Рейтинг
Порталус

Роль Российской Академии наук в экономическом развитии Дагестана

Дата публикации: 05 апреля 2020
Автор(ы): М. Ш. Гусейнов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 2011, C. 157-160
Номер публикации: №1586097302


М. Ш. Гусейнов, (c)

В начале XIX в. Дагестан вошел в состав России. Народы Дагестана получили возможность включиться в экономическую жизнь Российского государства. Присоединение к России создало более благоприятные условия для развития местных производительных сил, экономики и национальной культуры.

 

Российская Академия наук, еще со времен своего создания в 1724 г., организовала несколько экспедиций в Дагестан, в которых участвовали видные ученые П. С. Паллас, И. А. Гюльденштедт, С. Г. Гмелин. Гюльденштедт возглавил экспедицию в 1770- 1773 гг., объездив весь Северный Кавказ. По итогам экспедиции был опубликован его главный труд "Путешествие через русские земли и Кавказские горы" в двух томах, который можно считать началом российского кавказоведения. У истоков научного изучения края стоял также академик Гмелин, капитальный труд которого "Путешествие по России для исследования всех трех царств в природе" был издан в 1785 году1.

 

С вхождением Дагестана в состав России начались геологические исследования почвы, флоры и фауны. Появились соответствующие карты. Их создателями выступали крупные ученые, такие, как выдающийся естествоиспытатель, академик Э. И. Эйхвальд, предпринявший экспедицию в Дагестан в 1825 - 1826 годах. "Отцом кавказской геологии" назвали академика Г. В. Абиха. Он более 20 лет, начиная с 1847 г., изучал Дагестан2. Исследования Абиха имели практическое использование. Так, например, произошло с Кхиутским месторождением серы в Андийском округе. На Турчидаге Абих открыл торфяное месторождение, к разработке которого приступили немедленно. В 1861 г. он и его коллеги открыли три месторождения каменного угля: в Табасаране, в 8 км от Гуниба и в долине Kapa-Койсу3.

 

В 1894 г. академик Н. Н. Барбот де Марни впервые подробно изучил геологическое и гидрологическое строение района Петровска, которое описал в своей работе "Отчет об исследовании минеральных богатств Дагестана". Он же совместно с горным инженером А. Коншиным составил схематическую геологическую карту Северного Дагестана и определил размеры запасов серы в горах Дагестана в 835 млн. пудов.

 

Многие российские ученые, в том числе Д. В. Голубятников, К. П. Калицкий, Н. И. Лебедев4, проявили большой интерес к исследованию нефтеносных районов Дагестана.

 

Профессор Голубятников в 1902 и 1904 гг. по поручению Геологического комитета Российской Академии наук исследовал нефтеносные районы Южного Дагестана. Результаты исследования были опубликованы в "Известиях Геологического комитета РАН"5. Его труды расширили научные горизонты геологии применительно к Дагестану.

 

Начиная с 1920-х гг., силами российских ученых в Дагестане проводились крупные изыскательные работы по выявлению полезных ископаемых. Для изучения есте-

 

 

Гусейнов Меджид Шабанович - доктор исторических наук, профессор Дагестанского государственного университета. Махачкала.

 
стр. 157

 

ственно-производительных сил, экономики, истории, этнографии Дагестана в Москве был создан Институт по изучению Дагестана, официальное открытие которого состоялось 3 февраля 1922 года. Возглавил институт профессор Генкин.

 

Для изучения природных богатств Дагестана, а также восстановления разрушенного и строительства нового стекольного завода "Дагестанские Огни" в 1922 - 1924 гг. институт организовал ряд экспедиций в Дагестан под руководством профессора Б. С. Добрынина6.

 

Группой геологов во главе с профессором Голубятниковым был обследован и район восстановления стекольного завода. Было выяснено, что газоносные слои района "Дагестанские Огни" имеют связь с Берикейским нефтеносным районом и могут послужить огромным топливным источником для будущего стекольного завода. В статьях "Дагестанские нефтяные районы" и "К вопросу о восстановлении берикейских нефтяных промыслов" Голубятников дал научное обоснование перспектив развития нефтяной и газовой промышленности Дагестана7.

 

Результатом изучения данного района стало строительство в Дагестане первого высокомеханизированного стекольного завода России "Дагестанские Огни", который вступил в строй 18 января 1826 года.

 

Завод был первым в Европе, применившим новейший способ вытягивания стекла, первым в мире по использованию природного газа в качестве топлива для ванных печей. Постройка завода вызвала широкие отклики в зарубежных промышленных кругах (приезд в Дагестан некоторых зарубежных ученых и инженеров, в том числе американца Литца). Все сходились на том, что завод "Дагестанские Огни" является "большим успехом русской стекольной промышленности"8.

 

В результате исследований было установлено, что Дагестан по географическому положению своих нефтяных месторождений находится между Апшероном на юго-востоке и Грозным на северо-западе. Признаки присутствия нефти на территории Дагестанской республики были обнаружены на огромной площади, занимающей почти всю Прикаспийскую равнину и часть Предгорья. Повсеместно, где проводилось бурение, скважины подтверждали наличие нефти, хотя результаты были различными. Наиболее существенными и интересными по достигнутым результатам были Берикейский и Каякентский районы. К середине 1920-х гг. Дагестан сделал лишь первые шаги в области освоения своих нефтяных богатств.

 

Экономическое изучение Дагестанской АССР проводилось также специальной комиссией Всероссийской Академии наук. По решению руководства АН РСФСР в конце 1920 - 1930-х гг. в Дагестане продолжали работу геологические и энергетические экспедиции под руководством Голубятникова, которые подготовили детальную геологическую карту предгорного Дагестана и заложили основы геологической оценки перспектив развития нефтяной промышленности республики9. Отчет Голубятникова был рассмотрен в Академии наук и ВСНХ СССР, после чего была проведена разведка нефтеносной полосы Каякент-Хош-Мензиль-Дузлак по побережью Каспийского моря10. Научные исследования, основанные на богатом полевом и фактическом материале, позволили Голубятникову обосновать региональный характер нефтегазоносности Дагестана. За исследовательскую работу, проведенную им в Дагестане в 1937 г., Высшая Аттестационная комиссия присудила Голубятникову степень доктора геологических наук11.

 

Высоко оценивая труды Голубятникова в развитии нефтяной и газовой промышленности Дагестана, академик И. М. Губкин писал, что этот труд - пример удовлетворения возникающих на местах потребностей в научных исследованиях силами центра. Он возник не в результате отвлеченных и теоретических построений, а в процессе работы, отвечающей животрепещущим потребностям нарождающейся промышленности молодой Дагестанской республики12.

 

Начиная с 1930 г., Нефтяной геологоразведочный институт АН широко развернул детальные геологоисследовательские работы в целом ряде районов Дагестана. Научно-техническое руководство всеми партиями институт возложил на геолога И. О. Брода.

 

В сентябре 1931 г. Всесоюзная геолого-геодезическая конференция обсуждала доклад правительства ДАССР, посвященный горнодобывающей промышленности республики. Конференция признала, что в связи с наличием на территории ДАССР большого количества природных богатств общесоюзного значения, необходимо активизировать в 1931 г. работы по выявлению и максимальному использованию природных богатств республики. В связи с этим Госплану СССР, ВСНХ, НК снабжения СССР и Всесоюзной Академии наук следовало предусмотреть в 1931 г. развертыва-

 
стр. 158

 

ние широких геологоразведочных работ в Дагестанской АССР. Практическая деятельность этих организаций выразилась в получении фонтана нефти в Берикее и выявлении газоносности новых обширных территорий13.

 

Всесоюзные конференции 1929 и 1931 гг., проходившие в Москве и Ленинграде, признали дагестанские месторождения газа наиболее мощными в СССР, имеющими союзное и мировое значение. Голубятников в своем письме В. Пятакову от 27 ноября 1930 г. дает следующую оценку дагестанским газовым месторождениям: "В нашем Союзе это единственное месторождение газа, могущее перейти затем в нефтяное. Все три газоносные площади находятся по своему геологическому строению в тесной связи и есть основания рассматривать эти месторождения (Хош-Мензиль, Дузлак, Огни) как одно целое мощное газоносное месторождение длиною около 35 км и шириной от 3 до 5 км"14.

 

7 мая 1933 г. Президиум Всесоюзной Академии наук СССР принял постановление "Об организации работ по комплексному изучению производительных сил ДАССР". Для руководства работой по подготовке конференции, на которой предполагалось рассмотреть и обсудить пути реализации указанного постановления, был создан Оргкомитет в составе академиков: М. И. Губкина, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, А. Е. Ферсмана, Н. С. Курнакова, Е. А. Кеплера, Зернова, И. И. Мещанинова, С. И. Солнцева, профессора В. А. Зеленко и др. (всего 33 чел.)15.

 

С 8 по 11 мая 1933 г. Совет АН СССР по изучению производительных сил ДАССР провел конференцию при участии президента АН СССР А. П. Карпинского, академиков Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, С. И. Солнцева, от ДАССР - М. Далгата, В. П. Федорова, Х. Г. Хан-Магомедова и др. С докладом "Перспективы социалистического строительства ДАССР и задачи использования производительных сил республики" на конференции выступил председатель Госплана ДАССР В. П. Федоров16.

 

Конференция приняла расширенное постановление. В частности, в нем отмечалось, что Дагестанская республика является исключительно интересным с экономической точки зрения участком Союза ССР благодаря многообразию имеющихся на ее территории естественных природных богатств общесоюзного значения. В то же время ввиду нехватки, а по ряду отраслей и отсутствия в, ДАССР квалифицированных научно-исследовательских и инженерно-технических кадров, признавалось крайне необходимым наиболее полное отражение в планах научно-исследовательских работ всех учреждений и институтов АН СССР и других научных учреждений на последующие годы вопросов форсированного изучения и исследования естественных ресурсов ДАССР.

 

Конференция утвердила решения специальных совещаний и заседаний при АН СССР, состоявшихся в период с 7 по 11 мая 1933 г., посвященных вопросам развития производительных сил ДАССР: Сулакской проблеме (гидроэнергетика), разведке и добыче нефти, газа и химического сырья, сельскохозяйственному районированию, вопросам культуры, бальнеологических ресурсов.

 

По рекомендации Академии наук в 1935 г. в ДАССР был создан Дагестанский научно-исследовательский институт промышленности (ДНИИП)17. Институт проводил научно-исследовательские работы в области экономических, технических и технологических проблем, стоящих перед промышленностью Дагестана, особенно развивающейся нефтяной и газовой промышленностью.

 

Нефтяные районы Дагестана превращались в огромную строительную площадку. Накануне Великой Отечественной войны месторождения Избербаш, Ачи-Су и Каякент эксплуатировались на полную мощность. Добыча здесь велась с глубины до 2 тыс. метров из Карачано-чокракских отложений и достигла 200 тыс. тонн нефти и 200 млн. куб. газа в год. В 1942 г. было открыто Тарнаирское месторождение. В 1943 г. была получена первая нефть из морских глубин. В 1949 г. ее добыча составляла 150 тыс. тонн, а в 1951 г. 526 тыс. тонн18.

 

В целях совершенствования работ по добыче газа 14 марта 1940 г. на основании приказа Народного комиссариата нефтяной промышленности была организована Всесоюзная контора Даггаз с целью разведки и промышленной эксплуатации газовых месторождений Дагестана с местом нахождения в Дербенте19.

 

Введенные в промышленную эксплуатацию нефтяные и газовые месторождения в Дагестанских Огнях, Хош-Мензиле, Дузлаке, Избербаше, Ачи-су, Каякенте, Махачкале превратили Дагестан в один из значительных и важнейших районов СССР по добыче газа и нефти.

 

В начале 1920-х гг. в Дагестане работали научные экспедиции специалистов-энергетиков, возглавляемые инженерами Рыдниковым, Теодоровичем и Падусковым20.

 
стр. 159

 

Они произвели изыскательные работы в бассейне рек Самур и Сулак с целью определить наиболее удобные места для постройки гидроэлектростанций.

 

В 1924 - 1925 гг. экспедиция во главе с инженером Зворыкиным и изыскательская партия "Главэлектротреста" побывали в Аварском, Лакском, Самурском, Гунибском, Махачкалинском и Кизлярском округах21. Экспедиция определила удобные места для строительства будущих электростанций. Вскоре в горных аулах Хунзах, Гуниб, Ахты, Хаджал-Махи были установлены гидротурбины22.

 

7 мая 1933 г. Президиум Госплана СССР заслушал доклад Бюро Сулакгидропроекта и рассмотрел проблему использования реки Сулак23. Госплан Союза ССР отметил, что сулакская проблема представляет собой задачу большого народнохозяйственного значения - это и сооружение мощной гидроэлектростанции с дешевой энергией, и создание на ее базе комбината энергоемких производств, и мелиорация земель Присулакской низменности и многие другие.

 

Сулакским вопросом занимались самые видные специалисты по гидросооружениям, такие как академик Б. Е. Веденеев, профессор М. Е. Кнорре, заместитель главного инженера Днепростроя Кандалов, которые руководили ходом изыскательских работ. Кроме того, в качестве консультантов были приглашены специалисты итальянской фирмы инженера Омодео24.

 

К 1940 г. в эксплуатации находилось 98 электростанций мощностью 29 801 кВт. В 1940 г. со вступлением в строй Гергебильской ГЭС и расширением других электростанций общая мощность была доведена до 37 тыс. кВт. В 1950 - 1980-е гг. был построен каскад гидроэлектростанций в бассейне р. Сулак.

 

Таким образом, благодаря помощи российских ученых, инженерно-технических кадров, рабочих, государственных и хозяйственных органов страны была сформирована собственная сырьевая и топливно-энергетическая база Дагестана на основе работ геологоразведки, выработки и обустройства месторождений и в целом грамотного размещения производительных сил. Этот опыт не утратил своего значения и на нынешнем этапе развития Российского государства.

 

Примечания

 

1. РАМАЗАНОВ А. Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX - начале XX в. Махачкала. 1997, с. 34 - 35.

 

2. АБИХ Г. В. О строении и геологии Дагестана. - Горный журнал. Ч. 2. 1862, с. 105.

 

3. РАМАЗАНОВ А. Х. Ук. соч., с. 36.

 

4. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), ф. 39-р, оп. 6, д. 34, л. 7 - 7об.

 

5. Там же, оп. 4, д. 39, л. 174об.

 

6. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. 1318, оп. 1, д. 450, л. 180 - 184.

 

7. ЦГА РД, ф. 39-р, оп. 3, д. 125, л. 51 - 56.

 

8. ГУСЕЙНОВ М. Ш., БАБАЕВ А. -М. Б., ГУСЕЙНОВ С. К. "Дагестанские Огни" - первый высокомеханизированный стекольный завод Советской России. Махачкала. 2007, с. 45.

 

9. Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 4372, оп. 30, д. 816, л. 81, 92.

 

10. ЦГА РД, ф. 168-р, оп. 8, д. 25, л. 1.

 

П. ВАГАБОВ М. В. Ленинская национальная политика КПСС в многонациональном Дагестане. М. 1982, с. 53.

 

12. Там же, с. 53 - 54.

 

13. ЦГА РД, ф. 168-р, оп. 11, д. 156, л. 36 - 37.

 

14. Там же, ф. 1-п, оп. 1, д. 3064, л. 25.

 

15. Там же, ф. 178-р, оп. 11, д. 32, л. 6.

 

16. Там же, д. 34, л. 9, 11 - 12.

 

17. Там же, ф. 168-р, оп. 3, д. 21, л. 37 - 40.

 

18. Дагестанская правда. 29.VIII.1996.

 

19. ЦГА РД, ф. 168-р, оп. 20, д. 114, л. 58 - 64.

 

20. ГАДЖИЕВ Р. С. Деятельность КПСС по созданию энергетической промышленности Дагестана (1921 - 1940 гг.). Махачкала. 1967, с. 8.

 

21. ДЕСТЕБЕКОВ Н. Я. Партийное руководство развитием промышленности в автономных республиках и областях Северного Кавказа (1926 - 1937 гг.). Махачкала. 1969, с. 39.

 

22. ГАДЖИЕВ Р. С. Ук. соч., с. 8 - 9.

 

23. ЦГАРФ, ф. 1-п, д. 2398, л. 19 - 19об.; д. 3052, л. 7 - 8.

 

24. Там же, ф. 178-р, оп. 10, д. 9, л. 5.

Опубликовано на Порталусе 05 апреля 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама