–ейтинг
ѕорталус


ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ –ј«¬»“»я Ќј” » » ¬џ—Ў≈… Ў ќЋџ ¬ —¬≈“≈ ѕќ—Ћ≈ƒЌ»’ »«ћ≈Ќ≈Ќ»…, ¬Ќ≈—≈ЌЌџ’ ¬џ—Ў≈… ј““≈—“ј÷»ќЌЌќ…  ќћ»——»≈…

ƒата публикации: 19 €нвар€ 2021
јвтор(ы): ¬. ѕ. —јћј–»Ќј, “. ѕ. — ”‘№»Ќј, —. ¬. Ѕј–јЌќ¬
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика: ¬ќѕ–ќ—џ Ќј” »
»сточник: (c) E'KO. Vserossii'skii' e'konomicheskii' zhurnal, No.2, February 2007, page(s): 13-27
Ќомер публикации: є1611063063


¬. ѕ. —јћј–»Ќј, “. ѕ. — ”‘№»Ќј, —. ¬. Ѕј–јЌќ¬, (c)

¬. ѕ. —јћј–»Ќј, кандидат географических наук, —тарооскольский технологический институт (филиал) √ќ” высшего профессионального образовани€ "ћосковский институт стали и сплавов", e-mail: alex_samarin@mail.ru

“. ѕ. — ”‘№»Ќј, кандидат экономических наук, »нститут экономических проблем  ольского научного центра –јЌ, e-mail: skufina@iep.kolasc.net.ru,

—. ¬. Ѕј–јЌќ¬, кандидат физико-математических наук,  ольский филиал геофизической службы –јЌ

јнализиру€ изменени€, повышающие требовани€ к защитам кандидатских и докторских диссертаций, авторы статьи делают неутешительные выводы. ’от€ развитие системы науки и высшего образовани€ отнесено к стратегическим приоритетам, пока еще сотрудники этих сфер де€тельности живут в услови€х самовыживани€, р€д недостаточно продуманных изменений отрицательно сказываетс€ на функционировании всей системы, особенно в регионах.

"ѕрезидиум ¬ысшей аттестационной комиссии (¬ј ) ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации сообщает, что в соответствии с постановлением ѕравительства –‘ от 20 апрел€ 2006 г. N 227 в ѕоложение о пор€дке присуждени€ учЄных степеней внесены изменени€, существенно повышающие уровень требований к материалам, выносимым на защиту докторской и кандидатской диссертации. —формирован новый перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук"1 (далее - ѕеречень).


1 —айт ¬ысшей аттестационной комиссии / http://vak.ed.gov.ru/news/depart/363/

стр. 13


–ассмотрим сущность этих изменений и те перспективы, которые они открывают дл€ научных сотрудников и преподавателей вузов.

¬озможности опубликовани€ в издани€х ѕеречн€

—ущественное позитивное отличие от предшествующего ѕеречн€ - возможность публикации результатов кандидатских и докторских работ в зарубежных научных издани€х. ќднако среди соискателей ученых степеней не много найдетс€ людей, свободно владеющих €зыками. ќтсутствие рекомендаций ¬ј  по направлени€м научных дисциплин в ѕеречне зарубежных изданий косвенно свидетельствует, что таких специалистов недостает и в самой структуре ¬ј .  роме того, в зарубежных журналах не учитываютс€ российские институциональные услови€, поэтому возможности дл€ публикации результатов исследований юристов или экономистов, например, по специализации государственного управлени€, минимальны. ¬ св€зи с этим сконцентрируем внимание на ѕеречне отечественных изданий.

ќн сокращен с 1123 изданий до 848, т. е. на 24,5%. Ќовый ѕеречень включает две группы изданий: в первой должны быть опубликованы результаты кандидатской диссертации (включает все 848 изданий), во второй - докторской (686). “аким образом, дл€ соискателей степени доктора наук обсуждаемый ѕеречень сократилс€ на 437 изданий, или на 38,9%.

¬ региональном разрезе доминируют издани€ ћосквы и —анкт-ѕетербурга, и этот факт дл€ региональных исследователей нельз€ считать исключительно отрицательным. “ак, личный опыт авторов свидетельствует, что возможность опубликовани€ интересных результатов исследований дл€ молодого научного сотрудника, не обремененного должност€ми и звани€ми, в ведущих центральных издани€х выше, чем в издани€х регионального уровн€, вход€щих в ѕеречень.

ѕри этом количество столичных изданий также было сокращено. “ак, "¬естник —анкт-ѕетербургского университета" "потер€л" серии "‘изика, хими€", "Ѕиологи€", "‘илософи€, политологи€, социологи€, психологи€, право, международные отношени€", "√еологи€, географи€". ¬ из-

стр. 14


дательстве "Ќаука", которое выпускало 112 ведущих журналов по различным направлени€м, их количество снизилось до 93. ¬ регионах ситуаци€ еще более остра€ - в ѕеречне практически не осталось журналов, готовых отразить научные результаты докторских диссертаций, - значительному сокращению подверглись "¬естники" университетов, "Ѕюллетени" и "»звести€" региональных научных центров и Ќ»».

"Ќагрузка" на издани€ существенно возрастет: во-первых, одним из значимых элементов подтверждени€ квалификации при переаттестации научных сотрудников теперь €вл€етс€ публикаци€ результатов научных изысканий в издани€х, вход€щих в ѕеречень; во-вторых, необходимым требованием дл€ соискателей научной степени кандидата наук €вл€етс€ опубликование как минимум одной работы (в некоторых диссертационных советах требуетс€ 2 - 3 работы), а дл€ соискателей научной степени доктора наук необходимо, как правило, 8 - 10 публикаций.

ѕолагаем, что это будет стимулировать повышенное внимание к издани€м ѕеречн€. ѕри этом возможности опубликовани€ дл€ "сторонних" исследователей существенно сократ€тс€ в св€зи с тем, что организации, издающие журналы, будут в первую очередь продвигать публикации "своих" научных сотрудников, "своих" аспирантов и докторантов. ј куда прикажете направл€ть результаты творческой активности р€довым научным сотрудникам  арельского или  ольского научных центров –јЌ (ни одного издани€ в ѕеречне!), Ќижегородской (на конец 2004 г. численность персонала, зан€того исследовани€ми и разработками, - 50399 чел., что составл€ет 20% от численности соответствующей категории работников ћосквы и 56% - —анкт-ѕетербурга), —вердловской (26616 чел.), Ќовосибирской (25077 чел.), „ел€бинской (18756 чел.)2 областей и всех остальных "периферий"?  ак быть тем аспирантам и докторантам, которые прикреплены к диссертационным советам при организаци€х, не имеющих своего издани€ из ѕеречн€?


2 –оссийский статистический ежегодник / »нформационно-издательский центр "—татистика –оссии", 2005. —. 587 - 588.

стр. 15


ƒл€ демонстрации остроты проблемы рассмотрим возможности опубликовани€ результатов работ дл€ научных сотрудников, аспирантов и докторантов.

јнализ выборки из 300 изданий, вход€щих в ѕеречень, показал, что средн€€ периодичность выхода - 9 выпусков в год. “аким образом, за год количество выпусков изданий кандидатского уровн€ дл€ всех научных направлений составл€ет 7632 ед., докторского - 6174 ед. —редн€€ "пропускна€ способность" одного такого журнала составл€ет 110 статей в год, из них примерно 35 посв€щены пам€тным датам, отчетам по конференци€м, критике, библиографии и т. д. Ёто сокращает "пропускную способность" до 75 научных статей в год в среднем на одно издание. “аким образом, совокупна€ "пропускна€ способность" вход€щих в ѕеречень изданий по всем научным направлени€м составл€ет 63600 научных статей в год, из них докторского уровн€ - 51450.

¬озможности дл€ исследователей. ѕо данным официальной статистики3, на конец 2004 г. численность персонала, зан€того исследовани€ми и разработками, составила в стране 839338 чел. (снижение по сравнению с 1992 г. на 45,2%), из них исследователей - 401425 чел. (сокращение на 50%). »з исследователей ученую степень имеют 99910 чел. (сокращение на 13,5% по сравнению с 1994 г.4), из них доктора наук - 23102 чел. (рост на 22%), кандидата наук - 76808 (сокращение 21,1% по сравнению с 1994 г.).

≈сли вз€ть только исследователей, без аспирантов и докторантов, то несложные расчеты показывают следующее. ¬ течение года на каждого исследовател€ по всем научным направлени€м приходитс€ 0,16 статьи в издани€х, вход€щих в ѕеречень. ≈сли на публикацию претендуют только сотрудники со степенью, - 0,63 статьи на претендента.

 онкуренци€ на самом деле еще выше из-за необходимости публикации результатов исследований дл€ соискателей научных степеней. –ассмотрим возможность публикации дл€ этих категорий претендентов отдельно, так как в данных статистики нельз€ вычленить среди соискателей персонал, зан€тый научной де€тельностью и преподаванием в высшей школе.

¬озможности дл€ аспирантов и докторантов. „исленность аспирантов на конец 2004 г. составл€ла 142 662 чел., ежегодный прием в аспирантуру - примерно 47700 чел. в год. ≈сли предпо-


3 –оссийский статистический ежегодник, 2005. —. 583 - 592.

4 ƒанные за 1992 г. отсутствуют.

стр. 16


ложить, что на издани€ ѕеречн€ претендуют только ежегодно поступающие, т. е. в среднем 47 700 чел.5, то на каждого поступившего аспиранта приходитс€ 1,3 статьи в издани€х, вход€щих в ѕеречень.

„исленность докторантов на конец 2004 г. составл€ла 4466 чел. ≈жегодный прием в докторантуру - примерно 1600 чел. ѕринимаем предпосылки, аналогичные рассмотренным в отношении аспирантов. ƒл€ защиты докторской диссертации, как правило, необходимо в среднем 9 статей. “аким образом, исход€ из количества ежегодно принимаемых в докторантуру, в издани€х ѕеречн€ должно быть опубликовано 14400 статей в год.

—овокупна€ потребность аспирантов и докторантов в ресурсах изданий ѕеречн€ составл€ет 62100 статей в год (по минимальным оценкам), что практически полностью поглощает их "пропускную способность". ѕоскольку в публикаци€х нуждаютс€ и исследователи, ѕеречень не предоставл€ет возможности дл€ публикации каждому аспиранту и докторанту.

Ѕезусловно, надо учесть, что число защищенных диссертаций меньше, чем выпуск из аспирантуры. Ќо количество защищенных диссертаций с каждым годом растет. “ак, в 1992 г. было защищено 3135 диссертаций, в 2002 г. - 7411, в 2003 г. - 8378, а к концу 2004 г. - 10256.

Ќаши расчеты показывают, что только поддержание сложившегос€ количества ежегодных защит кандидатских диссертаций отвлекает из "общего оборота" изданий, вход€щих в ѕеречень, 10256 статей. »сход€ из того, что ежегодно защищаетс€ примерно 510 докторских диссертаций, и дл€ каждой защиты надо 8 - 10 статей, на поддержание сложившегос€ уровн€ защит докторских диссертаций из ресурсов ѕеречн€ должно отвлекатьс€ не менее 4590 статей. “аким образом, только дл€ поддержани€ сложившегос€ уровн€ защит кандидатских и докторских диссертаций в издани€х ѕеречн€ должно быть опубликовано не менее 14846 статей (по минимальным оценкам).

Ќа первый взгл€д, эти цифры не кажутс€ столь значительными. Ќо существует еще проблема заинтересованности управленцев в получении ученой степени.

ќбычно считаетс€, что дл€ них иметь научную степень - всего лишь ве€ние моды. ѕо нашему мнению, это уже не дань моде - сложилась система, предполагающа€ (по


5 ќчевидно, что на самом деле это количество выше, таким образом, и в этом случае мы минимизируем оценки.

стр. 17


принципу "насто€тельно рекомендательно") дл€ управленцев наличие кандидатской, а в более высоких сферах - и докторской степени. ѕриведем высказывание менеджера высокого уровн€ управл€ющей металлургической компании: "—реди топменеджеров прилично быть кандидатом наук". ѕоэтому среди "остепенившихс€" достаточно много управленцев всех уровней власти, всех секторов экономики и социальной сферы.

¬ такой ситуации дл€ соискателей ученой степени, работающих в Ќ»» и высшей школе, полученные нами оценки могут быть трагичны. ѕричины, ограничивающие их возможности, пон€тны - как правило, у них меньше св€зей и ресурсов, способных заинтересовать организацию, при которой находитс€ диссертационный совет6.

ѕолагаем, дл€ поддержани€ необходимого квалификационного уровн€ Ќ»» и организаций высшей школы необходимо увеличить количество защищающихс€ именно среди работников этих организаций. ¬ услови€х неспадающей заинтересованности в получении научных степеней управленцами это предполагает еще большее увеличение "нагрузки" на издани€, вход€щие в ѕеречень.

ѕодвод€ итоги, следует заключить, что ресурсов изданий, вход€щих в ѕеречень, недостаточно дл€ обеспечени€ потребностей науки и высшей школы, поэтому необходимо его расширение.

—труктура изданий и направлени€ развити€ науки

ѕроанализируем структуру изданий ѕеречн€ с точки зрени€ отраслей научных знаний (табл. 1).

—оставленна€ нами выборка дает представление о приоритетных, с точки зрени€ ¬ј а, направлени€х развити€ российской науки. Ќаибольшее число журналов отражает вопросы медицины, экономики, управлени€, вычислительной техники и информатики. Ќаучные издани€ по этим направлени€м


6 ѕодчеркнем: мы не утверждаем, что открытые и бесплатные пути защиты диссертации в –оссии отсутствуют. ќни есть. “ому подтверждение - наши защиты диссертаций в различных советах, по различным наукам, в различных городах –оссии. ќднако общеизвестна вынужденность "обмена" возможности защиты управленца на ремонт аудиторий, обновление технической базы высших учебных заведений, получение грантов, хоздоговоров дл€ Ќ»» и т. д.

стр. 18


“аблица 1

 оличество и направлени€ ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, ед.

 

 оличество изданий*

ћедицина

124 (101)

Ёкономика

82 (71)

”правление, вычислительна€ техника и информатика

78 (62)

ѕедагогика и психологи€

74 (63)

’ими€

72 (68)

Ёлектроника, измерительна€ техника, радиотехника

 

и св€зь

65 (49)

‘илософи€, социологи€ и культурологи€

59 (39)

ѕраво

56 (44)

‘изика

52 (49)

Ёнергетика

45 (33)

Ќауки о «емле

45 (32)

»стори€

38 (30)

‘илологи€ и искусствоведение

38 (28)

Ѕиологические науки

37 (36)

»стори€

37 (28)

ћатематика и механика

36 (25)

ѕолитологи€

31 (25)

»нженерно-агропромышленные специальности

31 (20)

—троительство и архитектура

19 (15)

јгрономи€ и лесное хоз€йство

18 (18)

ћеталлурги€

17 (16)

«оотехнические и ветеринарные специальности

17 (13)

“ранспорт

15 (12)

ѕроблемы нефти и газа

15 (9)

јгрономи€ и лесное хоз€йство

14 (14)

–азработка месторождений твердых полезных

 

ископаемых

14 (9)

јвиационна€ и ракетно-космическа€ техника

7 (5)



-----

* ¬ скобках приведено количество журналов, рекомендованных дл€ опубликовани€ научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

крайне востребованы обществом, о чем свидетельствует значительна€ дол€ исследователей, аспирантов и докторантов, занимающихс€ этой проблематикой (табл. 2, 3).

стр. 19


“аблица 2

„исленность исследователей по област€м наук на конец 2004 г., чел.

ќбласть науки

„исленность исследователей

всего

докторов наук

кандидатов наук

≈стественные

91 698

10 464

33038

“ехнические

258 850

4534

24451

ћедицинские

15 907

3628

6772

—ельскохоз€йственные

14 280

1345

5091

ќбщественные

12 467

1338

4091

√уманитарные

8223

1793

3365



“аблица 3

„исленность докторантов и аспирантов по отрасл€м наук на конец 2004 г., чел.

ќтрасль науки

„исленность

аспирантов

докторантов

‘изико-математические

7487

311

’имические

3234

133

Ѕиологические

6501

185

“ехнические

34032

1045

—ельскохоз€йственные

3844

93

»сторические

4771

225

Ёкономические

26098

483

‘илософские

3078

221

‘илологические

7129

361

ёридические

9793

123

ѕедагогические

9204

483

ћедицинские

9791

276

‘армацевтические

319

8

¬етеринарные

1163

19

»скусствоведение

1879

18

јрхитектура

580

26

ѕсихологические

3263

113

—оциологические

2721

115

ѕолитические

1645

44

 ультурологи€

931

46

Ќауки о «емле

5002

130

ѕрочие отрасли науки

197

8



стр. 20


ќбращает на себ€ внимание отсутствие четкой зависимости между численностью соискателей ученой степени по отрасл€м наук и количеством изданий, вход€щих в ѕеречень (табл. 2 - 3)7. Ќапример, число аспирантов и докторантов по экономике составл€ет 26581 чел., а журналов в ѕеречне - 82 наименовани€. —овокупна€ численность аспирантов и докторантов по педагогике и психологии - 13063 чел. (более чем в два раза меньше) при 74 наименовани€х изданий. Ќа примере журналов по экономическому направлению особенно заметно слабое представление региональных изданий в ѕеречне. “ак, из общего числа журналов по экономике в ћоскве издаютс€ 57 (из них - 51 докторского уровн€), в —анкт-ѕетербурге - 7 (5 - докторского уровн€).

ѕриведенный пример свидетельствует также о том, что психологи€ и педагогика находитс€ под особым патронатом ¬ј а, поэтому количество изданий по этим направлени€м довольно велико. ¬ частности, два специализированных журнала готовы отразить основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук по актуальному, но, на наш взгл€д, довольно узкому вопросу - физической культуре в школе: "“еори€ и практика физической культуры", "‘изическа€ культура в школе". »счерпав ресурсы »нтернета, мы, к сожалению, не смогли найти в средней школе ни одного учител€ физкультуры - кандидата или доктора наук, на которых и ориентированы эти издани€.  роме того, в этой серии существуют не менее узкопрофильные журналы, такие как "¬естник спортивных наук" и "”ченые записки университета им. Ћесгафта".

¬ызывают недоумение рекомендованные ¬ј  направлени€ некоторых журналов. “ак, журнал "ѕроблемы ƒальнего ¬остока" принимает теперь статьи только по вопросам истории - выходит, будущего и насто€щего у этого региона нет? ∆урнал "ѕроблемы прогнозировани€" печатал множество интересных статей по экономическим, политическим,


7 ѕо численности исследователей сравнение невозможно в св€зи с укрупненным характером данных статистики, распредел€ющих их по област€м наук.

стр. 21


социальным проблемам. ¬ насто€щем же списке тематика журнала заметно сужена: принимаютс€ статьи только по управлению, вычислительной технике и информатике.

ƒругой пример - освещение экологических проблем. —оответственно значимости темы, достаточно большое количество ученых занимаютс€ этими вопросами, защища€ диссертации, преимущественно, по географии. ¬ то же врем€ такие "многообещающие", суд€ по названию, журналы, как "—ибирский экологический журнал" и "Ёкологический вестник научных центров „ерноморского экономического сотрудничества", принимают материалы только по химии, физике, математике и механике. ѕодобных примеров можно привести множество. ∆есткие тематические рамки, на наш взгл€д, не только "стреноживают" авторов, но и сам журнал делают менее информативным и интересным.

—ледует отметить и проблему очень узкой специализации множества изданий. “ак, в ѕеречне предлагаетс€ 45 изданий (из них 32 докторского уровн€), где могут найти место публикации по наукам о «емле (см. табл. 1).  азалось бы, возможности дл€ научного сотрудника или претендента на звание кандидата (доктора) географических или геолого-минералогических наук достаточно широки. ќднако это, как правило, узкотематические, специализированные журналы: "¬улканологи€ и сейсмологи€", "√еологи€ нефти и газа", "»звести€ –јЌ. ‘изика атмосферы и океана", "»сследование «емли из космоса", "ћатериалы гл€циологических исследований" и др.  уда же направл€ть статьи авторам, чье столь же узкое направление исследований не вошло в ѕеречень?  роме того, в период экологизации многих наук науками о «емле начинают заниматьс€ экономисты, металлурги, "технари" и др. Ќо общие вопросы географии и геологии рассматриваютс€ только в издани€х "¬естник ћосковского университета" и "»звести€ –јЌ", что сводит веро€тность публикации в них практически к нулю.

ѕодвод€ итоги, можно сделать вывод, что структура и тематическа€ направленность изданий, вошедших в ѕеречень, требуют совершенствовани€. ¬ него целесообразно

стр. 22


включить издани€ более широкой тематической направленности и расширить тематику журналов, уже вошедших в ѕеречень. ѕолагаем, можно расширить ѕеречень за счет "¬естников" университетов и научных центров.

–егиональные проблемы науки и высшей школы

Ќаиболее болезненно происшедшие изменени€ коснутс€ науки и системы высшего образовани€ в регионах. Ёто св€зано с системной проблемой региональных ученых и преподавателей - неравенством возможностей.

¬ первую очередь оно обусловлено ограниченностью диверсификации их де€тельности, особенно в малых городах. “ак, меньшие возможности дл€ поиска работы в других секторах экономики, в других Ќ»» или вузах "прив€зывают" сотрудников к определенному месту работы. ¬ услови€х посто€нных сокращений, которые касаютс€ уже не совместителей или "мертвых душ", а посто€нных научных работников, люди, обладающие достаточно высокой квалификацией, чьи знани€ еще востребованы обществом, оказываютс€ безработными.  онечно, немногие молодые, наиболее перспективные научные сотрудники уезжают в столичные города, однако пополн€ют они отнюдь не р€ды столичной науки или системы высшего образовани€, а иные, более высокооплачиваемые секторы. Ћибо р€ды "навсегда бесквартирных" или, если сильно повезет, попадают в категорию "на 20 лет в долговой €ме, навсегда без детей", но может быть, через 20 лет с квартирой на окраине.

ќднако дл€ науки и системы высшей школы эти факты не €вл€ютс€ сугубо отрицательными. ¬о-первых, низкий уровень заработной платы заставл€ет научных сотрудников преподавать в высших учебных заведени€х, что способствует интеграции науки и образовани€ в регионах.

¬о-вторых, если в городе расположен научный центр, то между кандидатами и докторами наук существует конкуренци€ за преподавательские часы, что положительно вли€ет на качество обучени€.

ѕравда, отметим, к сожалению, что высока€ конкуренци€ оп€ть же возрождает системную проблему региональ-

стр. 23


ной науки - неравенство возможностей. “ак, в крупных, особенно столичных городах, вузы конкурируют за привлечение квалифицированных кадров, в первую очередь, с помощью высоких заработных плат. ѕриемы хорошо известны - премии, дополнительные часы на подготовку к лекци€м, проверку текущих контрольных работ, достаточно большое количество курсовых работ и контрольных, включаемых в нагрузку, и т. д. ј конкуренци€ в городах с высокой концентрацией научного потенциала закономерно приводит к максимально возможному уменьшению оплаты. ѕриемы также хорошо отработаны - никаких премиальных совместител€м; если по дисциплине предусмотрено 2 - 3 контрольные, в нагрузку преподавател€ включают одну; все часы сверх полставки оплачиваютс€ по договору, существенно снижающему оплату, и т. д. —праведливости ради отметим, что это - тоже результат неравенства, но уже между вузами. “ак, филиалы известных вузов, в первую очередь, столичных, рассматриваютс€ головными вузами как источник дохода при минимальном выделении бюджетных мест. Ёто заставл€ет филиалы минимизировать издержки.

¬-третьих, опаса€сь сокращени€, работники Ќ»» практически отрабатывают каждый рабочий час, посв€щенный, например, преподаванию. ¬ совокупности с высоким научным потенциалом это повышает результаты научной де€тельности.

¬-четвертых, невысокие возможности трудоустройства и ограниченность ресурсов дл€ выезда в другие города инициируют мощную конкуренцию среди молодежи при поступлении в аспирантуру. »менно поэтому отличительна€ черта региональных конференций - это молодые лица.

ќтдельно хотелось бы подчеркнуть необходимость сохранени€ научного потенциала в северных регионах. √лубокое знание исследовател€ми региональной специфики и отождествление собственных интересов с интересами кра€ приводит к тому, что зачастую только ученые - "североведы" противосто€т государственным решени€м, ухудшающим и без того бедственное экологическое и социальное положение этих территорий. ќтметим основные отличительные

стр. 24


особенности зарубежного опыта управлени€ северными территори€ми - максимально равномерное расселение по территории страны (в противовес российской идее концентрации населени€ в регионах-"локомотивах" при обезлюживании огромных пространств), значительные средства, направленные на привлечение населени€, научных кадров и высшего образовани€ на северные территории8 (в противовес российской идее переселени€ "избыточного населени€" —евера).

—ледует отметить определ€ющий вклад северных ученых в процессы выживани€ населени€ —евера. Ќапример, в ћурманской области, расположенной за ѕол€рным кругом, развитие дестабилизационных процессов привело к уникальному €влению - росту количества огородов, где люди выращивают картофель, малину, к концу августа поспевает клубника и т. д. ѕрактически все эти районированные сорта - достижени€ местных ученых из Ѕотанического сада. — учетом того, что в горных услови€х  райнего —евера заработна€ плата рабочего на крупнейшем монополисте, ќјќ "јпатит", 6 - 8 тыс. руб. не редкость, дл€ многих жителей это - единственный шанс именно выживани€.

ѕолагаем, что на фоне определ€ющего вклада северных регионов в бюджет страны мощнейший потенциал северных научных центров должен быть не просто сохранен, а приумножен. —евер заслужил участь не просто быть донором, обреченным пессимистическим государственным сценарием развити€ на деградацию, а иметь собственные перспективы развити€, которые в наибольшей мере способны вы€вить именно исследователи - "североведы". ¬ этой св€зи основна€ задача государства - сохранить человеческий капитал —евера.

Ќи в коем случае нельз€ допустить, чтобы доктора, кандидаты наук, р€довые сотрудники либо пополнили р€ды северных безработных, либо усилили конкуренцию между продавцами и уборщиками улиц.

—вои системные проблемы есть и у преподавателей региональных вузов.

«аработна€ плата в периферийных вузах нашей страны €вно недостаточна дл€ поддержани€ нормальной жизнеде€-


8 ƒаже на Ўпицбергене расположен мощный университетский комплекс.

стр. 25


тельности, особенно у преподавателей без ученой степени9. ќчевидно, что молодые, перспективные преподаватели стрем€тс€ сделать карьеру и защитить диссертацию. Ќаукой они вынуждены заниматьс€ в свободное врем€, при этом научна€ де€тельность не оплачиваетс€. “ем не менее проведенные исследовани€ и полученные результаты представл€ют несомненный интерес, что и подтверждаетс€ большим количеством защищенных диссертационных работ.

Ќеобходимость всесторонней поддержки научной де€тельности преподавателей и, как следствие, защиты ими диссертаций продиктована, по крайней мере, двум€ обсто€тельствами.

¬о-первых, поддержание необходимого квалификационного состава преподавателей в регионах способствует развитию региональной системы высшего образовани€. ѕреимущества получени€ образовани€ в регионах очевидны: с одной стороны, стоимость обучени€ и содержани€ студентов гораздо ниже, чем в ћоскве и —анкт-ѕетербурге; с другой стороны - именно региональные вузы лучше знают конкретные региональные проблемы промышленности, экономики, социума.

¬о-вторых, научна€ де€тельность, котора€ осуществл€етс€ в период подготовки диссертационного исследовани€, позвол€ет более широко и глубоко представить проблемы общества и природы. Ќаличие всесторонне развитых преподавателей, кандидатов, особенно докторов наук, крайне необходимо именно в региональных вузах. ¬ противном случае они будут выпускать грамотных мастеровых, которые, вследствие узости своего мировоззрени€, сформировавшегос€ под вли€нием преподавателей вузов, никогда не занимавшихс€ наукой, не стремившихс€ расширить свои знани€, не смогут в перспективе решать новые проблемы, возникающие с развитием общества. — задачей подготовки специалистов-производственников узкого профил€ с успе-


9 ¬ насто€щее врем€ в стране разворачиваетс€ национальный проект по образованию. ¬ рамках "ѕриоритетного конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образовани€, внедр€ющих инновационные образовательные программы", государство поддержало 17 известных вузов, преимущественно московских, каждый из которых получил дотацию более 400 млн. руб. ” региональных вузов шансов выиграть подобный конкурс, а следовательно, улучшить материальное положение преподавателей, практически нет.

стр. 26


хом могут справитьс€ средние профессионально-технические учебные заведени€.

¬ышесказанное предопредел€ет необходимость вс€ческого поощрени€ научной де€тельности в регионах, в частности, путем создани€ дл€ исследователей реальных возможностей и благопри€тных условий дл€ публикаций в печатном и электронном видах. ѕолагаем, это станет неотъемлемым элементом развити€ отечественной науки - одного из немногих шансов интеграции страны в мировые конкурентные процессы.

 

ќпубликовано на ѕорталусе 19 €нвар€ 2021 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?




ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама