Рейтинг
Порталус

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ

Дата публикации: 04 октября 2019
Автор(ы): В. Ф. АНТОНОВ, А. С. НАГАЕВ, А. В. УШАКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Вопросы истории, 1988, №12
Номер публикации: №1570137782


В. Ф. АНТОНОВ, А. С. НАГАЕВ, А. В. УШАКОВ, (c)

Благодарная память об учителе и наставнике вызывает в нас, вышедших из "гнезда Петрова", нравственную потребность сказать в год 100-летия со дня рождения (28 декабря 1888 г.) Петра Ивановича Кабанова свое слово о нем как человеке, общественном деятеле, воспитателе и ученом, внесшем значительный вклад в подготовку учителей истории и преподавателей для педагогических институтов страны - кандидатов и докторов исторических наук, доцентов и профессоров, заведующих кафедрами и деканов исторических факультетов.

В жизни Петра Ивановича отразилась судьба его народа. Выйдя из простой семьи (мать - неграмотная крестьянка, отец - сельский писарь), он на 86-м году ушел из жизни доктором исторических наук в профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР. Если бы собрать всех, кто слушал его в сельских и городских школах, а затем в вузах, то образовалась бы аудитория в десятки тысяч человек. И все они испытывали на себе его доброту, отзывчивость, научную компетентность и добросовестность, совершенную доступность.

Он не был ритором, не завораживал словом, действовал на слушателя мыслью. Кто стремился думать, мог наслаждаться логикой и глубиной его лекций. Говорил он осмысленно, не спеша, стремясь не формулировать, а толковать, не навязывать, а доводить до сознания смысл разбираемых им вопросов. Оттого-то он и притягивал к себе любознательных.

Докторант ли, аспирант ли - все шли к нему домой, где всегда ждал их радушный прием и увлекательная беседа, часто длившаяся часами. Никакой официальности. Вас тут не поучали, не держали на дистанции. Вы - равный собеседник и можете быть уверены - вас не перебьют, не остановят, дадут выказать весь свой пыл. Учитель глубоко сидит в кресле, с интересом устремив на вас свой умный взор. Разговор идет обо всем, но больше всего о жизни. Его задача - не только учить, но и воспитывать. Беспартийный, Петр Иванович, однако, по убеждениям и взглядам на жизнь был истинным ленинцем. С ним приватно обсуждалось то, о чем только сейчас стало возможным говорить открыто.

Он глубоко переживал проявившиеся к 70-м годам симптомы упадка школьного и вузовского образования. Его тревожило, что в школах и педагогических вузах внимание сосредоточивается лишь на выработке внешней дисциплинированности. В школе, говорил он, мы часто воздействуем на детей окриком, удалением из класса, последующей "проработкой", балльную систему используем как карательное средство, когда ставим "двойки" за шалость на уроке, запачканную тетрадь, учебник и т. п., так сознательной дисциплины не добиться: и в вузе плохо то, что часто берется, как и в школе, линия постоянной опеки над студентами с забвением того, что студент - взрослый, отвечающий за свои поступки человек, который должен сам отчетливо сознавать, что можно и нужно делать и чего нельзя. Педагогика сотрудничества, о чем сейчас так громко заговорили, не изобретение наших дней. Вдумчивый, гуманный, демократически настроенный учитель и до революции,

стр. 153


как это было с Петром Ивановичем, видел в своих учениках личности и стремился всячески помочь их развитию.

Жизненный путь Петра Кабанова начался в Минусинском уезде Енисейской губернии. Случайные учителя, чаще всего из ссыльных, дали ему, трём братьям и сестре первоначальное образование. Так все они вышли "в люди": кто стал счетоводом, кто приказчиком, а Петр в 1904 г. отправился учиться в Красноярскую учительскую семинарию. Там и застала его первая российская революция, которая, по его словам, оказала решающее влияние на формирование его взглядов. За участие в забастовке он на время отчисляется из семинарии, но все-таки в 1907 г. оканчивает ее и становится сельским учителем.

Глухая деревня. Молодой учитель уговаривает крестьян отдавать детей в школу, открывает ее и начинает работать. Когда братья и сестра перебрались в Амурскую область, он подался к ним и преподавал сначала в г. Зея, а затем в Благовещенске. Там он вращается в кругу "низших" служащих и занимается просветительской работой в библиотеке, клубе "полезных развлечений для народа", пробует перо в либеральных газетах, обличая местные порядки и бюрократизм, в очерках и рассказах описывает жизнь "около золота" рабочих и золотопромышленников.

Знакомясь с биографией П. И. Кабанова, поражаешься широте его интересов. Он изучает модные тогда идеи "свободного воспитания" по Л. Н. Толстому, читает журнал "Школа и жизнь", иностранные педагогические книги, ведет на эсперанто переписку с учителями Франции, Англии, Германии, Японии, Индии и других стран. В 1911 г. жажда знаний увлекает Петра Ивановича в Москву, где он становится студентом историко-филологического цикла городского народного Университета Шанявского и одновременно учится на одногодичных педагогических курсах им. Королевых. Только учение, никаких отвлечений! Запас денежных средств строго рассчитан на три года.

В 1914 г. с дипломом университета Кабанов возвращается в Зею и становится преподавателем частной женской прогимназии. События Февральской революции захватили его. Демонстрации, митинги. По списку блока "трудовых групп и солдат" он проходит от учителей в местную городскую Думу. В "Голосе тайги" появляется его статья "О задачах момента" с просветительскими призывами. В апреле 1917 г. от учителей Зеи он участвует в работе краевого учительского съезда в Хабаровске, избирается в учительский совет (из пяти членов) по управлению учебными заведениями Приамурья. Видя, что ничего в деле образования Временное правительство не меняет, Кабанов в сентябре выходит из совета. Возвратившись в Зею, он возглавляет только что открывшуюся четырехклассную смешанную гимназию.

Созданный в городе в конце 1918 г. Совет рабочих и солдатских депутатов назначает Петра Ивановича комиссаром просвещения. Им проводится реформа школы, вводится новая орфография, ведется работа по ликвидации неграмотности. Школой управляет совет, в который входили и ученики. В Зее Петр Иванович переживает оккупацию белогвардейцев и японцев, а когда в 1919 г. в городе была восстановлена Советская власть, становится председателем Совета. В 1920 г., с образованием Дальневосточной республики, его делегируют на амурское областное собрание в Благовещенск, где он проработал в органах наробраза до 1925 года. Это было увлекательное время. П. И. Кабанов изучал марксистскую философию, политэкономию, историю классовой борьбы и социалистических учений, с помощью трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина очистил свое мировоззрение от идеализма, сформировался как марксист.

С переездом в 1925 г. во Владивосток Кабанов работает в железнодорожной школе второй ступени, руководит методическим объединением школ Уссурийской железной дороги, становится членом Приамурского научно- педагогического общества. В 1926 г. Петра Ивановича приглашают на рабфак университета, где он преподает экономическую географию и становится заведующим учебной частью заочного отделения.

В 1931 г. П. И. Кабанов приступает к работе в отделе кадров Наркомата просвещения РСФСР. Вскоре в вузах восстанавливаются ранее закрытые исторические факультеты. Начинается бурная деятельность по созданию рабочих планов и программ по истории. Участвуя в ней, П. И. Кабанов не оставляет и педагогической работы: совмещает ее с работой в Наркомате. С 1938 г. он переходит на постоянную работу в Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина (слившийся позже с Московским государственным педагогическим институтом им. В. И. Ленина), выполняя в разное время обязанности декана факультета, заведующего аспирантурой, заведующего кафедрой.

Начало научной деятельности П. И. Кабанова относится ко времени, когда в Благовещенске он стал одним из учредителей и членов правления Амурского научно-экономического общества, и в "Известиях" общества были опубликованы его статьи1 . Позже, работая в Москве, он продолжает научную разработку


1 Кабанов П. И. Борьба за Албазин; его же. Путь Пояркова и Хабарова на Амур; его же. Открытие устья Амура Невельским. - Известия Амурского научно-экономического общества, Благовещенск, 1924, N 3 - 4.

стр. 154


дальневосточной тематики2 . Достойным завершением длительного изучения П. И. Кабановым истории Дальнего Востока стала его докторская диссертация "Амурский вопрос и его разрешение", защищенная в 1948 г. и изданная отдельной книгой3 .

Монография написана на широком круге архивных и опубликованных источников. Автор впервые и в полном объеме исследовал с марксистско- ленинских позиций историю присоединения к России и начало заселения русскими Приамурья и Уссурийского края (XVII в.). Анализируя на основе документов русско-китайские отношения 1689 - 1860 гг., П. И. Кабанов показывает, что, несмотря на осложнивший их "амурский вопрос", обе стороны, заинтересованные в сохранении торговых связей, не пытались решать его силой. Лишь во второй четверти XIX в. обстановка на Дальнем Востоке усложнилась: появилась угроза конкуренции купечества России и западных стран на китайском рынке; усилилась прямая экспансия Англии, Франции, США против Китая, что создавало опасность захвата ими не разграниченных между Россией и Китаем территорий Дальнего Востока4 .

Основная часть исследования П. И. Кабанова посвящена разрешению "амурского вопроса" в 40 - 50-е годы XIX века. Внимательно и критично рассматривается им роль в "амурском деле" Н. Н. Муравьева, назначенного в 1847 г. генерал-губернатором Восточной Сибири, и капитан-лейтенанта (позже адмирала) Г. И. Невельского, возглавлявшего в 1849 - 1855 г. экспедицию по изучению Амура, Приморья, Сахалина и Уссурийского края. Их деятельность побуждала и правительство активизировать дальневосточную политику.

Не разделяя существующих в историографии крайних оценок, П. И. Кабанов правильно показывает Муравьева способным администратором, содействовавшим буржуазному развитию Сибири и убежденным в том, что как для нее, так и для России в целом необходим выход через Амур к удобным гаваням Тихого океана. Разрабатывая план реализации этого замысла, Муравьев опирался на географические открытия и политические акции Невельского, во многом опережавшего генерал-губернатора. В то же время, отмечает ученый, Муравьев был человеком "с закалом николаевского времени", одержимым верой в свою начальническую непогрешимость, порой проявлявшим необузданный деспотизм, что порождало немало промахов и ошибок в его деятельности5 .

Подвигу Невельского и его сподвижников в книге отведена одна из самых больших и впечатляющих глав. Несмотря на все препятствия, действуя часто на свой страх и риск, Невельской установил, что устье Амура доступно для входа морских судов, а Сахалин - остров, отделенный судоходным проливом от материка. Выяснив, что Сахалин и Приморский край не принадлежат другим государствам, Невельской в 1850 г. основал в устье Амура военный пост Николаевск, подняв здесь русский флаг. Ту же политическую акцию в 1853 г. он повторил на Сахалине. Эти открытия и действия Невельского предваряли и активизировали планы Муравьева и правительства и "по существу подготовили разрешение "амурского вопроса" в целом"6 . В монографии обстоятельно исследован его финальный этап, когда дипломатические представители России и Китая завершили дело мирным путем. Заключенные между ними Айгунский, Тяньцзынский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры привели к возвращению России отторгнутых у нее в 1689 г. территорий Приамурья и закреплению за нею Уссурийского края, определению существующей поныне дальневосточной границы между СССР и КНР.

Одна из работ П. И. Кабанова посвящена талантливому и оригинальному историку и публицисту 50 - 70-х годов XIX в. сибиряку А. П. Щапову7 , который одним из первых стал рассматривать историю России с позиций народных потребностей и интересов. Представитель передовой разночинной интеллигенции, просветитель-демократ, Щапов исходил из того, что "главный фактор в истории есть сам народ", а "сущность и содержание истории есть жизнь народная"8 . П. И. Кабанов убедительно показал, что труды Щапова, насыщенные богатым фактическим материалом, написанные ярко и выразительно, проникнутые любовью к народу и родной стране, и поныне представляют немалый интерес.

Жизнь П. И. Кабанова была неразрывно связана с народным образованием, поэтому научно-методическая деятельность становится для него одним из важнейших видов реализации своего творческого потенциала. Еще в 20-е годы в "Известиях Амурского научно-экономического общества" стали появляться


2 Кабанов П. И. Из истории Дальневосточной республики (1920 - 1922). Экономическая жизнь республики. - Ученые записки Московского педагогического института им. В. П. Потемкина, 1947, т. II; его же. Народы Амура в середине XIX века. - Там же, 1953, т. XXVI; его же. Начало заселения и хозяйств венного освоения Приамурья (1855 - 1861). - Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, 1958, т. IX.

3 Кабанов П. И. Амурский вопрос. Благовещенск. 1959.

4 Там же, с. 53, 64 - 66, 83 - 84.

5 Там же, гл. VI.

6 Там же, с. 109.

7 Кабанов П. И. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова. М. 1954.

8 Там же, с. 73.

стр. 155


его статьи по краеведению, педагогике и методике преподавания истории. С того же времени и до конца своих дней он участвует в разработке учебных планов, программ, методических указаний и рекомендаций. В Наркомпросе РСФСР, особенно после постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах", он занимается проблемой научного образования, разработкой принципов построения преподавания исторических дисциплин и решением многих методических вопросов. В журналах Наркомпроса появляются его публикации о чтении лекционного курса по истории СССР для заочников, об оценке знаний студентов по истории, об экзаменах на исторических факультетах. В тех условиях, когда еще не были заложены даже основы методики преподавания истории, такие публикации приобретали особое теоретическое и практическое значение. Сосредоточившись целиком на преподавательской работе, П. И. Кабанов еще активнее занимается вопросами методики, участвует в составлении учебных программ по истории СССР для педагогических институтов, публикует учебные пособия и методические рекомендации по практическим занятиям, составляет контрольные и курсовые работы. Издается его учебно-методическое пособие "Россия в эпоху империализма" (М. 1950).

П. И. Кабанову принадлежит большая заслуга в деле создания учебников по отечественной истории для педагогических учебных заведений. Совместно с К. В. Сивковым он пишет учебник "История СССР" для педагогических училищ (ч. II. М. 1948). Учитывая, что студенты-историки педагогических вузов до начала 60-х годов пользовались университетским учебником по истории СССР, не отражавшим особых задач подготовки будущих учителей, П. И. Кабанов создает два коллектива авторов для написания специальных учебников для педагогических институтов9 . Учебники эти неоднократно переиздавались. П. И. Кабанов был их редактором и автором многих глав.

Петра Ивановича занимала идея дать студентам курс лекций по истории СССР и тем помочь им в самостоятельной работе. Совместно с группой учеников он издает "Курс лекций по истории СССР. 1800 - 1917 гг." (М. 1963). Этот тогда редкий курс по гражданской истории имел ярко выраженную профессионально- педагогическую направленность. Наряду с материалами, раскрывающими содержание институтской программы по истории СССР, в лекции удачно включены элементы историографии и методические указания об особенностях работы учителя по каждой теме. Студенты-историки весьма охотно обращались к этому пособию во время педагогической практики, а учителя использовали его в своей работе.

Совместно с учениками П. И. Кабанов активно включился в разработку проблем освободительного движения в России. Под его руководством и при его участии были написаны "Очерки истории российского пролетариата (1861 - 1917)" (М. 1963) - одна из первых фундаментальных работ, в которой содержался целостный обзор истории российского рабочего класса со времени его возникновения до победы Великого Октября. В книге дана четкая периодизация рабочего движения в России, исправлены допускавшиеся ранее неточности. Так, прежде исследователями не выделялся период кануна первой российской революции. Обозначив этот этап в освободительной борьбе, авторы "Очерков" показали, что в то время, названное В. И. Лениным "предреволюционной эпохой"10 , в стране сложилась третья революционная ситуация. Основательно представлены в книге разнообразные формы борьбы рабочего класса (стачки, всеобщие забастовки, волнения, политические демонстрации, вооруженные восстания и т. д.); проанализированы малоисследованные методы борьбы рабочих (партизанские действия, выступления безработных и др.). Ныне в "Очерках" можно обнаружить некоторые недостатки, определяемые уровнем науки того времени (неполноту статистики рабочего движения, отсутствие имен многих выдающихся рабочих-революционеров, впоследствии репрессированных Сталиным), но в основе своей они и сегодня могут быть использованы практиками.

Одна из монографий П. И. Кабанова, написанная в соавторстве, посвящена Морозовской стачке11 , которую Ленин назвал особенно замечательной из всех стачек рабочих 80-х годов прошлого века12 . Основанная на широком использовании архивного материала, книга вводит в оборот большое количество фактов, ранее неизвестных исследователям, значительно расширяет наши представления о ходе и значении забастовки как этапного события в развитии пролетарской борьбы. В отличие от А. М. Панкратовой, считавшей, что Морозовская стачка, хотя в ней и проявились элементы стихийности, была "неплохо подготовлена" и "организованно проведена"13 , авторы видели в ней стихийно возраставшее стремление рабочих к политической


9 История СССР с древнейших времен до 1861 г. М. 1960; История СССР. 1861 - 1917 гг. М. 1960.

10 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23, с. 399.

11 Кабанов П. И., Ерман Р. К. Морозовская стачка. 1885 г. М. 1963.

12 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 2, с. 22.

13 Панкратова А. М. К пятидесятилетию Морозовской стачки. В кн.: История пролетариата СССР. Сб. 1. М. 1935, с. 13, 15, 16, 18.

стр. 156


свободе14 , выявляли элементы их сознательности, организованности и солидарности на фоне стихийного движения15 . Под руководством П. И. Кабанова и при участии его и его учеников издаются "Очерки истории советского рабочего класса (1917 - 1965 гг.)" (М. 1966), явившиеся как бы продолжением "Очерков истории российского пролетариата". К моменту выхода книги уже имелись работы ряда советских историков, сборники статей, освещавшие отдельные периоды истории советского рабочего класса. Большое значение для разработки проблемы имела сессия специализированного Научного совета при АН СССР (апрель 1964 г.), итоги которой были опубликованы в книге "Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 - 1961)" (М. 1964). Это позволило авторскому коллективу справиться с поставленной задачей - создать труд, освещающий всю историю советского рабочего класса. В "Очерках" не только обобщены известные научные данные, но и использованы архивные материалы. Однако наряду со многими положительными моментами при освещении коллективизации, индустриализации и др. событий в книге нашли отражение и оценки, свойственные периоду застоя.

Совместно со своими учениками П. И. Кабанов подготовил книгу "Пролетариат во главе освободительного движения в России (1895 - 1917 гг.)" (М. 1971). Если другие работы по теме были в основном теоретическими, то в этой освещалась практическая история, руководящая роль рабочего класса в освободительном движении. Авторы исходили из ленинского положения об объективном ее характере16 . Одним из важнейших результатов исследования является разработка периодизации борьбы пролетариата. Эта периодизация в настоящее время признана наиболее правильной, о чем свидетельствует обсуждение проблемы в Институте истории СССР АН СССР и в Институте марксизма- ленинизма при ЦК КПСС в марте 1988 года. Авторы показали, как благодаря работе партии в массах, пропаганде и агитации осуществлялось ее воздействие на трудящихся, происходило освобождение их от влияния либеральной буржуазии, очищение "их демократизма... от недемократических примесей"17 , вовлечение в борьбу. Работа не потеряла значения и поныне.

Интересным обобщающим трудом является подготовленная под руководством и под редакцией П. И. Кабанова книга о трех поколениях революционеров18 . В ней проанализированы теоретические положения, особенности организаций и тактики декабристов, народников и социал- демократов. Большое внимание авторы уделили социально-экономическим, политическим и идейным предпосылкам революционного движения в каждый из периодов. Подробно рассмотрены в книге средства воздействия революционеров на массы в последние два периода движения.

В круг научных интересов П. И. Кабанова входили и проблемы методологии исторического исследования. Для оценки его вклада в эту область особенно важна написанная им в соавторстве статья "О советском историческом краеведении"19 . Она посвящена исследованиям местной истории, осуществляемым краеведами. В ней подробно изложена история краеведческого движения и деятельности краеведческих организаций 20 - 30-х годов. Они были закрыты в 1937 г. на основании ложных обвинений20 , а большинство их членов арестовано. В статье показано огромное значение деятельности краеведов в первые десятилетия Советской власти для разработки многих важных вопросов истории, подчеркнута важность использования их опыта в изучении местных особенностей, наложивших отпечаток на ход событий, ибо без этого материала невозможно создать подлинную историю Родины. Для дальнейшего развития краеведческого движения, находившегося в упадке, предлагалось решить ряд организационных вопросов: восстановить единый краеведческий центр, которому естественнее всего находиться в системе Академии наук СССР; возобновить издание периодического органа краеведов, воссоздать местные краеведческие организации, созывать, как это было в 20-е годы, всесоюзные краеведческие конференции, шире привлекать трудящихся к охране памятников истории и культуры - к этому еще в начале 60-х годов призывал акад. Д. С. Лихачев. Статья сыграла определенную роль в усилении внимания к изучению местной истории: в журнале "История СССР" была открыта специальная рубрика, посвященная краеведению, появилось много откликов на статью. Но и сейчас положение в стране с краеведческим движением мало изменилось.

Педагог и ученый, человек редких душевных качеств - таким остался в памяти его учеников Петр Иванович Кабанов. Он был одним из лучших представителей старой научной школы и культуры, из тех, кто вышел из гущи народа и являлся его постпредом на ниве просвещения и науки.


14 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4, с. 313, 314.

15 Кабанов П. И., Ерман Р. К. Ук. соч., с. 3, 5.

16 См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33, с. 25 - 26.

17 Там же. Т. 20, с. 131.

18 Три поколения борцов за свободу. М. 1969.

19 История СССР, 1963, N 3.

20 О постановке и организации краеведческой работы. Письмо-указание Наркомпроса РСФСР от 27.IV.1938. М. 1938, с. 3.

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама