Главная → ВОПРОСЫ НАУКИ → ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ РАЕВСКИЙ (1941-2004)
Дата публикации: 14 июня 2024
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ВОПРОСЫ НАУКИ →
Номер публикации: №1718392176
13 марта 2004 г. скончался Дмитрий Сергеевич Раевский, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, член редколлегий журналов "Вестник древней истории" и "Вестник Евразии". Он работал в институте с 1972 г., в 1995 - 1997 гг. был заведующим отделом истории и культуры древнего Востока. Им было опубликовано около 150 работ. Фундаментальные монографии Д. С. Раевского "Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии" (М., 1977) и "Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тыс. до н.э." (М., 1985) составили настоящую эпоху в исследовании степных народов железного века Евразии. Примечательно, что в Болгарии его книга "Митология на скитите" (София, 1988) вышла невиданным для научной публикации тиражом в 20 тыс. экземпляров.
Д. С. Раевский родился 2 апреля 1941 г. в Москве. Его интерес к древности сформировался очень рано, и не случайно в 1958 г. он стал сотрудником Государственного Исторического музея, работая в котором он окончил исторический факультет МГУ по кафедре археологии, а затем там же аспирантуру. В 1971 г. им была защищена кандидатская диссертация "Этнический и социальный состав населения Неаполя Скифского (по материалам некрополя)". С тех пор и до конца своего последнего рабочего дня 7 марта 2004 г. кругом интересов Д. С. Раевского была реконструкция образа мира скифов и родственных им ираноязычных народов, а также множество связанных с этой тематикой проблем - история скифов и их взаимоотношения с греками; пути формирования скифского искусства, в особенности звериного стиля и сложения в этом искусстве антропоморфных образов; соотношение стиля искусства и социальных структур; способы интерпретации визуальных текстов народов, не имевших письменности; специфика создания и функционирования текстов культур традиционного типа; археология и семиотика. В 1988 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Социальные и культурные концепции древних иранцев по материалам Скифии".
Нам, коллегам Д. С. Раевского, хотелось бы вспомнить научную ситуацию в России 1960-х годов, когда вышли в свет его первые работы. С этого времени пресс марксистской схоластики в области гуманитарных наук несколько ослаб, точнее, перестал быть всеобъемлющим. "Свя-
стр. 211
щенные коровы" исторического материализма оставались незыблемыми, но на поле исследований были допущены в качестве вспомогательных, ранее отверженных как "буржуазные", методы семиотические, структуралистские и некоторые др. Появилась возможность не только обсуждать их, но и следовать их принципам. В области лингвистики, литературоведения, религиоведения, мифологических штудий произошло нечто вроде "прорыва в космос". Но все это движение первоначально мало задело археологическую науку, где упор традиционно делался на статистико-комбинаторные методы. Д. С. Раевского, наследника сложившейся традиции связывать скифские древности со свидетельствами античных текстов, увлекла идея реконструировать узловые моменты скифской культуры на новом витке развития науки.
Участие в раскопках скифских памятников Крыма, прекрасная подготовка на кафедре археологии исторического факультета МГУ позволили Д. С. Раевскому окунуться в загадочный мир скифского искусства с его знаменитым "звериным стилем" и, казалось бы, чужеродными антропоморфными образами, явно восходящими к греческой традиции. К тому времени концепция М. И. Ростовцева об "иранстве" скифов получила развитие лишь в лингвистическом аспекте (В. И. Абаев, Л. Згуста, Я. Харматта). Уже в первых своих исследовательских статьях Д. С. Раевский широко прибегает к авестийским параллелям для расшифровки некоторых сюжетов скифского искусства; позже он использует для скифо-иранских сопоставлений осетинский эпос "Нарты", "Шахнамэ" Фирдоуси, а также фольклор ираноязычных народов.
Основываясь на богатейшем материале старых и новых раскопок, творчески используя методы, предложенные структуралистами и семиотиками, Д. С. Раевский впервые в науке предложил опыт описания и истолкования идеологии скифо-сакских племен как единой, хотя и очень сложной и динамичной, системы. В результате памятники скифского изобразительного искусства предстали как элементы единого текста. Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление.
В 1972 г. по инициативе директора Института востоковедения АН СССР Б. Г. Гафурова был создан отдел Советского Востока, включавший сектор археологии, возглавляемый Б. А. Литвинским. Вскоре сектор стал центром притяжения для многих исследователей археологических памятников и традиционной культуры Востока.
В группе исследователей сектора Б. А. Литвинского особую роль играл Д. С. Раевский. Много творческих сил вложил он в издание сектором сборников статей (всего их вышло десять). Мы - коллеги Дмитрия Сергеевича, с ностальгией вспоминаем 1970 - 1980-е гг., когда мы были молоды, задиристы, готовы были принять в свой круг любого человека, стремившегося внести что-то свое в науку.
Д. С. Раевский был диалогическим человеком. В своем научном творчестве он ощущал потребность в общении с "другим". Немало его работ было написано в соавторстве. Он был удивительным соавтором и редактором, дотошным, чутким, кропотливым. В этом проявлялась одна из черт его натуры - чувствовать чужую мысль, может быть, еще не вполне сформировавшуюся, довести до завершенности ту идею, которая жила, быть может, пока лишь в подсознании автора. Совместная работа с ним была всегда плодотворна, радостна, хотя не всегда легка, как всякая настоящая творческая работа.
Д. С. Раевский был одним из самых ярких отечественных скифологов второй половины XX в. Наряду с анализом скифской идеологии и культуры, он разрабатывал и другие аспекты скифологии. В ряду этих работ особое значение имеет совместный с М. Н. Погребовой труд, посвященный одной из "вечных тем" скифологии - проблеме происхождения и ранней истории скифов (Ранние скифы и Древний Восток. М., 1992).
Несмотря на тяжкую болезнь, превозмогая физические страдания, Дмитрий Сергеевич интенсивно работал, писал статьи, рецензии, работал с аспирантами, участвовал в работе редколлегий "Вестника древней истории" и "Вестника Евразии". Это был поистине выдающийся ученый и неутомимый труженик.
Для Дмитрия Сергеевича занятия наукой не связывались с поисками высоких званий; он не считал также, что, как иногда говорят и у нас, и за рубежом, что удовлетворяет собственное любопытство за государственный счет. Наука для него была служением, и истинным страданием были для него часы или дни вынужденного отрыва от работы.
Настоящий российский интеллигент, он предъявлял к себе высокие, с точки зрения многих, знавших его, завышенные требования. Он был таким, и за все это его уважали и любили. Теперь, когда его нет с нами, утешением может служить не только сознание, что его идеи будут
стр. 212
разрабатываться многочисленными коллегами и учениками, но и то, что уже при жизни он смог увидеть, какой резонанс эти идеи имеют в науке. Наверное, немногим гуманитариям в нашей стране, работы которых были новаторскими, случилось такое пережить.
ОТДЕЛ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН
КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ, УЧЕНИКИ
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ДМИТРИЯ СЕРГЕЕВИЧА РАЕВСКОГО
О местонахождении древнего Евпатория // Вестн. древней истории. 1968. N 3. С. 127 - 133.
Скифский мифологический сюжет в искусстве и идеологии царства Атея // Сов. археология. 1970. N 3. С. 90 - 101.
Скифы и сарматы в Неаполе (по материалам некрополя) // Проблемы скифской археологии. Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 177. М., 1971. С. 60 - 67.
Позднескифская семья по археологическим данным // Сов. этнография. 1971. N 2. С. 60 - 67.
Скифо-авестийские мифологические параллели и некоторые сюжеты скифского искусства // Искусство и археология Ирана. М., 1971. С. 268 - 285.
К истории греко-скифских отношений (II в. до н.э. - II в. н.э.) // Вестн. древней истории. 1973. N 2. С. 110 - 120.
Неаполь или Палакий? // Вестн. древней истории. 1976. N 1. С. 102 - 107.
Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: ГРВЛ изд. "Наука". М., 1977. 215 с.
К вопросу об обосновании царской власти в Парфии ("Парфянский лучник" и его семантика) // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М., 1977. С. 81 - 86.
"Скифское" и "греческое" в сюжетных изображениях на скифских древностях (К проблеме антропоморфизации скифского пантеона) // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. М., 1978. С. 63 - 71.
Из области скифской космологии (Опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) // Вестн. древней истории. 1978. N 3. С. 115 - 134.
Об интерпретации памятников скифского искусства // Народы Азии и Африки. 1979. N 1.С. 70 - 82.
Скифский рассказ Геродота: фольклорные элементы и историческая информативность // Народы Азии и Африки. 1979. N 6. С. 68 - 78 (совм. с Л. А. Лелековым).
Эллинские боги в Скифии? (К семантической характеристике греко-скифского искусства) // Вестн. древней истории. 1980. N 1. С. 49 - 71.
Некоторые аспекты состояния скифской проблемы // Народы Азии и Африки. 1980. N 5. С. 102 - 117 (совм. с И. В. Яценко).
Куль-обские лучники // Сов. археология. 1981. N 3. С. 44 - 51.
Рец.: Шер А. Я. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: ГРВЛ изд. "Наука", 1980 // Народы Азии и Африки. 1981. N 4. С. 230 - 236 (совм. с Е. В. Антоновой).
Рец.: Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: ГРВЛ изд. "Наука". 1980 // Народы Азии и Африки. 1981. N 6. С. 203 - 209.
Еще раз о назначении скифских наверший // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье (история и культура). М., 1981. С. 42 - 52 (совм. с Е. В. Переводчиковой).
О трактовке изображений на серебряных сосудах из Майкопского кургана // Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье. М., 1981. С. 10 - 11 (совм. с Е. В. Антоновой).
Скифо-сарматская мифология // Мифы народов мира. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия. С. 445 - 450.
Антропоморфные и зооморфные мотивы в репертуаре раннескифского искусства (к анализу предпосылок скифского звериного стиля) // Археологический сборник Вып. 23. Гос. Эрмитаж. Л., 1983. С. 8 - 15.
Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 40 - 60.
стр. 213
О генезисе повествовательной мифологии как средства моделирования мира // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 63 - 69.
Об ираноязычном и "индоарийском" населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М., 1984. С. 47 - 66 (совм. с Э. А. Грантовским).
"Богатство" древних захоронений (К вопросу о роли идеологического фактора в формировании облика погребального комплекса) // Фридрих Энгельс и проблемы истории древних обществ. Киев, 1984. С. 153 - 169 (совм. с Е. В. Антоновой).
Рец.: Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Изд. 2-е., испр. и дополн. М.: Мысль. 1983 // Народы Азии и Африки. 1984. N 5. С. 166 - 171.
Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тыс. до н.э. М.: ГРВЛ изд-во "Наука". 1985. 255 с.
К характеристике основных тенденций в истории скифского искусства // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 27 - 35.
К ранней истории саков Восточного Туркестана // Народы Азии и Африки. 1985. N 5. С. 65 - 74 (совм. с Б. А. Литвинским и М. Н. Погребовой).
К изучению истории и культуры скифов // Вестн. АН СССР. 1985. N 10. С. 93 - 105.
Традиционная культура: содержание понятия и этапы эволюции // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987. С. 53 - 62 (совм. с Е. В. Антоновой и Л. А. Чвырь).
Sarmatian Religion // The Encyclopaedia of Religion. N. -Y. -L.: Macmillan Publishing Company. 1987. V. 13. P. 72 - 74. Ibid.: Scythian Religion. P. 145 - 147.
Митология на скитите. София: Български художник. 1988. 300 с.
Ранний железный век // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории. М., 1988. С. 156 - 189 (совм. с М. Н. Погребовой).
Scythians and their Culture // Ancient Civilizations of East and West. M., 1988. P. 102 - 112.
К вопросу об отложившихся скифах (Herod. IV, 22) // Вестн. древней истории. 1989. N 1.С. 102 - 112.
О знаковой сущности вещественных памятников и о способах ее интерпретации // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991. С. 207 - 232 (совм. с Е. В. Антоновой).
Ранние скифы и древний Восток. К истории становления скифской культуры. М.: ГРВЛ изд-во "Наука". 1992. 260 с. (совм. с М. Н. Погребовой).
Четырехугольная Скифия (К анализу природы и судеб образа) // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 41 - 47.
Scythian Mythology. Sofia, Seor Publishers. 1993. 141 p.
О логике построения раннескифской хронологии // Рос. археология. 1993. N 2. С. 79 - 84.
Amnerkungen zu Kapitel V: Staat, Religion und Kultur der Skyten und der Sarmaten // Rostovzew M. Skyten und der Bosporus. Bd. II. Wied-erentdeckte Kapitel und Verwandtes (Historia Einzelschriften. 83). Stuttgart, 1993. S. 49 - 69.
Ранние скифы в свете письменной традиции и археологических данных // Вестн. древней истории. 1993. N 4. С. 110 - 118 (совм. с М. Н. Погребовой).
Reconstruction of Scythian Mythology as a Key to a Sistematic Undersanding of Scythian Culture // 6 Congresso Hispano-Ruso de Historia. Madrid: Fundacion Cultural Banesto. 1994. P. 235 - 243.
Ранние скифы: среда обитания и хозяйственно-культурный тип // Вестн. древней истории. 1995. N 4. С. 87 - 96.
Закавказские бронзовые пояса с изображениями. М.: Вост. литература. 1997. 152 с. (совм. с М. Н. Погребовой).
Киммерийцы в Передней Азии (по поводу монографии: A.I. Ivantchik. Les Cimmerienns au Proche-Orient. Friburg, Suisse, Gottingen. 1993. Русское издание: А. И. Иванчик. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. М., 1996) // Вестн. древней истории. 1997. N 4. С. 69 - 85 (совм. с Э. А. Грантовским и М. Н. Погребовой).
Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа "Языки русской культуры". 1998. 384 с. (совм. с В. Я. Петрухиным). Второе изд. - 2004 г.
Памятники греческой мифологической иконографии в культуре варварских обществ // Pulpudeva. Semaines Phillippopolitaines de l'histoire et de culture thrace. 6-suppelementum. Plovdiv 10 - 12 octobre 1986. Sofia, 1998. P. 54 - 64.
стр. 214
Киммерийская проблема (по поводу книги: А. Ю. Алексеев, Н. К. Качалова, СР. Тохта-сьев. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. Публикации Информационно-исследовательского института "Ермаков". Малая сер. Вып. 1. СПб., 1993) // Вестн. древней истории. 1998. N 3. С. 69 - 87 (совм. с М. Н. Погребовой и И. В. Яценко).
Пространство взаимосвязей (Памятники греческой иконографии в культуре варварских обществ) // Миф. 5. Културното пространство. 1. София, 1999. С. 63 - 80.
К культурно-исторической интерпретации памятников звериного стиля из Жаботинского кургана N 2 // Евразийские древности. 100 лет Б. Н. Гракову: архивные материалы, публикации, статьи. М., 1999. С. 260 - 274 (совм. с М. Н. Погребовой).
"Уйгаракский аргумент" в контексте дискуссии о происхождении звериного стиля скифской эпохи // Рос. археология. 2001. N 4. С. 45 - 52 (совм. с М. Н. Погребовой).
Скифский звериный стиль: поэтика и прагматика // Древние цивилизации Евразии. История и культура. М., 2001. С. 364 - 382.
О некоторых аспектах толкования звериного стиля скифской эпохи // Изследования в чест на проф. Иван Маразов. София, 2002. С. 359 - 364.
Об игровом начале в скифском зверином стиле // Первобытная археология. Сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения Я. А. Шера. Новосибирск, 2002. С. 178 - 181.
Scythica sub specie iranicorum (Скифская тематика в трудах Э. А. Грантовского) // Вестн. древней истории. 2002. N 4. С. 213 - 226 (совм. с СВ. Кул ланд ой).
Археология и семиотка // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 1. Донецк. 2002. С. 11 - 23 (совм. с Е. В. Антоновой).
Скифия (раздел главы "Степная и лесостепная Евразия в I тыс. до н.э.") // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. 1. Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 77 - 92.
Эминак в ряду владык Скифии // Вестн. древней истории. 2004. N 1. С. 79 - 95 (совм. с С. В. Кулландой).
Опубликовано на Порталусе 14 июня 2024 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK