Рейтинг
Порталус

НАСЛЕДИЕ. г. Октябрьску - 45 лет! ВОЗРАСТ ЗРЕЛОСТИ

Дата публикации: 21 февраля 2012
Автор(ы): Владимир ТИТКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1329820010


Владимир ТИТКОВ, (c)

Октябрьск - город (с 1956 г.) в Самарской области. Пристань на Волге (Саратовское водохранилище). Железнодорожная станция (перевозка грузов, деревообработка).

Население - более 30 тыс. человек. Средний возраст жителей - 41 год.

Истоки поселения относятся к концу XVII века, когда на развалинах дневного укрепленного обиталища возникла слобода Городище (позже с. Костычи).

Город обладает уникальными историческими железнодорожными объектами: железнодорожный мост - памятник инженерно-строительного искусства, железнодорожные вокзалы, тоннель для обводной железнодорожной дороги, экспонаты и документы фонда музея.

696 русских строителей

Первая железная дорога с первой тягой была сделана на Руси отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Через три года между Петербургом и Царским Селом была построена настоящая железная дорога протяженностью 27 км. В 1876 году в России она составила более 20 тыс. километров. "Железка" пролегла не только по правую сторону Волги, но и уходила дальше на восток: к Уфе, Оренбургу.

Нехватка железных дорог, говорят, стала одной из причин поражения России в Крымской войне 1853 - 1856 гг. Надо было соединить Запад с Востоком! И соединить именно в районе Сызрани.

Проектировал самый длинный в Европе мост через Волгу Николай Апполонович Белелюбский, 30-летний, но уже маститый мостостроитель.

Инженер Михайловский взялся за постройку моста и пригласил инженера Березина главным сотрудником предприятия.

Консультировал строительство моста О. Журавский, которого студенты технических вузов знают по "формуле Журавского". Основанием и опорой занимались Райнер и Кнорр и с ними еще 2,5 тысячи мастеровых, которых в качестве рабочей силы согнали с соседних губерний.

Все опоры сделаны из цельного известняка Жигулевских гор, а ледорезы и передняя часть блоков были уложены на высоту 11,5 метра. На мост потребовалось 50 тыс. кв. метров каменной кладки.

30 июля 1880 года состоялось открытие моста, но официальная дата открытия - 30 августа.

В честь строительства моста была выпущена памятная медаль с изображением Александра II: "В память сооружения Александровского моста через р. Волгу. Начало 1875 г., окончание 1880 г." Мост назван в честь императора Александра II, убитого взрывом бомбы 1 марта 1881 г.

Мост был высотой (в летнее время) до 26 метров, под ним спокойно мог пройти корабль высотой с 8-этажный дом! А вообще от основания опоры максимальная высота моста составила 85 метров.

В 1918 г. белые зашли в Сызрань, потом стали отступать. В октябре 1918-го они взорвали 11-й и 12-й пролеты. На 10-м стояли три вагона со снарядами.

Дело под личный контроль взял В. Ленин, и к началу зимы в Костычи прибыли со всей России 2 тыс. специалистов.

Утром 14 декабря 1918 года забили первую сваю, а требовалось 480!

28 марта 1919 года поезда пошли по мосту, это ускорило окончание войны и завершилось победой большевиков.

До 1941 года мост исправно служил стране, а уже с началом войны его роль возросла неимоверно. Практически вся эвакуация заводов на восток легла на его железные плечи.

Прикрывали мост 802-й истребительный авиаполк (более 10 истребителей МиГ-1, Миг-3), 707-й зенитно-артиллерийский полк из 36 орудий и 9 пулеметов ДШК.

... Летчик Николай Шутов протаранил прорвавшийся к мосту "юнкоре". В 1943 году его наградили орденом Ленина посмертно. Орден и сегодня хранится в городском музее г. Сызрани.

Только в 1942 году немецкие самолеты 54 раза оказывались в зоне действия Куйбышевского дивизиона.

В 1942 году была выброшена разведывательно-диверсионная группа. "Диверсант" Васильченко сдался по приземлении милиции, и его переправили куда надо. Чекистами была задумана и осуществлена радиоигра, и в абвер пошли сведения о движении воинских эшелонов по мосту.

В 1946 - 1947 гг. на базе мостобазы N 6 создается мостопоезд N 451, руководит которым М. Кругль, а главным инженером является И. Колинников. Строительство второго нового пути началось по проекту инженера Жукова, который предложил возводить опоры на ледорезных частях действующего моста.

В августе 1950 года вышло постановление правительства о строительстве Волжской ГЭС, и необходимость второго пути приобрела особую актуальность. Строительство его завершилось в 1951 г.

В 1957 году по мосту проследовал первый электропоезд.

Сегодня, когда через Волгу перекинуты новые современные мосты, Александровский не потерял своего значения и остается одним из самых напряженных участков линии, соединяющей центр России и Урал, Сибирь, Среднюю Азию.

Глава города Самары Петр Алабин на открытии моста заметил: "Сооружится мост через Волгу, и рано или поздно наша дорога явится началом великого пути, которому суждено перейти Уральский хребет, со временем достигнуть Крайнего Востока и быть последним звеном, что опояшет собою весь мир... Да будет мост этот исходной точкой того железного пути, которому суждено будет соединить сеть русских железных дорог с Индией и Китаем..."

Директор городского краеведческого музея Владимир КУЛЬПАНОВ: Прежде думать о Родине!..."

- Владимир Геннадьевич, какова главная идея сегодняшнего мероприятия?

- Создание значимости малой Родины в рамках мирового сообщества. Акция "Мост", или фестиваль (не столь важно, но, я думаю, акция - это ступени, а фестиваль - площадка обозрения, куда стремятся попасть многие) - это только начало. Музей считает себя призванным служить обществу, поэтому он становится активным участником развития духовности сограждан, включаясь в улучшение социокультур - сферы города.

Проект "Мост" - это большая программа, развитие которой начнется с сегодняшней культурной акции с одноименным названием, получившая поддержку института "Открытое общество" (фонд Сороса).

- А подробнее можно о задачах!

- Выделю главное: развивать и укреплять внутри города горизонтальные партнерские связи; создавать условия предъявления широкой аудитории творческих идей горожан (порой неординарных и неожиданных); улучшить социальную стабильность в городе.

- На кого рассчитываете?

- Мы приглашаем к сотрудничеству профессиональные и общественные группы, учреждения образования и культуры, молодежные организации, неформальные объединения, творческие личности, в том числе и "Лавку коллекционера". Спасибо, что откликнулись на наше приглашение.

- Мы не только откликнулись, приняли активное участие, но и в ближайшем номере запланировали полосу, посвященную этому мероприятию. На что могут рассчитывать участники акции?

- Во-первых, на возможность самореализоваться - получить немедленный результат представленных проектов (координационный совет готов помочь материалами для реализации проектов); поработать с новыми формами визуального представления идей - вырваться из обыденности; расширить творческий потенциал; привлечь внимание партнеров.

- Это первая акция, а что планируете в дальнейшем?

- Следующим шагом может стать проект "Виртуальный музей "Мосты". Идея проекта - преодоление информационной изоляции и представление к Интернет-сотрудничеству ассоциативных веб-дизайн-проектов, связанных с темой мостов. Данный проект может привлечь внимание к городу как к потенциальному туристическому объекту. Нельзя оставить без внимания и выгодное расположение города в плане транспортных путей: водный, железнодорожный, автомобильный. По моему мнению, использование современных технологий позволит подключить к участию в проекте творческие силы, невзирая на государственные, административные, экономические границы, общение с коллегами-музейщиками, экспертами фондов, да и сам факт поддержки данного проекта фондом Сороса говорит об актуальности темы. В ней есть изюминка, которая дает возможность Октябрьску сформировать новый культурный имидж города. Главное - с любовью "посадить саженец". Я думаю, немало желающих заполучить его для своего "сада". В Саратове три моста, длина и ширина которых в несколько раз превышают наши, а проблемы духовности, социальные" Очень схожи.

У города появилась возможность запустить в работу "гуманитарные технологии", культурный туризм, соответствующие сферы. Сервис будет улучшать и развивать новые качества жизни, поможет формировать новое лицо города XXI века.

Самара - Октябрьск - Самара.

Опубликовано на Порталусе 21 февраля 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама