Полная версия публикации №1192627579

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Юдашина Н. И., П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 17 октября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192627579&archive=1196815384&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 10.04.2021.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Юдашина Н. И., П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 17 октября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192627579&archive=1196815384&start_from=&ucat=& (дата обращения: 10.04.2021).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Юдашина Н. И., П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка / http://portalus.ru.



публикация №1192627579, версия для печати

П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка


Дата публикации: 17 октября 2007
Автор: Юдашина Н. И.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192627579 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Сексология как самостоятельная отрасль знания оформилась лишь в начале XX в. В ее развитие внесли вклад многие науки (биология, этнография, социология и др.), а также художественная литература. Среди наиболее разработанных в ее рамках тем можно назвать вопросы психофизиологии сексуальности, основанные на концепции партнерства; выделение границ и норм сексуальной жизни человека; исследование методов лечения сексуальных расстройств. Самым, на наш взгляд, слабым местом остаются проблемы сексуального развития ребенка и полового воспитания. Исследования в этой области носят весьма частный характер, а на уровне бытового подхода господствуют примитивизм и доморощенность. Это в значительной мере снижает эффективность усилий школы и воспитательных учреждений в этом направлении.

Еще на заре развития человеческой цивилизации в Древнем Египте и Индии сексуальные символы выражали плодородие, к ним относились с особым почитанием, а любовь рассматривали как всеобщую космическую силу, действующую везде и всегда [1]. В средневековье господствовало отношение к сексуальности лишь как к средству продолжения рода, а эротическая культура практически не развивалась. В период Возрождения и позже, сексуальные проявления человека рассматривались в контексте всестороннего развития личности, культура романтизма оказала сильное влияние на расцвет любовной лирики и художественного творчества. До настоящего времени человечество пользуется плодами этого наследия.

Для педагогики с момента ее обращения к сфере интимной жизни ребенка характерны две тенденции: одни исследования описывали сексуальную нейтральность детей, другие, напротив, создавали миф о ребенке-эротомане (в частности, фрейдизм). И те, и другие либо игнорировали полностью тему полового воспитания, либо давали ошибочную ориентацию в ней. П. П. Блонский первым вывел изучение этой проблемы на научный уровень [2; 3; 4]: он сумел выявить основные линии становления детской сексуальности, обосновал оригинальность своего подхода, показал связь сексуального и эротического

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

развития ребенка, построил периодизацию любви [5, с. 26-27].

По мнению многих зарубежных педагогов и психологов, подростковый возраст - это "катастрофический" период "тяжелого кризиса", и все личностные особенности вытекают из специфики полового развития. Бурная игра гормонов при половом созревании не проходит бесследно для ребенка и окружающих. Он осознает свою сексуальную принадлежность, учится по-новому строить отношения с представителями другого пола. Он сильно меняется внешне, у него ломается голос, появляется волосяной покров на теле и т.п. Ребенок неуравновешен, чрезмерно активен. В этот период возникает и первая любовь. Наблюдая за подростками в разных обстоятельствах их жизни, П. П. Блонский обосновал свой основной тезис - именно в период полового созревания, а не раньше пробуждается влечение к представителю другого пола. Преждевременная эротизация ребенка возникает лишь в том случае, если он становится жертвой половой агрессии, и приводит к изменениям в его психике, не говоря уже о физическом вреде. Она влияет и на последующую половую жизнь человека: если стимул-возбудитель вызвал отрицательную реакцию, то в более зрелом возрасте могут развиться сексуальные фобии, отвращение к половому акту; в противном случае возникнет тяга к преждевременному половому общению. Любовные переживания, которые невозможны еще в этот период и не подкрепляют сексуальные отношения, будут по времени и интенсивности отдалены и не станут обладать естественной привлекательностью, а человек в поисках лишь удовлетворения своих физиологических потребностей лишится возможности приобщения к сложному культурному содержанию любви. Поэтому П. П. Блонский настаивал на организации здоровой окружающей среды для ребенка.

Для этого необходимы, по его мнению, соответствующие условия развития общества. В антагонистических обществах, где существует резкое расслоение людей по уровням доходов, беднейшее население не приобщено к культуре и как бы по наследству получает грубый житейский подход к сфере интимного (это и скабрезные анекдоты, рассказываемые при детях, и сквернословие, и развращающее ребенка половое поведение родителей, свидетелем которого он становится, и др.). Пороками таких обществ являются детская порнография и проституция, рабский труд детей, растлевающие их души и разрушающие их физическое здоровье.

Для изучения сексуального развития ребенка П. П. Блонский выбрал наиболее достоверные источники - дневники детей и их переписку. Он критиковал использование анкет и наблюдений, отвергал метод эксперимента, так как считал, что искусственное вызывание у детей сексуальных поступков и переживаний может им навредить. Несостоятелен был, с его точки зрения, и метод психоанализа, с помощью которого З. Фрейд создал теорию детской сексуальности.

П. П. Блонский расширяет сферу исследования и изучает сексуальные поступки, мысли, чувства, переживания, грезы. Любой сексуальный поступок он связывает с эмоциональным переживанием и описывает стадии развития любви у подростка. Наступлению влюбленности предшествует период сердечной неудовлетворенности, тоски, томления. Затем следует поиск предмета любви, обычно сопровождающийся сравнительно легкими увлечениями, иногда совсем малозначительными, и через них переходящий в стадию влюбления, для которой характерно постоянное и очень сильное стремление к любимому человеку.

Любовь девушки-подростка либо останавливается на этом этапе (по Блонскому - любовного эроса), либо переходит в следующую и последнюю стадию - любовного общения, полового сближения, т.е. фактически брачных отношений. Тормозом для перехода в окончательную фазу любви может служить ранний возраст, страх осложнений, отсутствие полового опыта, боязнь осуждения близких людей, робость, застенчивость, сдержанность.

Другими словами, если среда не эротизирует девочку преждевременно, то ее сексуальное развитие параллельно развитию влечения, и по мере взросления путь к половому сближению идет через любовь. Блонский образно сравнивает маленькую девочку с незрелым бутоном, ко-

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

торый сильное внешнее воздействие развертывает порой очень грубо и может погубить. Но подросток-девушка - уже готовый распуститься бутон, и любой внешний сексуальный, эротический стимул (обычно ухаживание, нежность) лишь пробуждает уже само по себе готовое к пробуждению настроение. Внешний стимул здесь уже действует как выявитель, проявитель, поэтому он может быть ничтожным по силе. Иногда небольшой эпизод в фильме, где показаны поцелуй, либо сцена, прочитанная в романе, мощно будит сильнейшую любовную эмоцию девушки-подростка. В норме морально-этические установки не позволяют девушке допускать примитивные, грубые формы ухаживания. Это своеобразное защитное средство: природа оберегает душевное состояние будущей женщины.

Некоторые педагоги, сталкиваясь в своей практике с проявлениями сексуального поведения у подростков и наблюдая их любовные переживания, хотели бы всячески прекратить их, считая это "плохим поведением". Однако это педагогическая ошибка, считает Блонский. Первая любовь подростков, несмотря на некоторое дисгармоничное проявление, имеет чисто платонический характер. В них нет ничего развращающего личность подростка. Роман девочки и мальчика часто начинается с дружбы [5]. Дети ищут уединенных уголков, проводят много времени вместе. Часто роман начинается в форме "дразнения" с целью привлечь к себе внимание.

У мальчиков процесс полового развития затягивается по сравнению с девочками на 2-3 года, количество влюбленностей у них значительно меньше. Зато потом, словно наверстывая упущенное, они становятся более активными в своих сексуальных устремлениях. Необходимо отметить, что мальчики более подвержены сексуальному насилию, так как в обществе менее оберегаемы. У них встречаются такие проявления, как исследования друг друга, а также девочек во время купания и т.п. Становясь жертвами сексуального посягательства, они начинают заниматься манипулятивным и фрикционным онанизмом, ведут сексуальные разговоры, рассматривают эротические картины, подсматривают сексуальные игры взрослых и их половые сношения. Онанизм у мальчика-подростка уже имеет сложное психологическое содержание: процедуры сопровождаются не только удовольствием, но и эротическими образами и эротизирующими картинами. Другими словами, он сознательно управляет и развивает свои сексуальные чувства и переживания. Однако эротическое сознание требует все большего и большего подкрепления по мере взросления, и если подросток или юноша не имеют его, то такая скрытая от всех сексуальная жизнь одиночки может окончиться сильнейшим психическим расстройством.

В подростковый период общение со сверстниками играет заметную роль для психического развития мальчика. Детские компании разного уровня возникают почти во всех дворах, и чем невоспитанней и безнадзорной группа, тем в более грубом и циничном виде преподносятся сексуальные рассказы. Рассказчик-соблазнитель обсуждает доступность для полового общения знакомых девочек и, если у него уже были с кем-то интимные отношения, предлагает воспользоваться ими и своему еще не "посвященному" другу. В этом возрасте дети, как правило, не испытывают ревности друг к другу. Другой пол - лишь доступный экспериментальный материал.

У неэротизированных преждевременно подростков, как и у девочек, но позже, начинается период "влюбления", которое проходит также ряд стадий, начинаясь с дружбы и так называемого "приставания". Последнее носит затяжной характер, в нем наблюдается большая услужливость и переживание нежных чувств. Мальчики стремятся чаще быть вместе с объектом своего внимания, пишут записочки, провожают девочек до дома, но иногда внешне ведут себя враждебно - толкают, дразнят их, дергают за косички и т.п.

Неэротизированный подросток в своих сексуальных переживаниях начинает осознавать разницу между любовью и голым половым влечением и понимает антагонизм между ними. Он активно устраняет в сознании все примитивно- чувственное и обожает любимое существо. Однако дуализм между любовью и сексом в этот период проявляется в том, что мальчик одновременно может любить платонически

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

одну женщину или девочку, но испытывать сексуальные переживания к другим. Он может обыгрывать, перебирать различные варианты в своем воображении, но нравственное отношение к женщине препятствует грубому и примитивному ее восприятию. Примером для такого подростка служат хорошее отношение дома отца к матери, отца к сестре, теплое общение с сестрами и ее подругами.

Так как девочки развиваются быстрее, то они раньше встречаются с любовными переживаниями. Их ровесники- мальчики только вступают в период полового созревания, сензитивного именно к сексуальным раздражителям. Эти неравномерности сексуального развития детей разных полов приводят к расхождениям в их нравственном и личностном развитии. Девочки кажутся рассудительнее, умнее, сдержаннее, их чувства устремляются на более старших юношей, учителей, взрослых мужчин. И в любви они ведут себя умнее и осторожнее. Мальчики же более наивны и беспомощны, но в случае акцентирования на поиске эротического наслаждения испытывают нарушение гармонии чувств, без которой невозможна любовь. В повести Л. Н. Толстого "Крейцерова соната" гимназист после посещения публичного дома, куда его привели товарищи, почувствовал, что светлое и простое человеческое чувство его к женщине пропало. После этого в любой женщине он видел только полового партнера, стремящегося любыми средствами соблазнить его.

Именно в период первой платонической любви происходят яркие сердечные переживания (в физиологическом смысле), исходящие из самого организма, внутренние, потребностные. Порог возбуждения подобных чувств в этот период снижен, они чрезвычайно легко возникают по самому пустячному поводу: жест, слово, смех, улыбка.

Первая любовь подростков, по определению Блонского, - это действительно ранняя стадия человеческой любви. Она имеет затяжной характер и не доходит до завершения. Он выделил целый комплекс проявлений влюбленности в данном возрасте: 1) стремление к возможно большему общению; 2) возбуждение при встрече; 3) повышенная чуткость и зоркость; 4) мечтательность; 5) эмоциональное отношение ко всему, что связано с предметом любви; 6) послушность и услужливость; 7) идеализация; 8) сочувствие (идентификация). Некоторые взрослые люди вспоминали, что под влиянием первой любви меняли к лучшему свои взгляды на жизнь и поведение.

Подросток, переживающий любовные чувства, кажется не только старше своих товарищей, но и сам еще больше стремится к взрослению. Он часто завидует более удачливым взрослым поклонникам объекта своего внимания, переживает по поводу собственной "неполноценности". Зависть подростка скорее меланхолична, он не испытывает ревности или желания унизить соперника. Так, детской и мизерной кажется юному Владимиру его любовь со всеми ее волнениями и страданиями (повесть И. С. Тургенева "Первая любовь") по сравнению с незнакомым еще ему, грозным, мощным чувством, которое он наблюдает у своего отца и любимой девушки. Он даже не ревнует ее к отцу, а в потрясении останавливается: это страсть! "А я лишь воображал, что могу любить!".

Итак, по Блонскому, для гармоничного сексуального развития ребенка необходимы благоприятные условия среды. Она не должна быть агрессивной в отношении чувств ребенка, преждевременно эротизировать его. Воспитание любовных чувств должно начинаться уже в раннем детстве в форме сострадания, сочувствия всему живому. У наиболее одаренных в эмоциональном плане детей первая любовь возникает очень рано, уже в возрасте 3-4 лет [5]. Иногда сами родители инициируют ее возникновение, называя в шутку детей "женихом" и "невестой", обращая их внимание друг к другу. В результате дети становятся внимательнее, наблюдают друг за другом. Мальчик замечает прелесть маленькой девочки - худенькое плечико, розовые мочки маленьких ушей, проколотые для сережек, особую привлекательность в одежде, какая она серьезная, когда играет на скрипке, и красивая, когда плавно кружится в короткой юбочке на катке...

Так подсознательно формируется гетерогенная сексуальная направленность, что

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

очень важно для дальнейшего сексуального развития. Ее воспитание, отмечают педагоги-сексологи [6], является наиболее тонким местом в системе воспитания. Нельзя подавлять в ребенке проявления его половой принадлежности: высмеивать стремление девочки к нарядам, украшениям, косметике или не поддерживать устремлений мальчика к совершенствованию своих физических возможностей. Но во всем необходимо прививать чувство меры и хороший вкус.

Не следует подавлять интереса ребенка к представителям другого пола. На первых этапах сексуального развития этот интерес может принимать не совсем обычные формы, но взрослый обязан знать об этом и быть терпеливым. Педагогически неверно наказывать ребенка за проявление здорового любопытства.

Родители и педагоги должны знать, что типичными формами выражения женской сексуальности являются стыдливость и застенчивость, но в то же время у девочек в возрасте 6-8 лет может наблюдаться более сложное и активное эротическое и сексуальное поведение, что объясняется стремлением привлечь к себе внимание. В этом заложен глубокий биологический и психологический смысл, так как это связано и с продолжением рода, и с проявлением индивидуальности. Но если у маленьких девочек активность проявляется в демонстративности и кокетстве с понравившимися мальчиками, то в старшем возрасте наблюдается активность иного рода - скрытая под стыдливостью и застенчивостью. Девушка, стараясь понравиться, действует как бы вне своей воли и желания, а видимая инициатива остается за мужчиной. Зная эти особенности, родители и педагоги должны следить лишь за тем, чтобы эти явления имели разумную меру выраженности. Так, гипертрофированное чувство застенчивости и стыдливости может привести к чрезмерному ограничению контактов с представителями другого пола. А ведь некоторые родители специально сводят к минимуму общение с мальчиками, стараясь уберечь дочь от всего. В итоге девочка сама станет бояться контактов с мужчинами и может наделать в дальнейшем много ошибок.

В то же время девочке необходимо объяснить, что излишняя демонстративность в поведении - обтягивающая одежда, оголенные части тела и т.п. - может быть не только неверно понята, но и снизить интерес к ней и прекратить исследовательское поведение представителей мужского пола. Можно в качестве примера напомнить девочкам отрывок из романа Л. Н. Толстого "Война и мир", когда на балу появляется красавица Элен: ее обнаженное тело как бы несло следы множества взглядов окружающих людей, от этого оно мертвело, тускнела ее красота, и на ее фоне менее светская и красивая девочка Наташа Ростова покоряла всех живой прелестью детского простодушия и естества.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребенок не фиксировался специально на своих сексуальных проявлениях в поведении. Они должны быть естественны, идти от природы и душевной организации. Преждевременного осознания ребенком проявлений сексуальности необходимо избегать, так как в этом случае развиваются цинизм и лицемерие. Вспомним "Лолиту" В. Набокова, историю ее трагической судьбы. Многие читатели видят лишь развратные действия взрослого человека по отношения к "нимфетке", но забывают, что она первая соблазнила своего любовника. Пройдя школу голой техники секса, не испытав любви, она фактически манипулировала зрелым человеком и довела его до преступления.

Сложность эротического поведения женщины заключается и в том, что в нем должна присутствовать динамика между рационально-логическими элементами и чувственными, непроизвольными. Недостаточно лишь одной внешней привлекательности и непосредственности, чтобы сохранить чувство мужчины. Многие, казалось бы, внешне непривлекательные, но умные женщины имеют прекрасную семью, а красивые топ-модели вынуждены зачинать детей в пробирках. Хотя в современном обществе сексуальными символами становятся кинозвезды и приветствуется "сексапильность", девочка должна увидеть, что духовно эти женщины обеднены, их окружают искусственный мир, наполненный не только множеством ненужных и дорогих

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

безделушек, пустых людей, желающих приобщиться к их славе, но и сами они - игрушки в руках толпы, зависят от желаний посторонних, а их жизнь бесцельно растрачивается на достижение все больших успехов, а не на поиск смыслов жизни и духовного роста.

Девочка должна знать, что необходимо уважительно относиться к представителям мужского пола. Наблюдая в семьях, где осуществляется неправильное сексуальное воспитание, доминирование одного из родителей и пренебрежение им личностью другого, дети составляют неверное представление об отношениях между полами. В школе педагог может заметить, что мальчики из таких семей с презрением относятся к своим одноклассницам, а девочки стремятся подчинять себе мальчиков. Естественно, такие дети становятся неспособны к дружбе с представителями другого пола и неосознанно в своем сексуальном развитии идут по пути гомо-направленности, все больше ощущая свое одиночество.

Воспитанием нельзя подавлять естественные проявления сексуального и эротического развития. В поведении мальчика и девочки должно сохраняться определенное соотношение между обдумываемыми и непроизвольными его элементами. Если осмыслять каждый свой шаг, то поведение станет непластичным, нединамичным. Любая жесткая программа действий потерпит неудачу, если встретится с чем-то необычным, не вписывающимся в сложившуюся схему. Если в поведении подросток ориентирован не на конкретного человека, а на некий образ, идеал, а влюбившись, видит, что идеал и живой человек не совпадают, его охватывает состояние, подобное ощущению краха. Такие дети начинают бояться вновь полюбить кого-то, замыкаются, впадают в депрессию.

Именно в заботливой и любящей семье ребенок впервые получает одобрение и своей половой принадлежности, и сексуального поведения; родители помогают ему разобраться в чувствах любовного характера. Однако взрослым нельзя быть чрезмерно любопытными и требовать от детей чуть ли не детального описания всего, что они ощущают при общении с представителями другого пола. Иногда таким образом они сами ускоряют любопытство к вещам, о которых дети и не подозревали. Недопустим в таких ситуациях и подробный инструктаж. Очень важно доверять ребенку, иначе он не только станет бояться многих ответственных ситуаций, но разочаруется и в собственных возможностях, в силе и искренности чувств любимого человека.

Подводя итоги изложенному, отметим, что для воспитания у ребенка адекватного сексуального поведения необходимо уже с самого раннего детства формировать чувство половой принадлежности, гетеросексуальную направленность, обучать анализу разных сексуальных символов и образцов, способствовать выработке индивидуального поведения. Роль семьи и школы в деле такого воспитания, несомненно, очень значима. Нельзя такую важную область жизни ребенка, как интимная сфера его чувств, передавать в руки чужих людей, подворотен и случайных приятелей. Именно на этом настаивал в своих работах замечательный педагог и психолог П. П. Блонский.

Литература

1. Имелинский К. Сексология и сексопатология. М., 1986.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2т. Т. 1. М., 1979.

3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1979.

4. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979.

5. Юдашина Н. И. Маленькие дети тоже влюбляются // Материнство. 1998. N 9.

6. Колосов Д. В., Сильверова Н. Б. Физиолого- педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.

стр. 72

Опубликовано 17 октября 2007 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1192627579

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ П. П. Блонский о сексуальном развитии ребенка

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU