Рейтинг
Порталус

РТИЩЕВСКАЯ ШКОЛА

Дата публикации: 01 июня 2018
Автор(ы): В. С. Румянцева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1527867061


В. С. Румянцева, (c)

Федор Михайлович Ртищев (1626 - 1673 гг.) вошел в отечественную историю как один из покровителей "свободных мудростей учения". До нас дошло не так много документальных сведений о нем. Небогато ими и "Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанное в конце XVII в. в традиционном житийном жанре 1 . В 1645 г. Ртищев начал службу при дворе и быстро вошел в число наиболее доверенных лиц окружения царя Алексея Михайловича 2 . До конца жизни он не оставлял придворную службу, однако не достиг ни больших богатств, ни высоких чинов и даже отказался от боярского сана, когда его сделали воспитателем наследника престола 3 . На поприще же просвещения "сей муж соверши дело памяти достойно" 4 .

Интерес к светским знаниям обнаруживается у Ртищева с юности. С марта 1646 по май 1647 г. в Москве жил Венедикт, архимандрит Цареградский, подвизавшийся в качестве учителя греческого языка, философии и богословия. В послании боярину Б. И. Морозову, поддержкой которого Венедикт пытался заручиться, он называет Ртищева своим учеником 5 . Когда в 1649 г. на государевом дворе открылась Греко-латинская школа, Ртищев оказывал ей покровительство и брал уроки греческого языка у Епифания Славинецкого 6 .

Тогда же Ртищев и сам выступил инициатором создания в Москве школы европейского образца. С этой целью он основал в 1648 г. на собственные средства по образцу украинских и белорусских училищный монастырь "ради во оном монастыре


1 И. П. Козловский считает составителем Жития монаха Чудова монастыря Евфимия, ученика Епифания Славинецкого, с которым был дружен Ртищев (Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. Киев. 1906, с. 111). Н. Н. Кашкин указывает на тобольского митрополита Игнатия (И. С. Римский- Корсаков), бывшего монаха Новоспасского монастыря в Москве, хорошо знавшего Ртищевых (Кашкин Н. Н. Родословные разведки. Т. 1. СПб. 1912, с. 402).

2 С 1647 г. Ф. М. Ртищев - постельничий, в 1656 г. - окольничий, в 1664 - 1670 гг. - воспитатель царевича Алексея Алексеевича, в разное время возглавлял приказы Большого дворца, Казанского дворца, Лифляндских дел, Тайный, исполнял должность дворецкого, участвовал в дипломатических миссиях в Литву и Польшу. По отцу он состоял в родстве с первой женой царя Алексея Михайловича М. И. Милославской, по матери происходил из смоленских дворян Потемкиных (Козловский И. П. Ук. соч., с. 28 - 37; Кашкин Н. Н. Ук. соч., с. 402 - 408).

3 Древняя российская вивлиофика (ДРВ). Ч. XVIII. М. 1791, с. 440. В 1664 г. Ртищев владел 120 крестьянскими и бобыльскими дворами (Кашкин Н. Н. Ук. соч., с. 440).

4 ДРВ. Ч. XVIII, с. 400.

5 Бычков И. А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Бычкова. Вып. 1. Б. г. Б. м. N 86, с. 145.

6 ЦГАДА, ф. 141, д. 31, 1650 г., лл.1 - 4. В 1653 г. школа была переведена на патриарший двор и находилась недалеко от Чудова монастыря. Ее называли Патриаршей, или Алексеевской. Она действовала в 60-е годы XVII в. (Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII столетии. М. 1845, с. 15; Румянцева В. С. Русская школа XVII века. - Вопросы истории, 1978, N6, с. 216 сл.).

стр. 179


российского рода во просвещении свободных мудростей учения" 7 . На правом берегу р. Москвы, у Воробьевых гор, было выбрано место, где с XVI в. стояла церковь Андрея Стратилата. Андреевский монастырь в Пленицах 8 в начале 50-х годов XVII в. называли еще новым. Он был ружным, т. е. состоял на денежном и хлебном окладе; крестьян за ним не числилось. Ртищев "в потребная того монастыря от своего имения даяше нещадно" 8 . С 1651 г. в Андреевском монастыре поселяются выходцы из Юго-Западной России. К 1656 г. и, насчитывалось, по подсчетам К. В. Харламповича. примерно 25 человек В архивных документах нет данных о том, что они приезжали по призыву Ртищева. По сему случаю этот автор считал, что Ртищев не имел отношения к их поселению в Андреевском монастыре 10 . С этим едва ли можно согласиться: поскольку на Украине и в Белоруссии стало известно о существовании училищного монастыря, выходцы оттуда по прибьпию в Москву просились на жительство именно в этот монастырь.

Первое упоминание о поселении украинцев в Андреевском монастыре относится к 1651 году В Москву прибыл батуринский крыпецкий игумен Исихий и обратился с просьбой к царю поместить его "под своею царскою светлостию" "в Пленицах в нове месте". Примерно тогда же разрешено было "жить за Белым городом в Андреевском монастыре" межигорским черным попам Феофану, Лаврентию и старцам Исайи, Карпову, Иоанникию, Самуилу, Симеону, Неофиту, Дионисию, Николаю, Адриану, Павлу и служке Ивану, а также киево- михайловским иеродиакону Мартирию и старцу Терентию В 1652 г. "в новом Андреевском монастыре" поселились киевляне: черные попы Анастасий, Мартирий и Варнава, черные дьяконы Михаил и Серапион, выходцы из Густинского Троицкого монастыря старцы Елисей и Евстратий 11 .

В Андреевский монастырь принимали только по именному царскому указу и далеко не всех желавших. В 1652 г. туда просился поп Федор из-под Львова Вышел он "на государеву сторону" 9 ноября 1651 г. из города Глухова в Путивль. По его словам, жену, троих детей и родных его крымцы "срубили,., а из-за рубежа пошол он от гоненья,.. велели де... было ему принять веру унеятскую...". Чтобы попасть в Андреевский монастырь, он принял постриг в брянском Свинском монастыре с именем Феодосия. "И услышол де он про государеву милость, что строят на Москве особой иноземской монастырь, и он для того бил челом государю, чтоб ему с ево черноризцы быть в одном монастыре, где государь укажет". Но просьбу Феодосия не удовлетворили и послали его в Кожеозерский монастырь 12 .

Поселиться в Андреевском монастыре могли только "учительные" люди, знавшие языки и науки, а также попы и дьяконы, искусные "въ житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле" 13 . В те годы правительством ставились задачи обновления церковной практики, чтобы поднять авторитет духовенства и усилить борьбу с языческими пережитками и увеселениями. Кружок боголюбцев, стоявший во главе церковной политики, начал вводить единогласие вместо укоренившегося многогласия, а также поучения и проповеди в храмах и церковное пение по украинскому образцу 14 . Хорват Ю. Крижанич, приехавший в Москву в 1659 г., упоминал впоследствии в числе ученых (велечестнихъ), с кем он общался, наряду с Епифанием Славинецким и Симеоном Полоцким, об "иных белорусских Андреевскаго монастыря отцах" 15 .

В 1654 г. в Андреевском монастыре поселились вышедшие из Кутеинова Оршанско-


7 ДРВ. Ч. VI. М. 1788, с. 411; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. СПб. 1874, стб. 245.

8 "Пленицы" означает оковы. Так называли место, где содержались пленники. Под церковью Воскресения (конец XVII в.) еще в XIX в, находились трехэтажные подвалы с коробовыми сводами. В этих каменных мешках были обнаружены пыточные орудия (Снегирев И. М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. Год шестой. М. 1860, с. 3, 6, 11).

9 ДРВ. Ч. XVIII, с. 157.

10 Xарлампович К. В. Ртищевская школа. - Богословский вестник, Сергиев посад, 1913, апрель, с. 10. Автор Жития Ртищева пишет, что он "на житие призва" в свой училищный монастырь украинцев (ДРВ. Ч. XVIII, с. 401).

11 Xарлампович К. В. Ук. соч., с. 8 - 9.

12 ЦГАДА, ф. 210, Белгородский стол, д. 203, лл. 5 - 10.

13 ДРВ. Ч. XVIII, с. 401.

14 В Андреевском монастыре жили певчие, приглашенные Ртищевым из Киева (Козловский И. П. Ук. соч., с. 11; Харлампович К. В. Ук. соч., с. 10).

15 Белокуров С. А. Из духовной жизни московского общества XVII в М. 1903, с. 180.

стр. 180


ro монастыря (Белоруссия) Севириян, Арсений, Максим и Агапит 16 . В 1656 г. прибыли из Белой Церкви и обосновались в Андреевском монастыре старец Адриан с братом Семеном 17 . В Житии Ртищева говорится, что приехало из "малороссийских монастырей иноков, числом тридесять"; среди них упоминается имя Епифания Славинецкого, "мужа мудраго, и в языце славенском и греческом и во иных изящнаго", вместе с ним "другие иноки", "во учении грамматики славенской и греческой, даже до риторики и философии, хотящим тому учению внимати" 18 . Епифаний в 1649 г. поселился на дворе Посольского приказа, а с 1657 г. жил в Чудовом монастыре 19 . Вызов его вместе с Дамаскиным Птицким и Арсением Сатановским царской грамотой мог произойти по совету Ртищева или С. Внифантьева, поддерживавших с Киевом контакты. В числе помощников Епифания, занимавшегося переводческой и педагогической деятельностью, были монахи того же Андреевского монастыря, вероятно, ме-жигорский старец Исайя, упоминаемый в качестве переводчика 20 . Епифанием составлен в 1664 г. славяно-греко-латинский лексикон, "в научение и во уразумение учащимся потребный" 2I .

В конце 50-начале 60-х годов XVII в. вокруг Ртищева образовался просветительский кружок, т. н. Ртищевское братство. Его участники - представители разных культурных направлений духовной жизни. Для диспутов собирались в доме Ртищева у Боровицких ворот. В числе присутствовавших были Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, ученые старцы Андреевского монастыря. Хозяин принимал горячее участие в беседах и диспутах: "Сей любомудрия рачитель Феодор, тако о разуме, свете души словесныя прилежа, яко во днех служение своего чина исполняя, в нощех же презирая сладостный сон, со мужи мудрыми и божественнаго писания изящными, в любезном ему беседовании иногда целыя нощи бодростне препровождая" 22 . В конце 1663-начале 1664 г. к этому братству был близок протопоп Аввакум, вернувшийся из даурской ссылки и часто ходивший в дом Ртищева 23 .

В кружке обсуждались и вопросы просвещения. Главным пунктом прений был вопрос о соотношении веры и знания 24 . Аввакум, как известно, не принимал знания без христианского учения и . Симеон же Полоцкий выступал в защиту светского знания, "грамоты", содержание которой, по его мысли, составляет все, что может быть охвачено человеческим умом. Споря с Аввакумом, Симеон заявлял, что знание призвано служить человеку, ибо расширяет его ум новыми сведениями. Воззрения Симеона складывались на основе гуманистической литературы и схоластической науки XVII века 26 .

Острым полемистом на этих вечерах выступал дядя Ртищева архимандрит Покровского монастыря за Яузой Спиридон (мирское имя Симеон) Потемкин, приехавший в 1655 г. в Москву после освобождения Смоленска и здесь принявший постриг. Спиридон получил образование в Польше. Близко знавший его дьякон Федор писал: "Бысть убо старец честен и боголюбив зело и премудр, и писанию святых книг искусен вельми, умея бо сам гречески и латынски язык до конца и польский, и ученый бе человек, и вся дни живота своего над книгами просидел, и вина и сикера,


16 Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. XIV. СПб. 1889, N 8, с. 221 - 222.

17 Харлампович К. В. Ук. соч., с. 10.

18 ДРВ. Ч. XVIII с. 401.

19 Ротар И. Епифаний Славинецкий, литературный деятель XVII века. Киев. 1901, с. 100; И. Е. Забелин считал, что Епифаний Славинецкий некоторое время жил и в Андреевском монастыре (Забелин И. Е. История города Москвы. Т. 1. М. 1902, с. 301).

20 Xарлампович К. В. Ук. соч., с. 22.

21 ДРВ. Ч. XVIII, с. 401.

22 Там же, с. 401 - 402.

23 Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л. 1975, л. 90 об.

24 Это один из узловых вопросов, обсуждавшихся гуманистами и реформаторами (Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М. 1978, с. 126 сл.).

25 Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. М. 1875, с. 487; Кудрявцев И. М. Сборник XVII в. с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников. Материалы к исследованиям. - Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ОР ГБЛ), 1972, вып. 33, с. 186; Русская историческая библиотека. Т. 39. Л. 1927, стб. 11.

26 Русский вестник, 1810, N 2, с. 11 - 12; Смирнов Н. К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII ст. - Русский филологический вестник, т. 39, N 1 - 2, Варшава, 1898, с. 9сл. Эти мысли Симеон изложил в "Наставлении" своему ученику. Рукопись сгорела во время пожара 1812 г.; частично опубликована в "Русском вестнике", 1810, NN2 - 4.

стр. 181


сиречь всякаго пития, пиянственнаго отнюдь не пия от юности" 27 . В "период подъёма национально- освободительной борьбы на Украине Симеон выступал в защиту православия в полемике с католиками и униатами (что определяло настрой его мыслей) и за единение всех славян. По приезде в Москву он оказался в центре борьбы, разгоревшейся в связи с церковной реформой патриарха Никона, представлял схоластическое направление в культуре, отличное от позиции Епифания Славинецкого, сторонника греческой мудрости, и Симеона Полоцкого, стоявшего во главе латинствующих.

Смысл воззрений Спиридона состоял в том, что через никонианские новшества в православие проникли католические догмы и церковь стала антихристианской. Несмотря на болезнь, он активно действовал как публицист, обличая духовенство в отступничестве от "истинной" веры и в безнравственном образе жизни, причем не видел разницы между иерархами католической, униатской и православной церквей. По его убеждению, "все отступницы единообразны суть"28. Власти пытались привлечь Потемкина на свою сторону: в 1662 г. ему через Ртищева предлагали митрополичью кафедру в Новгороде, но безуспешно 29 . Влияние Спиридона более всего сказалось на этических воззрениях Ртищева, хотя последний не разделял его оппозиционных взглядов.

Ртищев был известен и своей благотворительностью: на собственные средства он основал в Москве первый странноприимный дом, а также больницу для бедных, давал деньги на выкуп пленных и помощь иноземцам, находившимся в российском плену, в 1671 г. во время голода в Вологодском уезде послал туда обоз с хлебом и значительную сумму денег, жителям Арзамаса подарил подгородную землю, в которой они нуждались, но не могли ее купить. Перед смертью он завещал родным отпустить дворовых людей на волю и милостиво относиться к крестьянам, "ибо они нам суть братья". В ту эпоху подобное поведение было необычным, встречало насмешки и даже укоры тех, кто превосходил Ртищева в чинах, богатстве и "в славе века сего" 30 .

Спорен, однако вопрос, действовала ли школа именно в Андреевском монастыре. Ряд исследователей отвечал утвердительно, ссылаясь на Житие Ртищева, но при этом не разграничивал школу, открывшуюся в 1649 г. на государевом дворе, и школу в Андреевском монастыре 31 . Есть и иная точка зрения: мысль о создании школы в последнем осталась неосуществленной, ввиду его отдаленности от центра, но школа могла быть открыта в доме Ртищева, а в ней могли преподавать учительные старцы из монастыря 32 . Найденные нами архивные материалы позволяют разрешить этот вопрос.

Действительно, помимо Алексеевской школы в Кремле, существовала школа европейского образца в Андреевском монастыре, основанная Ртищевым. В Центральном государственном архиве древних актов, в фонде Разрядного приказа хранится дело за июнь - сентябрь 1664 г. о черном попе Варламе из Вильны 33 . Во время военных действий он покинул виленский Духов монастырь и ушел в Россию. Ближний боярин, кн. Н. И, Одоевский "с товарыщи" прислали его в Москву в сопровождении стрельца Кирилла Петрова. До царского указа Варлам поставлен был жить на подворье Богоявленского монастыря на Кулишках. О себе он дал показания в Разрядном приказе перед думным дьяком Дементьем Башмаковым и дьяком Федором Грибоедовым: "А в роспросе черной поп Варлам сказал: родом он города Полоцка, отец у него был бурмистр, и во 140-м году в первую смоленскую службу ис Полоцка перешол он в Вильну и пострижен в Духове монастыре, и был в том монастыре до пришествия в Вильну великого государя. А из Вильны де взял ево к Москве окольничеи Федор Михаилович Ртищев, и был у него на Москве, и в Андреевском монастыре два года учил малых детей польской и латынской грамотам. И после того по ево, Варламову, челобитью окольничеи Федор Михаилович отпустил ево в Вильну. И был де он в Вильне до сего времяни. А из Вильны пошол он на Вознесеньев день и шол дорогою один. А вышел он на


27 Материалы, для истории раскола за первое время его существования. Т. VI. М. 1881, с. 230.

28 ОР ГБЛ, собрание П. М. Строева, N 47, л. 45.

29 Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. VI, с. 232.

30 ДРВ. Ч. XVIII, с. 402 - 416; Ключевский В. О. Соч. Т. III. M. 1957, с. 332 - 333; Кашкин Н. Н. Ук. соч., с. 410 - 415.

31 В Житии Ртищева конкретных сведений о школе нет.

32 Харлампович К. В. Ук. соч., с. 14.

33 ЦГАДА, ф. 210, Белгородский стол, д. 658, лл. 316 - 323 (дело неполное).

стр. 182


государево имя на вечное житье". Уйти из монастыря Варлама понудил, возможно, голод, ибо он сказал: "Хлебными запасы в Вильне скудно и живность всякая дорога" 34

Варламу назначили местом жительства не Андреевский монастырь, где он прежде учительствовал, а Дудин в Нижегородском уезде. Из Разрядного он был направлен в Монастырский приказ. На памяти расписался подьячий Монастырского приказа Василий Григорьев 35 . К деятельности Варлама в качестве учителя на этот раз при дворе не проявили интереса. Неизвестно также, как отнесся Ртищев к нему и знал ли он вообще о приезде Варлама в Москву.

Вышеприведенный документ содержит сведения о существовании в Андреевском монастыре школы в конце 50-х годов XVII века. В ней преподавали польский и латинский языки, когда военные действия с Польшей еще не прекратились. Некий белорус (или поляк), вызванный. Ртищевым из Вильны, учил "малых детей. Ранее было известно, что только в Алексеевской школе в Кремле наряду со средним классом, где обучали взрослых, действовал с 1653 г. и младший класс 36 .

Поскольку учащимися были "малые дети", то наряду с обучением иностранным языкам их учили, конечно, и по традиционной школьной программе чтению и письму на родном языке. В школе, вероятно, действовал и средний класс, где преподавали грамматику, риторику, философию и богословие, как об этом свидетельствует Житие Ртищева.

Школа в Андреевском монастыре могла действовать и раньше. Однако младшее отделение открыто было, по- видимому, не ранее 1656 г., т. к. в декабре 1655 г. Ртищев вместе с царем возвратился из военного похода. В 1656 г. накануне нового года 31 августа патриарх Никон пожаловал монастырю 50 руб., 13 мая 1657 г. "государь патриарх жаловал братью 18 челов. по гривне человеку" 37 . Царь тоже посещал Андреевский монастырь и "жаловал его от своих щедрот". Ученые старцы получали "корм" из Посольского приказа 38 . Пока остается открытым вопрос, как долго функционировала школа в Андреевском монастыре. И. П, Козловский считал, что она существовала до смерти ее попечителя в 1673 году. Другое мнение: школа продолжала действовать вплоть до перевода ее в Заиконоспасский монастырь в 1682 году. И. М. Снегирев упоминает синодик XVIII в. (нам неизвестный), в котором записаны имена монахов и учителей Ртищевской школы 39 .

В ту эпоху уже сыновья царя Алексей и Федор обучались польскому и латинскому языкам, польским языком владели царевна Софья, князь В. В. Голицын и другие; светская литература через домашних учителей проникала в царский дворец и дома бояр 40 . Но Ртищев пошел дальше: в его школе обучались латинскому и польскому языкам дети разных сословий, желавшие "тому учению внимати". Заведуя приказом Большого дворца, он оказывал поддержку украинцам, белорусам, полякам, грекам, находившимся на русской службе 41 . По свидетельству современников, двери его дома были открыты для всех 42 . Заслуги Ртищева на поприще "свободных мудростей учения" бесспорны. Он принадлежал к числу передовых людей своего времени, осознававших необходимость светского просвещения русского общества и тесных культурных контактов с европейскими странами.


34 Там же, лл. 316 - 317, 318. На л. 316 об. - помета "Великому государю чтено".

35 Там же, л. 323.

36 Об этом свидетельствует запись в приходно-расходной книге Патриаршего казенного приказа за апрель 1653 г.: было куплено "5 стоп бумаги книжной доброй, которой взято на Борисовский двор гречанину старцу Арсению для училища детем" (Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV - XVII вв. М. 1977, с. 121).

37 Козловский И. П. Ук. соч., с. 79 - 80; Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. I. M. 1884, с. 735

38 Кашкин Н. Н. Ук. соч., с. 420.

39 Козловский И, П. Ук. соч., с. 11; Снегирев И. М. Ук. соч., с. 6, 11; Кашкин Н. Н. Ук. соч., с. 422.

40 Ключевский В. О. Соч. Т. III, с. 280 - 281.

41 ЦГАДА, ф. 210, Белгородский стол, д. 658, 1663 г., л. 6.

42 И. И. Соколов указывает на связи Ртищева с Немецкой слободой (Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках. М. 1880, с. 206).

Опубликовано на Порталусе 01 июня 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): РТИЩЕВСКАЯ ШКОЛА



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама