Рейтинг
Порталус


О поддержке инноваций в Хабаровском крае

Дата публикации: 29 января 2021
Автор(ы): Д. А. МАСЛЕНИКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Источник: (c) ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 5, Май 2007, C. 82-93
Номер публикации: №1611913331


Д. А. МАСЛЕНИКОВ, (c)

На примере Хабаровского края рассматривается налоговое стимулирование инновационной деятельности как косвенный механизм поддержки государством внедрения передовых научно-технических достижений. В статье приведены результаты анкетирования научных организаций и предприятий с целью анализа применения соответствующих налоговых льгот. Даны авторские комментарии и предложения.

Необходимым фактором распространения нововведений служит их финансовое обеспечение. Регулирование инвестиционно-инновационных процессов государство осуществляет как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных с этим отношений (прямое финансирование), так и опосредованно, стимулируя инвестиции в нововведения косвенными методами и создавая соответствующий механизм. Каждый из способов регулирования имеет свои достоинства и недостатки.

Меры прямой финансовой поддержки носят адресный характер. Хотя они дают больше возможностей для контроля над бюджетными финансовыми потоками, им присущи более высокие риски и административные расходы. Меры косвенного стимулирования прямо не связаны с государственными приоритетами в осуществлении инновационной деятельности. Они должны побуждать к использованию собственного, заёмного и привлечённого капиталов на цели


Статья написана на базе исследования "Повышение инновационной способности экономики Хабаровского края: организационно-экономические аспекты" (2004 г.), проведенного по заказу правительства Хабаровского края. Анкетирование научных организаций и предприятий с целью изучить применение налоговых льгот автор проводил под руководством д. э. н. М. И. Разумовской.

стр. 82


инновационного развития. Как показывает мировой опыт, применение косвенных мер требует меньших бюджетных затрат, охватывает больший круг субъектов хозяйствования, существенно сужает возможности для коррупции.

Налоговый рычаг

Основу государственного косвенного стимулирования инновационной деятельности составляет льготное налогообложение.

Классификация действующих налоговых льгот для инновационной деятельности по субъекту их предоставления показывает, что федеральный уровень власти предусматривает льготы, в основном, для организаций, осуществляющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Что же касается льгот для предприятий, организаций, информационно и/или финансово содействующих инновационной деятельности, федеральное законодательство уделяет им незначительное внимание.

Ситуация усугубляется активной политикой федеральных органов государственной власти по реформированию межбюджетных отношений на основе принципа централизации доходных источников. Поэтому регионы не заинтересованы в расширении собственной доходной базы, а также в развитии инновационной деятельности, представленной в значительной степени предприятиями, которые платят и федеральные, и региональные налоги.

Возможности субъектов РФ в области налогового регулирования региональной экономики снижаются, хотя и сегодня они невелики. В настоящее время арсенал налоговых методов, которыми могут воспользоваться региональные органы государственной власти, ограничен пределами сумм, зачисляемых в региональный бюджет. Так, краевым законом "О налогах и сборах Хабаровского края" для предприятий предусмотрены льготы по налогам на прибыль, имущество, землю. Эти льготы направлены на ослабление бремени затрат, осуществляемых предприятиями, в основном в период экономического роста.

стр. 83


Ниже приведены результаты исследования действия основных федеральных и региональных налоговых льгот, относящихся к инновационной деятельности.

Споры об эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в России идут давно. Для оценки эффекта того или иного механизма налогового стимулирования чаще всего используется методика прямого счёта ожидаемых потерь и выгод от изменения налогов на федеральном уровне. Потери и выгоды бюджетов от изменения налогообложения (в предположении неизменности налоговой базы) подсчитать достаточно просто, но чтобы оценить сжатие или рост самой налоговой базы вследствие изменения условий налогообложения, необходимо предположить рациональное поведение предприятий. Поясню, что имеется в виду.

Например, распространена гипотеза, что снижение налоговой нагрузки на прибыль предприятий ведёт к меньшему использованию схем занижения прибыли, к появлению у предприятий дополнительных стимулов к увеличению прибыли, росту легальных источников для расширения бизнеса и, вследствие этого, к росту их инвестиционной активности. Условия реализации налоговых льгот в расчет не принимаются. Между тем размер, условия получения и применения льгот могут существенно влиять на использование льгот экономическими агентами. Тем самым корректируя их рациональное поведение.

Дистанционное анкетирование

Провести анализ действия налоговых льгот можно путём прямого опроса экономических агентов, а также на основании информации органов государственной власти о количестве предоставленных льгот.

Проведенное в конце 2004 г. анкетирование экономических агентов Хабаровского края - научных организаций и предприятий - выявило показательную картину. Сбор информации осуществлялся методом дистанционного (почтового) опроса. Анкетирование проводилось среди предприятий различных по форме собственности (государственной, частной, смешанной) и виду деятельности (производство товаров, оказание услуг).

стр. 84


Всего было опрошено 10 научных организаций, 46 коммерческих, действующих на товарном рынке, и 25 организаций - в сфере услуг. Распределение по форме собственности получилось таким: частные - 22%, государственные - 38%, смешанные - 40%. Распределение организаций по составу собственников приведено в табл. 1.

Таблица 1

Состав собственников научных организаций и предприятий, участвующих в опросе

Субъект

Количество ответов

% ответивших

Федеральные органы государственной власти

32

39,5

Органы государственной власти субъекта РФ

19

23,5

Органы местного самоуправления

17

21,0

Иностранные юридические лица

5

6,2

Иностранные физические лица

2

2,5

Отечественные юридические лица

30

37,0

Отечественные физические лица

39

48,1



В самом начале анкеты респондентам было предложено ответить на вопросы об основных конкурентах и текущем состоянии производственных фондов.

Оказалось, что 83% респондентов своими основными конкурентами считают только отечественные организации. При этом половина респондентов к числу основных конкурентов отнесли организации Хабаровского края. Получается, на рынке сложилась конкуренция среди предприятий одного правового поля (в том числе налогового).

В предыдущие годы, по данным статистики, износ основных производственных фондов крупных и средних предприятий края в среднем составлял около 60%. Проведённый опрос подтвердил предположение о сохранении высокого значения данного показателя. Износ основных производственных фондов, превышающий 40%, отметили 80% респондентов. Значительный износ основных фондов предопределил действия экономических агентов, направленные

стр. 85


на модернизацию производственных фондов, - 70% опрошенных. Создание новых производств отметили только 21 % респондентов.

В рамках опросов инновационно-активных предприятий, трижды (в 1995 г., 1998 г., 1999 г.) проводившихся Центром исследований и статистики науки Минпромнауки РФ, изучались факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности. Руководители предприятий оценивали относительную важность и степень влияния этих факторов на инновационную активность. По результатам опросов основными из них стали: недостаток собственных денежных средств, неприемлемые условия кредитования, слабая финансовая поддержка со стороны государства, высокая стоимость нововведений. При этом всеми отмечена нехватка собственных денежных средств.

При анкетировании экономических агентов Хабаровского края им было предложено ответить на вопрос о доступных источниках получения инвестиций (анкета содержала широкий список вариантов). Вопрос абсолютно в русле темы, так как налоговое стимулирование инновационной деятельности во многом сопряжено с привлечением средств из различных источников. Например, в той или иной форме поощряется использование прибыли, амортизационных начислений, осуществление лизинговых операций, эмиссии ценных бумаг, получение банковских кредитов и т. п. Поэтому ответы на вопрос об использовании различных источников инвестиций при финансировании инноваций с ясностью показали, насколько достигается конечная цель налогового стимулирования.

Как оказалось, экономические агенты Хабаровского края в своей практике редко используют заёмные и привлечённые средства. Собственные средства предприятий - это прибыль (63% ответов) и амортизационные отчисления (62% ответов) продолжают сохранять доминирующее положение в структуре источников финансирования. Тем не менее признаки постепенного увеличения доли заёмных средств, как-то: банковские кредиты (39% ответов) и лизинговые операции (17% ответов), все же наблюдаются.

стр. 86


При налоговом стимулировании расходов на инновации необходимо учитывать, что большинство предприятий Хабаровского края в своей хозяйственной деятельности применяют либо собственные научно-технические разработки (72% ответов), либо дорабатывают научные заделы сторонних организаций и граждан (34%). При таком характере инновационного развития экономические агенты длительное время обременены дополнительными, не приносящими текущей прибыли, затратами.

Группы субъектов инновационной деятельности

Последние два вопроса анкеты касались применения налоговых льгот экономическими агентами Хабаровского края в процессе осуществления инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности условно разделены на три крупные группы:

* организации, предлагающие рынку новые идеи (в основном выполняющие НИОКР);

* организации, предъявляющие спрос на новые идеи (в основном предприятия сферы товарного производства и услуг);

* организации, способствующие эффективному взаимодействию первых двух групп инновационных субъектов (то есть объекты инновационной инфраструктуры - финансовые, консалтинговые, экспертные и другие организации).

Ответы об использовании налоговых льгот субъектами первых двух групп инновационной деятельности, а также о причинах их неприменения приведены в табл. 2. Следует особо отметить, что 88% коммерческих организаций по разным причинам не пользуются предоставленным им правом в части льготного налогообложения.

В России большинство налоговых льгот предусмотрено для первой группы инновационных субъектов - организаций, выполняющих НИОКР. Эти льготы предоставляет федеральное правительство. Анкетирование научных организаций Хабаровского края показало, что все они активно применяют предусмотренные для них налоговые льготы (табл. 3). Поскольку финансирование предприятий, условно отнесенных к первой группе, как правило, осуществляется за счёт бюджетных средств, получается, что госу-

стр. 87


Таблица 2

Применение хозяйствующими субъектами налоговых льгот, относящихся к инновационной деятельности

Характер применения

Научные организации

Предприятия

количество ответов

ответивших

количество ответов

ответивших

Применяет

10

100

10

12

Не применяет из-за неосведомлённости о действии налоговой льготы

 

 

4

5

Не применяет из-за незначительного экономического эффекта от использования налоговой льготы

 

 

11

14

Не применяет из-за сложного механизма получения налоговой льготы, а также её реализации (например, высокие требования, предъявляемые к организации, к ведению отчётности и т. п.)

 

 

18

23

Не применяет по прочим причинам

-

-

37

46



дарство предоставляет налоговые льготы самому себе, на собственный капитал. Примечательно, что на ранних этапах инновационного цикла инвестиционные ресурсы на один-два порядка меньше тех средств, которые понадобится затратить ближе к этапу освоения новшества и его тиражирования. Именно эти значительные средства должны быть в распоряжении коммерческих организаций. Но, как уже говорилось, таких денег у них нет.

Для второй группы инновационных субъектов (предприятий сфер товарного производства и услуг) налоговое стимулирование в Хабаровском крае сводится к предоставлению шести основных льгот. Данные табл. 4 свидетельствуют о единичных случаях их применения. Всего 10 предприятий использовали при осуществлении инновационной деятельности ту или иную налоговую льготу. Краевые на-

стр. 88


Таблица 3

Налоговые льготы, применяемые научными организациями

 

Количество ответов

Налог на добавленную стоимость

 

НДС не облагается выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также ряда целевых фондов

10

НДС не облагается выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров

8

НДС не облагается ввоз на таможенную территорию РФ товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (льгота распространяется на оборудование, ввозимое в качестве грантов для поддержки российской науки)

 

Налог на прибыль организаций

 

При определении налоговой базы не учитывается получение организациями средств целевого финансирования (к ним относят бюджетные средства, гранты различных организаций)

8

Налог на имущество организаций

 

Не облагается имущество государственных научных центров

1

Не облагается имущество, используемое научными организациями ряда академий наук для их научных целей

9

Налог на землю

 

От уплаты налога освобождаются научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земли, используемые для научных целей

3

От уплаты налога освобождаются научные организации ряда академий наук, министерств и ведомств РФ

10



лотовые льготы (по налогам на имущество и прибыль) применяло всего одно предприятие.

В ходе исследования не подтвердилось предположение, что руководство предприятий не знает о действующих налоговых льготах - в современных конкурентных условиях хозяйствования экономические службы предприятий постоянно отслеживают налоговое законодательство. По результатам анкетирования 11 предприятий наряду с другими

стр. 89


Таблица 4

Налоговые льготы, применяемые предприятиями при реализации инновационной деятельности

Виды налоговых льгот

Количество ответов

Налог на добавленную стоимость

 

НДС не облагается ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставные капиталы организаций

1

Налог на прибыль организаций

 

Для основных средств - предметов лизинга - к основной норме амортизации можно применять повышенный коэффициент, но не выше 3

5

Для субъектов инновационной деятельности, реализующих инновационные проекты, ставка устанавливается в размере 13% (17% без льготы) в части сумм, зачисляемых в бюджет региона

1

Налог на имущество организаций

 

Ставка 1,1% устанавливается в отношении имущества, созданного в рамках реализации инвестиционного проекта на территории края, не связанного с осуществлением риэлтерской и посреднической деятельности

1

Налог на землю

 

От уплаты налога в части сумм, зачисляемых в региональный бюджет, освобождаются земли, где расположены объекты, создаваемые в рамках реализации инвестиционного проекта

 

Инвестиционный налоговый кредит

 

Предоставление инновационным предприятиям инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам

 



причинами неприменения налоговых льгот отметили незначительный экономический эффект от их использования, 18 - сложный механизм получения и реализации налоговых льгот, 37 - не применяли налоговые льготы по иным обстоятельствам. Предположительно, из-за достаточности средств или несоответствия некоторых налоговых льгот хозяйственной деятельности предприятия.

стр. 90


По мнению автора, основная причина неприменения предприятиями Хабаровского края рассматриваемых налоговых льгот заключается в том, что налоговое бремя нацелено на цену товара, а не на доходы от его производства. Соответственно, если рынок предоставляет такую возможность, производитель компенсирует налоговые изъятия путём повышения цен. В иных случаях отказывается от инновационной деятельности.

Согласно краевому закону (от 4 июля 2000 г., N 222) "Об инновационной деятельности в Хабаровском крае", под инфраструктурой инновационной деятельности понимается совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов. В России, и в частности в Хабаровском крае, налоговое стимулирование данной (третьей в нашей классификации) группы инновационных субъектов не развито. Не предусмотрено ни льгот, ни, соответственно, системы налоговой поддержки. Что, в свою очередь, служит одной из причин медленного формирования инновационной инфраструктуры в регионах.

Итоги и выводы

В Хабаровском крае слабо развито целенаправленное комплексное налоговое стимулирование инноваций. По-прежнему сохраняется значительный разрыв между высокой потребностью предприятий в новом технологическом оснащении и реальными инвестициями, особенно долгосрочными и среднесрочными. Доступные научным и коммерческим организациям Хабаровского края источники получения инвестиций и их применение представлены в табл. 5.

Результаты анкетирования показали, что из всех налоговых льгот наиболее применяема ускоренная амортизация по объектам лизинга. Предприятие, которое не использует финансовый лизинг, не занимает земли под инвестиционные проекты, не принимает в качестве вклада в уставный капитал технологическое оборудование, ввозимое из зарубежных стран, может, во-первых, воспользоваться только

стр. 91


Таблица 5

Источники получения инвестиций для организаций Хабаровского края

Источник инвестиций

Научные организации

Предприятия

количество ответов

% ответивших

количество ответов

% ответивших

Прибыль, полученная от реализации продукции, финансовых операций и др.

7

70

45

63

Амортизационные отчисления

-

-

44

62

Выручка от реализации выбывшего имущества

-

-

14

20

Долгосрочные и среднесрочные банковские кредиты

-

-

28

39

Лизинг (прямой, оперативный, финансовый и др.)

4

40

12

17

Заемные средства, вырученные от размещения специально выпущенных облигаций организации

 

 

 

 

Коммерческие кредиты поставщиков материальных покупных ресурсов

 

 

11

15

Привлечённые средства акционеров-учредителей

-

-

2

3

Средства, привлечённые от размещения новых выпусков акций

 

 

1

1,4

Поступления средств из федерального бюджета на безвозвратной основе

7

70

8

11

Государственные ресурсы на покупку ценных бумаг, предоставляемые на возвратной основе

 

 

 

 

Государственные гарантии по эмитируемым ценным бумагам, предоставляемые на возвратной основе

 

 

 

 

Средства внебюджетных фондов

7

70

4

6

Спонсорские средства

3

30

2

3



стр. 92


льготами по налогам на прибыль и имуществу; во-вторых, использовать инвестиционный налоговый кредит. При его нормативной непроработанности в Хабаровском крае коммерческим организациям доступны лишь льготные ставки по налогам на прибыль и имущество предприятий, регулируемые на региональном уровне власти. Для большинства предприятий получение данных льгот затруднено. Мало кто из них может соответствовать таким основным условиям получения и реализации краевых налоговых льгот, как выполнение крупного проекта, предусматривающего создание объектов в сфере материального производства, обязательное согласование проектов с правительством Хабаровского края, небольшой срок окупаемости проекта, ведение раздельного бухгалтерского учёта операций по основной деятельности и осуществлению проекта и наличие выручки от реализации результата инновационной деятельности, превышающей 70% от общей выручки.

В целом следует признать, что налоговые методы представляют собой довольно сложный механизм государственного воздействия на поведение экономических агентов. Как отмечалось выше, не всегда снижение налоговой нагрузки автоматически и полностью выливается на микроуровне в эффекты, наиболее значимые с позиций обеспечения конкурентоспособности. В рассматриваемом нами ракурсе поведение предприятия будет достаточно прогнозируемым тогда, когда не будет препятствий в получении средств, необходимых для начала инновационной деятельности. Если таких условий нет (а в Хабаровском крае, да и России в целом их нет), то никакие налоговые льготы не заставят предприятия вкладывать средства в инновации.

Важно понимать, что большинству экономических агентов Хабаровского края недоступны заёмные и привлечённые источники инвестиций. Следует искать и отрабатывать те методы налоговой поддержки инновационных проектов, которые повышали бы эффективность использования собственных ресурсов предприятий. Поэтому, как минимум, необходимо пересмотреть существующее налогообложение прибыли и имущества, а также порядок начисления ускоренной амортизации.

Д. А. МАСЛЕНИКОВ, заместитель генерального директора ООО "Пронто-ДВ", Хабаровск.

Опубликовано на Порталусе 29 января 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама