Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ВОПРОСЫ НАУКИ есть новые публикации за сегодня \\ 28.11.20


ДИАЛОГ В ОКРЕСТНОСТИ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Дата публикации: 16 апреля 2019
Автор: Фома
Публикатор: В. Г. Фома
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1555432799 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Фома, (c)

найти другие работы автора

ЭКСКЛЮЗИВ! Публикация обнародована в Интернете через PORTALUS.RU!

ДИАЛОГ В ОКРЕСТНОСТИ БЕСКОНЕЧНОСТИ[1]:

Одним прекрасным летним днём, когда Россия и НАТО прекратили сотрудничество, а из соседней страны убежал главный военный прокурор, Фил решил позвонить своей давней приятельнице Софи. Когда вечно пребывающая в нирване, сотканной из собственных мыслей, чувств и ощущений она, наконец–то взяла трубку, Фил спросил – «Сайн байна уу, не хочешь прокатиться за город?».

Последовала пауза, от нескончаемости которой занервничал бы Станиславский, но не Фил. Я не стал слушать их болтовню о прогнозе погоды и о деталях предстоящей поездки. Всё было решено, едва Фил проснулся.

И вот в 12 часов дня мы мчимся на рычащем Ягуаре Фила в его загородное небольшое поместье, в 130 километрах от города. Надо сказать, что Фил обладал врождённым вкусом и создал настоящий шедевр архитектурно-ландшафтного стиля на 5 гектарах собственной земли. Когда-то, по случаю, Фил купил этот великолепный участок, с уникальным живописным ландшафтом и реликтовой флорой. Великолепный дом, в бионическом стиле завершил акт творения и теперь Фил, а также его редкие гости могли наслаждаться завораживающим видом реки и соснового бора, наблюдая их с высоты 30 метрового плато на котором стоит дом.

Если бы вы встретили на улице Фила и Софи, то потерялись бы в догадках кто они по профессии или социальной принадлежности. Фил был той стороной Луны, которая видна с Земли и только отражает солнечный свет. Софи была обратной стороной Луны, не видимой с Земли. Это были противоположные стороны, но всё-таки одной планеты – дети Луны, заброшенные на землю в один из больших городов.

«Как все большие города, он состоял из разнобоя предметов и дел, из бездонных точек тишины между ними, из проторенных путей и бездорожья, из большого ритмического шума и в целом походил на клокочущий кипяток в сосуде, состоящем из прочного материала зданий, законов, установлений и традиций». Лучше, чем несравненный Роберт, не описать город, в котором они жили. Поэтому Фил и Софи так любили периодически выпрыгивать из этого сосуда с клокочущим кипятком, рубить телефонную связь и наслаждаться размеренным ритмом загородной жизни. По вечерам, сидя на просторной террасе дома, они пили чай и вели неспешные диалоги о смысле жизни. Некоторые из них я смог впоследствии вспомнить и записать для тех, кто не испытывает ненависть к подобным рассуждениям.

 

ДИАЛОГ ПЕРВЫЙ:

Фил: Идеи и правила формируют наше сознание с момента его пробуждения, ограничивая индивидуальное восприятие. Для этого на животное одевают щитки (шоры), закрывающие обзор по сторонам, а в сознание человека внедряют догмы и правила.

Софи: Кстати, Panasonic уже разработал устройство для защиты работников опенспейсов от внешних помех. Устройство выглядит как лошадиные шоры, но предназначены для людей.

Фил: Символично. Чтобы обрести душевный покой человек одевает шоры. Он готов потратить 50 лет своей жизни работая по найму и стереть свою личность ради карьеры и материальных благ. Один из лучших драматургов Викторианской эпохи как-то написал: «Работа – последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет делать».

Нассим Талеб, которого газета Times назвала выдающимся мыслителем, убеждён, что чем больше компания платит сотруднику, тем сильнее он чувствует себя её рабом.

Софи: Один замечательный человек написал: «Когда ты достигнешь всего, чего желал, ты почувствуешь, как твои желания начнут угасать и на тебя нападёт ужас». Почему?

Фил: Это случиться только в том случае, когда твои желания порождены иллюзиями.

Софи: А в чём отличие иллюзий от реальности?

Фил: Реальность автономна, не порождена чем-то, она всегда сложна. Только простые и зависящие от чего-то вещи иллюзорны, например твоё отражение в зеркале. Но именно эти иллюзорные желания управляют жизнью большинства людей, приводя к трагическому финалу.

Софи: Это финал известной сказки: «Глядит старик: опять перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто».

Фил: Только наши представления о нормальной, хорошей или плохой жизни определяют наши действия. Поэтому представления о жизни должны быть свободны от иллюзий.

Софи: Но на чём основаны наши представления?

Фил: Они основаны на общепринятых догмах, которым вольно или невольно мы следуем в своей реальной жизни. Факты, когда сознание личности и целой наций порабощены догмами, хорошо известны. В разные эпохи люди уничтожали собственные жизни и жизни других, следуя этим догмам: язычники уничтожали христиан, христиане жгли язычников, монархи казнили социалистов, которые потом казнили монархов и т.д.

Софи: Об опасности навязывания догм хорошо написали Аркадий и Борис Стругацкие: «Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», а зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», и этого достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Фил: Например, в 1937 году, в эпоху строительства социализма, на десять лет тюремного заключения был осуждён советский физик Козырев в связи с «Пулковским делом». «Обвиняли его в попытке угнать реку Волгу. То есть, буквально угнать из России — на Запад[2]». Сегодня это обвинение вызовет сомнение в психической вменяемости суда, следствия, прокуратуры и всего общества, породившего эту систему догм. Поэтому, те, кто следует за иллюзиями, порождёнными догмам, находятся в опасности сами и представляют опасность для других.

Процесс подмены реальности догмами можно наблюдать и сегодня, достаточно посмотреть новости, и он не закончится до тех пор, пока каждая личность будет следовать общепринятым, а потому иллюзорным догмам. Если ранжировать общепринятые догмы по зомбированию нашего сознания, то на первом месте окажутся три из них.

ДИАЛОГ ВТОРОЙ:

Фил: Первая из общепринятых догм – априорное признание доминирования материи над сознанием. Большинство людей убеждены в том, что материя существует вне их сознания и независимо от него, что она первична. Таким образом, тебя убеждают в том, что сознание, управляющее твоими целями и действиями, должно быть направленно исключительно на материальное производство и потребление.

Софи: Однако, люди верующие, считают: человек создан по образу и подобию некого Творца, он завершающий этап Божественного творчества, ради него был сотворен весь окружающий нас материальный мир.

Фил: Это так, Софи. Эти альтернативные суждения формируют ракурс восприятия реальности каждого из нас, знаем мы об этом или нет.

Человеческая жизнь – это существование в постоянно меняющемся мире среди множества альтернатив. Признание, что в реальности «Всё течёт, всё меняется[3]» и любое событие в нашей жизни, как монета, имеет две стороны - это осознание сути бытия. В противном случае реальность, отражаясь в кривом зеркале догматического восприятия, становится застывшей и одиозной, мир теряет краски, а река жизни превращается в болото.

Софи: Интересно, что в процессе исследования исключительно физических явлений сделаны аналогичные выводы, например: всем элементарным частицам свойственен дуализм, они проявляют себя как частицы и волны.

В той же квантовой физике существует и принцип неопределённости: если мы желаем точно установить координаты частицы, то не можем определить её скорость и наоборот.

Фил: Природу квантовых явлений мы принимаем как данность, но не хотим принять как факт двойственность и неопределённость человеческого бытия.

Софи: Нас учили, что пространство и время это основные условия для существования материи, не может быть материи вне пространства и времени.

Фил: Однако эти законы не распространяются на сознание, которое может существовать вне пространства и времени. Например: когда человек видит сны, предчувствует будущие события или заново переживает прошлые.

Софи: Математик, разработавший геометрическую модель теории относительности, обосновал физическое единство пространства и времени.

Фил: Однако, сточки зрения природы человека его утверждение «Никто ещё не наблюдал, какое либо место иначе, чем в какое то время и т.д.» - не имеет смысла или относительно.

Для человеческого сознания пространственно-временных ограничений не существует, оно существует автономно и поэтому не зависит от места и времени, в котором находится физическое тело. Очевидно, что сознание отличная от матери форма существования, но такое же природное явление, как гравитация или ядерные силы. Мы познаём физические явления с помощью сознания и создаём материальную культуру. Мы можем осознавать своё сознание. Более того, если мы утратим сознание, мы не сможем воспринимать, познавать и сознательно воздействовать на окружающий нас материальный мир. Так, что же для человека первично? Ответ очевиден.

Софи: Ответ не очевиден, для тех, кто осознаёт свою сущность только как материальное тело, как физическую величину – массу, которая не поддаётся воздействию даже квантовых процессов. Утверждение, что существование человека может быть только физическим – архаический предрассудок, единственная форма существования любой личности - психическая.

ДИАЛОГ ТРЕТИЙ:

Фил: Сегодня я хочу обсудить, вторую догму – веру в Бога. В основе трёх крупнейших мировых религий принципиально похожие представления о сущностных характеристиках Бога, сотворения им вселенной и человека. В Иудаизме, Христианстве, Исламе признают Бога, как вселенского Творца. В Иудаизме – творец Элоhим, Христианстве – Бог, Исламе – Аллах.

Софи: Интересно, что у этих религий принципиально похожи истории создания божественных текстов, ставшие религиозными канонами.

Фил: Это так. Сакральные знания о Творце и описание актов его творения были получены святыми или пророками, в результате их божественных откровений. Таким образом, источником сакральных знаний для верующих являются продукты сознания святых мудрецов. Тогда нужно признать, что сознание этих мудрецов не обладало индивидуальностью, что абсурдно, в противном случае – это частные интерпретации личности Творца и актов его творения.

Софи: В одной из новелл известного произведения[4] её персонаж делает такое же предположение, в ответ на каверзный вопрос: какую  из трех вер он считает истинной:  иудейскую, сарацинскую или христианскую?

Фил: Это притча об отце трёх сыновей, который должен выбрать, кому из них завещать свой перстень, дающий право на наследство. Отец тайно изготавливает два недостающих перстня, абсолютно схожих с оригиналом и даёт каждому сыну перстень. Когда отец умер, сыновья предъявили перстни для получения наследства. Так как перстни были похожи, то нельзя было и определить - какой из перстней подлинный. Поэтому, вопрос о том, кто из них был настоящий наследник отцу, остался открытым, открыт и теперь. То же можно сказать и о трех законах, которые бог отец дал трем народам: каждый народ полагает, что он владеет наследством и истинным законом.

Софи: Вопрос остаётся открытым и спустя 700 лет, с момента написания новеллы.

Фил: Известно, что христианская догма о сотворении мира и человека заимствована из иудаизма. Ветхий завет и Танах описывают Бога, творение мироздания и человека практически одинаково. Это первые главы Книги Бытия из Ветхого завета (Берейшит из Торы).

Софи: Первый человек был сотворён по образу и подобию Творца мужчиной, Адамом. Затем из его плоти, Творец создал женщину, Еву. Эти первые существа жили в раю, не ведая добра и зла. Но однажды, в результате любопытства Евы, она и Адам вкусили запретный плод с дерева добра и зла, растущего посреди Рая.

Фил: Дальше самое интересное: акт вкушения запретного плода сопровождался словами змея, искусившего Еву: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как[5] боги (как великие[6]), знающие добро и зло[7]».

Из слов змея следует, что после нарушения запрета сознание первых людей становится божественным – осознающим целостность окружающей их реальности (добра и зла, красоты и уродства, половой принадлежности, радости и печали и т.д.). Возникает вопрос – не является ли изначальная потребность поклонения богу, желанием вознести Абсолютное Сознание до уровня высшего человеческого идеала. Поэтому верховное существо и наделяется святыми мудрецами высшим человеческим свойством – способностью целенаправленно творить, которую невозможно реализовать без целостного сознания. Если человек изначально наделён способностью к познанию, то достичь идеала должен сам.

Софи: Интересно и то, что Творец заранее предусмотрел саму возможность грехопадения – создал Еву, вырастил дерево добра и зла, поместил в райский сад змея-искусителя. И однажды, когда Творец, почему то отсутствовал в райском саду, свершилось грехопадение первых человеческих существ. Может быть, Творец заскучал, наблюдая растительную жизнь первых людей, и сознательно добавил драматизма в эту пьесу? Как утомительно смотреть пьесу, в которой два существа, не испытывая никаких желаний и эмоций, живут вечно.

Фил: Может ты права. Думаю, что акт творения невозможен без познания противоречий. Чтобы запустить процессы жизни, физических и психических явлений, всегда нужна разность потенциалов, в широком смысле. Возможно, что святые мудрецы создали миф о вечном Творце, чтобы сознание человека не скатилось до уровня удовлетворения материальных потребностей и инстинктов или растительного существования, но всегда стремилось к познанию смысла своего бытия.

Софи: Есть другая история творения, отличная от библейской. В Ведах эта история описывается так: «Поистине, это было вначале одним Атманом[8]. Не было ничего другого, что бы мигало. Он подумал: Теперь я создам миры».

Потом он сотворил хранителей миров, а затем извлёк из вод Пурушу (первого человека). Этому человеку, он придал внешний облик, согрел своим дыханием и наделил органами чувств, кожей, волосами и т.д.

Фил: Далее описывается самое интересное: хранители миров, говорят Творцу: «сотвори нам пристанище, пребывая в котором мы поедали бы пищу» и входят по его велению в человека: «огонь, став речью, вошел в рот; ветер, став дыханием, вошел в ноздри и т.д.»

Софи: Дальше следует совсем необычная история: видя, что всё уже сотворено им Атман думает: «Как же это может существовать без меня?». «Каким [путем] я войду [в это тело]». Тогда, рассекши [черепной] шов, Атман вошел через эти врата. [Там] у него три пристанища, три [состояния] сна.

Фил: Эта история имеет сущностное отличие от библейской, в которой Творец не только отделён от своего творения, человека, но и наказывает за способность к познанию, которой создатель изначально наделил его. В истории, описанной в Ведах, Атман не только творец, но и вечный спутник человека. Он хочет созерцать своё творение посредством индивидуального человеческого восприятия. Здесь представлен взгляд на изначальное единство Творца (создал, согрел, вошёл в человека), хранителей миров (физических явлений) и природных свойств человека (речь, дыхание и т.д.).

Софи: Заключительная часть описания акта творения в Ведах предельно точно определяет основное свойство человека, заложенное Творцом: «Мир ведом познанием, утвержден в познании».

Фил: Думаю, что отказ от познания мира в пользу догматов веры приведёт к уничтожению изначальных свойств человека, которыми его наделил Творец. Религиозные доктрины обесценивают и упрощают свойства природы и человека не менее радикально, чем материализм. В отличие от материализма, насаждающего в сознании человека идею о его второсортности по отношению к материи, в религиозных доктринах применяют другую методику – человеку навязывают мысли о врождённой порочности его сознания и греховности его плоти. Это обесценивает личность и её земную жизнь, вызывая желание иной жизни в ином качестве и ином мире.

 

Продолжение следует. Пишите.

 

[1] Окрестностью бесконечности называется объединение двух любых окрестностей + и -.

[2] Довлатов.

[3] Древнегреческий писатель и философ Гераклит Эфесский.

[4] Джованни Боккаччо. Декамерон (1352-1354 годы). Новелла третья.

[5] Словарь русского языка С. И. Ожегова: «Как» - сравнение, подобно кому-то, чему-то.

[6] Тора, Берейшит (Гл. 2).

[7] Книга Бытия (Гл.3, строка 5).

[8] Айтарея-Упанишада. Ригведа. Первая часть.

Опубликовано 16 апреля 2019 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама