Рейтинг
Порталус

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ НА ПРОСПЕКТ УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Дата публикации: 10 декабря 2015
Автор(ы): И. ЧЕМЕРИССКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1951, C. 65-74
Номер публикации: №1449761159


И. ЧЕМЕРИССКИЙ, (c)

В 1938 г. в речи на совещании работников высшей школы В. М. Молотов указал, что "решающая задача заключается в том, чтобы обеспечить высшую школу хорошими учебниками, достойными нашего великого дела, дела социализма. Тогда мы безусловно поднимем нашу высшую школу на новую, более высокую ступень"1 . За последние годы советские историки создали для высших учебных заведений ряд учебников, которые, несмотря на отдельные недостатки, сыграли большую положительную роль в развитии исторического, образования и исторической науки, в распространении научных знаний среди трудящихся СССР. Однако задача создания учебников по всем историческим дисциплинам ещё полностью не решена. Особенно серьёзным пробелом является: отсутствие учебника для высших учебных заведений по истории советского общества. Этот учебник, при условии его высокого качества, поможет подготовке кадров историков, специализирующихся по истории советского общества. Образцом для него должен служить "Краткий курс истории ВКП(б)" - гениальное произведение великого корифея науки товарища Сталина. Повышению качества учебника может помочь обсуждение широкими кругами советских историков его проспекта, опубликованного в журнале "Вопросы истории".

 

Качество учебника во многом зависит от его построения, которое должно быть основано прежде всего на базе научной, марксистско-ленинской периодизации исторического процесса. Товарищ Сталин в письме составителям учебника истории ВКП(б) указал, что одной из основных причин неудовлетворительности прежних учебников по истории ВКП(б) было то, что они страдали "неправильностью конструкции, неправильностью периодизации событий"2 . Важнейшим элементом построения учебника является также изложение событий в их историко-хронологической последовательности. В постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании гражданской истории в школах от 16 мая 1934 г. отмечается: "Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий"3 .

 

Марксистско-ленинская периодизация истории советского общества дана в гениальных трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина, и прежде всего в сталинском "Кратком курсе истории ВКП(б)". Эта периодизация должна быть положена в основу построения учебника.

 

Проспект состоит из введения и восьми разделов, которые, в свою очередь, делятся на главы, а последние - на параграфы. Разделы проспекта следующие: I. Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революция (апрель 1917 - 1918 г.); II. Иностранная военная интервенция и гражданская война (1918 - 1920 гг.); III. СССР в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921 - 1925 гг.); IV. СССР в период борьбы за социалистическую индустриализацию страны (1926 - 1929 гг.); V. СССР в период борьбы за

 

 

1 В. М. Молотов. О высшей школе. "Речь на "Первом всесоюзном совещании работников высшей школы 15 мая 1938 г., стр. 13. Госполитиздат. 1938.

 

2 Сборник "К изучению истории", стр. 28. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937.

 

3 Там же, стр. 18.

 
стр. 65

 

коллективизацию сельского хозяйства (1930 - 1934 гг.); VI. СССР в период борьбы за завершение строительства социалистического общества и проведение Сталинской Конституции (1935 - 1941 гг.); VII. Великая Отечественная война Советского Союза (июнь 1941 - 1945 гг.); VIII. СССР на пути к коммунизму.

 

Из этих разделов первые пять установлены в соответствии с периодизацией VII - XI глав "Краткого курса истории ВКП(б)"; необходимость выделения двух последних разделов очевидна; что же касается шестого раздела (1935 - 1941 гг.), то на нём следует остановиться особо.

 

В письме И, В. Сталина составителям учебника истории ВКП(б) и в "Кратком курсе истории ВКП(б)" выделен период борьбы "за завершение строительства социалистического общества и проведение новой Конституции (1935 - 1937 гг.)"4 .

 

В некоторых программах и пособиях этот период доведён до 1941 года5 . Так же сделано и в проспекте, в котором весь период 1935 - 1941 гг. охвачен одним разделом. В то же время в других программах и пособиях выделен особый исторический период под названием "СССР в борьбе за завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму в предвоенные годы (1938 - 1941 гг.)6 . Такая периодизация представляется более правильной, ибо проведение в жизнь Сталинской Конституции в основном было завершено к концу 1937 г., а характеристика периода 1938 - 1941 гг. определяется программой борьбы за переход от социализма к коммунизму, выдвинутой И. В. Сталиным в его докладе на XVIII съезде ВКП(б). XVIII съезд в своей резолюции отметил, что "СССР вступил в третьем пятилетии в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму"7 . В учебнике периоду 1938 - 1941 гг. целесообразно посвятить особый раздел, в результате чего общее количество разделов возрастёт до девяти.

 

В каждом разделе проспекта наряду с другими вопросами рассматривается и история советской культуры, что облегчает правильное понимание как всей многосторонней истории каждого периода, так и истории советской культуры в её связи с борьбой трудящихся СССР за коммунизм. Правда, сравнительно небольшие хронологические рамки разделов несколько затрудняют описание истории отраслей культуры и биографий выдающихся культурных деятелей, но такое описание в его полном виде является задачей специальной литературы, а не курса гражданской истории.

 

Основным разделам будущего учебника, согласно проспекту, должно предшествовать введение, содержащее очерк таких важнейших проблем теории советского общества, как всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции; учение Ленина и Сталина о социалистической революции, диктатуре пролетариата и о возможности построения социализма в одной стране и т. д. Такое расположение материала означает возрождение искусственного разрыва между изучением марксистско-ленинской теории и изучением исторических фактов, осуждённого партией. "Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б) исходил из задачи преподать учение марксизма-ленинизма на основе исторических фактов. ЦК ВКП(б) имел в виду, что такое изложение марксистско-ленинской теории наиболее отвечает интересам дела, так как на исторических фактах лучше, естественнее и понятнее демонстрировать основные идеи марксизма-ленинизма, так как сама история ВКП(б) есть марксизм-ленинизм в действии, так как правильность и жизненность марксистско-ленинской теории проверены практикой, на опыте классовой борьбы пролетариата, и сама марксистско-ленинская теория развивалась и обогащалась в теснейшей связи с практикой, на основе обобщения практического опыта революционной борьбы пролетариата"8 .

 

 

4 Сборник "К изучению истории", стр. 31; "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 316.

 

5 См. "Учебник истории СССР для средней школы" под ред. А. М. Панкратовой. Изд. 1948 г.; "Программа по истории СССР для исторических факультетов. Изд. 1951 года.

 

6 "Программа по истории ВКП(б)". Изд. Высшей партийной школы. 1950.

 

7 "ВКП(б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 2-я, стр. 727. 6-е изд.

 

8 Там же, стр. 679.

 
стр. 66

 

Вынося теоретические вопросы во введение, составители вынуждены будут, во избежание повторения, сократить объём теоретического обобщающего материала в разделах и главах, посвященных отдельным периодам и событиям.

 

Теорию советского общества в учебнике истории СССР надо излагать в тесной связи с историей советского общества. Образцом в этом отношении должен послужить сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)", в котором масса сложнейших теоретических вопросов рассмотрена в связи с историческими событиями. Например, всемирное историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции надо рассмотреть в разделе, посвященном этой революции, ленинско-сталинское учение о возможности построения социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране должно быть изложено в связи с ленинскими трудами по империализму и в связи с решениями XIV конференции РКП(б) и т. д. Что же касается введения, то в нём следует охарактеризовать задачи и значение изучения истории советского общества, а также рассмотреть вопросы историографии и т. п. Кроме того теоретическое обобщение исторических фактов было бы облегчено, если бы в конце каждого раздела были даны краткие выводы, а в конце всего учебника - общее заключение.

 

Проспект свободен от ошибок, свойственных до настоящего времени различным пособиям и программам в определении хронологических границ между основными периодами истории советского общества.

 

Во многих программах и пособиях период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции заканчивается организацией комбедов в июне 1918 г., а V съезд Советов, ликвидация мятежа "левых" эсеров и принятие первой советской Конституции относятся к периоду гражданской войны9 . Между тем основным, определяющим моментом в жизни Советской страны гражданская война и интервенция стали примерно к середине июля 1918 года. 29 июля 1918 г. В. И. Ленин констатировал: "Наша страна попала опять в войну, и исход революции зависит теперь всецело от того, кто победит в этой войне"10 . Июнь же и начало июля 1918 г. были концом той относительно мирной передышки, которой пользовалась Советская страна весной 1918 года. Национализация всей крупной промышленности в июне 1918 г. и принятие первой советской Конституции были важными, завершающими моментами проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Составители проспекта поступают правильно, когда в соответствии с "Кратким курсом истории ВКП(б)" они заканчивают период Великой Октябрьской социалистической революции такими событиями начала июля 1918 г., как V съезд Советов, ликвидация мятежа "левых" эсеров, принятие первой Конституции РСФСР.

 

До последнего времени среди историков было принято доводить историю гражданской войны и иностранной военной интервенции до полного освобождения Дальнего Востока в конце 1922 г., а затем, перейдя к изучению борьбы за восстановление народного хозяйства, снова вернуться к событиям 1921 - 1922 годов11 . Включение в период гражданской войны и интервенции ряда событий 1921 - 1922 гг. целесообразно в специальном курсе истории гражданской войны. В общем же курсе истории СССР такая периодизация смазывает исторический перелом в жизни Советской страны, происшедший в конце 1920 г. в связи с началом перехода от войны к миру, и отрывает борьбу с японскими интервентами в 1921 - 1922 гг. от исторической обстановки тех лет. В проспекте, как и в "Кратком курсе истории ВКП(б)", освобождение Дальнего Востока разделено на две части, из которых первая (1920 г.) входит в период гражданской войны и интервенции, а вторая (1921 - 1922 гг.) - в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. Такое разделение помогает правильному пониманию как истории обоих периодов, так и истории освобождения Дальнего Востока.

 

 

9 См. "Программа по истории СССР для исторических факультетов". Изд. 1948 г.; Курс лекций акад. И. И. Минца. Изд. 1946 г.; Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. "СССР", исторический очерк; "Учебник истории СССР для средней школы" под ред. А. М. Панкратовой.

 

10 В. И. Ленин. Соч. Т. 28, стр. 13. 4-е изд.

 

11 См. Лекции акад. И. И. Минца; "Программа по истории СССР для исторических факультетов". Изд. 1948 г.; Очерк истории СССР в 1-м издании Большой Советской Энциклопедии. Т. "СССР".

 
стр. 67

 

Ряд программ и пособий относит завершение восстановления народного хозяйства СССР, а также решения XIV партийной конференции и XIV съезда ВКП(б) (1925 г.) не к восстановительному периоду, а к периоду борьбы за социалистическую индустриализацию народного хозяйства12 . Между тем в 1925 г. советский народ был ещё занят восстановлением народного хозяйства и только в 1926 г., вооружённый решениями XIV съезда ВКП(б), приступил к индустриализации страны, к строительству таких гигантов социалистической индустрии, как Сталинградский тракторный завод, Днепрогэс, Турксиб. В проспекте совершенно правильно, в соответствии с "Кратким курсом истории ВКП(б)", начало периода борьбы за социалистическую индустриализацию СССР датируется не 1925, а 1926 годом.

 

Внутренняя конструкция разделов проспекта, их разбивка на главы, а глав на параграфы в большинстве случаев не может быть признана удачной. Неоправданные отступления от научной периодизации истории советского общества, данной в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина, нарушение исторической последовательности событий, искусственная группировка материала, нечёткие наименования глав и параграфов, неправильное употребление ряда ленинских и сталинских формулировок - таковы основные недостатки в построении всех разделов проспекта.

 

В построении 1 - 6 разделов проспекта надо было исходить из научной периодизации отдельных периодов истории советского общества, данной в "Кратком курсе истории ВКП(б)". "Краткий курс истории ВКП(б)" в корне отличается от прежних учебников истории ВКП(б), рассматривавших историю большевистской партии "вне связи с историей страны"13 . Его периодизация основана на глубоком изучении не только истории ВКП(б), но и истории СССР. Особенно важна эта периодизация для истории СССР советского периода, когда большевистская партия стала правящей партией.

 

Если при более подробном изложении встанет вопрос о дополнительных подразделениях материала, то, разделив историю того или иного периода по основным этапам, указанным в соответствующей главе "Краткого курса истории ВКП(б)", можно эти этапы разделить, в свою очередь, на несколько более мелких частей соответственно основным историческим событиям, В применении к проспекту учебника это означает, что его разделы должны, как правило, делиться на главы согласно делению соответствующих глав "Краткого курса истории ВКП(б)", а эти главы могут делиться на параграфы для более подробного описания отдельных событий.

 

Допущенные в проспекте отклонения от научной периодизации истории советского общества, данной товарищем Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП(б)", ведут к ошибкам и нелепостям.

 

В разделе "Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции" начало кризиса Временного правительства отнесено к периоду, предшествовавшему апрельской демонстрации, в то время как этот кризис начался после неё. "События 20 - 21 апреля означали начало кризиса Временного правительства"14 . В нарушение исторической последовательности событий Апрельские тезисы В. И. Ленина помещены раньше анализа политики Временного правительства в марте- апреле 1917 г., хотя, не поняв этой политики, нельзя понять и смысла Апрельских тезисов.

 

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" дана следующая классическая формулировка сущности борьбы за упрочение советской власти: "Чтобы упрочить Советскую власть, нужно было разрушить, сломать старый, буржуазный государственный аппарат и на его месте создать новый аппарат Советского государства. Нужно было, далее, разрушить остатки сословного строя и режим национального гнета, отменить привилегии церкви, ликвидировать контрреволюционную печать и контрреволюционные организации всякого рода, легальные и нелегальные, распустить буржуазное Учредительное собрание. Наконец, нужно было вслед за национализацией земли национализировать

 

 

12 См. Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. "СССР", исторический очерк; "Учебник истории СССР для средней школы" под ред. А. М. Панкратовой.

 

13 Сборник "К изучению истории", стр. 28.

 

14 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 180.

 
стр. 68

 

также всю крупную промышленность и затем - выйти из состояния войны, покончить с войной, которая более всего мешала делу упрочения Советской власти.

 

Все эти мероприятия были проведены в продолжение нескольких месяцев с конца 1917 года до середины 1918 года"15 .

 

В проспекте этот исторический процесс разбросан отдельными кусками в главах "Победа Великой Октябрьской социалистической революции" (параграфы "Организация Советского государства" и "Первые шаги социалистического строительства"), "Триумфальное шествие Советской власти" (параграф "III Всероссийский съезд Советов и выработка основ Советской Конституции"), "Борьба за упрочение Советской власти. Брестский мир" (параграф "Мирные переговоры с Германией. Брестский мир и завоевание передышки. VII съезд партии"). Последняя из вышеназванных глав, казалось бы, посвященная специально борьбе за упрочение советской власти, включает в себя следующие вопросы: Брестский мир, ленинский план приступа к социалистическому строительству, V Всероссийский съезд Советов и принятие первой Конституции РСФСР.

 

Таким образом, слом буржуазного государственного аппарата и создание аппарата советского государства оторваны от борьбы за упрочение советской власти, а переход Советской страны после заключения мира к новому этапу социалистического строительства смазывается объединением в одной главе Брестского мира и ленинского плана приступа к социалистическому строительству. Было бы гораздо правильнее, если бы глава, посвященная борьбе за упрочение советской власти, охватывала такие вопросы, как организация советского государства и Брестский мир, а другая глава охватывала бы социалистическое строительство с марта по июль 1918 года.

 

В. И. Ленин и И. В. Сталин назвали распространение советской власти по всей территории России с октября 1917 г. по февраль - март 1918 г. триумфальным шествием советской власти. В "Кратком курсе истории ВКП(б)" о триумфальном шествии советской власти говорится в параграфе, посвященном победе Октябрьской революции16 . В проспекте триумфальное шествие советской власти оторвано от победы Октябрьской революции, в результате чего эта победа ограничивается пределами Петрограда и Москвы; даже победа революции на фронте и в важнейших центрах страны отделена от главы, посвященной победе Октябрьской революции. Было бы правильней рассмотреть триумфальное шествие советской власти в главе, посвященной победе Октябрьской революции, уделив в ней этому вопросу один или несколько параграфов.

 

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" оценка всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции дана в самом конце VII главы17 . В проспекте же этот вопрос объединён с вопросом о причинах победы Октябрьской революции и дальше в середине соответствующего раздела, сразу же после характеристики победы Октябрьского восстания и организации советского государства. Между тем ясно, что только изучив весь период подготовки и проведения Октябрьской революции, ознакомившись с глубочайшими преобразованиями, проведёнными в первые месяцы советской власти до лета 1918 г., учащийся полностью поймёт колоссальное всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества.

 

Историю СССР в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 - 1920 гг.) "Краткий курс истории ВКП(б)" делит на четыре основных периода, каждый из которых серьёзно отличается от других в отношении военного, внутреннего и внешнего положения Советской страны. Первый период - частично с весны, в основном с лета 1918 г. по октябрь 1918 г. - это начало борьбы с белогвардейскими мятежниками и иностранными интервентами, период превращения Советской страны в военный лагерь и введения в основных чертах военного коммунизма. Второй период - с ноября 1918 г. по март 1919 г. - характеризуется разгромом германских оккупантов и освобождением занятых ими советских территорий, поворотом крестьянина-середняка на сторону советской власти, ростом революционного движения в Европе. Третий период, охватывающий события с весны 1919 г. (частично даже с конца 1918 г.)

 

 

15 Там же, стр. 204.

 

16 См. там же, стр. 202.

 

17 См. там же, стр. 214.

 
стр. 69

 

по весну 1920 г., - это период усиления интервенции Антанты, закончившийся разгромом армий интервентов, разгромом белых армий Колчака, Юденича и Деникина, трёхмесячной передышкой весной 1920 года. Последний, четвёртый период охватывает такие события 1920 г. и отчасти начала 1921 г., как разгром белополяков и Врангеля, освобождение Закавказья и Средней Азии, начало освобождения Дальнего Востока.

 

Периодизация истории гражданской войны и интервенции в проспекте противоречит периодизации истории гражданской войны и интервенции, данной в "Кратком курсе истории ВКП(б)", а также сталинской характеристике трёх походов Антанты на Советскую Россию.

 

В проспекте первые два периода гражданской войны объединены, освобождение занятых немецкими оккупантами советских территорий в конце 1918 г. и начале 1919 г. включено в первый период гражданской войны. Такая периодизация смазывает важный перелом в ходе гражданской войны и интервенции, который произошёл в конце 1918 г., после поражения Германии и революции в ней. Революция в Германии, испытавшая на себе огромное влияние Октябрьской революции, в свою очередь, революционизировал страны Европы18 . Между тем проспект, вопреки высказываниям В. И. Ленина и И. В. Сталина, связывает начавшийся в 1918 - 1919 гг. революционный подъём в Европе, который создал благоприятную международную обстановку для Советской России, не с революцией в Германии, а с протестом трудящихся стран Антанты против интервенции. Социалистическое строительство на первых двух этапах гражданской войны выделено в особую главу, что отрывает военно-политическое положение Советской страны от внутриполитического и социально-экономического положения; например, превращение Советской страны в военный лагерь оторвано от введения военного коммунизма. Объединение в одной главе материала о социалистическом строительстве на первом и втором этапах гражданской войны смазывает основные отличительные особенности каждого этапа с точки зрения внутриполитического положения Советской страны: первый этап характеризуется превращением Советской страны в военный лагерь и установлением в основном военного коммунизма, а второй - поворотом широких масс среднего крестьянства и городской мелкой буржуазии на сторону советской власти, поворотом в политике партии по отношению к середняку. В проспекте следовало чётко разделить первый и второй периоды гражданской войны, посвятив каждому из них по особой главе, дающей характеристику военного, внутриполитического и международного положения Советской страны.

 

Упрощённо изображён в проспекте первый поход Антанты на Советскую Россию весной 1919 года. План этого комбинированного похода, по словам товарища Сталина, "предполагал совместное нападение Колчака, Деникина, Польши, Юденича и смешанных англо-русских отрядов в Туркестане и в Архангельске, причём центр тяжести похода лежал в районе Колчака". Одну из важнейших отличительных особенностей этого похода товарищ Сталин видел в открытой интервенции Антанты19 . Подготовляя поход, Антанта с осени 1918 г. усиливала интервенцию и расширяла её масштабы, увеличивала свои интервенционистские войска, реорганизовывала и перевооружала белые армии, натравливала на Советскую страну государства Восточной Европы. Значительные силы антантовских войск весной 1919 г. приняли участие в первом походе Антанты. Под ударами советских войск, а также в результате революционного движения среди солдат интервенционистских войск и революционного подъёма в Европе военное командование Антанты вынуждено было весной и летом 1919 г. вывести остатки своих разгромленных войск с советской территории. Открытая интервенция Антанты провалилась вместе с первым походом Антанты. Хронологически революционное восстание во французском флоте на Чёрном море под руководством Андре Марта (апрель 1919 г.) совпадает с наступлением Красной Армии против Колчака, а отзыв иностранных войск с Севера летом. 1919 г. - с разгромом Колчака и Юденича. Вот почему в "Кратком курсе истории ВКП(б)" рассказывается сначала об усилении интервенции Антанты, затем о разгроме Юденича и Колчака, а после этого о провале интервенции на Юге20 . Между тем многие историки рассматривают усиление

 

 

18 См. там же, стр. 221.

 

19 См. И. В. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 320.

 

20 См. "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 225 - 228.

 
стр. 70

 

интервенции Антанты в конце 1918 - начале 1919 г, как особый период истории гражданской войны и интервенции21 , нечто вроде ещё одного похода Антанты, кончившегося якобы поражением до начала первого похода. Подобные взгляды нашли отражение и в проспекте, где выделена глава "Наступление армий Антанты на Советскую Россию". В этой главе идёт речь о таких разнообразных событиях конца 1918 - начала 1919 г., как разгром интервенции на Юге, ликвидация пермской катастрофы, революционный подъём в Европе и т. д. Кроме того наступление белополяков в Литве и Белоруссии (апрель - август 1919 г.) также отрывается от первого похода Антанты и присоединяется ко второму походу. Тем самым картина первого похода Антанты нарисована неполно, а опасность, грозившая Советской стране, преуменьшается.

 

В главах, посвященных разгрому Колчака, Юденича и Деникина, при группировке материала не обращено должного внимания на связь, хронологическую последовательность и историческое значение событий. Оборона Петрограда против Юденича летом 1919 г. помещена сразу после начала наступления Колчака, до начала наступления Красной Армии на Восточном фронте в апреле 1919 г., хотя весь смысл наступления Юденича состоял именно в отвлечении внимания Красной Армии с Восточного фронта, где решались судьбы страны22 . Рассказав о наступлении войск Деникина и мобилизации советского народа на борьбу с ним, авторы переходят к действиям на Западном, Туркестанском и Астраханском фронтах, после чего снова возвращаются к борьбе с Деникиным.

 

Нечётко разграничены в проспекте второй и третий походы Антанты. Ликвидация остатков деникинской армии на юге Украины и Северном Кавказе, являвшаяся эпилогом разгрома второго похода Антанты, отнесена к третьему походу, который, по словам товарища Сталина, начат был нападением Польши23 . Точно так же в отличие от "Краткого курса истории ВКП(б)" трёхмесячная передышка начала 1920 г. рассматривается вместе с третьим, а не со вторым походом Антанты. Материал о социалистическом строительстве в конце 1919 и начале 1920 г. дробится между тремя главами: "Разгром второго похода Антанты" (параграф "Успехи социалистического строительства и укрепление международного положения Советской страны к концу 1919 года"), "Разгром третьего похода Антанты" (параграф "Укрепление международного и внутреннего положения Советской страны в начале 1920 г. Трёхмесячная передышка. IX съезд партии") и "Гражданская война на национальных окраинах и Дальнем Востоке. Историческая победа советского народа в гражданской войне" (параграф "Социалистическое строительство на Украине и в Белоруссии в 1920 г.").

 

Название главы "Гражданская война на национальных окраинах и Дальнем Востоке", принятое почти во всех программах и учебниках, вызывает сомнение, ибо история гражданской войны изучается не в территориальной, а в хронологической последовательности, и в данной главе речь идёт не обо всей гражданской войне на этих территориях, а лишь об их освобождении в период с конца 1919 по конец 1920 г. или по начало 1921 года. Правильнее было бы назвать эту главу "Освобождение Средней Азии и Закавказья. Начало освобождения Дальнего Востока". Ещё лучше было бы по примеру "Краткого курса истории ВКП(б)" объединить эту главу с предыдущей (третий поход Антанты) в одну главу, посвященную окончательной победе Советской страны над силами интервенции и контрреволюции. Причины победы Красной Армии и советского народа над армиями интервентов и белогвардейцев удобнее рассмотреть в особой, заключительной главе.

 

Главу "Культурное строительство в годы гражданской войны" следовало поместить не в конце раздела, после объяснения причин победы Советской страны, а несколько раньше, так как культурно-просветительная и идеологическая работа сыграла определённую роль в достижении победы.

 

В разделе "СССР в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921 - 1925 гг.)" объединены в одной главе такие различные пе-

 

 

21 См. И. Минц. История СССР (апрель 1917 г. - 1925 г.). Лекции, прочитанные в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), М. 1945; Большая Советская Энциклопедия, 1-е изд. Т. "СССР", исторический очерк.

 

22 См. И. В. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 262.

 

23 См. там же, стр. 319.

 
стр. 71

 

риоды, как положение Советской страны при переходе от войны к миру (конец 1920 - начало 1921 г.) и введение нэпа (1921 г.). Успехи СССР в 1922 - 1923 гг., рассмотренные в "Кратком курсе истории ВКП(б)" в одном разделе, в проспекте разбиты между четырьмя главами: укрепление рядов партии отнесено к главе, посвященной переходу к нэпу; успехи СССР в 1922 г. и образование Союза Советских Социалистических Республик выделены в особые главы; кооперативный план В. И. Ленина перенесён в главу, где рассказывается о событиях, происшедших через год после опубликования последних статей В. И. Ленина (смерть В. И. Ленина, ленинский призыв). Такая конструкция проспекта позволяет более подробно остановиться на некоторых событиях, но зато она смешивает в сознании учащегося переход Советской страны от одного этапа к другому внутри того или иного исторического периода.

 

Раздел, посвященный периоду борьбы за индустриализацию СССР, по своей структуре наиболее близок к соответствующей главе "Краткого курса истории ВКП(б)". Однако в этом разделе почти все события 1928 г. включены искусственно в главу, посвященную событиям 1927 г., в результате чего разорвана между двумя главами борьба с кулачеством и его бухаринской агентурой в 1928 - 1929 годах. Лучше было бы по примеру "Краткого курса истории ВКП(б)" рассмотреть события 1928 - 1929 гг. в одной главе. Это было бы тем более правильно, что в 1928 г. - в первом году первой пятилетки - СССР вступил в полосу осуществления предвоенных сталинских пятилеток24 .

 

В разделе "СССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930 - 1934 гг.)" глава "Третий, решающий год пятилетки и установка на реконструкцию всех отраслей народного хозяйства" включает в себя материал не только об успехах индустриализации в 1931 г., но и об успехах коллективизации в течение трёх лет (1931 - 1933). Внешнеполитические события 1930 - 1934 гг. разбиты на два параграфа, из которых первый находится в середине раздела, а второй завершает раздел. Борьба с троцкистскими изменниками рассматривается не в особом параграфе, как в "Кратком курсе истории ВКП(б)", а в конце параграфа, посвященного XVII съезду ВКП(б). Отказавшись в этом разделе следовать построению соответствующей главы "Краткого курса истории ВКП(б)", составители не сумели создать чёткую и ясную периодизацию событий внутри этого периода.

 

В построении и содержании раздела, посвященного периоду борьбы за коллективизацию сельского хозяйства, не нашло отражения сталинское положение о двух фазах развития советского государства25 . Недавно среди советских историков-юристов возникла дискуссия по вопросу о времени перехода от первой фазы развития советского государства ко второй. Дискуссия эта возникла в связи с критикой ошибок, допущенных в учебнике "История государства и права СССР" под ред. проф. А. И. Денисова. В этом учебнике период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства был целиком отнесён к первой фазе развития советского государства. Такая точка зрения была единодушно отвергнута советскими историками-юристами, которые, несмотря на некоторые частичные расхождения между собой, пришли к выводу, что переход от первой ко второй фазе развития советского государства имел место в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства26 . В разделе проспекта, посвященном периоду борьбы за коллективизацию сельского хозяйства, ни слова не говорится о переходе от первой фазы, развития советского государства ко второй. Это тем более странно, что в разделе, посвященном Октябрьской революции, намечена характеристика первой фазы развития советского государства.

 

Выше уже отмечалось, что из раздела "СССР в борьбе за завершение строительства социалистического общества и проведение Сталинской Конституции (1935 - 1941 гг.)" должен быть выделен самостоятельный раздел, охватывающий события 1938 - 1941 годов. Рассматривая же этот раздел в его нынешнем виде, надо прежде всего отметить, что параграф "Ликвидация остатков троцкистско-бухаринских шпионов, вредителей, изменников родины" помещён раньше главы "Великая Сталинская Конституция", нарушая историко-хронологическую последовательность событий. Слабо разработаны в этом разделе история борьбы советского народа за выполнение третьей

 

 

24 См. И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г., стр. 16. Огиз. Госполитиздат. 1946.

 

25 См. И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 605 - 606. 11-е изд.

 

26 См. журнал "Советское государство и право" N 12 за 1950 г., стр. 75.

 
стр. 72

 

сталинской пятилетки и результаты этой борьбы, достигнутые за три с половиной года. А между тем третья пятилетка была важным этапом в развитии народного хозяйства СССР; только за первые три года этой пятилетки производство средств производства увеличилось более чем в полтора раза27 . Не упоминается в этой главе проспекта о таких мероприятиях партии и советского правительства, как постановление "Об охране колхозных земель от разбазаривания", а также о строительстве Ферганского канала и ряда новых заводов и т. д. Необходимо также дать в учебнике какую-либо главу или параграф, где были бы подведены итоги экономического развития СССР за годы предвоенных сталинских пятилеток, когда была создана мощная экономическая база СССР, которая затем была использована в годы Отечественной войны28 .

 

Односторонне освещаются вопросы в главе "Освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии. Принятие в СССР Литвы, Латвии и Эстонии. Создание Карело-Финской и Молдавской ССР". Судя по проспекту, эта глава будет посвящена почти исключительно дипломатическим и военным событиям. В связи с этим возникает вопрос о месте в курсе истории советского общества истории республик и областей, вошедших в состав СССР в 1939 - 1945 гг. (Литва, Латвия, Эстония, Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия и Северная Буковина, Закарпатская Украина, Тува). На протяжении всей своей многовековой истории эти районы были связаны с остальными частями нашей страны в политическом, экономическом, культурном и национальном отношениях. Их история кратко освещена в первых двух томах курса истории СССР.

 

Нет никаких причин выделять в истории этих районов неизучаемые "белые пятна" в виде 20 - 25-летнего периода, в течение которого они были оторваны от СССР. Разумеется, история этих районов не может рассматриваться в разделах, посвященных борьбе СССР за индустриализацию или за коллективизацию. Точно так же невозможно в общем курсе истории СССР дать подробную историю этих районов, что является задачей курсов истории отдельных республик. Однако некоторые основные данные, помогающие понять их вступление в СССР, необходимо дать. В разделе, посвященном гражданской войне и иностранной интервенции, необходимо рассказать о борьбе трудящихся Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Закарпатской Украины, Бессарабии и Северной Буковины за своё национальное и социальное освобождение в 1918 - 1920 гг., о том, как, вопреки воле этих народов, они были силой оружия империалистов насильственно отделены от Советской страны, от своих единокровных братьев. В этой же главе надо кратко рассказать о том, как с помощью Красной Армии было достигнуто освобождение Тувы.

 

В главе, посвященной освобождению Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, надо дать параграфы, посвященные каждому из этих районов. В этих параграфах должны быть показаны национальный и социальный гнёт, которому подвергались трудящиеся этих районов в 1920 - 1939 гг. под игом "своих" и иностранных эксплуататоров, экономический, социальный и культурный упадок этих районов за время буржуазно-помещичьей диктатуры, борьба трудящихся под руководством коммунистов за советскую власть, за воссоединение с Советским Союзом. В этой же главе или в главе, посвященной третьей пятилетке, надо рассказать об огромном прогрессе, достигнутом новыми советскими республиками и областями уже в первые годы и месяцы советской власти (1940 - 1941). В разделе, посвященном Отечественной войне, надо упомянуть о вступлении Тувы в состав СССР в 1944 г., а в связи с этим - о её успехах за период 1921 - 1944 гг., достигнутых при братской помощи СССР. Говоря о воссоединении Закарпатской Украины с УССР в 1945 г., надо кратко охарактеризовать жизнь и борьбу трудящихся украинцев в прежней, буржуазной Чехословакии и фашистской Венгрии.

 

Продвижение границ СССР на запад в 1939 - 1940 гг. привело, как известно, к созданию "восточного" фронта против гитлеровской Германии, который был окончательно сформирован в июне 1940 г., когда были освобождены Прибалтика, Молдавия

 

 

27 См. "Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.", стр. 6. Изд-во "Московский Рабочий". 1946.

 

28 См. И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г., стр. 13 - 19.

 
стр. 73

 

и Буковина29 . В проспекте "же создание "восточного" фронта отделено от освобождения новых советских районов и перенесено в главу, посвященную внешней политике СССР с лета 1940 по июнь 1941 года.

 

Раздел проспекта, посвященный Великой Отечественной войне, отличается дробной и нечёткой периодизацией. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов отмечают четыре основных периода Отечественной войны: 1) от начала войны до перехода Советской Армии в контрнаступление у Сталинграда - с июня 1941 по ноябрь 1942 года. Это период наступления немцев, активной обороны Советской Армии, мобилизации сил СССР; 2) год коренного перелома в ходе войны - с ноября 1942 по конец 1943 года; 3) год решающих побед СССР - 1944 год; 4) разгром гитлеровской Германии и империалистической Японии - 1945 год30 . Каждый из этих периодов отличается от других в отношении хода военных действий, внешнего и внутреннего положения страны, работы тыла. В проспекте первый период войны раздроблен на три самостоятельных периода, а третьему периоду посвящены две главы, из которых одна рассматривает военное и международное положение СССР, а другая - работу тыла. Такая периодизация мешает пониманию основных этапов и переломных моментов Великой Отечественной войны. Не только этапы войны, но даже отдельные события в проспекте дробятся на куски, например, битва за Москву разбита на два самостоятельных параграфа, между которыми вставлен параграф о работе тыла. 1944 год характеризуется в проспекте как время расширения фронта партизанского движения, между тем как в 1944 г. Советская Армия почти полностью закончила освобождение территории СССР от немецких оккупантов, в связи с чем партизанское движение, полностью выполнившее свои задачи, пришло к успешному концу, а не расширилось.

 

Последний раздел проспекта, посвященный послевоенному периоду истории СССР, состоит из одной главы, разделённой на четыре параграфа. Четвёртый параграф, посвященный внешней политике СССР, заканчивается чем-то вроде заключения, содержащего также материал о выборах в Верховный Совет СССР в 1950 году. Достаточно взглянуть на этот раздел проспекта, чтобы убедиться, что истории послевоенного периода советские историки не уделяют достаточного внимания. Прежде всего обращают на себя внимание небольшие размеры раздела, хотя послевоенный период по своим хронологическим рамкам не меньше, а даже больше других периодов истории советского общества. Построение параграфов, за исключением первого, основано на тематическом принципе, пригодном скорее для доклада, чем для учебника истории. Настало время подумать о научной периодизации внутри этого важного периода истории советского общества, опираясь на высказывания товарища Сталина и руководителей партии и правительства.

 

Выделение в проспекте первой послевоенной сталинской пятилетки в особый период истории советского общества вполне правильно. Но в то время как предшествующие периоды делятся на этапы, в периоде послевоенной пятилетки такие этапы не отмечены, указаны только группы событий. Несомненно, что в ходе борьбы за выполнение пятилетки имелись определённые этапы. В докладах руководителей партии и правительства о 29 - 33-й годовщинах Октябрьской социалистической революции имеются чёткие характеристики каждого года пятилетки, которые можно положить в основу построения истории этого периода. Однако разработка и обоснование периодизации отдельных этапов периода борьбы за послевоенную пятилетку требуют специального рассмотрения и выходят за рамки данной статьи.

 

 

29 См. "Фальсификаторы истории (Историческая справка)", стр. 63. М. 1948.

 

30 См. И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 152 - 153. 5-е изд.; К. Ворошилов. Сталин и Вооружённые Силы СССР, стр. 100 - 103. Госполитиздат. 1951.

Опубликовано на Порталусе 10 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама