Рейтинг
Порталус

ЧЕЛОВЕК - КТО ЭТО?

Дата публикации: 30 июля 2021
Публикатор: Зубаиров Юнус Фариттович
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ
Номер публикации: №1627676527


       ЧЕЛОВЕК  -  КТО ЭТО?

 

                                                                     Познай самого себя.

                                                                                        Фалес.

                                                                     Я знаю все, но только не себя.

                                                                                        Ф. Вийон.

                                                                     Сократ: Что же такое человек?

                                                                     Алквиад: Не могу сказать.

                                                                                        Платон. 

 

                                                  1

                                      

                                         О познании человека  

 

 

Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное.

В этой связи можно было бы догадки Ф. Ницше о несовершенстве человека интерпретировать противоположным образом, а именно человек является процессом, человек существо эволюционирующее, а отсюда если Ницше в 20-ом веке говорит, что человек является биологически ущербным, то этот вывод был куда более актуален в 30-ом веке до нашей эры. И этот же вывод Ницше будет иметь меньше аргументаций в 30-ом веке нашей эры, так как человек станет более совершенным, хотя мы не можем утверждать, что есть некий конечный этап, то есть скорее путь к совершенству не имеет какого-либо конечного пункта.

Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Александр Поп писал, что подлинное познание человечества — это познание человека. Гермес Трисмегист, определил человека, как смертного Бога. Богат считал, что пока человек существует, он будет себя открывать.

В то же время Гете говорил, что познать себя невозможно. Для этого, по мнению Гете, надо «быть собой и не быть». Вийон, как видно из взятого нами эпиграфа, придерживался аналогичного мнения. А что касается Алквиада, то он на вопрос Сократа о человеке ответил, что не знает, что такое человек. С такими взглядами перекликаются слова известной прорицательницы Ванги. Ванга пошутила, что человека постоянно ищут, исследуют, но не могут найти.

Каким же образом познать самого себя? Если мы обратимся умственным взором в собственную сущность, то увидим, что интроспекция не позволяет понять себя. Но для познания себя, на взгляд автора, есть две возможности.

Первый путь – это воспоминания о собственных поступках в тех или иных ситуациях; воспоминания о тех делах, которые мы совершали в своей жизни. Поступки и дела являются как бы инобытием человека и позволяют оценить человека, познать человека, то есть самого себя.

В этой связи заметим, что жизнь не всегда предоставляет возможность для всестороннего постижения того или иного человека. Даже самого себя.

Например, нам трудно предугадать собственное поведение, если бы мы попали в рабство и нам предложили стать гладиатором. И тем более трудно предугадать собственное поведение на арене цирка перед львами.  С другой стороны, возможно и сегодня есть люди способные стать полицаями при захватчиках и убивать своих земляков, но они проживают свою жизнь относительно честно, кроме мелких подлостей ничего предосудительного не делают.

 Мы можем попытаться обмануть кого угодно, но себя мы не обманем, а тем самым этот способ дает возможность составить определенное представление о себе. Здесь уместно отметить крайне важное обстоятельство, а именно следующее. Мы не являемся мраморным изваянием, которое уже не изменишь, а, напротив, мы должны, как сказал один мыслитель, «изваять себя». То есть мы должны бороться против тех недостатков, которые нам даны от рождения, и которые мы в себе обнаруживаем и развивать те качества, которые нам представляются положительными, украшающими нас.

И второй путь. Второй путь для узнавания себя заключается в том, что нужно узнать человека вообще, а, узнав человека вообще, и сопоставив себя с этим человеком, мы можем узнать и себя. И такое узнавание себя не может быть полным, но, тем не менее, мы частично познаем себя и таким образом.

Итак, попытаемся дать определения не конкретному человеку, а вообще человеку.

                                                                             

                                                       

 

 

                                                            2

 

Мы уже в начале приводили одно из первых определений человека, данных философом Алкмеоном. Другое древнее определение человека дал философ Платон. Согласно Платону, человек - бесперое существо, имеющее две ноги, ногти не острые. Дефиниция Платона, как видим, является дефиницией формы, при этом сущность человека остается вне этого определения.

Но вместе с тем определение Платона является одним из мудрейших определений человека. Действительно, мы должны при подходе к человеку исходить именно из определения Платона. Человек может не соответствовать любому из ниже приводимых нами определений, но если существо отвечает определению Платона, то мы должны с безусловностью признать, что перед нами человек со всеми вытекающими правами.

Другое древнее определение человека принадлежит Аристотелю. Аристотель определил человека как «политическое животное». Аристотель обращает наше внимание на то, что важнее общество, в структуру которого как дискретная единица входит человек, то есть человек является политическим лицом.

Можно обратить внимание, что в стае обезьян существует иерархия – вожак, вторые, третьи лица. Обезьяны всячески выражают свою преданность вожаку. Вожак может выбрать любую самку, самая вкусная пища тоже вожаку. И постоянно в иерархической структуре идет борьба за политическое место. Например, вожак может быть старым, а сильное второе лицо хочет занять его место. Есть другие разнообразные ситуации. То есть постоянно идет политическая игра.

Нынешнее человечество берет начало от первобытных племен. Отсюда мы можем заключить, что ум человека в самом начале его становления оттачивался, развивался прежде всего в политической борьбе. А что касается труда, то заметим, что труд сам по себе физические движения, и физический труд не может способствовать становлению человека, так как любой вид физического труда предполагает предварительного осмысления необходимости проделать определенные действия. Таким образом, как указывал Гегель, в становлении человека главную роль играет работа ума, так как работа ума приводит к укреплению, развитию ума, а стимулирующим мотивом работы ума являются потребности человека, удовлетворение которых для него жизненно важно, а это прежде всего политическое место человека в обществе, коллективе, семье.

Работа ума проявляется и в том, что человек ищет все более рациональные, оптимальные, целесообразные способы удовлетворения своих потребностей. А работа ума развивает человека, является пружиной его эволюции. Всю историю человечества можно рассматривать как изыскание путей для более оптимального достижения целей.

Согласно определению, данному философом Ф. Рабле, человек – животное, которое смеется. Особенность человека смеяться и смешить и других, как отличительное свойство человека, усматривал и философ Б. Бергсон.

Действительно, чувство юмора из всего живого мира на Земле, присуще, пожалуй, только человеку. Смех был мощным оружием в борьбе за новые идеалы в руках Свифта, Рабле и Паскаля. Смех морально уничтожает противника.

Несколько пессимистически смотрел на человека писатель Ж. Кардан, который определил человека как существа, способное к обману и постоянно обманывающее и себя, и других.

Должны тем не менее высказать предположение, что это свойство человека в определенном аспекте можно рассматривать и как позитивное. Человек хочет видеть обычные вещи и самого себя более возвышенным существом, чем на самом деле является. Хотя обман сам по себе заслуживает порицания, и прежде всего других, но в обмане самого себя можно усмотреть положительные моменты, так как вместе с желанием быть необычным возникает и стремление. Блок писал: «И бессмертно влюбленных в молву». Молва для человека много значит, если даже в ее основе лежит и обман.

Американский философ Ральф Эмерсон определил человека как «разум со служебными органами». На взгляд автора, определение Эмерсона схватывает ядро человека, в этом определении отражено основное сущностное свойство человека. Действительно, именно разум выделяет человека из всего остального живого мира, именно разум обеспечивает ему первое место в иерархии живых существ на Земле.

В литературе обычно человека определяют, как существа, производящего орудия труда. Так, например, в своей книге «Искусство правильно мыслить» А. А. Ивин приводит данное определение человека как наиболее общее. В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, в толковом словаре Ушакова, в современном толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова человека определяют, как живого существа, обладающего даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

На взгляд автора, в данном случае указание в определении человека того обстоятельства, что он производит орудия труда, содержит ошибку, предусмотренную в логике как «соразмерность определения», а именно дается слишком широкое определение. Дело в том, что производство орудий труда только один из многих, правда существенных, признаков человека, но свойственных только человеку существенных признаков можно перечислять и перечислять.

          Так, например, мы могли бы определить человека так. Человек является живым существом способным создавать музыкальные инструменты и играть на них. Или другое определение. Человек является живым существом, который пользуется зубной щеткой и ухочисткой, и, кроме того, он делает бинокли и телескопы.

            Или приведем такое определение человека, которое автору представляется оригинальным. Человек живое существо, которое выдумывает истории и покупает за кровные денежки выдуманные истории, хотя и знает, что они выдуманы. Хотя это определение неожиданно и так же характеризует человека, но указывать и на эту особенность человека, когда необходимо дать самое общее определение человека, на взгляд автора, не является необходимостью.

Все эти особенности присущи только человеку. И очевидно таких отличительных особенностей человека мы можем перечислить очень много, но, на взгляд автора, когда необходимо дать самое общее определение человека, достаточно указать на то, что человек обладает разумом, это и есть самый существенный отличительный признак человека, а перечислять все менее существенное, если мы не хотим дать развернутое определение человека, а такую цель ставит автор этого труда, при всей их верности, нет необходимости. 

Нужно обратить внимание и на то, что примитивные орудия могут изготавливать и обезьяны, но их людьми не назовешь. Так, например, для поедания термитов обезьяна отламывает ветку, очищает ее от листьев, засовывает ветку в термитник и, вынув ветку, ест прилепившихся термитов. Этим нехитрым способом он легко может обеспечить себя достаточным количеством лакомства за сравнительно короткое время. Далее, ученые выяснили, что обезьяны могут обрабатывать камни с целью их дальнейшего использования для достижения определенных целей.

Вот те определения человека, которые удалось найти автору в литературе. На взгляд автора, при всей верности этих определений человека, они не могут составить портрет современного человека, так как ряд существенных особенностей человека в этих определениях не схвачено.

Тем самым мы попытаемся дать новые определения человека, которые на взгляд автора позволяют составить о человеке более полное представление. В связи с этим уместно вспомнить высказывание Гегеля, который сказал, что чем сложнее предмет, тем более многочисленны его дефиниции.

                                        

                                           3

 

                             

 

 

                                  Новые определения человека

 

  1. Человек разумное существо, который наряду с физической жизнью живет и

духовной жизнью.

 Особое место в духовной жизни людей занимает религия. Подавляющее большинство людей считают абсурдным возможность самопроизвольного превращения водорода и пыли в человека и способность группы атомов в силу усложнения организации, которая суть геометрическое расположение атомов, обрести свойство самосознания себя и окружающего (стихийным силам присуще разрушение, переход к более простому состоянию, но никак не самопроизвольное усложнение) и полагают, что мыслящая субстанция во Вселенной была всегда, и эта личность и сотворила людей. Богослужения и молитвы и являются выражением духовности людей.

Точно таким же образом духовность людей выражается в почтительном отношении к личностям, которые многое сделали для людей. Так, например, мы чтим великих поэтов, ученых, художников, композиторов. Напомним, что в день рождения национального поэта русского народа Пушкина устраиваются дни его памяти – пушкинские дни. Люди празднуют.

Если говорить о самом массовом увлечении людей, то можно было бы сказать, что таким хобби является писание стихов. Слов нет, само чтение стихотворений поэтов, если, конечно, не считать классиков, и тем более национального поэта того или иного народа, чьи стихотворения хорошо знакомы людям, и часто цитируются людьми в обиходе, не так массово, но вот свои силы на ниве стихосложения пробовал каждый.

 Многие даже хотят ознакомить со своим творчеством других. Об этом хорошо знают редакционные работники.  В шкафах редакций пылятся пуды бумаг со стихами разных людей. Остроумно выразился один человек, который сказал, что «Башкортостан всегда может поставить на экспорт три вагона поэтов». Хотя эта фраза вызывает улыбку, но в целом это явление крайне отрадное.

Человеку свойственны такие высокие духовные качества, как готовность прийти на помощь в силу своих возможностей тем, кто в этом нуждается. Например, слепой человек всегда без страха идет в магазин, так как он знает, что непременно найдется добрый человек, который ему поможет перейти улицу и т. д. и т. п.

Для человека Родина - это не только определенная территория земли, но и более высокое понятие. У человека есть высокое понятие о родителях. Мать для детей не является одной из женщин, а существом более высокого порядка. Об этом свидетельствуют многочисленные песни о матерях. Таких песен много у татарского и башкирского народов.

Кроме того, человеку присуще чувство долга, скромность, чувство признательности, сострадания, восхищения, умиления и т. д. и т. п.

Дух человека создал культуру. Каждый народ имеет свою уникальную национальную культуру. Музыка народа носит специфический характер и по мелодии в принципе можно узнать то, какому народу принадлежит музыка. Для подтверждения своих слов приведу слова национального поэта татарского народа Габдуллы Тукая. В одном из своих стихотворений он пишет о том, что вечером услышал мелодию. В конце стихотворения поэт пишет: «наша мелодия».

Также можно много говорить о сценическом искусстве, искусстве кино. В каждом народе есть драматурги и также артисты, которых они чтят как великих личностей.

Отдельные культуры, сливаясь и взаимно обогащаясь, создают великую культуру человечества. Отдельный человек продукт культуры своего народа, можно сказать, что человек растет и живет в определенной духовной атмосфере. Самое большое богатство, которое объединяет народ – это его язык. Национальный поэт народа для людей этой национальности фигура чуть ли не священная.

Духовной стороне человека чуждо насилие, угнетение, характерна борьба со злом, несправедливостью.

  1. Человек разумное существо, который имеет нравственное чувство.

Действительно, человек выработал понятия зла и добра. При этом понятие зла и добра имманентно присущи человеку и это не зависит от его сознательной воли. Кант писал, что его поражает и нравственный закон, который вложен в человека. Но хотя, например, чувство красоты нам дано априорно, нас не учат отличать красивое от некрасивого, но нравственность, по всей видимости, имеет основу в том, что мы осознаем, понимаем, что такое хорошо, и что такое плохо, например, если человек что-то добыл в поте лица, упорным трудом, то отнимать его труд, конечно, не нравственно, не нравственно, например, наносить без необходимости ущерб даже насекомому. В то же время, как нужно полагать, в большей мере нравственность человека формируется обществом, в котором он живет, он считает нравственным то, что считают нравственным окружающие. При этом людьми другой социальной группы те или иные их деяния могут восприниматься как аморальные.

Добрые дела дают силу человеку, служат оправданием собственной жизни. Напротив, то зло, которое совершает человек, травмирует его собственную душу. Разумеется, в том случае, когда он достаточно высокоорганизован. В этих случаях безнравственные поступки носят зачастую случайный характер, не характерны для данного человека, несовместимы с его личностью. И приводят к тому, что человек всю жизнь мучается, казнит себя.

Нравственный поступок обычно не служит собственным интересам, более того, приносит физическое неудобство или экономический ущерб себе, но приносит удовлетворение, радость Духу человека; является основанием для самоуважения, самооправдания собственной жизни. Нравственный поступок дает энергию для дальнейшей жизни и позволяет с уважением к себе относиться. С удовлетворением думаешь о добром деле, которое сделал и жизнь кажется светлее.

Тогда как поступки, приносящие физическую радость или экономические выгоды в ущерб интересам других, то есть носящие аморальный характер, являются для Духа раной, и они могут пробудить вложенный в нас великой Природой такой сильный механизм душевного мира, как совесть. Более того, они могут привести и к психическим расстройствам, так как в основе многих душевных болезней лежит так называемая «травмирующая ситуация», а травмирующая ситуация всегда является не этичным поступком, противоречащим нравственным нормам, хотя, на основе вышесказанного, например, волк не травмируется, волк грызет горло и это для него естественный образ жизни, данный поступок для данного человека  может носить и случайный характер, более того сам поступок может даже не преследоваться уголовным кодексом, то есть не носить характер деяния преследуемого законом, но тем не менее постыдные дела могут травмировать душу.

Можно предположить, что не только в основе неврастении, но и других психических болезней лежит травмирующая ситуация, то есть ненравственный поступок человека может привести к сумасшествию. Иными словами, мы, думая о себе, не должны делать зло, и, думая же о себе, по мере возможностей делать добро.

  1. Человек разумное существо, который от Природы берет не только телесную пищу, но и духовную.

Человек стал человеком тогда, когда цветок перестал быть для него одним из растений, и он увидел, как прекрасен этот цветок.

Только Дух осознает Красоту, преклоняется перед Красотой и стремится к Красоте. Древние мыслители говорили, что Природа выше искусства.

Красота Природы – постоянный спутник в жизни человека, она источник его духовных сил, источник высшего наслаждения. Гениальный поэт Блок писал: «Что человеческие слезы, когда румянится закат?».

  1. Человек разумное существо, который создал искусство.

Человек не только восторгается Красотой Природы, но и стремится выразить свою Красоту, Красоту своего Духа, своего душевного мира. Даже перечисление имен великих поэтов, при знании их творчества, позволяет осознать какой уникальный мир Красоты они создали. Величие художника слова, прежде всего, в уникальности его видения мира, в самобытности его изложения. То же самое можно сказать о великих композиторах, художниках и т. д.

Можно следующим образом легко отличить великих поэтов. Если мы перемешаем их стихотворения со стихотворениями других поэтов, то их можно узнать по отдельному стиху, тогда как посредственных поэтов различать труднее. Маяковский пишет: «Нам нужны поэты хорошие и разные». Индивидуальность, оригинальность Маяковский ценил так же высоко, как и хорошее.

 В связи с этим можно сказать, что Красота едина, но бесчисленны формы ее проявления.

  1. Человек разумное существо, который ставит превыше всего Свободу.

Человек сознательно выбирает тот образ жизни, который он ведет. Прямая Свобода для человека – один из самых важных атрибутов жизни. Но человек ставит выше свободу слова, печати, вероисповедования, права на собственные убеждения, например, право на выбор той или иной философской программы, права на творчество. Человек должен иметь безусловное право высказать то, что он в самом деле думает и при этом не бояться последствий со стороны властей.

Подлинная Свобода предполагает признание свободы других, поступок по совести – высшая Свобода, так велит твоя совесть.

  1. Человек разумное существо, который обладает. колоссальным миром чувств.

 

Мне известно, что некоторые люди могут семь часов рассматривать одну картину художника. Другие люди десятки раз могут слушать одну и ту же симфонию.

Автор на это не способен и единственной причиной этого видит то, что у него мир чувств сравнительно беден.

Есть большие поклонники балета, но у каждого есть любимые поэты, артисты, писатели.

Эстрадная музыка и спорт тоже могут вызвать глубокие чувства.

Но самые глубокие чувства у людей, разумеется, вызывает любовь. Любовь – это то чувство, сакраментальность которого понимают все.

Творческие люди испытывают такой широкий спектр разнообразных чувств, которые не может дать ни один другой вид человеческой деятельности. Труд творческих людей как раз и отличается тем, что они живут более насыщенной эмоциональной жизнью.

  1. Человек разумное существо, который стремится к совершенству.

Человек не доволен ни собой, ни тем, что он создал, ни уровнем своих знаний. Человек стремиться укрепить свой Дух, развить Разум, укрепить тело. Человек хочет развивать свои природные задатки.

Мы можем сказать, что человек всегда видит перед собой перспективу, он никогда не бывает на вершине, или, лучше сказать, взобравшись на вершину, он видит новые.

  1. Человек разумное существо, который сам определяет то, какую жизнь ему вести.

 Человек может ставить перед собой две цели – служение собственным интересам и служение обществу. В первой цели само по себе ничего плохого нет, но если такая деятельность человека осуществляется в ущерб пользе общества, то общество оценивает его как никчемного человека, а в случае наличия в такой деятельности криминала, то общество борется с ним. Так как общество всегда оказывается сильнее отдельной личности, то казавшееся служение собственным интересам оборачивается деятельностью во вред себе.

И наоборот, служение человека обществу суть осуществление себя как индивидуальности и, в конечном итоге, суть служение собственным интересам. Такого рода деятельность общество ценит высоко и человека, сделавшего много для общества чтит как великого человека.

  1. Человек является разумным существом, который создал культуру.

Культура, которую создал тот или иной народ, охватывает все стороны жизни отдельного человека.

К культуре народа, прежде всего, относится его язык. Богатство языка важный показатель культуры того или иного народа. И эпос народа уходящий корнями в глубь столетий важная составляющая часть его культуры. К культуре народа относятся художественные произведения, созданные творческими людьми данного народа.

К культуре народа относится и музыка. Музыка данного народа выражает дух этого народа, является одним из бесчисленных проявлений красоты. К культуре народа также относятся танцы, по которым также можно определить дух народа

К культуре народа относится зодчество данного народа.

Культура народа также проявляется в национальной одежде данного народа, в национальных блюдах.

Культура народа также проявляется в обычаях, обрядах и традициях того или иного народа. Как это ни парадоксально, на ранних этапах культура народа проявлялась прежде всего в погребальных обрядах. Вероятно, смерть на ранних исторических этапах для людей была более загадочным и более значительным событием, чем теперь мы воспринимаем смерть человека. У всех народов существуют обряды захоронения усопших. По отдельным историческим данным люди в определенные исторические периоды и жили тем, что готовились к смерти, об этом говорят сложные обычаи захоронения, пышность могил. Особое отношение вызывало у людей смерть правителей. Например, в древнем Египте правителей хоронили в пирамидах.  У отдельных народов существовал и такой обычай. Для сопровождения правителя в мире теней нередко даже убивали простых людей. 

 К культуре народа относятся все обычаи и традиции этого народа, например, обряды бракосочетания, церемонии по случаю рождения ребенка и т. Д. и т. П.

Нет такой стороны жизни человека, в которой не проявлялась бы культура того народа, представителем которого он является.

  1. Человек разумное существо, который имеет индивидуальную шкалу ценностей.

Высшими ценностями для человека являются его родители, дети, народ, Родина. Даже самая жизнь человека в этой системе ценностей может стоять ниже тех перечисленных нами ценностей.

           Для человека могут представить ценность множество других вещей. Так, например, автор знал людей, которые считали лучшей специальностью профессию врача, а знаменитых эскулапов самыми великими людьми цивилизации. Напротив, другой человек может с пиететом относиться к профессии писателя и великих писателей считать лучшими людьми цивилизации. То же относится к сотням и тысячам других видов деятельности людей.

  1. Человек разумное существо, который наделен творческим даром.

Творец создает творцов поменьше масштабом. Так как человек индивидуум, то он обладает творческим даром присущим только ему. В зависимости от величины творческого дара люди создают уникальные произведения, которые никто другой не может создать, так как мы пришли ранее к выводу, что творческий дар крупной личности присущ только ему.

  1. Человек разумное существо, который создает для себя искусственную среду обитания.

Действительно, человек строит жилище, пригодное для жизни.

  1. Человек разумное существо, который изучает прошлое своего рода.

      Есть специальная наука история. В каждом государстве среди предметов, которые изучают школьники, есть предмет история. Школьники изучают историю не только своего народа, государства, но и всего человечества.

Изучение истории имеет прикладное значение, так как история учит. Из истории мы извлекаем уроки. Ошибки, сделанные ранее, мы стараемся не повторять.

  1. Человек разумное существо, который издревле пытался предвидеть будущее, и который в конце концов создал науку прогнозирования.

Человека всегда интересовало его будущее. С древних времен люди пытались узнать будущие события. Вероятно, прежде всего потому, что будущее не всегда зависело от тех усилий, которые предпринимали люди. На этой основе у всех народов существовали бесчисленные способы гадания. Гадали по огню (пиромантия), по линиям рук (хиромантия), по звездам, по воде, по кофейной гуще, по внутренностям животных, по картам и т. д. и т. п.

У многих народов считалось, что есть ясновидящие люди, которым открыто будущее. Предсказатели и гадалки всегда неплохо зарабатывали.

Со временем возникла наука прогнозирования - футурология. В различных областях науки делаются прогнозы. Например, некоторые люди предполагают, что существует телепатия. На этой основе американский футуролог предсказал, что при помощи телепатического аппарата можно будет гипнотизировать дивизии. Мы можем сказать, что если есть телепатия, то это действительно возможно, хотя названная дата ученым оказалась ошибочной, так как он полагал, что такой прибор появится в 2010-ом году.

 Далее. У многих людей вызывает тревогу наличие ядерного оружия огромной разрушительной силы, применение которого, по мнению некоторых, может привести к уничтожению цивилизации. Более того, некоторые археологические находки, например, расплавленный песок, а для плавления песка нужна такая высокая температура, которая может образоваться только при взрыве атомной бомбы, позволяют говорить, что наша цивилизация уже пережила ядерную катастрофу. Отсюда ядерной войны не может быть, в войне кто-то побеждает, победители ликуют, побежденные плачут, в данном случае ликующих не будет, так как самый опасный поражающий фактор ядерного оружия радиоактивное заряжение, когда воду нельзя пить, пищу кушать и, как сказано в Священном Писании – «живые завидуют мертвым». Очевидно, чем больше стран обладает ядерным оружием, тем более повышается возможность ядерного нападения. Даже одиночный ядерный удар может предоставлять опасность всему человечеству. Вспомним, что радиоактивное облако пыли, поднятое бомбой, взорванной в Китае, три раза обогнуло планету.

Есть много направлений работы для футурологов, так как перед человечеством в скором времени возникнут ряд глобальных проблем. К ним можно отнести питьевую воду, энергетический кризис, так как запасы нефти, угля и газа небезграничны, преизбыток населения. Заметим, легко подсчитать, сколько людей может прокормить планета, если выявить сколько пахотных земель нужно одному человеку, включая его потребности в табаке и горчице. Обратим внимание, пахотные Земли уменьшаются. Серьезной проблемой является падение гумуса почвы, что приводит к снижению урожайности. Глобальными проблемами также являются широко обсуждаемый парниковый эффект, что приводит к повышению температуры на планете, а далее таянию льдов, при этом легко подсчитать на сколько метров покроет вода сушу, далее загрязнение окружающей среды промышленными отходами.

  1. Человек разумное существо, который изучает себя.

Человека изучают целый ряд наук.

  1. Человек разумное существо, который изучает свои болезни и выискивает способы их лечения.

Человек различает соматические и душевные болезни. Болезни человека изучает медицина, которая, в свою очередь, делится на множество дисциплин. В настоящее время многие болезни вылечиваются, хотя, к сожалению, пока еще есть неизлечимые болезни.

  1. Человек разумное существо, который изучает оптимальные условия своего существования.

Существует наука гигиена.

  1. Человек разумное существо, который живет не физиологическими потребностями, а напротив, характеризуется тем, что его жизнь имеет чрезвычайно широкий спектр интересов и приложений.

Действительно, интересы человека имеют тысячи и десятки тысяч направлений. Если вспомнить о том, что существуют множество наук и новые науки возникают, то это хороший показатель интересов человека. Виды искусства также характеризуют многообразие интересов человека.

  1. Человек является разумным существом, который изучает законы Природы и использует их в соответствии собственных интересов.
  2. Человек разумное существо, который поставил вопрос о происхождении.

Человек ищет причину происхождения всего. Например, происхождения Вселенной, происхождения галактик, происхождения Солнечной системы, происхождения живого, происхождения самого себя и т. Д.  и т. П.

  1. Человек разумное существо, который выработал понятие смысл жизни и ищет смысл жизни.

Вопрос о смысле жизни специфический философский вопрос.

  1. Человек разумное существо, который изучает весь живой мир на планете.

Поскольку живой мир нашей планеты чрезвычайно многообразен, то о каждом из видов живого мира возникла самостоятельная наука. Например, микробиологи изучают микроорганизмы. Поскольку микроорганизмов, в свою очередь, очень иного разновидностей, то и микробиологи бывают различной ориентации.

  1. Человек разумное существо, который каждую область своих потребностей скрупулезно изучает и доводит до высокого уровня совершенства, стремится каждую область довести до высот искусства.

Например, человеку нужно обуваться. Человек вначале по всей видимости укутывал ноги шкурами убитых животных. Но со временем это искусство развивалось. Человек постепенно создал сотни видов обуви. Появилась прослойка ремесленников, которые занимались только тем, что изготавливали обувь. Их называли сапожниками. Как и любая область человеческой деятельности, эта область бурно развиваются. Среди изготовителей обуви были большие мастера. Теперь появились обувщики-модельеры. Нередко появляются новые виды обуви, а некоторые виды исчезают. Например, кеды уже не делают, но зато появились кроссовки. И сказанное относится ко всем видам человеческой деятельности.

Например, у человека растут волосы и их нужно стричь. Вначале были цирюльники, которые стригли мужчин. Со временем появились десятки видов стрижек, так, например, «молодежная», «полубокс» и т. Д. Появились и множество видов женских причесок.

Но наиболее убедительно стремление человека изучать все и желание достичь совершенства, на взгляд автора, проявляется на следующем примере. Когда-то корабли были парусные, и матросам приходилось соединять веревки, привязывать веревки к каким-либо предметам, то есть завязывать узлы. Впрочем, соединять веревки и привязывать веревки к каким-либо предметам приходится и сейчас.

Завязать узел. Кажется, в этой области нового не откроешь. Но сотни людей десятками лет изучали это дело. В результате появились много видов морских узлов. Например, из морских узлов можно назвать мокрый полуштык, ведерный узел, калифорнийский узел, узлы быстро развязывающиеся, узлы затягивающиеся и т. Д. и т. П. .

То же самое относится к приготовлению пищи. Человечество выработало тысячи видов различных блюд. Например, салаты из огурцов. Известны десятки видов салатов из огурцов. Из картошки, риса, муки и т. Д. делают сотни и тысячи блюд.

 

 

                    ЗУБАИРОВ ЮНУС ФАРИТОВИЧ

 

 

Опубликовано на Порталусе 30 июля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама