Рейтинг
Порталус

НОВЕЙШИЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Дата публикации: 09 июня 2017
Автор(ы): Н. П. МАНАНЧИКОВА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Номер публикации: №1496991835


Н. П. МАНАНЧИКОВА, (c)

В настоящем обзоре идет речь о тех учебно-методических пособиях, изданных в течение последних 6 - 7 лет, которые затрагивают узловые проблемы истории феодализма и в приложении к которым опубликованы источники по важнейшим вопросам медиевистики, в том числе и впервые переведенные на русский язык. Этот вид пособий является наиболее интересным и находит все более широкое применение в работе со студентами исторических факультетов университетов, а также пединститутов.

Генезис феодализма в Западной Европе - фактически первая большая и серьезная проблема, с которой начинается изучение курса истории средних веков. Преподаватели, ведущие практические занятия, сталкиваются с трудностями, обусловленными недостаточной подготовленностью второкурсников, а также теоретической сложностью и многоплановостью самой проблемы. Конкретно-исторический материал к этой теме в большинстве случаев не отличается особой яркостью, и преподавателю приходится приложить максимум усилий, чтобы научить студентов за кажущейся простотой и описательностью источников увидеть качественные изменения в структуре раннесредневекового общества, проследить важнейшие процессы и закономерности исторического развития.

Опыт проведения таких занятий позволяет положительно оценить пособие по истории возникновения и формирования феодальных отношений, изданное Московским университетом и принадлежащее перу А. Р. Корсунского1 . Два выпуска этого пособия, отчасти дополняющие и продолжающие друг друга, включают характеристику комплекса вопросов социально-экономического и политического развития ряда областей Западной Европы в период перехода от рабовладельческого и первобытнообщинного строя к феодальному. В отличие от других ранее изданных методических пособий общего характера, затрагивавших отдельные стороны генезиса феодализма2 , данное пособие, и особенно его второй выпуск, содержит глубокую методическую разработку широкого круга вопросов, логически тесно связанных между собой. Материал исторических источников, рекомендованных пособием, строго систематизирован и соответствует назначению - помочь студентам выявить закономерности и конкретно- исторические формы возникновения феодальной формации. Научный уровень этого пособия вполне отвечает современным требованиям. Кроме того, оно вводит в научный оборот для исследовательской работы студентов большое количество новых источников в переводе самого составителя и других авторов.

Второй выпуск пособия состоит из шести разделов - шести больших тем. Содержащийся в них материал вполне обеспечивает практические занятия и постановку спецсеминара. Ряд тем, например, "Общественный строй древних германцев", "Франкское общество в конце V - начале VI в.", ставших теперь классическими, ориентированы на использование старого, сложившегося фонда источников. Однако формулировка многих частных вопросов (докладов), на которые разбиваются эти темы, звучит вполне современно. Тема "Процесс феодализации во франкском обществе в VI-


1 А. Р. Корсунский. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. Вып. 1 и 2. М. 1968, 1973.

2 См., например, Ю. М. Сапрыкин, Н. М. Сидорова. История средних веков. Тематика докладов для студентов-заочников II курса исторических факультетов государственных университетов. М. 1968.

стр. 154


IX вв." до издания разбираемого пособия была недостаточно оснащена источниками. Теперь же стало возможным глубокое изучение процесса феодализации во франкском обществе благодаря публикации источников в приложении к двум выпускам пособия А. Р. Корсунского. Студенты могут использовать готовую подборку ценных исторических материалов - статьи из "Рипуарской правды", капитулярии франкских королей, "Анжерские формулы", главы из "Истории франков" Григория Турского3 . Темы "Англосаксонское общество VII-X вв." и "Социально-экономические отношения в Италии при остготах и лангобардах" рассчитаны на использование источников, опубликованных в последнее время и в основном в приложении к данному пособию. Изучение этих тем предполагает знакомство с новейшими выводами советской историографии генезиса феодализма; в результате перед студентами как бы развертывается картина формирования феодальных отношений в Западной Европе, при этом упор делается на двух различных проявлениях одного и того же процесса - на территории Англии в VII-X вв., где синтез римских и германских общественных элементов почти отсутствовал, и в Италии при остготах и лангобардах, где удельный вес римских элементов был значительно большим.

Таким образом, содержание пособия подводит студентов вплотную к пониманию актуальной проблемы типологии генезиса феодализма, проблемы общего и особенного в историческом процессе. Пособие, помогающее студентам изучить эти трудные проблемы, отличается глубиной раскрытия сути процессов и явлений. Можно ожидать выхода последующих выпусков, в которых будет продолжена публикация источников, расширено количество тем за счет привлечения материала по истории других областей Западной Европы этого периода, а также найдется место и для культурно-идеологического аспекта генезиса феодализма.

Пособие по истории восстания Дольчино, подготовленное В. В. Самаркиным4 , предназначено для студентов-заочников, но оно может быть использовано и студентами дневного и вечернего отделений при изучении истории крестьянских движений в Западной Европе в XIV-XVI веках. По своему содержанию это пособие шире названия: его методическая часть, помимо общих рекомендаций по подготовке докладов и курсовых работ, содержит перечень тем по истории средневековых крестьянских восстаний с прилагаемым к каждой теме списком источников и литературы. Тематика этой узловой проблемы разрабатывалась и раньше в общих и специальных пособиях 5 , так или иначе отразивших успехи советской историографии в исследовании истории классовой борьбы при феодализме. В. В. Самаркин, предоставляя студентам возможность выбора, ввел в свое издание как старые, классические темы (например, "Английское крестьянство XIII-XIV вв." и др.), так и обновленные (например, "Жакерия и французский город" и др.) и совсем новые темы ("Идеология английского крестьянства XIII-XIV вв."), соответствующие направлениям советских исследований в области медиевистики.

Пособие В. В. Самаркина вызывает особенный интерес и потому, что оно вводит в круг вопросов, доступных для самостоятельной работы студентов, очень важную и относительно мало изученную проблему: место и значение в истории народных движений восстания североитальянских крестьян под руководством Дольчино. В центре внимания составителя находятся две темы - "Ересь апостольских братьев" и "Восстание Дольчино", которые снабжены обстоятельными методическими указаниями. Основная часть пособия (около 3/4 всего объема) представляет собой публикацию важнейших источников по восстанию Дольчино в переводе на русский язык В. В. Самаркина и Т. П. Гусаровой. Эти источники вышли из-под пера ярых врагов плебейско-крестьянского движения. Самые ранние из приведенных в пособии - отрывки из "Хроники" Салимбене, протоколы Болонской инквизиции - рассказывают о первом периоде деятельности (со второй половины XIII в.) апостольской секты, о братьях-апостоликах, выступавших в качестве бродячих проповедников и пропагандистов сво-


3 "История франков" Григория Турского занимает значительную часть приложений к пособию А. Р. Корсунского. Думается, что после представленной публикации нетрудно будет подготовить и полное издание этого интересного источника.

4 В. В. Самаркин. Восстание Дольчино. М. 1971.

5 См. Ю. М. Сапрыкин. Крестьянские движения в Западной Европе в XIV- XVI вв. М. 1960, и др.

стр. 155


его учения, о популярности их еретических идей в народе, об ареале, охваченном влиянием секты, наконец, о социальной принадлежности лиц, сочувствовавших проповеди апостоликов. Трактат инквизитора Бернардо Гви "О секте тех, которые называют себя принадлежащими к ордену апостолов" - пока единственный из известных источников, где приведены извлечения из двух не дошедших до нас посланий Дольчино, теоретика общины апостоликов и руководителя восстания. В источнике отчетливо отразился тот факт, что пророчества Дольчино о царстве божьем на Земле носили характер революционных призывов к борьбе и число его сторонников в Ломбардии было "сверх всякой меры". О начале восстания и ходе борьбы крестьян повествует фрагмент анонимной хроники "История ересиарха фра Дольчино". Страх церкви перед лицом народного возмущения, ее стремление любыми методами вырвать с корнем еретические идеи из сознания народа хорошо прослеживаются в отрывках из "Наставления по практике инквизиционного расследования" Бернардо Гви. Даже это краткое описание содержания приводимых материалов дает достаточное представление об их значении.

Подборка разнохарактерных источников, комментарии, предпосланные документам, свидетельствуют о серьезном намерении составителя дать в руки студентов пособие, направляющее самостоятельную разработку предложенных тем. Эта задача вполне реальна, поскольку подкреплена разработкой методологических подходов к перечисленным темам, намеченным в известных статьях акад. С. Д. Сказкина и Е. В. Гутновой6 . Но как же реализуется этот принцип составителя - ориентировать студентов на самостоятельный анализ источников - в методических указаниях к этим темам (стр. 17 - 22)? Нам думается, что здесь проявилась некоторая непоследовательность позиции В. В. Самаркина - его указания порой содержат излишние подробности, подсказывающие студентам пути работы и снижающие тем самым уровень столь трудно достигаемой студенческой самостоятельности. На стр. 20 - 21, например, дана схема разработки вопросов о социальном составе восставших, о стихийном характере движения и т. д. Подобная практика составления методических указаний к предлагаемым темам не нова: она применялась в учебных пособиях 60-х годов, применяется и в пособиях 70-х годов. Но, может быть, стоит нарушить эту традицию, если рекомендованная к теме литература помогает студентам разобраться в материале источников? Это побудит их активнее использовать знания, полученные из рекомендованных работ.

Другое небольшое замечание, ни в коей мере не умаляющее достоинств пособия В. В. Самаркина, является лишь попыткой поддержать разговор о практических занятиях, ведущийся сборником "Средние века" в разделе "Медиевистика в высшей школе" (см. вып. 26, 27, 35). Стоит ли так категорично во всех случаях осуждать студенческие работы, где последовательность изложения, аргументация заимствованы из исследований советских историков (см. пособие, стр. 7)? Нет ничего страшного в том, что на практических занятиях будут поставлены один-два доклада, воспроизводящие систему доказательств по избранному вопросу автора рекомендованной монографии. Подобный доклад нельзя считать лишь подготовительной, второстепенной работой: для студентов второго курса тщательный разбор серьезного исследования, выявление концепции автора - труд нелегкий, включающий элемент самостоятельного анализа. Кроме того, в настоящее время мастерство исследовательского процесса нельзя постичь, не познакомившись с приемами источниковедческой работы, логикой аргументов выдающихся советских ученых.

К пособию В. В. Самаркина тематически примыкает сборник документов по крестьянской войне 1525 г. во Франконии, подобранных и переведенных В. А. Ермолаевым7 и изданных Саратовским университетом. Нет необходимости говорить об ак-


6 С. Д. Сказкин. Первое послание Дольчино. Избранные труды по истории. М. 1973; его же. Восстание Дольчино. "Преподавание истории в школе", 1949, N 4; Е. В. Гутнова. Некоторые проблемы идеологии крестьянства эпохи средневековья. "Вопросы истории", 1966, N 4.

7 "Крестьянская война 1525 года во Франконии". Сборник документов. Учебно- методическое пособие к курсу истории средних веков по теме "Крестьянская война в Германии". Составил и перевел В. А. Ермолаев. Вып. 1. Саратов. 1968; вып. 2. Саратов. 1969.

стр. 156


туальности проблем Реформации и Крестьянской войны 1524 - 1525 гг. в Германии. Драматизм событий, значительность и сложность проблемы в целом, разнообразие аспектов ее исследования как нельзя лучше отвечают любознательности студентов. Но круг доступных для учебной работы источников по истории Германии этого периода долгое время был весьма ограниченным, рассчитанным лишь на то, чтобы проиллюстрировать общий лекционный курс по истории средних веков. Поэтому рассматриваемый сборник - своевременное и необходимое издание, дающее студентам обширный материал для создания письменных работ и докладов по истории Германии в XV- XVI веках.

В первый выпуск вошло свыше 40 источников, сгруппированных в три раздела: а) Социальная борьба в Германии накануне Великой крестьянской войны; б) Ход Крестьянской войны во Франконии и в) Программные документы Крестьянской войны во Франконии. Основная часть этих материалов взята из хроник современников Крестьянской войны - Лоренца Фриса и Томаса Цвейфеля, которые не только подробно описали события своего времени, но и включили в свои хроники большое количество документов, впоследствии утраченных. Источники второго выпуска более разнообразны и характеризуют социально-экономические предпосылки Крестьянской войны во Франконии. Они составили два раздела: а) Аграрные отношения во Франконии перед Крестьянской войной; б) Положение во франконских городах перед Крестьянской войной. Все эти источники позволяют представить живую действительность Германии конца XV - первой четверти XVI в., конкретно ощутить, как проявляли себя здесь в то время важнейшие исторические закономерности. Специальных методических указаний сборник не содержит, однако многие источники сопровождаются комментариями. В предисловии к каждому выпуску предложены темы докладов, которые могут быть выполнены на материале опубликованных ранее и вошедших в этот сборник источников. Некоторые темы рассчитаны на создание работ описательного характера (например, "Ход Крестьянской войны во Франконии" или "Положение населения мелких городов Франконии"), но без этой описательности нельзя решить важные теоретические задачи. Думается, что В. А. Ермолаев достиг своей цели - документы убеждают в специфике событий Крестьянской войны во Франконии, где "крестьянские силы были менее разбросаны, города приняли наиболее активное участие в восстании, союз бюргерства и крестьянства был более длителен,.. а национальная задача создания централизованного государства, получившая свое отражение в известной Гейльброннской программе, ставилась здесь наиболее определенно и решительно" (вып. I, стр. 4).

Обширной и столь непростой в методологическом отношении проблеме - средневековый город - за последнее пятилетие, к сожалению, посвящено лишь одно изданное МГУ учебно-методическое пособие В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой 8 . Первая часть пособия включает введение, методические указания и четыре узловых вопроса, или раздела, к которым приложены списки необходимых источников и литературы, а также рекомендованы темы небольших докладов. Публикация фрагментов из различных источников в переводах В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой составляет вторую, большую часть пособия.

Первые три раздела, по-видимому, были рассчитаны на активное вовлечение в учебный процесс тех источников по истории западноевропейских средневековых городов, которые ранее публиковались на русском языке в различных изданиях. В основном это материалы по истории французских, немецких и английских городов. Сама по себе такая задача не может вызвать каких-либо возражений. Она же до некоторой степени оправдывает и тот факт, что темы этих разделов акцентируют внимание студентов на проблемах, ставившихся в советской медиевистике предшествующего периода (до начала 60-х годов), как-то: привилегии и вольности средневековых городов XII-XIII вв., организация цехового ремесла в средневековом городе, социально-политическая борьба внутри города в XIV-XV веках. Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что в формулировке тем для докладов отсутствует необходимая целенаправленность. Например, "Города-коммуны Лан, Бовэ и Руан",


8 В. В. Стоклицкая-Терешкович, С. Л. Плешкова. Средневековый город в Западной Европе в XI-XV веках. Вып. 1. М. 1969.

стр. 157


"Немецкий город под властью феодалов". Подобная постановка темы, конечно, не исключает проблемного построения доклада и выбора новых аспектов при освещении материала, однако, думается, что следует специально обсудить вопрос о формулировке тем для студентов II курса. Нужно учитывать, что она может не только организовать, но и рассеять их внимание при работе над источником. В этом отношении удачнее сформулированы подобные темы в пособии Саратовского университета9 , например, "Система эксплуатации города сеньором (выяснить из анализа древнейшего городского права Страсбурга, XII в.)" или: "Причины, формы и цели освободительной борьбы горожан (выяснить из анализа истории Ланской коммуны)"; "Основные типы городского самоуправления" и другие.

Самый интересный в пособии В. В. Стоклицкой-Терешкович и С. Л. Плешковой раздел - "Организация и характер средиземноморской и северной торговли в средние века". Большинство источников, включенных в приложение, предназначено для работы над этим разделом. В кратком обзоре невозможно дать характеристику всей публикации новых материалов. Следует лишь отметить, что многие из документов вносят необходимый элемент новизны в наши знания о южнофранцузских городах, об организации морской торговли в средние века и т. д. Любопытны также фрагменты из морского права различных областей Европы. Недавно на русском языке появился еще один важный источник по истории морского права в Средиземноморье - "Морской закон" родосцев 10 . По-видимому, в дальнейшем можно будет предложить студентам новые темы по истории средиземноморской торговли городов как Западной, так и Восточной Европы. К сожалению, на русском языке пока еще нет компактной подборки источников по истории итальянских городов и их торговли в Средиземном море11 . Естественно поэтому, что составители не могли уделить итальянским городам должного внимания. Однако непонятно, почему в списках литературы к этому и другим разделам не указаны исследования по истории итальянских городов. Многие из этих работ имеют далеко не частное значение.

Касаясь пособия в целом, нельзя не отметить, что в список литературы не вошло большое количество изданных в 60-е годы работ по истории средневековых городов. Последними из указанных в этих списках оказались исследования, опубликованные в 1963 году. Не нашли отражения в пособии и проблемы, поставленные в новейших работах (например, взаимовлияние города и деревни, специфика социальной природы патрициата и др.). Таким образом, использование этого пособия на практических занятиях несколько затруднено из-за ограниченности круга поставленных вопросов и недостаточного привлечения новейшей исторической литературы. Можно надеяться, что во второй выпуск этого пособия будут внесены необходимые дополнения. Однако широта общей темы - средневековый город - заставляет предположить, что для ее разработки потребуется еще не одно учебно-методическое пособие 12 .

Особого внимания заслуживает первая на русском языке хрестоматия по истории средневековых европейских университетов, подготовленная и изданная Г. И. Ли-


9 "Методическое пособие по истории средних веков". Для студентов-заочников. Составитель Н. И. Девятайкина. Под редакцией С. М. Стама. Саратов. 1974. Кафедра истории средних веков Саратовского университета плодотворно работает над созданием учебно-методических пособий. Пособие Н. И. Девятайкиной нами не рассматривается, так как не содержит публикации источников. Однако оно дает интересные рекомендации по проблемному чтению лекционного курса для студентов-заочников и обновляет тематику курсовых работ. Соответствие этого пособия современному уровню знаний по ряду узловых вопросов дает основание рекомендовать его преподавателям и студентам других университетов.

10 "Морской закон". Предисловие и перевод М. Я. Сюзюмова. "Античная древность и средние века". Вып. 6. Свердловск. 1969 .

11 В известных изданиях документов по истории итальянских городов источники опубликованы на итальянском языке (см., например, "Итальянские коммуны XIV-XV веков". Сборник документов из архива Ленинградского отделения Института истории АН СССР. М. -Л. 1965).

12 Новые пособия по частным вопросам истории средневекового города уже начали выходить в свет (см., например, "Венецианский цех в XIII-XV веках". Учебное пособие для практических занятий студентов исторического отделения. Ч. 1. Составитель Н. А. Фионова. Под ред. Н. П. Соколова. Горький. 1971).

стр. 158


патниковой 13 . Сейчас становится очевидным, что без знания университетской жизни, городской культуры нельзя полностью разобраться в антифеодальных народных движениях, процессах централизации европейских государств и т. д., равно как и в идеологической борьбе средневековья. Источники, подобранные Г. И. Лилатниковой, в определенной мере восполняют пробелы в наших знаниях по истории культуры и образования в средние века, помогают разобраться в истинном отношении светской власти и католической церкви к университетам. Свидетельства документов (раздел второй, стр. 57) убеждают в намерении церкви поставить университеты на службу своим целям и разбивают попытки буржуазной историографии приписать церкви особые заслуги в развитии европейской науки и образования.

Тематика докладов, предлагаемая в конце пособия, может быть использована в работе спецсеминара. В сборнике нет особых методических указаний, однако их вполне могут заменить предисловие А. Е. Москаленко и вступительная статья Г. И. Липатниковой. В предисловии дан краткий историографический очерк всех работ по истории университетов, опубликованных на русском языке, во вступительной статье в сжатой форме изложены новейшие взгляды главным образом зарубежной историографии по основным проблемам истории университетов и намечены направления возможных в дальнейшем исследований. Примечания к каждому разделу значительно раздвигают тематические рамки пособия и содержат ценный справочный материал об античных и средневековых философах и их сочинениях, о направлениях в тогдашней европейской науке и т. д. Таким образом, студент может извлечь из этого сборника все необходимые для серьезной самостоятельной работы рекомендации.

Рассмотренные учебно-методические пособия представляют собой определенный вклад в нашу учебную литературу и историографию. Содержащиеся в них методические рекомендации обобщают накопленный многими преподавателями опыт практической работы со студентами, и теперь уже невозможно себе представить проведение занятий и выполнение курсовых работ без использования этих пособий 14 . Нам думается, что подобные издания открывают перед учеными и педагогами широкие возможности в будущем. В тематике опубликованных пособий далеко не исчерпаны те проблемы современной медиевистики, которые уже получили достаточно глубокое освещение в статьях и монографиях советских ученых и которые могут быть предложены для самостоятельной работы студентов. Таковы проблемы генезиса феодализма, аграрных отношений в Византии, в славянских странах Юго-Восточной Европы, в Южной Италии, Испании, в скандинавских странах и т. д. Эпоха расцвета феодализма, представленная в пособиях лишь темами по истории крестьянских движений и развитию городов в отдельных странах, также должна получить более широкую разработку. Возможно, следует подготовить учебный материал, показывающий эволюцию форм земельной собственности и видов феодальной ренты параллельно в нескольких странах Европы, а также подборку источников, отразивших развитие рыночных связей, созревание предпосылок для возникновения капиталистических отношений. Сложнейшие процессы периода позднего средневековья, связанные с генезисом капитализма, мало затронуты в пособиях, хотя они требуют пристального внимания на занятиях.

Рассмотренный вид пособий позволяет наиболее быстро использовать новейшие результаты исследований советских историков в учебном процессе, вводить студентов в круг актуальных вопросов исторической науки и давать им необходимый материал для первых шагов в самостоятельной исследовательской работе.


13 "Документы по истории университетов Европы XII-XV вв.". Учебное пособие. Вступит. ст., пер. и примеч. Г. И. Липатниковой. Под ред. и с предисл. А. Е. Москаленко. Воронеж. 1973.

14 Хрестоматийный фонд источников хорошо иллюстрирует лекционный курс по истории средних веков, но он слишком фрагментарен и стабилен для целенаправленной работы на семинарских занятиях (см. "Хрестоматия по истории средних веков". Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Т. I. M. 1961; т. II. М. 1963, и др.).

Опубликовано на Порталусе 09 июня 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама