Рейтинг
Порталус


ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

Дата публикации: 26 сентября 2019
Публикатор: Зубаиров Юнус Фариттович
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1569524563


                 ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

 

В статье «Теория мышления» мы пришли к выводу, что, с одной стороны, существует внешний мир; с другой стороны, человек наделенный органами чувств, и при этих условиях человеку нужно познать внешний мир для обеспечения своего выживания и далее комфортного существования.

Познание внешнего мира человеком осуществляется, как мы это выяснили, следующим образом. На первом этапе познания мира, человек при помощи своего разума выделяет денотаты внешнего мира и моделирует их в виде понятий, а тем самым возникает язык. Это является первой областью мышления.

Вторая же область мышления человека ­­─ это соединение уже выработанных понятий в виде суждений. Эта область мышления также осуществляется разумом, так как между понятиями не существует ни логической, ни какой-либо иной закономерной связи. При этом осмысленность суждений не всегда является критерием их истинности, так как осмысленные суждения могут быть и ложными.

Эти области мышления теоретиками не были изучены и не были установлены правила, на которые мы должны основываться в этих областях мышления. Тем самым, в этих областях мышление человека осуществлялось стихийно. В статье «Теория мышления» мы положили начало теоретическому изучению этих областей мышления.

Мы приходим к выводу, что мышление является не только орудием познания мира, оно является и инструментом, который устанавливает правила, на которые должно основываться само мышление для правильного постижения существующего. Исследователи мышления достигли впечатляющих успехов при изучении третьей области мышления ─ логической области. Аристотелем, отцом логики, были установлены ряд законов формальной логики, а закон достаточного основания был сформулировал Лейбницем.

В существующей литературе не рассматривается вопрос, в силу каких причин имеют место законы формальной логики. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Основные законы формальной логики являются продуктами разума. Две из основных законов формальной логики ─ закон противоречия и закон исключенного третьего являются следствием установления разумом, вполне осознанно или на уровне подсознания, следующего фундаментального свойства мира, а именно тождественности мира самому себе.

Тождественность мира самому себе означает, что мир и предметы в мире, их свойства, особенности, признаки единственны, то есть они могут быть собой и только собой и одновременно не могут быть другим, иметь тот или иной признак, то или иное свойство, ту или иную особенность и одновременно не иметь этот признак, свойство и особенность.

Исходя из тождественности мира самому себе, мы приходим к выводу, что лев не может быть одновременно львом и не львом, а чем-то другим, например, пеналом. Или возьмем какое-либо свойство, особенность, признак предмета внешнего мира. Например, раскаленный металл может быть только горячим, но не может быть одновременно холодным. Далее, если некоторый предмет внешнего мира существует, то одновременно не может не существовать. Например, если гравитационное притяжение между всеми телами природы существует, то одновременно не может не существовать. И пример о признаке. Если, например, трава зеленая, то она одновременно и в том же отношении не может быть не зеленой.

Принцип тождественности мира себе приводит к выводу, что оба противоположных по смыслу суждения не могут быть истинными. Действительно, кенгуру или является птицей, или не является. Металлы или проводят ток, или не проводят. А именно это и утверждает закон противоречия, то есть этот закон является следствием тождественности мира себе.

В то же время, одно из этих двух противоположных суждений непременно истинно, поскольку мы хотим познать денотат внешнего мира, а именно «кенгуру» и приписываем ему определенный признак ─ являться птицей или не являться. Тождественность мира себе других вариантов не оставляет, исключает третье, то есть кенгуру или птица, или не птица, одно из этих суждений истинно.

Заметим, когда речь идет о денотатах, которые являются плодами фантазии, то закон исключенного третьего не работает. Например, если мы сформулируем два суждения ─ «джинны имеют рога» и «джинны не имеют рогов», то ни одно из них не истинно, так как джиннов вообще не существует. Тем самым, закон исключенного третьего постольку справедлив, поскольку мир тождественен себе, а именно существующее в мире мы и хотим познать.

Сложнее дело обстоит с примером Гегеля, который опровергая этот закон приводил следующее суждение ─ «Дух зеленый» и «Дух не зеленый». Ошибка Гегеля состоит в том, что дух не имеет цвета, предмету природы приписывается такое свойство, которым он не обладает, а тем самым этот пример не вписывается в принцип тождественности мира себе. С точки зрения критерия истины, который дан в «Теории мышления», здесь соединены два денотата, которые во внешней в отношении к ним действительности не находятся в связи.

Отличие примера Гегеля с приведенным нами состоит в том, что животное кенгуру, о котором мы не знаем, в принципе может быть птицей, ведь птицы тоже животные, и в нашем примере мы говорим одно из противоположных утверждений истинно, а что касается духа, то он вообще не может быть зеленым или не зеленым, это суждение бессмысленно, как и, например, магнит не может быть привлекательным или не привлекательным, воображение квадратным и не квадратным. На основе этого примера мы приходим к выводу, что закон исключенного третьего действителен в той области, когда мы хотим познать существующее в мире, имея при этом ввиду, что мир тождественен себе. Хотя бы одно из двух противоположных суждений должно соответствовать действительности. Заметим, осмысленность этого рода примеров кажущееся, но по сути эти словосочетания аналогичны, например, словосочетанию «карандаш реактор», в данном случае бессмысленность словосочетания очевидна.

Тем самым, два этих закона формальной логики являются выражением свойства внешнего мира быть тождественным самому себе, они являются следствием этого фундаментального свойства мира. А что касается закона тождества, то и этот закон является продуктом разума, мы светом ума видим, что если в ходе рассуждения будем менять ту или иную посылку, то истины не достигнем.

Сложнее дело обстоит с законом достаточного основания, который утверждает, что каждая мысль должна быть доказана мыслями, истинность которых мы знаем. Такое понимание этого закона ведет к дурной бесконечности ─ каждую мысль нужно доказать другими мыслями, но и при этом остается неясным, как мы постигли истинность первоначальной мысли. Критерий истины для суждений естественного языка установлен в «Теории мышления».

ЗУБАИРОВ ЮНУС ФАРИТОВИЧ

  1. Республика Башкортостан, Буздякский р-н, п-о Каран, дер. Ново-Актово

 

 

 

 

Опубликовано на Порталусе 26 сентября 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама