Рейтинг
Порталус

ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИСТОРИКОВ-СЛАВИСТОВ

Дата публикации: 04 мая 2019
Автор(ы): А. С. ГРОССМАН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1556964086


А. С. ГРОССМАН, (c)

С 27 по 29 января 1988 г. в Минске проходила XI Всесоюзная научная конференция историков-славистов на тему "Великий Октябрь и зарубежные славянские страны". Она была организована Министерствами высшего и среднего специального образования СССР и БССР, Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Белорусским университетом им. В. И. Ленина.

Подобные конференции проводятся уже более четверти века. I межвузовская конференция историков-славистов состоялась в 1962 г. в Московском университете, доследующие проходили в других университетских городах страны. Эти конференции неизменно привлекают внимание научной общественности. Не является исключением и конференция, проходившая на базе Белорусского университета.

На пленарных заседаниях и секциях обсуждался широкий круг проблем, касающихся влияния Великого Октября на зарубежные славянские народы, антифашистского движения Сопротивления в годы второй мировой войны, революций 40-х годов и формирования социалистического содружества, особенностей строительства социализма и развития культуры в зарубежных славянских странах; укрепления сотрудничества социалистических государств; истории национально-освободительных движений славянских пародов, состояния изучения и преподавания истории и культуры южных и западных славян и др.

Регулярно проводимые историко-славистические конференции играют важную роль в развитии советского славяноведения, координации исследований, ведущихся в академических институтах и вузах страны, в повышении уровня преподавания истории южных и западных славян. Они позволяют подвести определенные итоги в развитии историко-славистических исследований, сформулировать приоритетные направления дальнейшей работы в данной отрасли науки, обсудить вопросы организации и совершенствования научного процесса.

На пленарных и секционных заседаниях конференции внимание участников привлекли выступления председателя секции истории Научно-технического совета Минвуза СССР проф. В. И. Кузищина, заведующего кафедрой истории южных и западных славян МГУ проф. В. Г. Карасева, директора Института славяноведения и балканистики АН СССР В. К. Волкова, председателя секции истории Научно-технического совета Минвуза БССР проф. Э. М. Загорульского, проф. БГУ Д. Б. Мельцера, чл. - корр. АН СССР Г. Г. Литаврина, чл. - корр. АН УССР П. С. Соханя, сотрудника ленинградской части Института этнографии АН СССР проф. А. С. Мыльникова и другие.

Как подчеркивалось на конференции, сейчас задачей номер один является повышение профессионализма. В основу подготовки кадров историков- славистов должен быть положен принцип "Лучше меньше, да лучше", причем их следует готовить на договорной основе и на перспективу. Необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс, решительно переходить к проблемному чтению курсов в университетах, в том числе и курса по истории южных и западных славян, расширить самостоятельность не только факультетов, но и кафедр - главных базовых ячеек учебно-воспитательной и научной работы в вузах. Остро ставился вопрос об

стр. 96


учебниках и учебных пособиях, которые в массе своей пока не отвечают современным требованиям. Следовало бы выработать более справедливую и единую систему ученых званий для сотрудников вузов и научно- исследовательских институтов, резко улучшить практику подготовки и защиты диссертаций.

Ряд выступающих отмечал необходимость укрепления контактов между обществоведами социалистических стран, проведения творческих дискуссий по проблемам, нуждающимся в коллективном обсуждении. Их накопилось немало как в сфере двусторонних отношений между отдельными социалистическими странами, так и в истории формирования социалистического содружества в Европе. В условиях, когда в каждой стране сейчас сложились и действуют квалифицированные кадры и имеются крупные научные школы, такие творческие дискуссии становятся настоятельной необходимостью. Их целью должно стать преодоление застойных явлений в исторической науке и совместные поиски научной истины.

Для историко-славистических исследований, ведущихся в нашей стране, отмечалось на конференции, характерны те же недостатки, что и в целом для исторической науки. Здесь также накопилось много "белых пятен", неисследованных проблем, сказывается наличие догматических представлений, предрассудков и иллюзий, нередки случаи появления трудов, ориентированных на пропагандистские клише, не преодолен отрыв от жизни. Это относится не только к изучению современных проблем, но и других исторических эпох, хотя к проблемам, близким к современности, эти недостатки относятся в большей мере. В настоящее время актуальное научное значение приобретает изучение опыта социалистического строительства в странах Центральной и Юго- Восточной Европы, национальных отношений, а также культуры народов этих стран, истории общественной мысли.

Участники конференции поддержали идею о создании Всесоюзного общества историков.

Вместе с тем конференция вскрыла и ряд очевидных недостатков, касающихся как проведения самой конференции, так и нынешнего состояния исследований историков-славистов. Бросается в глаза, что каждая последующая их всесоюзная встреча отличается от предыдущей большим числом участников, большим разнообразием тематики докладов и сообщений. Так, если в работе конференции, состоявшейся в 1985 г. в Харькове, приняли участие 230 историков из 43 городов страны и было заслушано 175 докладов и сообщений, то в конференции в Минске участвовали уже 276 историков из 49 городов страны и было заслушано более 260 докладов и сообщений. Этот факт, конечно, свидетельствует о растущем интересе историков к конференциям, на которых подводятся итоги в развитии науки и намечаются направления дальнейших историко-славистических исследований. Следует учесть также, что всесоюзные конференции являются, по существу, единственной формой координация таких исследований и совершенствования курса истории южных и западных славян в университетах страны. В то же время сказанное выше наводит и на определенные размышления.

Рост числа участников конференций и соответственно возрастающее тематическое разнообразие их выступлений с неизбежностью ведут к мелкотемью, к дроблению фундаментальных проблем науки. При таком обилии докладов и сообщений, которые не всегда отличаются высоким научным уровнем, не остается места для творческих дискуссий. Между тем есть уже опыт проведения конференций, в программе которых обозначаются фамилии выступающих в прениях по крупным, проблемным темам. Отсюда напрашивается вопрос: не следует ли переходить от "экстенсивного" подхода к историко-славистическим исследованиям к "интенсивному"? Не целесообразнее ли сосредоточить внимание на творческом обсуждении нескольких основных проблемных докладов? Если же оставить все по-прежнему, то в недалеком будущем мы столкнемся с тем, что на заседаниях кроме докладчиков и руководителей секций будут присутствовать всего по 2 - 3 человека.

Справедливости ради надо сказать, что попытки усовершенствовать подготовку и проведение историко-славистических конференций, в частности, преодолеть мелкотемье предпринимались (объявлялись заранее темы основных докладов и т. п.), но до конца этот недостаток так и не удалось преодолеть. Кстати, на конференции в Минске была высказана конструктивная мысль о том, что накануне таких встреч

стр. 97


нужно не ограничиваться публикацией тематики основных проблемных докладов, но заранее публиковать, например, в "Советском славяноведении", их тексты, а на конференции проводить их обсуждения, не зачитывая. Это, несомненно, подняло бы творческий, дискуссионный уровень конференций. За рубежом многие научные конференции проходят именно так.

Не совсем ясен и принцип, которым руководствовались организаторы конференции. В СССР насчитывается примерно 500 ученых-славистов. На конференцию в Минске были приглашены почти все, за исключением, пожалуй, тех, кто по тем или иным причинам не смог приехать.

Каковы бы ни были итоги таких конференций, даже если высоко оценивать их научную результативность, ход и результаты таких встреч останутся "вещью в себе", если научная общественность не будет информирована об их научных итогах. При этом важное значение имела бы публикация материалов конференции, содержащих полемику, дискуссии, имевшие на ней место. Та информация, которая до сих пор помещалась в научной печати о конференциях славистов, да и не только их, уже не может никого удовлетворить. Подобную информацию и информацией в полном смысле слова нельзя назвать - до сих пор она в основном повторяла содержание программ конференций (десятки фамилий и тематика докладов и сообщений). Это была скорее хроника, удовлетворяющая самолюбие называемых в ней лиц, а не научная информация. О том, как проходила конференция, какие доклады и сообщения привлекли внимание участников, как разворачивалась дискуссия, какие проблемы вызвали споры и т. д., об этом читатель мог лишь догадываться.

Участники конференции справедливо обратили внимание на то, что в работе всесоюзных конференций историков-славистов не участвуют их зарубежные коллеги. Между тем только в США их насчитывается более 4 тыс., сотни славистов есть в Японии и других развитых капиталистических странах. Но самое прискорбное - это отсутствие на наших славистических конференциях ученых из братских социалистических стран. А ведь традиционно и в течение всего послевоенного периода историки-слависты нашей страны изучают историю славянских социалистических стран и отношений между ними. Сегодня эти отношения - и прежде всего отношения СССР с братскими странами - приобретают все большее политическое и соответственно научное значение. Давно и плодотворно работают двусторонние комиссии историков СССР и социалистических стран, издаются коллективные труды по истории взаимоотношений народов нашей страны и ряда славянских стран.

Однако положение на славистических конференциях не меняется - ученых социалистических, а тем более капиталистических стран там нет. Кстати, этим в какой-то мере сдерживается научное и идеологическое влияние наших научных достижений на мировую историческую науку. Между тем потребность в развитии диалога с учеными буржуазных стран, с учеными-немарксистами не вызывает ни у кого сомнения. Зарубежные слависты, несомненно, могли бы не только содействовать на таких конференциях обсуждению научных проблем, дискуссиям и т. д., т. е. развитию славистических исследований, но и выступить затем в печати своей страны с информацией о научных итогах таких конференций, о состоянии и перспективах развития соответствующих исследований в СССР. И еще одно соображение. Подобная практика, как правило, приводит к отсутствию советских ученых и на аналогичных славистических конференциях за рубежом, что также является негативным фактом.

На каждой конференции историков-славистов, в том числе и на минской, принимается конструктивное решение. К сожалению, об этих решениях и содержащихся в них рекомендациях, как правило, вскоре забывают, и многие из них остаются лишь на бумаге. Об этом говорилось и на минской конференции. Наверное, было бы целесообразно в какой-то форме извещать участников конференции о том, что из рекомендаций предыдущей встречи выполнено и что не выполнено, а главное, почему не выполнено. Только в этом случае решения, принимаемые конференцией, перестанут быть формальным документом и превратятся в "работающие" резолюции.

стр. 98


Даже тот по необходимости краткий и неполный перечень проблем, которые либо обсуждались на конференции, либо ждут своего решения, говорит о том, что значение всесоюзных историко-славистических конференций в условиях перестройки неизмеримо возрастает. Задача состоит в том, чтобы сделать их более эффективными, чтобы они играли активную роль в развитии советской исторической науки.

 

Опубликовано на Порталусе 04 мая 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама