ВОСЕМЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ НАУЧНОГО ПОИСКА

Дата публикации: 03 октября 2022
Автор(ы): Михаил ГЛУБОКОВСКИЙ
Источник: (c) Наука в России, № 5, 31 октября 2013 Страницы 52-59

Михаил ГЛУБОКОВСКИЙ, (c)

Доктор биологических наук Михаил ГЛУБОКОВСКИЙ, директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (Москва)

В октябре 2013 г. исполняется 80 лет со дня основания Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) - головного в этой важной для нашей страны отрасли. За успехи в развитии рыбохозяйственной науки и внедрение прогрессивных способов добычи и обработки рыбы он был награжден в 1983 г. орденом Трудового Красного Знамени.

В положении, утвержденном наркомом снабжения СССР Анастасом Микояном в 1933 г., на новое учреждение возлагалось "всестороннее исследование морских водоемов, их естественных производительных и сырьевых ресурсов (рыба, беспозвоночные, морские водоросли) для их развития, использования, а также установления форм и методов их эксплуатации".

Для выполнения поставленных задач создавались лаборатории физики и химии моря, геологии моря, биологии моря, ихтиологии морского зверя, воспроизводства сырьевых ресурсов, техники добычи и разведки, экономики. На правах подразделений во ВЫ И РО вошли институты морского рыбного хозяйства и океанографии в Мурманске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Керчи, на Сахалине, научные станции в Ростове-на-Дону, Одессе, Батуми, Астрахани, Баку, Гурьеве, Махачкале, Тобольске и ряде других городов, Мурманская научная метеорологическая обсерватория, а в 1935 г. к нему присоединили Всесоюзный НИИ рыбной промышленности.

С момента образования в нашем институте работали многие видные ученые. В их числе зоолог и гидробиолог академик АН СССР Сергей Зернов, ихтиолог и гидробиолог академик Азербайджанской АН Александр Державин, океанологи доктора географических наук Анатолий Елизаров и Николай Зубов, гидробиолог доктор биологических наук Борис Мантейфель (в 1950 - 1960 гг. он возглавлял секцию подводных исследований Океанографической комиссии АН СССР), ихтиолог доктор биологических наук Юлий Марти - исследователь биологии морских и пресноводных рыб бассейнов Атлантического и Тихого океанов, гидробиолог профессор Иван Месяцев - один из основоположников отечественной океанологии, в 1921 г. ставший организатором Плавучего морского научного института, первого предшественника ВНИРО, зоолог и ихтиолог Петр Шмидт - он внес большой вклад в изучение ихтиофауны северной части Тихого океана и дальневосточных морей России, с 1930 по 1949 г. был ученым секретарем Тихоокеанского комитета АН СССР. Можно отметить и основоположника отечественной морской рыбохозяйственной гидробиологии Александра Шорыгина, инициатора ряда крупных научных проектов (наиболее известный из них впоследствии привел к акклиматизации многощетинкового червя, или полихеты Nereis и двустворчатого моллюска Abra в Каспийском море, что обеспечило увеличение запаса осетровых рыб вдвое).

Если до Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. специалисты ВНИРО и его филиалов изучали сырьевые ресурсы и среду обитания наших внутренних и окраинных морей, разрабатывали методические основы их рационального использования и новую технику для промысла и обработки, то в послевоенные годы в круг задач вошли еще и комплексное исследование биологических ресурсов для океанического рыболовства, искусственное воспроизводство ценных объектов промысла, марикультура, технологии переработки рыбного сырья.

Начало активному океаническому промыслу в нашей стране было положено в середине 1950-х годов освоением ресурсов Норвежского, Северного и Берингова морей, Северной Атлантики, залива Аляска в Тихом океане. В 1958 - 1964 гг. по инициативе и под руководством заместителя директора ВНИРО доктора биологических наук Петра Моисеева специалисты ВНИРО совместно с учеными Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) организовали и провели комплексную Беринговоморскую научно-промысловую экспедицию в заливе Аляска и Беринговом море. Были открыты и рекомендованы промысловому флоту новые объекты и районы промысла, отработан комплексный подход к их поиску в Мировом океане.

Пионерский опыт, наряду с приобретенным в других экспедициях, способствовал тому, что в 1960 - 1980-е годы наша страна наряду с Японией и США входила в тройку наиболее развитых по рыболовству государств. Уловы СССР составляли: в 1960 г. - 3,0 млн. т, спустя десятилетие - 7,3 млн. т, в 1980 г. - 9,7 млн. т, в 1989 г. - 11,4 млн. т, в 1990 г. - 7,9 млн. т гидробионтов.

В тот же период многие периферийные подразделения нашего института были реорганизованы в самостоятельные организации, работавшие сначала в системе Минрыбпрома СССР, а затем - Минрыбхоза СССР, но методическое руководство ими возлагалось на ВНИРО. Активная экспедиционная деятельность совместно с бассейновыми институтами и поисковым флотом в открытой части Мирового океана сопровождалась подготовкой рекомендаций по освоению водных ресурсов, технологиям их добычи и переработки. Следует подчеркнуть, что средне - и долгосрочные прогнозы состояния морских, а также пресноводных экосистем и связанных с ними биоресурсов - приоритетное направление рыбохозяйст-венной науки. И специалисты ВНИРО внесли весомый вклад в его становление и развитие.

Выдающиеся биологические открытия конца XX в. в Мировом океане - "ставридовый пояс" в южной части Тихого океана и "анчоусовый" вдоль южной полярной фронтальной зоны - связаны с работами отечественных ученых в рамках единых отраслевых и комплексных целевых программ. Гигантские по своим масштабам учетные съемки* "ставридового пояса" выполнялись по единому плану силами нескольких институтов, при этом из одновременно задействованных пяти-шести судов головным было судно ВНИРО.

В морских экспедициях наши специалисты собрали уникальный материал, и не случайно многие ихтиологические музеи мира хранят в своих коллекциях его замечательные образцы.

Сегодня хорошо известны фундаментальные работы ученых ВНИРО по систематике, ихтиогеографии, экологии рыб Мирового океана, по рыбам и беспозвоночным морей Арктики и Дальнего Востока. Неоспорим приоритет наших сотрудников в изучении воспроизводства рыб, ихтиопланктона, его видового состава, эколого-географической изменчивости, приспособительных особенностей, выживания и гибели икринок и личинок промысловых рыб.

Наряду с экспедициями в Мировой океан продолжалось совместно с бассейновыми НИИ изучение биологических ресурсов морей СССР (Балтийская экспедиция 1948 - 1949 гг., Черноморская 1948 - 1950 гг., Беринговоморская 1958 - 1964 гг. и др.), особенно южных, в связи с планировавшимся гидростроительством на впадающих в них реках, акклиматизацией гидробионтов и меняющейся в связи с этим продуктивностью водоемов. Эти фундаментальные исследования стали классическими - их высоко оценили в нашей стране и за рубежом - и не утратили актуальности по сей день.

В научном багаже ВНИРО более 50 фундаментальных и около 100 стратегических достижений. В числе первых: работы по систематике рыб открытого океана и вод Антарктики, ихтиогеографии, экологии основных промысловых объектов, трофическим взаимоотношениям во все периоды жизненного цикла промысловых рыб, крабов и криля, создание научных основ изучения ихтиопланктона. Сюда же можно отнести

* Учетные морские съемки выполняют с использованием исследовательской аппаратуры для определения плотности рыбных скоплений, рассчитывая при этом численность и биомассу рыб по возрастам и оценивая океанографические характеристики района (прим. ред.).

оценки потенциала Мирового океана по биогидрохимическим основам формирования биологической продуктивности, оценки океанов и отдельных промысловых районов по их рыбопродуктивности, освоение биоресурсов упоминавшихся "ставридового" и "анчоусового" поясов, а также "крилевого" в Антарктике. Ученым института удалось проследить динамику численности популяций массовых океанических рыб и ее зависимости от изменений климата в интервалах 20 и 60 лет.

В числе наших стратегических достижений - исследования биологических ресурсов морей России и Мирового океана с позиций интересов отечественного рыболовства. Они охватывают весь спектр прикладных научно-промысловых работ: создание эхолота "НЭЛ-5Р" и обеспечение им в 1955 г. добывающего флота, разработку рыбопоискового комплекса "Сарган-К", траловых зондов, технических средств для изучения среды обитания промысловых объектов, поиск методов сохранения и рационального использования биоресурсов. Комплексное совместно с ТИНРО изучение биоресурсов Берингова моря и залива Аляска в 1958 - 1965 гг. помогло добыть в 1960 - 1970-е годы несколько миллионов тонн морского окуня, палтуса, камбалы, креветок, сельди и др. (минтая, например, в 1972 г. было выловлено 1,8 млн. т). Совместные с Атлантическим, Азово-Черноморским и Тихоокеанским институтами рыбного хозяйства и океанографии исследования биоресурсов вод Антарктики (1964 - 1990 гг.) позволили довести освоение криля до 500 тыс. т, а миктофид (анчоусов) до 100 тыс. т. Нашими специалистами созданы современные технологии искусственного воспроизводства осетровых и лососевых рыб, ракообразных. Предложены также безотходные технологии переработки водных биоресурсов для получения пищевой, медицинской, косметической и кормовой продукции. Разработан способ пастеризации икры осетровых и частиковых рыб без антисептиков, благодаря чему этот продукт хранится дольше и с лучшим качеством.

Хочу отметить такое важное достижение: ученым ВНИРО в содружестве с коллективами бассейновых НИИ в последние 5 лет удалось существенно расширить сырьевую базу отечественного рыболовства и усовершенствовать регулирование промысла, что увеличило общий объем вылова на 1 млн. т (в 2011 г. он составил в России 4,39 млн. т) - самый высокий уровень за последние 11 лет.

Чтобы биоресурсы не истощались до опасной черты, нужны численные критерии того, какие объемы ихтиофауны можно добывать без ущерба для конкретного водоема. На основе исследований была создана отраслевая система оценки состояния запасов, а также определения объемов общих допустимых уловов биоресурсов Мирового океана, разработаны научные основы и технологии увеличения рыбопродуктивности как отдельных морей (Азовское, Каспийское), так и крупных регионов океана.

Биологические катастрофы в морях России (эвтрофирование*, а также вселение гребневика - свободноплавающего беспозвоночного в Азово-Черноморский бассейн, Каспийское море), вызванные зарегулированием стока рек и его загрязнением, заставили ВНИРО совместно с бассейновыми институтами, учреждениями РАН, а также Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом заняться проблемой изменчивости морских экосистем. Мезомасштабные комплексные съемки Каспийского, Черного, Белого, Берингова и Охотского морей, Арктики и Антарктики в 1989 - 2012 гг. на современном уровне техники наблюдений помогли оценить влияние их физических и гидрохимических параметров на био - и рыбопродуктивность.

Для слежения за работой судов была создана и введена в действие система спутникового мониторинга за операциями в море и сбора промысловой статистики. На основе данных, полученных с орбиты, составляются карты температуры воды. Благодаря современным информационным технологиям и математическому моделированию оцениваются запасы, определяются общие допустимые уловы.

* Эвтрофирование - ухудшение качества воды, нарушение кислородного режима, исчезновение ценных пород рыб, ухудшение условий рекреации, судоходства под влиянием антропогенных факторов (прим. ред.).

В спектре гидробиологических работ ВНИРО важную роль играет изучение прибрежной зоны морей России, где сосредоточены огромные запасы биологических ресурсов: десятки миллионов тонн водорослей и морских трав, сотни тысяч тонн иглокожих, моллюсков и прочих беспозвоночных, значительные количества оседлых и мигрирующих рыб. Кроме того, на границе суши и моря проходят важные этапы воспроизводственного цикла множества ценных объектов промысла, формируются основы продукционного потенциала экосистем открытого моря.

В 1990-х годах в институте сформировался комплексный подход к изучению прибрежных экосистем для поиска механизмов, обеспечивающих их стабильность. На этой основе разрабатываются биологически обоснованные меры регулирования промысла, рассчитываются допустимые нагрузки на отдельные единицы запаса*, прогнозируется пополнение отдельных генераций.

В связи с новыми политическими реалиями в районах совместных с другими странами (например, Балтийское, Каспийское моря) и конвенционных (указанных в письменных международных соглашениях) запасов необычайно остро встал вопрос об их популяционном составе. Столь же злободневен он для оценки динамики численности тихоокеанских лососей, минтая, трески и других биоресурсов, для чего нужны всесторонние исследования на генетическом уровне, а также иные методы разграничения рыб из разных популяций.

Сырьевые исследования невозможно представить без изучения окружающей среды. Специалисты нашего института установили долгопериодные зависимости запасов минтая, лососей, трески - ключевых видов отечественного рыболовства - от крупномасштабных климатических индексов (они отражают развитие аномалий циркуляции в атмосфере) Тихого и Атлантического океанов. Так, термический режим и пространственно-временные изменения в состоянии североатлантических колебаний** заметно влияют на воспроизводство трески, пикши, мойвы и атланто-скандинавской сельди в регионе Норвежского и Баренцева морей. Например, появление урожайных поколений трески зависит от благоприятных ветровых условий в районах нереста и развития личинок и молоди - такие чаще всего складываются в годы с малоградиентным барическим полем в Баренцевом море в конце зимнего - начале весеннего сезонов. Кроме того, сильные годовые классы (появившиеся на свет в данном году) этих рыб чаще формируются в периоды с повышенной соленостью и температурой поступающих в море промежуточных атлантических вод при тенденции к снижению индекса североатлантических колебаний.

Интенсивное освоение месторождений нефти и газа на шельфе морей России обостряет еще одну проблему - охраны вод и биоресурсов от загрязнения, что требует усиления эколого-токсикологических исследований и всестороннего контроля, включая спутниковый геомониторинг. Разработка этих технологий - еще одна важнейшая задача нашей науки на ближайшие годы. Специалистами института на основе применения ГИС*** - технологий установлены основные закономерности распределения абиотических и биотических показателей (включая загрязняющие вещества) в морских экосистемах, а также действия токсикантов на воспроизводство водных биоресурсов. Так, для Баренцева и Белого морей

* Единица запаса - пространственно обособленная часть общего запаса данного вида рыб в водоеме, имеющая самостоятельное значение как объект промысла (прим. ред.).

** Североатлантические колебания - периодические изменения атмосферного давления, вызванные влиянием постоянно "пульсирующих" Азорского антициклона и Исландского минимума (циклона). Эти изменения оказывают влияние на силу возникающих над северной Атлантикой ветров, которые и формируют погоду в северной Европе (прим. ред.).

*** ГИС - географическая информационная система (прим. ред.).

выявлены участки экологической уязвимости их акваторий. Такие же показаны при картографировании северо-западного участка Черного моря, где в настоящее время предполагается разработка нефтяных углеводородов. В этих зонах хозяйственные работы должны быть ограничены или запрещены.

Научное обеспечение развития искусственного воспроизводства водных биоресурсов и товарной аквакультуры - традиционно важное направление работ коллектива ВНИРО. Нашими специалистами разработаны основы акклиматизации и аквакультуры осетровых, лососевых и частиковых рыб, ракообразных и морских моллюсков. Предложенные ими технологии выращивания внедрены на соответствующих предприятиях в России и за рубежом (в Испании, Норвегии, Южной Корее).

Еще одно направление поиска - создание в лабораториях института новых продуктов пищевого, лечебно-профилактического, медицинского назначения, биологически активных добавок, а также кормовой и технической продукции из водных биоресурсов. Например, разработана технология производства биологически активной добавки к пище из мяса мидий - "МИГИ-К ЛП" (мидийный гидролизат), обладающей уникальным, оптимально сбалансированным комплексом компонентов (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, макро - и микроэлементы), необходимых для организма человека. Безопасность и эффективность ее применения подтверждена многочисленными клиническими испытаниями. Или другой пример: разработана технология консервированных салатов из морской капусты для включения в рацион дополнительного питания экипажей космических кораблей и орбитальных станций.

Рациональное использование биологических ресурсов океанов и морей невозможно без широкого сотрудничества с другими странами, поэтому ВНИРО активно участвует в работе двенадцати международных организаций по рыболовству. Основная задача в этой области на ближайшее будущее - расширение исследований за пределами исключительной экономической зоны России. Они будут способствовать выполнению двух важнейших государственных задач: обеспечению продовольственной безопасности и защите геополитических интересов нашей страны в Мировом океане.

ВНИРО с сентября 1998 г. выполняет функции научного органа СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) в Российской Федерации в отношении осетровых видов рыб. Наши специалисты проводят экспертизу предложений, готовят рекомендации, являющиеся обязательным документом для получения разрешений на экспорт или импорт осетровых и продукции из них, включая икру.

Объекты интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.) - одна из составляющих уставного капитала института. Мы полумили правовую охрану ключевых, основополагающих изобретений по добыче и промышленному рыболовству, в области аквакультуры и рыбоводства, технологии переработки водных биологических ресурсов (на сегодня институт имеет 224 авторских свидетельства и 132 патента на изобретения).

При стремительном развитии техники и технологии в настоящее время все большая роль отводится патентной информации, именно она подает первый сигнал об инновации, а правильная стратегия в этой области служит эффективным инструментом в арсенале специалистов института. Соответствующая патентно-лицензионная работа помогает превратить идеи в объекты интеллектуальной собственности, обеспечить их конкурентоспособность и всестороннюю защиту.

Большое внимание ВНИРО уделяет подготовке высококвалифицированных научных кадров, в том числе зарубежных. С момента открытия здесь в 1935 г. аспирантуры ее закончили свыше тысячи человек, подавляющее большинство из них защитили диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по разным рыбохозяйственным специальностям. Важно и то, что аспирантура ВНИРО - самая крупная в системе образования Федерального агентства по рыболовству. Высокая квалификация научных руководителей, база, оснащенная современным оборудованием, вычислительной техникой, богатая научная библиотека позволяют вести подготовку специалистов на самом высоком профессиональном уровне.

С 1973 г. ВНИРО принимает участие в издании реферативного журнала Организации Объединенных Наций " АСФА" по вопросам водных наук и рыбного хозяйства и является в настоящее время его национальным партнером. Это способствует оперативному ознакомлению отечественных специалистов с достижениями мировой науки и техники в области рыбного хозяйства и водных проблем, содействует пропаганде отечественных достижений за рубежом.

Впрочем, мы ведем и другую издательскую работу. За прошедшие 80 лет вышли в свет свыше 800 научных изданий, втом числе монографии, справочники, методические пособия и т.п. Отметим и то, что научно-техническая библиотека института - крупнейшая в рыбной отрасли. Она имеет фонд редких книг в области морской биологии, аналогов которому в России нет. Он включает уникальные издания, выпущенные с 1694 по 1917 г. Начата работа по преобразованию фонда в Музей редкой книги.

Гости института всегда с интересом осматривают музейно-выставочную экспозицию. В музее "Мир морских глубин" они могут увидеть коллекции кораллов и тропических моллюсков, промысловых рыб и млекопитающих, модели исследовательских и рыболовных судов, водолазное снаряжение, в котором погружались под воду первые исследователи моря, уникальный фотоматериал по истории первых экспедиций на судах "Малыгин" и "Персей"; в аквариальном комплксе могут познакомиться с технологиями выращивания объектов аквакультуры.

В заключение отмечу: от успехов ВНИРО и других научных организаций Росрыболовства зависит, удастся ли России сохранить свои позиции среди других держав в области рыбохозяйственных исследований, научно обоснованного управления промыслом водных биологических ресурсов, их безотходной переработки и обеспечения высокого качества рыбной продукции.

Опубликовано на Порталусе 03 октября 2022 года