ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ КУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Публикация №1193921006 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Процесс совершенствования образования непрерывен. Общественная практика предъявляет системе образования все новые и новые требования, которые часто входят в противоречие с педагогической действительностью и ее результатами. Чем более существенны социокультурные преобразования, тем более значимым становится несоответствие сложившегося образования изменившемуся состоянию общества и положению в нем человека. Для современной России включение молодежи в систему общественных отношений и деятельности представляет собой значительно более трудную, чем для многих других стран, задачу и высокую ответственность, поскольку ее решение происходит в условиях существенных социокультурных перемен, отличающихся высокой степенью неопределенности.
ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Публикация №1193920966 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Высшими смыслами коммунистического воспитания в Советской России еще не так давно являлись преданность Коммунистической партии, беззаветное служение делу коммунистического строительства. Свое наиболее полное воплощение ценностная основа воспитания получила в "Моральном кодексе строителя коммунизма", который как часть Программы КПСС был в 1961 г. принят на XXII съезде. Годы, прошедшие после полного отказа от коммунистической идеологии - это непростое время в истории России. И сегодня мы можем более адекватно взглянуть на содержание "Морального кодекса". Разумеется, дух коммунистического воспитания предписывает безусловный приоритет общественных (классовых) ценностей над личными, требует непримиримости к врагам коммунизма, но он также провозглашает труд высшей человеческой и общественной добродетелью, формирует развитое чувство патриотизма. И самое главное, в чем и заключалась сила коммунистического воспитания, его, без преувеличения, мировое обаяние: коммунизм имеет мощную эсхатологическую основу, т.е. представляет собой определенное учение о конечных судьбах мира и человека, о предназначении человека, жизнь которого в свете коммунистической идеологии приобретает ясную историческую перспективу и выходит за пределы телесного существования. В функционально-мировоззреческом плане коммунизм в Советской России в XX в. вытеснил и заместил собой православие и приобрел все атрибуты государственного религиозного учения, в том числе и его ярко выраженный педагогический характер. "Необходимо помнить, что христианство было по своей сути "педагогическим" движением, некой морально-религиозной школой человечества; его некогда грандиозная социальная утопия непонятна без веры в неограниченную "перевоспитуемость" людей, в возможность радикально пересоздать их изнутри" [1, с. 233]. И православная, и коммунистическая деятельность имеют четко выраженный воспитательный характер. Они основаны на вере (уверенности) в сознательно управляемое развитие общества, его закономерное прогрессивное изменение, а также организованное и поддерживаемое внешними социальными структурами преображение человека, исправление его несовершенной (греховной) природы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ
Публикация №1193920912 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
По всей России немного найдется поистине выдающихся учителей-практиков, толковых организаторов-руководителей, бесспорных лидеров коллектива, талантливых ученых. В нашем случае все эти качества сочетаются в одном человеке, который к тому лее является Народным учителем России, доктором педагогических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, профессором, Почетным гражданином Калужской области, участником Великой Отечественной войны. Кто-то усомнится - "не хватит и нескольких жизней, чтобы достигнуть таких высот признания". Директору Мятлевской средней школы Александру Федоровичу Иванову - своей хватило. Один из героев романа К. Симонова "Живые и мертвые" утверждает, что "на фамилии Иванов вся Россия держится". Не буду спорить с классиком насчет фамилии, держится ли Россия на ней или нет, а вот на таких людях, как Александр Федорович, несомненно, Россия держалась и будет держаться. Не на Ходорковских и Березовских, а именно на тех, кто не только посвятил свою жизнь благородному делу, но и душу вложил в него. Александр Федорович 55 лет посвятил воспитанию подрастающего поколения, работе в сельской школе небольшого поселка Мятлево Калужской области, о существовании которого, быть может, мало кто и слышал.
Публикация №1193920874 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Проблема профессионально ориентированного обучения учащихся рассматривается многими учеными как один из важнейших аспектов развития современной школы. В то же время очень мало работ по вопросам профессионально ориентированного воспитания детей. Именно им посвящена книга доцента кафедры физики и математики Ульяновского государственного университета, Соросовского учителя 1998 и 2000 гг. Р. В. Гуриной. Ценность книги состоит в том, что в ней обобщен материал из опыта практической работы автора учителем физики и классным руководителем в профильном физико-математическом классе школы N 40 при Ульяновском госуниверситете. Автор исходит из известного постулата, что обучение человека всем жизненно необходимым навыкам происходит в школе. Общий спектр знаний, который получает выпускник школы, формирует его как грамотную, мыслящую личность, как специалиста в выбранной сфере деятельности. При создании профильных классов возможна ранняя профессиональная ориентация школьников. Сотрудничество с вузом позволяет разработать концепцию сквозного обучения дисциплинам физико-математического цикла в рамках триады: школа - профильные физико-математические классы - вуз.
Проблема профессионально ориентированного обучения учащихся рассматривается многими учеными как один из важнейших аспектов развития современной школы. В то же время очень мало работ по вопросам профессионально ориентированного воспитания детей. Именно им посвящена книга доцента кафедры физики и математики Ульяновского государственного университета, Соросовского учителя 1998 и 2000 гг. Р. В. Гуриной. Ценность книги состоит в том, что в ней обобщен материал из опыта практической работы автора учителем физики и классным руководителем в профильном физико-математическом классе школы N 40 при Ульяновском госуниверситете. Автор исходит из известного постулата, что обучение человека всем жизненно необходимым навыкам происходит в школе. Общий спектр знаний, который получает выпускник школы, формирует его как грамотную, мыслящую личность, как специалиста в выбранной сфере деятельности. При создании профильных классов возможна ранняя профессиональная ориентация школьников. Сотрудничество с вузом позволяет разработать концепцию сквозного обучения дисциплинам физико-математического цикла в рамках триады: школа - профильные физико-математические классы - вуз.
ВУЗОВСКИЕ УЧЕБНИКИ МАТЕМАТИКИ: УЗЕЛ ПРОБЛЕМ
Публикация №1193920837 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Отыщи всему начало, и многое поймешь.
Козьма Прутков
На проблему вузовского учебника особое внимание впервые обратили в 1960-х гг. в ходе реформы преподавания точных наук, руководящей идеей которой было - "поднять теоретический уровень" обучения. Реформаторы изменили программы, изъяли хорошие старые учебники и внедрили новые, свои собственные. Симптоматично, что вскоре аналогичные шаги были сделаны в средней школе.
ТАТАРСКИЙ УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЮМ НАСЫРИ
Публикация №1193920799 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Модернизация российского образования, повышение его конкурентоспособности, уровня ресурсного обеспечения важнейших сфер экономики, жизнедеятельности народа немыслима сегодня без определения стратегических направлений его развития. Видению перспективы эффективного развития российского образования, определению стратегических целей во многом способствует анализ инновационных идей, предложенных и осуществленных в прошлом просветителями земли российской. Великий Шекспир писал: "Прошлое - это пролог будущего".
МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Публикация №1193920746 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
На современном этапе развитие средней школы проходит в сложных условиях реформирования системы образования. Идет поиск оптимальных путей замены прежней структуры средней школы на новую, ориентированную на обучение и воспитание активной творческой личности. Очевидная необходимость постоянного осмысления происходящего в историческом контексте повышает значимость историко-педагогических исследований. Они, на наш взгляд, дают возможность использовать опыт работы общеобразовательных учреждений Российской империи в процессе совершенствования современных.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕДАГОГ-МЫСЛИТЕЛЬ МАРКЕЛЛИН ОЛЕСНИЦКИЙ
Публикация №1193920693 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Маркеллин Алексеевич Олесницкий (1848- 1905) - почти неизвестное ныне имя как для украинских, так и для российских педагогов, психологов, философов. Это был один из тех степенных мыслителей, которые, подобно затворникам, проводили большую часть своей жизни над книгами, а своим служением считали просвещение и образование нового поколения. В его биографии мы не найдем ни увлекательных приключений, ни ярких подвигов, ни напряженной борьбы. Такая обычная, даже, казалось бы, скучная биография!
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация №1193920657 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного мира. Специфично ее преломление в сфере образования. Тот факт, что проблема развития поликультурного образования не является чисто российской, что она присуща образовательной практике самых разных государств, подтверждает ее масштаб, значимость и остроту. Речь идет о существенных изменениях в требованиях к результатам обучения и воспитания современного подрастающего поколения, о безотлагательной необходимости формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а следовательно, носители разных культурных традиций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В США
Публикация №1193920618 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в США в начале прошлого века. Бурный рост промышленного производства требовал повышения удельного веса квалифицированного труда рабочих, основывающегося на общеобразовательной и специальной подготовке. Для решения этой проблемы в г. Бостоне в 1908 г. Ф. Парсонсом было организовано первое профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Его отличительной особенностью являлось то, что оно не направляло подростков на работу, а лишь давало совет по выбору профессии. Ф. Парсонс проводил обследование учащихся с помощью анкетирования и тестирования, детально изучал полученные данные о подростках и сопоставлял их с требованиями той или иной профессии. На основе полученных выводов он проводил индивидуальные консультации.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK