Рейтинг
Порталус

[free] Катерина-балерина, танцуй свою сказку ВСЮ ЖИЗНЬ!

Дата публикации: 04 сентября 2013
Автор(ы): Татьяна МАКСИМОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1378295057


Татьяна МАКСИМОВА, (c)

Почти рождественская история: добрые люди помогли талантливой девчушке из бедной деревеньки добраться до Питера и выйти на сцену легендарной Мариинки

Когда Полина Васильевна Чурочкина умирала (сгорела от саркомы как спичка), последними ее словами было:

- Скажите бабушке и дедушке моей ученицы Кати Иванниковой, пусть они обязательно везут девочку в Ленинград, в Вагановское училище - из нее должна получиться балерина.

Но хоть на Полину Васильевну, руководительницу балетного кружка в местном ДК, куда бегала заниматься Катя, Иванниковы чуть не молились, завет этот казался невыполнимым. Где тот Ленинград со знаменитым Вагановским и где их родные Ливны Орловской области с огородами-кормильцами! Да еще дед, Виктор Сергеевич, рассудил - как припечатал: "Куда нам, деревенским!" Вдвоем с бабушкой они поднимали Катю, были ей чуть не с пеленок вместо матери и отца - у тех после развода такая жизнь завертелась, что дочкой родители даже не интересовались.

Но от судьбы разве уйдешь? Через пару недель после похорон к Иванниковым вдруг явился гонец: "Вот вам деньги на дорогу до Питера". Прислал их муж покойной Полины Васильевны Владимир Сергеевич.

Ножка взлетела,

как тонкая стрелка

Дорога бабушке с внучкой выпала неблизкая. Сначала три часа до Орла на автобусе, дальше почти сутки - поездом.

Дед отпускал путешественниц неохотно, считал затею баловством. Но нашел для поездки оправдание: "Пусть хоть Ленинград посмотрят, я там уже был однажды, а они - ни разу".

Сам остался в Ливнах - огород поливать. Первый тур в Вагановском (сорок человек на место!) Катя прошла без сучка и задоринки. Второй - тоже. Сам Игорь Бельский, легенда балета, подошел к Кате - проверить растяжку. Осторожно так потянул девчоночью ножку вверх, а ножка - оп! - и взлетела вмиг выше уха, как стрелка в небо. "Ну и ну!" - изумился корифей. Откуда ему было знать, что Катерина к своим девяти годам успела заработать первый взрослый (!) разряд по художественной гимнастике?

После третьего тура бабушка Лидия Борисовна телефонировала в Ливны: "Дед, мы поступили!" На том конце провода - тишина, а потом хмурое: "Хватит, возвращайтесь домой. На какие шиши вы там будете жить? И где?" Вопросы, конечно, резонные. В Питере у Иванниковых - ни родни, ни знакомых. Спасибо землячке Наташе Гранкиной: приискала гостьям угол на питерской окраине. К Наташе- то и кинулась бабушка за советом, когда дед спросил, словно ушат холодной воды на фантазерок вылил.

"Поезжайте-ка вы, Лидия Борисовна, в Ливны одна, - рассудила Наташа, - забирайте из школы Катины документы и возвращайтесь. А девочка пускай пока со мной останется".

В Петербург Лидия Борисовна вернулась в слезах. Дед даже не пошел провожать ее до автобуса - так и остался дома один- одинешенек.

Талант и труд все перетрут!

Но переживать, впрочем, бабушке было некогда. Утром Катю за руку - и с тремя пересадками, на перекладных до Вагановского училища. Внучка - к станку, а бабушка полы моет - спасибо, люди добрые устроили уборщицей. За три месяца Лидия Борисовна "схуднула" с 52-го размера до миниатюрного 46-го. Работала в трех местах, а денег все равно катастрофически не хватало. Пуанты для Кати - 200 рублей, черный купальник - 400. А на какие шиши покупать фрукты и соки - балерину-то макаронами с картошкой кормить не будешь?! А за жилье платить?

Дед же заладил свое: "Возвращайтесь, и весь сказ! Дома хоть с голода не помрем!" Чтобы вернуть восвояси упрямиц, даже перестал высылать в Питер супруге ее законную пенсию: оголодают, мол, и вернутся как миленькие. Но бабушка тоже была не лыком шита, перехитрила деда: "Хорошо, едем, только пришли денег на билеты". Выслал. Бабушка с внучкой их проели-прожили. Наконец, дед не выдержал и сам поехал в Питер - забирать любимых женщин. А приехал, пришел в Вагановское, поглядел на счастливых внучку и жену и... махнул рукой. Остался с ними в Петербурге.

Чужие помогали как родным

Бог знает, кому помогает! Свалилось на деда нежданно- негаданно счастье - работа в Санкт-Петербурге. Да какая! Получил место заместителя директора по хозяйственной части в гимназии при Русском музее. А что: у мужика высшее инженерно-строительное образование, в родных Ливнах и больницу построил, и поликлинику, и спорткомплекс, и магазины! Да поди разберись, Бог ли помог или мир по-прежнему не без добрых людей? Вместе с местом получил Виктор Сергеевич и служебную жилплощадь - комнату в двух шагах от Невского проспекта. И теперь Лидия Борисовна, уложив мужа и внучку спать, молит у Бога здоровья - для тех, без чьего участия они бы просто пропали.

...Мы сидим в уютной комнате за столом, уставленным домашними вкусностями. Пока Лидия Борисовна меня угощает, Виктор Сергеевич побежал в училище - у внучки закончились уроки. Катерина-балерина только порог переступила - словно солнечный зайчик по комнате запрыгал. И я не верю, глядя на нее, что все приключившееся с Иванниковыми - просто цепь счастливых случайностей. Наверняка выводил ее сам Боженька, дыша в затылок этому лучистому ребенку.

- Да, я тоже иногда думаю, что кто-то наверху нам помогает, - подхватывает Виктор Сергеевич. Через минуту дед с гордостью демонстрирует мне дневник Кати: одни "пятерки", самые последние - по географии и французскому.

Из всего класса только у Кати по хореографии высший балл, она первая ученица. В почетной рамочке у девочки - пропуск в Кремлевский Дворец, где Катя танцевала балет вместе со звездами - Ульяной Лопаткиной и Дианой Вишневой. Но задаваться Катюше некогда. Два-три раза в неделю после уроков едет в Мариинский театр, танцует там в настоящих "взрослых" спектаклях. Получается, работает девчонка с девяти утра до одиннадцати вечера. Иногда возвращается домой за полночь, а ведь надо еще уроки сделать, и не тяп-ляп, а как всегда - на "отлично".

- Катя, - спрашиваю, - вот ты уже танцуешь в прославленной Мариинке - не робеешь?

- Сначала было страшно, а теперь привыкла.

Всего Катерина выходит на сцену в двенадцати спектаклях. В "Служанке-госпоже" танцует Амурчика, в "Спящей красавице" - вальс... Пока партии крошечные, кордебалетные, зато какие звезды рядом - Лопаткина, Вишнева, Махалина! А к Рождеству Кате доверили серьезную, почти "взрослую" партию - Маши в "Щелкунчике".

- Знаешь, Катя, сегодня видел, как на тебя берут билеты в театр, - радуется, как мальчишка, ее строгий дед.

Вообще-то он ни одного спектакля с Катей не видел. Это его принципиальная позиция: быть свидетелем только вершин, рекордов внучки.

- Вот когда Лебедя будешь танцевать, тогда и приду! - не сдается упрямец на уговоры внучки.

Не дело, конечно, загадывать на шесть лет вперед - а именно столько Кате еще учиться в Вагановском, - но чем черт не шутит! Все примы начинали когда-то с Амурчиков.

- Знаете, Лопаткина делает пять оборотов вокруг себя, а наша - уже два с половиной, - гордо докладывает дед мне на прощание, крепко прижимая к себе Катю. Вообще-то по большому секрету он мне признался: решил поступиться принципами и уже сговорился с бабушкой - пойти-таки в Мариинский театр поглядеть на внучку. Случится это в Рождество, когда весь балетный мир - от Японии до Америки - танцует "Щелкунчика". И в холодном Петербурге на сцену вылетит девочка Катя, чтобы станцевать девочку Машу из рождественской сказки. Дай-то ей Бог высокого полета!

Опубликовано на Порталусе 04 сентября 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама