проливали свою кровь. Горцы окончательно разорились.

 

Приведённые выше факты убедительно говорят, что дагестанские народы боролись против Шамиля, его гнёта и деспотических порядков. Тому свидетельство - отсутствие у имамата постоянной территории: он был вынужден переходить с места на место. Во взятии Гуниба и племени Шамиля вместе с русскими участвовали дагестанские конные полки и около пяти тысяч человек милиции из представителей всех народностей Дагестана. Такова общая картина всё более обострявшихся политических противоречий в имамате Шамиля.

 

Народы Дагестана, наше растущее молодое поколение должны знать эту истину, чтобы ещё больше крепить дружбу с нашим освободителем - великим русским народом.

 

Следует также отметить, что в настоящее время Англия и Турция во главе с США стремятся создать панисламистский "всемирный" халифат. Этому халифату на мусульманском Востоке предназначается роль своеобразного Ватикана, с помощью которого они пытаются отлучить от ислама любых участников национально-освободительной борьбы против империализма и объявить газават против Советского Союза и стран народной демократии.

 

*

 

Как отмечалось, начало мюридизма и движения Шамиля относится к 20-м годам XIX века. К этому времени почти весь Дагестан без борьбы, мирным путём был присоединён к России. Были созданы органы управления в южном, прикаспийском и в значительной части среднего Дагестана. Местные феодальные владельцы, приняв подданство России, сохраняли ещё свою власть над крепостным и зависимым населением. Этих феодальных владений в Дагестане насчитывалось до пятнадцати. Крупнейшими из них были: ханства - аварское, дербентское, казикумухское, кюринское, мехтулинское, шамхальство тарковское, султанство глисуйское, уцмийство кайтагское и майсумство табасаранское. Существовали также не подпадавшие под власть ханов сельские общины, в которых руководящее положение занимали имущие слои, главным образом духовенство.

 

Таким образом, к моменту возникновения мюридизма Дагестан представлял собой отсталую, патриархально-феодальную страну. Не может, быть сомнения, что экономика Дагестана, будучи втянута в сферу развивавшегося в России капитализма, двинулась бы вперёд, если бы мю-

 

 

27 Дагестанский государственный архив, ф. 47. стр. 133.

 
стр. 12

 

ридизм и движение Шамиля искусственно не задерживали этот процесс на протяжении 30 лет (с 1829 по 1859 год).

 

Общеизвестно, что присоединение к России Закавказья, так же как и всего Кавказа, ознаменовалась экономическими сдвигами в жизни этого отсталого края, который многие века, будучи под гнётом Персии и Турции, находился в оковах теократической тирании. Именно в результате присоединения к России Кавказ приобщился к прогрессивной, передовой культуре, развились его производительные силы, создались промышленные центры в Баку, Тбилиси, Батуми и т. д. Сдвиги в экономике и культуре, в свою очередь, сопровождались дальнейшей классовой дифференциацией, возникновением класса пролетариев.

 

Присоединение Дагестана вместе с остальными районами Кавказа к России было не только прогрессивным, но и единственно возможным выходом из застоя. Оно означало включение отсталого народного хозяйства Дагестана в сферу более передовой экономики России и установление с последней широких торговых отношений, т. е. включение рынка Дагестана в сложившийся ещё в XVII в. всероссийский рынок.

 

В. И. Ленин в своём знаменитом труде "Развитие капитализма в России" пишет: "Русский капитализм втягивал таким образом Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности - остаток старинной патриархальной замкнутости"28 .

 

При всей жестокости колонизаторской политики царизма присоединение Дагестана к России способствовало постепенному разрушению средневековых форм хозяйства и прежних общественных отношений. Через всероссийский рынок Дагестан втягивался в мировое товарное обращение. В Дагестане, правда медленно и в условиях колониального режима, росла капиталистическая промышленность, строились шоссейные и железные дороги, создавались новые города. Шёл процесс зарождения класса местной буржуазии, часть земледельческого населения отвлекалась в промышленность. Постепенно стала повышаться техника земледелия, распространялись некоторые агрономические знания. Вопреки субъективным намерениям царизма, на Северо-Восточный Кавказ проникла передовая русская культура.

 

Мог ли Северо-Восточный Кавказ достигнуть таких успехов, если бы он не был присоединён к России? Разумеется, нет. Больше того, он стал бы добычей турецкого султана или иранского шаха. Всё это доказывает реакционность той слепой вражды к России, которая культивировалась Шамилем.

 

Присоединение Дагестана к России положило начало последующей дружбе дагестанских народов с великим русским народом и навсегда связало их судьбу с судьбой русского народа. Вот почему история народов Дагестана полна примерами безграничной преданности России.

 

После присоединения Дагестана к России и подавления движения Шамиля вновь надвинулась война России с Турцией (1877 г.). Несмотря на то, что и на этот раз турки спровоцировали в горах Кавказа выступления против России, значительная часть дагестанцев рука об руку с русскими храбро сражалась против султанской Турции.

 

В связи с этим интересно привести одну историческую справку: "Еще до объявления турецкой войны... кавказское начальство подготовлялось к ней, и в числе мер, долженствовавших способствовать успеху... было признано полезным сформировать из туземцев Дагестана, ввиду прекрасных качеств их, как природных кавалеристов, новые полки", сверх уже имевшегося. В результате было решено создать второй полк, и губернатор Дагестана телеграфировал в Тифлис наместнику края: "По объявлении вызова охотников для поступления в" дагестанские конно-иррегулярные полки, предположенные к отправлению на турецкую границу, является

 

 

28 В. И. Ленин. Соч. Т. 3, стр. 521. 4-е изд.

 
стр. 13

 

их так много и с такими условиями, что было бы необходимо воспользоваться этим настроением населения и теперь же приступить к сформированию и 3-го полка". В ответ на эту телеграмму 2 января 1877 г. было разрешено сформировать 3-й дагестанский полк.

 

2-й и 3-й полки были отправлены на театр военных действий с Турцией в Азии. Особенно отличился здесь третий полк, который вернулся с войны со знаками на головных уборах с надписью "За отличие в турецкую войну 1877 - 1878 гг." и Георгиевским знаменем "За взятие Карса 6 ноября 1877 г.".

 

Вскоре же по прибытии в действовавший корпус полки обратили на себя общее внимание. 5 мая 1877 г. главнокомандующий прислал в Дагестан следующую телеграмму: "Вчера под Карсом шесть сотен дагестанской конно-иррегулярной бригады имели молодецкое дело с турецкою регулярною кавалериею в числе до тысячи человек, бросились в шашки" положили на месте шестьдесят четыре тела, взяли двух пленных, много оружия и лошадей". В приказе по войскам Дагестанской области 5 мая 1877 г. говорится "о блистательном деле 2-го и 3-го дагестанских конно-иррегулярных полков и отличной боевой репутации, приобретенной ими в начале же кампании"29 . Во всех важнейших событиях в истории народов России - в войне против Японии, Германии и т. д. - дагестанцы принимали участие в составе русских военных сил.

 

Таковы факты.

 

В связи с исправлением ошибок в вопросе о движении Шамиля некоторые товарищи бросаются в другую крайность... Раз шамилевское движение реакционно, рассуждают они, значит всё, что стоит по другую сторону движения, революционно. Такой механический подход к явлениям истории неверен.

 

Необходимо понять, что исправлением ошибок в освещении движения Шамиля не отменяется известная оценка России как тюрьмы народов, колониальная политика царизма не превращается во что-то ей противоположное. Но в то же время необходимо помнить, что присоединение Дагестана к России было величайшим благом для наших народов потому, что народы Дагестана, вопреки царизму и его колониальной политике, приобщились к великой русской передовой культуре, к русскому революционному движению.

 

Идеи великих русских просветителей Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова проникали в Дагестан через политических ссыльных. Рабочие Баку и Грозного оказывали на трудящихся Дагестана революционизирующее влияние.

 

Первая русская революция 1905 г. вызвала среди рабочих и трудящихся крестьян Дагестана не только сочувствие, но и ряд выступлений против царизма и местных угнетателей. К этому времени из среды дагестанцев выделились воспитанные русским рабочим движением профессионалы-революционеры: Кази-Магомед Агасиев и Мухтадир Айдинбеков, работавшие в Баку под руководством великого Сталина, Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, М. М. Хизроев и многие другие. Порт-Петровск стал революционным центром. Именно поэтому царское правительство ещё в 1904 г. причислило его "к числу местностей, в коих воспрещается жительство и пребывание лицам, подвергаемым по судебным приговорам надзору полиции"30 . В 1905 г. рабочие фабрики "Каспийская мануфактура" и железнодорожники Порт-Петровска и Дербента, в числе которых было большое количество дагестанцев, провели под руководством большевиков большую забастовку, охватившую ряд других промышленных предприятий.

 

 

29 Е. Козубский. История Дагестанского конного полка, стр. 288 - 290. Петровск. 1909.

 

30 ЦГА МВД ДАССР, ф. 2 с/2 оп. 47/26, д. 5/35, л. 235.

 
стр. 14

 

Революционное движение охватило и аулы Дагестана. Крестьяне захватывали помещичьи земли, выступали против царской администрации. Царское правительство жестоко расправилось с революционным движением в Дагестане. Его руководители были арестованы.

 

Из архивных материалов видно, что в 1905- 1906 гг. рабочие Порт-Петровска, Дербента, трудящиеся Темир-Хан-Шуры и аулов Дагестана получали революционные листовки из Баку, Грозного, Владикавказа, Астрахани и других городов России.

 

Таким образом народы Дагестана были подготовлены к решающей битве в период Великой Октябрьской социалистической революции. Трудящиеся Дагестана в этот период в своей основной массе находились в лагере революции и боролись под руководством партии Ленина - Сталина вместе с великим русским народом против внутренней и внешней контрреволюции, прежде всего против англо-турецких интервентов. На Чрезвычайном съезде народов Дагестана 13 ноября 1920 г. Серго Орджоникидзе говорил: "Красный Дагестан стал на революционный путь с 1917 года и с тех пор ведёт непримиримую гражданскую войну против контрреволюции"31 .

 

Великая Октябрьская социалистическая революция избавила наши народы, как и все ранее угнетённые народы, от гнёта царизма и местных богачей, создала все условия для экономического и культурного расцвета.

 

Некоторые несвободные от буржуазно-националистических колебаний исследователи движения Шамиля недоучитывали прогрессивное значение присоединения Дагестана к России, подчёркивая только реакционность царского режима.

 

Подтверждением того, что существовавшая до сих пор ошибочная, антимарксистская оценка движения Шамиля как национально-освободительного является отражением определённых буржуазно-националистических колебаний, служит тот факт, что именно буржуазные националисты постоянно пытались поднять на щит и использовать Шамиля в своих националистических интересах.

 

Для примера возьмём хотя бы период гражданской Войны.

 

В годы гражданской войны на Кавказе действовали турецкие авантюристы подобные тем, на которых в своё время ориентировался Шамиль. Появившись в Дагестане, учинив расправу над его верными сынами и посланцами великого русского народа, они стали вытравлять всё, напоминавшее о России. Всему русскому, советскому, большевистскому они противопоставили имя Шамиля. Вступив со своими войсками в Порт-Петровск, турецкий генерал Юсуф-Изет-Паша в тот же день заявил: отныне идеалы русского царя Петра сброшены в Каспийское море. Порт-Петровск будет именоваться Шамиль-Калой. Буржуазно-помещичье националистическое "горское правительство", принесённое в Дагестан в 1918 г. на штыках турецких интервентов, сейчас же угодливо переименовало город. Оно выделило так называемый шамилевский гарнизон и создало специальный черносотенный шамилевский батальон - ударную силу буржуазных националистов в их борьбе против революции.

 

Два года спустя, когда великий русский народ под руководством партии большевиков помог трудящимся Дагестана освободиться от буржуазно-помещичьей контрреволюции и восстановить советскую власть, буржуазные националисты ещё раз попытались выступить против новой России, к тесному союзу с которой призывал дагестанцев великий Сталин. И снова знаменем буржуазных националистов стал Шамиль. Главарь антисоветской банды Гоцинский возвёл себя в шамилевский сан имама. На помощь Гоцинскому снова пришли Англия и Турция. В конце 1920 г. турки специально заслали в Дагестан внука Шамиля - Саидбека, чтобы этим "шамилевским знаменем" поддержать последние, уже разби-

 

 

31 "Дагестанская правда" от 23 октября 1936 года.

 
стр. 15

 

тые националистические банды в Дагестане. Но народы Дагестана распознали, кто их враг и кто друг. Они с честью выполнили наказ товарища Сталина и с позором прогнали Гоцинского вместе с его вдохновителями со своей территории.

 

Таковы факты, свидетельствующие о том, что Шамиль давно уже стал знаменем буржуазного национализма и символом ориентации не на революционную Россию, а на реакционную Турцию.

 

Дагестанские исследователи смотрели на историческое прошлое Дагестана сквозь националистические очки. Тот факт, что и московские историки ошибочно, с буржуазно-объективистских позиций трактовали движение Шамиля, нисколько не уменьшает ответственности местных дагестанских исследователей. Особенно усугубил общие ошибки в идеализации Шамиля Р. М. Магомедов.

 

Р. М. Магомедов, используя местные исторические источники, носящие националистический характер, идеализирует Шамиля и совершенно игнорирует прогрессивное значение присоединения Северо-Восточного Кавказа к России и реакционные стороны деятельности Шамиля.

 

Больше того: указывая на казнь одного или двух представителей феодалов Дагестана, ограничение кое-где прав беков и выборность имамов, Р. М. Магомедов представляет Шамиля великим народным демократом, преобразователем дагестанского общества и социальных отношений. Он заявляет, что Шамиль свою деятельность "ознаменовал борьбой с угнетателями народа - с ханами, беками и старшинами"32 , "истреблял ханов, беков, сносил головы старшинам"33 и "уничтожал сословное разделение"34 . Как утверждает Р. М. Магомедов, Шамиль уничтожал "зависимость узденей от феодалов"35 , потому что ему "трудно было видеть, как их... угнетали"36 . В другой работе37 Р. М. Магомедов заявляет, что "Шамиль сравнял знатных и незнатных", что "ханы, беки, маису мы, уцмии, чанки и другие исчезли из горского обихода". Не ограничиваясь этими утверждениями, Р. М. Магомедов пишет далее, что Шамиль возглавил полувековую ожесточённую борьбу против мулл38 , "старался... установить государственную власть на демократических началах"39 . Ссылаясь на тезис мюридизма о "равенстве мусульман" и на то, что будто бы мусульманин никому не должен платить дань, Р. М. Магомедов пытается затушевать реакционную, эксплуататорскую сущность имамата.

 

Буржуазные националисты всячески идеализировали и популяризировали Шамиля. В 1926 г. в Махач-Кале была издана работа под названием "Три имама", которая представляла собой фальсификацию мемуаров Мухаммед Тахира из Караха. Из этих мемуаров были выброшены все моменты, порочащие деятельность Шамиля.

 

В 1927 г. в Махач-Кале была издана брошюра под названием "Посольство от Шамиля к абадзехам", в которой Шамиль превозносился как вождь кавказских народов. На страницах издававшегося в Махач-Кале в 1925 г. на тюркском языке журнала "Путь просвещения" помещались восхвалявшие Шамиля и его деятельность статьи явного пантюркиста, члена шариатского блока горского "правительства" Дибирова Магомеда и других.

 

Между тем Р. М. Магомедов пишет: "В 1937 году, окончив аспирантуру в Москве и приехав в Дагестан, я вплотную занялся изучением борь-

 

 

32 "Имам Шамиль", стр. 7. Махач-Кала. 1941.

 

33 Там же, стр. 9.

 

34 Там же, стр. 25 - 26.

 

35 "Шамиль", стр. 19. Махач-Кала. 1940.

 

36 "Имам Шамиль", стр. 24; "Шамиль", стр. 20.

 

37 "Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля", стр. 204, 62, 63. 1939.

 

38 Там же, стр. 63.

 

39 Там же, стр. 90.

 
стр. 16

 

бы горцев за независимость под руководством Шамиля. Меня поразило, что за годы Советской власти в Дагестане не вышло ни одной книги о Шамиле, и в газетах и журналах, издававшихся в Дагестане, не было никаких материалов на эту тему..." "Враги народа, - продолжает он, - буржуазные националисты, пробравшиеся на руководящие партийные и советские посты..., приняли все меры к тому, чтобы изобразить Шамиля как реакционера, боровшегося только за религиозные цели, и прятали документы об истинном характере этой борьбы... Я поставил своей задачей показать Шамиля и его движение как явление прогрессивное, как яркую героическую страницу в истории народов Дагестана"40 .

 

Следовательно, Р. М. Магомедов или не знаком с литературой о Шамиле или замалчивает её, чтобы настоять на своём грубо ошибочном утверждении, будто буржуазные националисты порочили Шамиля. Ошибка Р. М. Магомедова усугубляется тем, что и в ряде других своих работ, в частности в работе о восстании горцев 1877 г., он также исходит из явно порочных положений.

 

Ошибки в вопросе о Шамиле допускал не только Р. М. Магомедов. Путаница в трактовке движения Шамиля царит и в высказываниях других товарищей.

 

Задача историков Дагестана состоит в том, чтобы глубоко осознать свои ошибки, являющиеся отражением националистических колебаний, и честно исправить их.

 

*

 

В чём причина того, что, несмотря на наличие неоспоримых документов, опровергающих апологетическую трактовку мюридизма и движения Шамиля, мы так долго не исправляли этой ошибки?

 

Длительное существование апологетической буржуазно-националистической трактовки мюридизма и движения Шамиля оказалось возможным прежде всего потому, что научно-исследовательская работа в области истории Дагестана до последнего времени находилась в запущенном состоянии. Дагестан имеет в институтах и в областной партийной школе пять кафедр основ марксизма-ленинизма, одну кафедру политической экономии, две кафедры истории СССР. Свыше 15 лет существует научно-исследовательский институт истории языка и литературы Дагестана. Следовательно, имеется значительный коллектив научных работников, который может и обязан вести научно-исследовательскую работу.

 

К сожалению, однако, кафедры основ марксизма-ленинизма и истории СССР за всё время своего существования не опубликовали ни одной исследовательской работы. Институт же истории языка и литературы Дагестана за многие годы дал незначительную по объёму и ограниченную по тематике продукцию. Институт выпустил ошибочные работы Р. М. Магомедова, несколько мелких брошюр того же автора из прошлого Дагестана, две - три работы Н. Эмирова по истории Дагестана периода 1917 - 1919 гг., которые тоже страдают серьёзными ошибками.

 

Таким образом, в вопросах исследования истории дореволюционного и в особенности советского Дагестана сделано слишком мало. В Дагестанском институте истории языка и литературы из года в год срывается выполнение тематических планов по истории Дагестана.

 

Работа сектора истории этого института не выдерживает никакой критики. Вполне понятно, что такое положение с организацией научно-исследовательской работы создавало обстановку, в которой длительное время могли оставаться невскрытыми крупнейшие ошибки.

 

С таким положением мириться больше нельзя. Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, проведённые по инициативе Центрального комитета ВКП(б) дискуссии по вопросам философии и биологии, решения ЦК партии, вскрывшие серьёзные ошибки, допущенные на

 

 

40 Р. Магомедов. О движении Шамиля, стр. 24 - 26. Махач-Кала. 1949.

 
стр. 17

 

идеологическом фронте в ряде областей, краёв и республик, должны были натолкнуть научные кадры Дагестана на то, чтобы критически просмотреть уже опубликованные работы. Однако этого не произошло. Дагестанские научные учреждения и научные работники не поняли или не хотели понять, что "никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики"41 . Эта борьба мнений и свобода критики среди дагестанских научных работников как раз и отсутствовала.

 

Нельзя не заметить, что движение мюридизма и Шамиля неправильно освещалось и в художественной литературе. К сожалению, в произведениях таких талантливых поэтов, как Сулейман Стальский, Цадаса Гамзат, Шамиль воспевается как народный герой. Подобные ошибки имеют место также и в стихах Гаджи Залова, Расула Гамзатова и некоторых других.

 

Остатки буржуазно-националистических влияний нашли своё проявление также в предисловиях З. Гаджиева, а затем и научного сотрудника Дагестанского института истории языка и литературы Ш. Микаилова к сборнику произведений Махмуда из Кахаб-Росо. Оба автора предисловий старались доказать, что поэзия Махмуда сложилась под влиянием арабской культуры.

 

Остатки буржуазно-националистических влияний проявляются не только в идеализации мюридизма и движения Шамиля, не только в стремлении доказать зависимость культуры народов Дагестана от культуры мусульманского Востока. Эти влияния проявляются также в идеализации и воспевании традиций старого, патриархально-феодального Дагестана. Драматург Г. Рустамов, например, написал пьесу "Если сердце захочет", в которой идеализировал ханов и феодальный быт. Совсем недавно московские писатели Медведев и Финк написали пьесу "Ночной вор", в которой, по существу, популяризируются феодальные нравы - умыкание невест и т. п.

 

До сих пор наши поэты и писатели склонны ограничивать тематику своих произведений. Мало показывают они, как, советский человек преобразует облик дикой природы гор, коренным образом изменяет не только политическое и экономическое лицо горного аула, но и быт горцев и горянок.

 

Такое положение нетерпимо. Необходимо навести большевистский порядок на идеологическом фронте в этой области. Основными условиями для успешного разрешения этой задачи являются: во-первых, работа по серьёзному повышению идейно-теоретического уровня наших научных кадров и всех работников идеологического фронта; во-вторых, решительное повышение ответственности кафедр высших учебных заведений Дагестанского филиала Академии Наук СССР за состояние и идейный уровень научно-исследовательской работы; в-третьих, всемерное развёртывание большевистской критики и самокритики, систематическое проведение свободных дискуссий по различным научным проблемам, имея в виду, что "там, где нет критики, там укореняется затхлость и застой, там нет места движению вперед" (Жданов).

 

Можно не сомневаться, что научные работники и интеллигенция Дагестана, настойчиво овладевая великим учением марксизма-ленинизма, всемерно развёртывая принципиальную творческую критику и самокритику, отдадут все силы и знания на борьбу за дальнейший расцвет советской науки, за построение коммунизма в нашей стране.

 

 

41 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 26. Изд. "Правда". 1950.

Опубликовано на Порталусе 24 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама