ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И СТУДЕНТАМ - ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Публикация №1193920172 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Толковая учебная книга - добрый и активный посредник, связывающий преподавателя и студентов, объединяющий их в непростом процессе профессиональной подготовки учителя. К таким можно отнести недавно изданную книгу М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой. Ее отличает ряд особенностей. Прежде всего, при широком охвате теоретических аспектов воспитания, она лишена навязчивого дидактизма и расчета на репродуктивное воспроизводство. Здесь представлены не только взгляды ученых различных эпох, направлений, школ, но и концептуальные подходы самих авторов. Благодаря этому студент получает возможность сравнить разные взгляды и позиции, он обретает основания для самоопределения в собственном взгляде на такие принципиальные категории, как воспитание, его закономерности и принципы, педагогическое взаимодействие и др. И преподаватель, вслед за авторами, может сориентировать студентов не на "соударение" тех или иных представлений, а на аргументированный выбор собственных: право на такого рода личную точку зрения - проявление вполне оправданного доверия будущим учителям, а вместе с тем это и право на ответственность каждого за принимаемую профессиональную позицию. В итоге главным героем, субъектом и объектом всего пособия оказывается именно студент как будущий учитель, а в центре рассматриваемых процессов - становление этого учителя как воспитателя.
МИР НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ЧЕРЕЗ ЯЗЫКИ, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРУ
Публикация №1193920136 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Программа "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" ведет свою историю с 1995 г. Именно с этого времени учеными и руководством ПГЛУ осуществляется широкая миротворческая научно-исследовательская, образовательная и культурно-просветительская деятельность, целью которой является достижение мира, добрососедства и сотрудничества в Северокавказском регионе гуманитарными средствами.
ИДЕИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И. КАНТА И НЕМЕЦКАЯ ПЕДАГОГИКА XIX в.
Публикация №1193920100 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сегодня сфера образования претерпевает существенные изменения. Закон РФ определяет образование как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства" [1, с. 29]. В связи с этим в основу современной парадигмы учебно-воспитательного процесса закладывается ключевая идея о новой личности, которую должны формировать учебные заведения всех типов. Знания, умения и навыки рассматриваются теперь не как цели образования, а как его важнейшие средства, которые обеспечивают достижение главной образовательной цели - "передачу культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие" [1, с. 39].
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО НА АЗЕРБАЙДЖАНСКУЮ ШКОЛУ
Публикация №1193920065 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
После обретения независимости в Азербайджане начался качественно новый этап развития педагогической мысли. Особенно ярко проявились тенденции к расширению диапазона исследований в области теории и истории педагогики. Изучается и используется передовой опыт развитых стран мира, и в то же время растет интерес к истокам народной педагогики, осмыслению достижений азербайджанской школы. На страницах педагогической периодики в последние годы появился ряд интересных публикаций, в которых освещается история возникновения национальных педагогических школ и концепций, анализируется их развитие в конкретном историко-культурном контексте под влиянием политической и экономической ситуации. Большое внимание в этих работах уделяется, с одной стороны, осмыслению влияния русской педагогической мысли и образовательных традиций, с другой - выявлению перспектив научного сотрудничества двух государств в сфере образования. История развития народного просвещения Азербайджана неразрывно связана с русской культурой, классической русской педагогикой. Особое место принадлежит в ней богатому педагогическому наследию выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.
ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)
Публикация №1193920024 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Гуманитаризация образования сегодня является одной из центральных проблем, поднимаемых в широких дискуссиях педагогов, психологов и философов. Ряд исследователей полагают, и мы присоединяемся к их мнению, что гуманитарность можно рассматривать как особое парадигмальное качество познания и мышления, обусловливающее ценностно-смысловую и содержательно-целевую отнесенность того или иного явления к существованию человека и человечества. В этом случае предмет гуманитарного познания имеет свои особые, отличительные черты и может рассматриваться как
"процесс присвоения субъектом объективированной реальности" [1, с. 33 - 34] или как "целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный" [2, с. 106].
Гуманитаризация образования сегодня является одной из центральных проблем, поднимаемых в широких дискуссиях педагогов, психологов и философов. Ряд исследователей полагают, и мы присоединяемся к их мнению, что гуманитарность можно рассматривать как особое парадигмальное качество познания и мышления, обусловливающее ценностно-смысловую и содержательно-целевую отнесенность того или иного явления к существованию человека и человечества. В этом случае предмет гуманитарного познания имеет свои особые, отличительные черты и может рассматриваться как
"процесс присвоения субъектом объективированной реальности" [1, с. 33 - 34] или как "целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный" [2, с. 106].
ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕРУССКИХ НАРОДОВ В РОССИИ (1861-1917 гг.)
Публикация №1193919976 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
После пристрастных и часто окрашенных в политические тона суждений 90-х гг. прошлого столетия, высказанных по вопросу о национальной (точнее, этнокультурной) составляющей образования, поучительно было бы обратиться к опыту законодательного решения этого вопроса в отечественной дореволюционной истории. Опыт этот охватывает полстолетия - с пореформенного времени до 1917 г.
Невозможно в пределах одной статьи описать все законодательные и подзаконные акты, касающиеся этого вопроса, поэтому придется ограничиться основными, определяющими политику в сфере просвещения народов России. Большинство из них опубликовано, однако трактовка их в исторической литературе, как правило, носила субъективный характер. Эта критическая традиция, берущая свое начало в публицистике последней трети XIX в. и продолженная советской историографией, до конца не преодолена и по сей день.
ОСОБЕННОСТИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Публикация №1193919939 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Складывающаяся в России на протяжении последних лет система высшего профессионального образования в соответствии с Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" представляет двухкомпонентную структуру. Один из ее компонентов - образовательная программа в системе подготовки дипломированных специалистов по широкому спектру специальностей и специализаций. Она складывалась в России длительное время и обеспечивала обучение работников, ориентированных, как правило, на выполнение определенных профессиональных функций. Именно этой системой высшего образования, основой которого были преимущественно пятилетние программы подготовки специалистов, достаточно успешно решалась проблема обеспечения кадрами всех отраслей народного хозяйства. При необходимости для наукоемких специальностей сроки подготовки увеличивались до шести лет, и сегодня эта программа превалирует в системе высшего профессионального образования.
РИСК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ УЧИТЕЛЯ
Публикация №1193919895 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Будущим учителям в процессе их профессиональной подготовки предстоящая деятельность предъявляется как наитруднейшая и наиблагороднейшая, имеющая непреходящую ценность, творческая, отвечающая цели развития ребенка и способствующая саморазвитию педагога и т.п. Однако еще в начале 80-х гг. XX в. только у 28% учителей представления о будущей профессии, сформированные в период их обучения в вузе, совпадали с тем, что они обнаруживали в реальности [1]. Подавляющее большинство начинающих педагогов испытывают "шок практики" при непосредственном вхождении в профессию. Это позволяет говорить о том, что создающийся в их сознании образ деятельности не вполне адекватен реальности, часто идеализирован и односторонен.
ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Публикация №1193919860 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Высокие темпы распространения в России среди подростков заболеваемости наркоманией, ВИЧ/СПИДом, инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), негативно влияющими на репродуктивное здоровье и непосредственно связанными с особенностями поведения несовершеннолетних, требуют принятия на государственном уровне неотложных мер. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в будущем приведет к дальнейшему падению рождаемости, потенциала работоспособного населения, потребует больших финансовых и материальных затрат на лечение и социальную поддержку пораженной заболеваниями группы молодежи. Дальнейшее развитие употребления психоактивных веществ (ПАВ), распространение ВИЧ/ СПИДа и рискованного сексуального поведения подростков можно предупредить, организуя их обучение по программам, базирующимся на современных подходах к профилактике, последовательности и системности ее проведения, согласованности усилий всех заинтересованных лиц, организаций и ведомств.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Публикация №1193919770 01 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В настоящее время, когда формируется глобальное информационное общество, выдвигается новая парадигма открытого и непрерывного образования. Конечной целью информатизации образования становится обеспечение качественно новой модели подготовки специалистов, умеющих самостоятельно добывать знания, гибко изменять свои функции в труде в зависимости от запросов общества, владеющих коммуникационными технологиями, обладающих творческим мышлением и планетарным сознанием. Каждый человек должен представлять, как устроен мир, в котором он живет, каковы его роль и смысл действий, как они сообразуются с законами природы.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK