Рейтинг
Порталус

Писатель и жизнь. ЗЕМЛЯ, БЛИЗКАЯ К СОЛНЦУ

Дата публикации: 15 октября 2012
Автор(ы): Бронтой БЕДЮРОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1350310409


Бронтой БЕДЮРОВ, (c)

Недавно, в дни работы Всероссийского съезда писателей, довелось мне увидеть фотографию, которая необычайно меня взволновала. Впечатление от увиденного, как это зачастую бывает при подобного рода волнении, пробудило воспоминания не столь уж и далекого детства, когда мы, алтайские мальчишки из горного селения, приютившегося на могучей длани Уч-Сумера, притоптывая на голубоватом от лунного света мерцающем снегу, во все глаза обозревали огромное небо, усеянное бесчисленными звездами, словно кто-то рассыпал по гладкому льду, где мы катались, пшеничные зерна. Оно, это звездное небо, было для нас еще одной большой живой книгой, по которой мы постигали удивительно прекрасную космогонию своих предков, умудрившихся когда-то, давным-давно, все это так ловко и складно придумывать. И было это словно бы живой для нас сказкой, полной чудес.

Сказкой, которая была услышана нами в первый раз у теплой железной печки тетки Тадыл, лучшей певуньи, как узнал я потом, в нашей долине, а в то время еще и лучшей колхозницы в полеводстве и активной коммунистки. Тадыл воспитывала сыновей одна, ее муж, как и многие другие, не вернулся с войны. И как бы ни было тяжко ей, она не унывала, рассказывала нам и своим детям сказки, и приходили к ней пососать свои длинные трубки-канза деревенские старушки, которые тоже охотно делились с нами своими загадками и сказаниями. Так мы росли в те годы, заглядываясь на звездное небо.

Страна быстро оправлялась от ожогов и ран, нанесенных ее могучему телу ненавистной войной. Возводились новые стройки, рубились новые дома, рождались новые семьи, подрастали и мы, дети, подрастала надежда и радость страны. И Земля наша становилась близкой к Солнцу, но мы еще не знали, что скоро это слово "космос" вдруг станет для нас таким же близким, как небо, как солнце.

Помню: как ликовали люди, и стар, и млад, когда узнали о первом космическом полете человека. А седые старцы, хранители легенд и сказок, стали назидательно твердить: "Видите, говорили мы, сбудется это, будет человек летать и по синей и по белой выси!..". Сказки становились явью. Тогда я и написал свое первое стихотворение о Гагарине, о космосе...

И вот спустя годы я уже в самом сердце Москвы внимательно разглядываю поразивший меня снимок. Подпись обычная: "Алтай в зимнее время". Но где же знакомые мне очертания - цепь голубых гор, увенчанных белыми шапками вечных снегов? Где леса и реки? Алтын-Кель - Золотое озеро? Неужто это великий Кан-Алтай? Сплошные черные прожилины да белые пятна, очевидно, снежные массивы гор. Наплывают строки известной песни:

Кан-Алтай! С высоты кочевых облаков

Треугольным ты кажешься взору.

Так вот он каков, космический АлтайАлтай с высоты не кочевых облаков, бери куда повыше. Представляю, что испытывает космонавт, впервые взглянув со своей высоты на Родину. Да, следы на снегу надо уметь прочесть, так и тут. Дай вгляжусь! Да, вот она пошла, струя Оби, огибая темнеющие горы, а вот ее исток, тут сошлись две реки Алтая - Бия и Катунь. Недалеко расположен населенный пункт Алтай Телецкое. И эти прожилины, конечно же, сеть речных долин, тех самых, "где живет, как и встарь, мой народ, изначально ведя свой род".

В алтайском эпосе один - из самых любимых героев, хотя он и не удостоен небес, - это богатырь Сартакпай. Нет алтайца, который не знал хотя бы об одном из его подвигов. Если будете у нас на Алтае, вам обязательно укажут места, где жил Сартакпай, где он работал или сидел, отдыхал. Он не совершал ратных подвигов. Сартакпай - строитель.

В легендах о Сартакпае наш народ выразил свой идеал о батыре-труженике, своим созидательным трудом украшающем Алтай. Но не знал наш народ, что наступит время и он сам будет Сартакпаем-строителем, вдохнувшим новую жизнь в горы и долины Алтая...

Вспоминаю поездки минувшего лета по горам и степям восточной части Горного Алтая, где расположены Улаганский и Кош-Агачский аймаки, населенные испокон веков нашими горцами-теленгитами, народом гордым, но добрым, трудолюбивым, привычным ко всяким невзгодам и лишениям. Именно здесь, на Улаганском плато, находится долина Пазырыка, где располагались в огромных каменных курганах усыпальницы царей народа, известного античным историкам под легендарным именем "стерегущих золото грифов". Возраст этих курганов - минимум 2.500 лет. А сейчас здесь территория совхоза "Советский Алтай" - трижды знаменосца десятой пятилетки, которым бессменно руководит известный всему Алтаю Арсен-тий Васильевич Санаа.

Наша небольшая писательская бригада прилетела вертолетом для выступлений в Улаганском аймаке. А перед нами приземлился вертолет Санаа: оказывается, он облетал зимние стоянки совхоза, развозя соль и корма. Территория совхоза - весьма обширная, и надо было уже летом думать наперед - о зиме.

- Опаздываете, ребята, - сказал он нам, - мы вас ждали час назад, жаль, упустили такую возможность. Я хотел вам показать новый мост через Чулышман.

Мост через Чулышман?! Этого мы еще не слыхали. Это первый мост за все время, пока течет эта бурная, беспокойная река. О, радость Санаа была настоящей! Он гордился своим мостом, как его созидатель, и пошучивал:

- Можно теперь будет на коне ездить через Чулышман белковать.

На самом деле большинство стоянок чабанов находится на другом берегу, и не только доставка, но и просто сообщение с ними - дело весьма щекотливое, мягко говоря.

Человек раскрывается в деле. И в том - чему он радуется. Несомненно, Санаа - рачительный хозяин, производство - это его жизнь, но не только. Он не только голова, но и душа совхоза. Его влияние ощущается и во всем районе. Санаа - это организатор, в самом настоящем смысле этого слова, ревнитель и знаток литературы и искусства. Все специалисты в совхозе, вся интеллигенция села - его питомцы. Он их выучил, выпестовал, и они, не жалея себя, трудятся вместе с ним для общественного блага. Потому и не было случаев, чтобы молодежь уходила из села. Наоборот, все стремятся возвратиться. При нас, например, оформлялся в штат совхоза молодой художник, закончивший учебу в художественном училище.

И при этом нет и тени местничества. Санаа мыслит широко: люди растут, способности их тоже должны находить себе должное применение, разрастаясь, подобно ветвям дерева, которое тянется ввысь с каждым годом. Но и того, кто вырос и теперь, например, возглавляет в редакции областной газеты "Алтайдын Чолмоны", по его словам, "самый главный отдел" - отдел сельского хозяйства, или известного во всем Горном Алтае художника, или врача - уроженца этих мест, - всех их Санаа числит в своем активе. И они поддерживают добрые связи с родной землей, с земляками-тружениками. Так - во всем. Первоклассники идут в школу, и Санаа напутствует их так же серьезно, как и тогда, когда говорит о самом важном, насущном на профсоюзном собрании. Студенты уезжают на учебу в город (а все они учатся за счет совхоза) - Санаа позаботится своевременно об организованной их доставке до райцентра или до самого Горно-Алтайска. Ведь это - будущие кадры совхоза. От внимания Санаа не ускользают ни свадьба, ни проводы в армию, ни другие события, которые вроде бы непосредственно к его работе отношения не имеют, но это - важнейшие ключевые события в жизни человеческой. А человек для него - самое главное.

Или вот еще пример. В конце сороковых годов ленинградские ученые производили раскопки Пазырыкских курганов. Санаа тогда вместе с другими молодыми людьми селения Тужар участвовал в тех работах и внимательно приглядывался к тому, что находили археологи. А они открыли, что в те давние времена коней кормили отборным зерном. Однако, как утверждал профессор М. П. Грязнов, зерно было привозным, поскольку и поныне климат здесь не располагает к земледелию. Оно, возможно, и так, и все же на Алтае во многих долинах немало сохранилось следов древних оросительных систем. А был ли климат и тогда таким же суровым, как ныне? Нельзя ли дерзнуть, проверить догадку? Ведь совхозу так нужны корма, привозят их из степи, обходится это очень дорого. И вот Санаа проводит эксперимент: устроив воскресник, огораживает огромное поле, где росла мелкая трава, засевает его многолетними культурами. И поле дало эффект: отличная выросла трава! А вначале получил выговор от района: к чему эта самодеятельность?

- А теперь приезжают, радуются! - вздыхает Санаа.

Уже третий год он получает прекрасные корма. Вот как обернулась находка зерна археологами.

А какой краеведческий музей создан при совхозном селе! История Алтая, его древности, живой этнографический быт, память о Великой Отечественной, преломленная через личные судьбы земляков, трудовые успехи совхоза, картины местного уроженца - художника И. Ортонулова - все нашло место в этом музее. Так же, как о производстве, дающем совхозу прибыль, ревностно заботится Санаа о культуре населения, об эстетических вкусах, о духовной жизни тружеников, чабанов, козоводов, механизаторов и строителей.

И сейчас вот вижу его: он идет с вертолета быстрым шагом, невысокого роста, коренастый, улыбается радостно, говорит на ходу. Построил-таки мост. На спину реки Чулышман, по которой отваживались плыть на плотах лишь опытнейшие спортсмены, набросили первый мост, как седло своенравному дикому коню. Рабочий мост. Не для красы.

Не об этом ли мечтал герой алтайских легенд и сказок - Сартакпай-строитель? И не его ли потомки, как Арсентий Васильевич Санаа, воплощают прекрасную мечту в своих реальных трудовых свершениях?

СМОТРЮ я на фотографию моего Алтая из космоса. И представляю его двукрылым. Эти крылья - его степи и горы. Это - золотой колос степей и золотое руно гор Алтая. Край - вторая житница страны на востоке и база развитого животноводства. Я намеренно упрощаю, точнее обобщаю, образ Алтая лишь этими двумя понятиями. Ведь Алтай стал ныне также и индустриальным, заводским, фабричным краем.

Порой задаешься вопросом: как же так быстро мы успели совершить такой переворот не только в облике края, но и в душе человека? Внуки вчерашних кочевников сегодня стали и земледельцами-пахарями, и рабочими, и не забыли, но усовершенствовали свое традиционное вековое хозяйствование - скотоводство. Традиционно у нас разводили лошадей, коров, верблюдов, овец и коз. А теперь для Горного Алтая надо прибавить еще таких животных, как сарлыки-яки, которые водятся еще только на Памире да в Тибете, и олени- маралы, которых разводят ради пантов, содержащих драгоценное лекарство. В свободных загонах, на огороженных огромных участках гор, на десятках километров, как на воле, содержатся эти животные, уже привыкшие к человеку.

Вот так и в кругу повседневных дел и забот свершалось наше "великое кочевье" к новой жизни. Однако я далек от того, чтобы говорить, что все достигнуто. Нет, жизнь рождает проблемы ежедневно, ставит перед нами все новые и новые сложные задачи, обязывая нас находить правильные решения.

А задачи, которые вырисовываются перед нами в проекте ЦК КПСС к XXVI съезду партии, поистине грандиозные. Народу-труженику, как бы сказали у меня на родине, батыру современности, предстоит свершить эти дела, осуществить величественные планы, в которых весомое место занимает и мой край.

...Я смотрю на снимок из космоса. И вспоминаю звездное небо моего детства, и сказания моего народа, и прекрасных тружеников. И вижу словно всю страну, нашу огромную и необъятную Родину. Устремленную в своем необоримом движении вперед.

Опубликовано на Порталусе 15 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама