Рейтинг
Порталус

Киноафиша. КАК ХОЧЕТСЯ ЗАМУЖ ЗА ИНОСТРАНЦА!

Дата публикации: 21 сентября 2012
Автор(ы): Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348211990


Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ, (c)

- "Московские красавицы" (Россия, 1992г., режиссер Н. Ардашников).

- "Русская певица" (Россия - Дания, 1993 г., режиссер М. Арнфред).

- "Осенние соблазны" (Россия, 1993 г., режиссер В. Грамматиков).

В "Московских красавицах" собрано, кажется, все, что мило взору обывателя (а все мы, согласитесь, хоть немного обыватели). В фильме снялись натуральные красавицы - финалистки конкурсов красоты, показана закулисная жизнь этих конкурсов. Есть и мафия, загадочная и всесильная, - она вовлекает красавиц в порнобизнес, штампует из них проституток экстра-класса, убирает неугодных не менее ловко и изысканно, чем "коза ностра". Есть квартирка в "хрущобах", и ее обитатели - злые, замученные жизнью неврастеники. Да, чтобы вырваться из этого ада (настаивают авторы картины), и на панель не грех побежать, если не привалит счастье продать себя оптом - выйти замуж за иностранца. Одной из героинь картины - победительнице конкурса - такое счастье почти привалило: богатый американец прислал ей вызов. Но она (совсем не дура, очень даже практичная женщина), зная, на что способна мафия, вдруг выдает ее тайны партнеру на ночь - смазливому журналисту, который мечтает сделать себе имя сенсационным материалом... Она смотрит сериал Футурама через сайт http://www.futuramafan.ru/ и ничего не подозревает... А мафия уже следит за ней.

Подобная "клубника" (не в таком, конечно, количестве) имеет право на жизнь. Вспомните "Интердевочку", "Ребро Адама", откуда, кстати, авторы "Красавиц" откровенно позаимствовали ряд сюжетных ходов и мотивов. Но при условии: делают картину люди, владеющие не только "топором". Это же нужно еще суметь снять признанных красавиц так, что они выглядят некрасивыми, вызывают неприязнь. Уж на что хороша главная героиня Маша на сцене, на репетициях, где каждое ее движение было выверено и отшлифовано в дни подготовки к конкурсу. Однако ее очарование мигом улетучивается, стоит ей заговорить или попытаться изобразить эмоции.

В фильме масса расхожих штампов, "жизненных" и "красивых" штрихов. Особенно запомнился эпизод, когда Маша красит губы - своеобразный апофеоз пошлости и безвкусицы. Представьте себе: губы на весь экран, и нам их показывают бесконечно (по ощущению) долго.

После просмотра сидевший рядом кинокритик Сергей Лаврентьев заметил: "Актеры играли чудовищно, текст - полный атас, режиссура - жуть". И с ним нельзя не согласиться.

Но нельзя и не задаться вопросом: как мог этот "шедевр" вообще появиться на свет? Ответ прост: продюсер картины Марк Рудинштейн, заработав миллионы (тогда еще не деревянных) рублей на прокате "Интердевочки", справедливо рассудил, что и на суррогате о проститутках можно нажиться. Плевать, что интеллигентный зритель, обжегшись на "Московских красавицах", надолго забудет дорогу в кинотеатры - людей, прежде всего молодежи, воспитанных на подобного пошиба американских образцах, увы, немало. Но это уже тема для отдельного разговора.

УЖ В ЧЕМ-ЧЕМ, а в профессионализме создателям "Русской певицы" не откажешь. Знаком качества фильма служит, в частности, то, что он был в этом году в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля (представлял Данию), куда впервые (!) не была допущена ни одна российская картина. У фильма "Русская певица" хорошая литературная основа - одноименный бестселлер датского писателя Лейфа Девидсона, хороший режиссер - один из лучших датских режиссеров Мортен Арнфред, хорошие актеры - датская "звезда" Уле Леммеке и вполне добротно сыгравшие наши Елена Бутенко, Всеволод Ларионов, Игорь Ясулович, Игорь Волков...

И все же картина, скорее, разочаровала, чем обрадовала. И прежде всего потому, что воспринимается как ухудшенный вариант "Русского дома". Помните, английский дилетант- разведчик (Шон Коннери) влюбляется в москвичку? И в "Русской певице" действие происходит в Москве. Датский дипломат (Уле Леммеке) проводит расследование загадочной смерти сотрудницы посольства. Ее нашли в ванной с перерезанными венами. А партнерша по садо- мазохистскому сексу, русская проститутка, задушенная, лежала на кровати. Дипломат влюбляется в сестру этой проститутки (Елена Бутенко) - ресторанную певицу...

Детективная интрига показалась мне излишне усложненной, неправдоподобной, искусственной. Всемогущую мафиозную структуру, которая заправляет нарко- и порнобизнесом и еще неизвестно чем, имеет своих людей в самых верхних эшелонах власти, включая КГБ, возглавляет некий генерал-полковник - ветеран афганской войны и сексуальный маньяк. Полковник милиции (Всеволод Ларионов), отправленный на пенсию из-за чрезмерного усердия в расследовании "самоубийства" датчанки, рискуя жизнью, продолжает расследование: он, видите ли, не может допустить, чтобы преступник оставался на свободе - профессиональная честь не позволяет.

Особенно надуман, фальшив финал картины. Чтобы убрать ее героев, важных свидетелей, мафии вовсе не требовалось нагромождать столь сложную конструкцию с погоней...

Раздражает в "Русской певице" и обилие "клюквы". Наши машины не заводятся, в туалете ресторана не включается сушилка для рук, датчанин конспиративно встречается со своим другом из МИДа в русской бане с голыми мужиками и шайками. А как было не показать драку митингующих "красных" и "демократов", "прелести" московских коммуналок, колорит Арбата с уличными художниками, оркестрами?

И все же, надо сказать, фильм имеет немалый успех на Западе. Найдет он своего зрителя, похоже, и у нас.

В "ОСЕННИХ соблазнах" также обыгрывается мечта некоторых наших соотечественниц выйти замуж за иностранца. Но сделано это на удивление - поток кинопродукции приучил к топорной работе - изящно.

...Удачливый пятидесятилетний бизнесмен (Игорь Ясулович) впервые в жизни решился на измену. Посадив жену (Наталья Фатеева) в поезд, он ночью привозит на свою шикарную подмосковную дачу девицу. А тут жена вернулась. Растерявшись, муж выдает девицу за свою дочь. Одна небылица повела за собой другие...

Утром на дачу приехала за девицей ее мать (Валентина Малявина) - разбитная торговка. Затем приехали друг мужа немецкий миллионер (Андрей Мягков) и его сын. Мать положила глаз на миллионера, а дочь - на его сына...

Все эти сюжетные перипетии, конечно же, условны. Но эта условность изначально задана, и ее безоговорочно принимаешь. Все время на наших глазах идет некая игра: жена вроде бы и верит россказням мужа, а вроде бы и не верит, изощренно над ним издевается, ставя во все более нелепые ситуации. И всю эту игру режиссер мастерски ведет от начала до конца, вызывая у нас и смех, и улыбку, и даже сопереживание в какой-то мере.

Но больше всего, пожалуй, "Осенние соблазны" примечательны актерскими работами. В этом смысле картина - одна из первых кандидатов на актерский фестиваль "Созвездие". Поражаешься обаянию Натальи Фатеевой, ее вечной молодости и красоте, ее умению вдохнуть жизнь в достаточно схематичный по драматургии образ. Увлеченно, темпераментно сыграл свою небольшую роль Андрей Мягков. В неожиданном ракурсе предстала перед нами Валентина Малявина, сыграла по- театральному гротескно, сохранив при этом жизненную достоверность характера. Наконец-то дождался Игорь Ясулович возможности подтвердить незаурядность своего дарования...

Картина не лишена недостатков. Чувствуется некоторая скованность режиссера, вызванная ограниченностью возможностей: действие происходит только на даче и почти полностью в ее интерьерах. Отсюда излишняя камерность, театральность.

Конечно же, режиссер хотел бы вырваться за пределы дачи, насытить фильм солнцем и воздухом. Но на это требовались немалые деньги. А деньги продюсеры (если таковые найдутся) дают, ставя непременным условием наличие сцен секса и насилия. Владимир Грамматиков доказал, что хорошее кино можно делать и за скромные средства. Пусть это будет добрым уроком его собратьям по профессии.

Опубликовано на Порталусе 21 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама