Рейтинг
Порталус

УЧЕНЬЕ И ТРУД

Дата публикации: 24 сентября 2012
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1348490321


В КОнституции СССР среди гарантий права советского человека на образование названа действующая в нашей стране система вечернего и заочного обучения. Действительно, школы работающей молодежи - важный путь осуществления среднего всеобуча.

В наши дни ученический состав этих школ заметно помолодел. В них получают среднее образование учащиеся ПТУ, какая-то часть молодых людей, окончивших восьмилетнюю школу с опозданием и вынужденных по разным обстоятельствам сразу же приступить к работе. Скажем, во Владимирской области примерно сорок процентов выпускников восьмилетней школы продолжают обучение в школах работающей молодежи. Кстати, очень похоже на наше среднее образование в Германии - там есть подобная, но немного более сложная многоуровневая система. Если ваш приоритет - это среднее образование в Германии, то обязательно посетите сайт http://yastudent.ru/topinfo/Obucheknie_v_Germanii/654, здесь вы узнаете о ней всё.

Но вернемся к главной теме обсуждения.

Естественно, такое изменение возрастного уровня учащихся повышает ответственность школы за их воспитание. С одной стороны, по социальному положению среди ее учеников немало вполне самостоятельных людей, с другой же стороны, они так молоды, что нуждаются в постоянном и продуманном педагогическом контроле.

Залогом успехов школы работающей молодежи служит ее связь с базовыми предприятиями, где трудится большинство учеников. Примеров, когда такая связь органична, когда предприятие проявляет прямую заинтересованность в том, чтобы все молодые работники имели среднее образование, немало. Так, в колхозе "Гвардеец" Батыревского района Чувашской АССР вопрос о присвоении повышенного разряда решается в зависимости от успехов учебы в вечерней школе. Многие трудовые коллективы включают показатели по обучению работающей молодежи в планы социального развития, в условия социалистического соревнования, ищут и находят способы поощрять тех, кто одинаково хорошо работает и учится. Например, Таганрогский металлургический завод присуждает молодым рабочим звание "Отличник учебы и производства", премирует их за успехи в учении.

Правильно делают там, где осознают социальное значение среднего всеобуча и создают все условия для тех, кто соединяет работу на производстве с нелегким трудом учения. Педагоги вечерних и заочных школ знают, как много зависит от организации труда на фабрике, заводе, стройке, в сельском хозяйстве. Нельзя отказывать учащейся молодежи в положенных ей льготах, необходимо освобождать молодых производственников от командировок, если они совпадают с днями занятий, от сверхурочных работ. Дальновидно поступают те руководители, которые изыскивают возможности оплачивать льготный день тем, кто хорошо учится, как это делают, например, Мукачевское производственное трикотажное объединение, Ужгородский машиностроительный завод.

Важно продумать все условия, которые обеспечили бы молодым людям возможность сочетать труд с учением. Эти условия включают в себя и оборудование специальных комнат для занятий в общежитиях, и создание общественных фондов учебников, художественной литературы, и организацию групп, где можно одновременно повышать не только общеобразовательный уровень, но и производственную квалификацию.

Все это возможно и делается обычно там, где связь производство - школа налажена безотказно, где она становится предметом повышенного внимания партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов, которые должны использовать все меры для того, чтобы избежать массового отсева учащихся. К сожалению, кое-где процент молодых работников, не получивших среднего образования, все еще достаточно высок. Так, из школ работающей молодежи Бурятской АССР в течение минувшего учебного года выбыли 2.263 человека. В Калужской области обучается лишь 25 процентов молодежи, не имеющей среднего образования. Это очень серьезные сигналы, требующие немедленных организационных и, главное, воспитательных мер.

Сохранять контингент, бороться за каждого ученика вовсе не означает снижать уровень требований к его знаниям. Недопустимы случаи, когда аттестат о среднем образовании, выданный школой работающей молодежи, оказывается неполновесным. Важно помочь молодому человеку соединить труд на производстве с учением. Многие школы вводят сессионную, заочную формы обучения, организуют классы на предприятиях. Опыт педагогов, которые сумели в условиях школы взрослых добиться высокого уровня знаний, заслуживает глубокого изучения.

Всеобуч не терпит кампанейщины, внезапных наскоков - он требует постоянных, планомерных усилий, постоянной работы, отсутствие которой не могут восполнить всякого рода эпизодические мероприятия по комплектованию школ работающей молодежи. Только неусыпная забота о материальной базе этих школ, о мастерстве их педагогов, только четкое понимание того, что учение не личное дело того или иного работника, а предмет глубокой государственной заинтересованности, могут привести к полному охвату средним образованием всех молодых людей, не получивших его своевременно. И тут еще раз надо подчеркнуть роль местных Советов, их постоянных комиссий по народному образованию, которые должны систематически уделять внимание образованию работающей молодежи.

Каждому молодому труженику - среднее образование! Это не просто лозунг. В этих словах насущное требование времени, обязывающее всех молодых людей неуклонно следовать ленинскому завету - овладевать "знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама