Полная версия публикации №1193138167

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Детская агрессивность как предмет педагогического исследования → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

И. С. Зимина, Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 23 октября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193138167&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

И. С. Зимина, Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 23 октября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193138167&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

И. С. Зимина, Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / http://portalus.ru.



публикация №1193138167, версия для печати

Детская агрессивность как предмет педагогического исследования


Дата публикации: 23 октября 2007
Автор: И. С. Зимина
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193138167 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Во все времена агрессивность оценивалась как стремление к разрушению, насилие, жестокость, причинение вреда другим людям. В современном обществе большую тревогу и озабоченность педагогов вызывает детское деструктивное поведение. Психологи издавна изучают причины негативного поведения людей, педагогам же приходится создавать условия, приемы и методы для его предотвращения. Прежде чем помочь им решить данную проблему, следует ответить на вопросы: "А всякое ли проявление агрессии вредит человеку? Не исчезнут ли вместе с ней активность личности, ее интерес к жизни, настойчивость, целеустремленность?" Это позволит определить меру подавления агрессии у детей. Попытаемся доказать, что в юном возрасте разрушительные инстинкты иногда проявляются непроизвольно, а нередко способствуют и созиданию.
При угрозе жизни можно спровоцировать неадекватно жестокое поведение даже у взрослого человека, но оно значительно отличается от деструктивного. Без определенной доли оборонительной агрессии человек не защитит себя от нападения; не преодолеет преграды, которые мешают достижению социально значимой цели; не выполнит действия по сохранению здоровья.

Такие проявления поведения Э. Фромм назвал "доброкачественной агрессивностью" [1], она заложена в филогенезе, имеет взрывной характер и возникает спонтанно в ответ на угрозу, проявляется в спортивных и сюжетно- ролевых играх, способствует обретению ловкости, быстроты адекватной реакции на неожиданную ситуацию. В этом случае агрессивность не достигает разрушительной цели, не определяется отрицательными мотивациями. "Злокачественная агрессивность" является порождением онтогенеза, следствием условий воспитания и, следовательно, может быть педагогически управляемой.

К сожалению, в качестве основных методов борьбы с детской жестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При этом уничтожаются оба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженным обидам, унижению, даже избиению.

Порой, констатируя, что поведение негативно, педагоги ориентируются на результат: есть разрушение - есть агрессия. На самом деле нормальная детская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.

Следует различать активность и агрессивность, которые дифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, познание нового, а вторая - разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например, радостью познания. Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью). Различны и проявляющиеся эмоции: при активности - это разочарование, сочувствие, вина, при агрессивности - удовольствие.

Злокачественная агрессивность, безусловно, требует педагогического вмешательства, так как провоцирует появление других негативных эмоций и поведения. Например, "черной" зависти по отношению к чужому успеху, благополучию, радости, побуждающей субъекта совершать злонамеренные действия. Зависть из эмоции может превратиться в разрушающее качество личности, направленное на негативное отношение даже к нравящемуся объекту.

Ориентируясь только на результат деятельности ребенка, взрослые подавляют детскую активность. Это может привести к нежелательным последствиям: к торможению развития положительных свойств личности и формированию отрицательных, таких, как апатия (потеря интереса к деятельности), лень (отсутствие желания совершать действия), застенчивость (скованность действий и мышления).

К одной из причин деструктивного поведения детей отнесем нереализованность агрессии: в какой-то момент она не сможет удерживаться внутри и проявится при незначительном стимуле. Подобный "выплеск" негатива, приводящий к девиантности поведения, внешне характеризуется стихийностью, спонтанностью, неожиданностью, интенсивностью и, следовательно, его невозможно предвидеть. В результате даже в благополучной семье ребенок из хорошего превращается в "испорченного". Последствия таковы: педагоги и родители реагируют на "испорченность" воспитанника только на этапе активно неадекватного поведения. До сих пор нет способов диагностики, предупреждения и предотвращения данного явления, поэтому взрослые часто не предвидят последствий педагогического давления и своими "крутыми" мерами снижают у детей уровень потребности в действии, что нежелательно для полноценного воспитательного и образовательного процессов.

Проводя анкетирование различных групп населения (врачей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений, родителей, социальных работников, менеджеров образования, студентов педагогических специальностей), мы обнаружили причины, приводящие к осложнению воспитательной ситуации. Было опрошено 108 человек. Использовался метод экспресс-анкетирования, когда мнение респондентов фиксировалось в бланке анкеты, состоящей из следующих вопросов: что вы понимаете под агрессив-

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

ностью? Что можете сказать о причинах ее проявления в детском возрасте? Какой ее вид требует педагогического вмешательства: повышенная или пониженная агрессия? Чем опасен названный вами вид? Нужна ли агрессивность для развития ребенка? Можно ли ею "заразиться"?

Большинство опрошенных определили агрессивность как деструктивное поведение, которое выражается в следующем:

* экспрессивное внешнее недовольство объектом;

* неадекватное протестующее действие, враждебное отношение к другим;

* желание "взять свое" любой ценой, конфликтность, грубость;

* жесткие и резкие реакции на чьи-либо действия;

* излишняя негативная активность, несдержанность, неумение контролировать себя, открытое выступление против всех;

* драчливость, озлобленность, склонность к насильственным действиям.

Названы и негативные эмоции; немотивированная злость, повышенная раздражительность, неуравновешенность, несдержанность, озлобленность, возбуждение, вызванное яростью, рассерженность, частые обиды, отрицательная энергия, исходящая от человека в любом ее проявлении. Отмечены отсутствие элементарных представлений о доброте, неприятие мнения старших, психическое расстройство.

Опрошенные отмечают и положительные проявления агрессивности: готовность защитить себя и окружающих от негативного вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым усилиям.

Разделились мнения опрошенных по поводу необходимости педагогического вмешательства. Сторонников активного воздействия на нежелательные действия детей беспокоит поведение дошкольников. Ребята в этом возрасте только учатся управлять своими эмоциями, часто не справляясь с негативными чувствами. У них много поводов для печали и раздражения: нежелание расставаться с родителями, неумение общаться со сверстниками, необходимость следовать непривычным правилам. По мере обретения опыта общения дошкольники становятся дисциплинированнее, сдержаннее, лучше себя контролируют, соотносят собственные поступки с требованиями взрослых. Воспитатели отмечают у подопечных агрессивность, проявляющуюся в поведении (дерутся, кусаются), и отрицательные эмоции (злоба, гнев, раздражительность, обида).

Среди анкетируемых более всего встревожены возможными последствиями агрессивного отношения людей друг к другу социальные работники (68%), которым по роду их деятельности часто приходится сталкиваться с несправедливостью к тем, кому требуется социальная поддержка и помощь, кто обижен на родственников, начальство, общество и т.д. Неимущие часто считают себя жертвами, а своих обидчиков - агрессорами. Социальные работники обычно глубоко сочувствуют этим людям. Возможно, поэтому у них ярко выражено негативное отношение к агрессорам и агрессии. Многие полагают, что низкий уровень агрессивности часто мешает людям добиваться защиты своих прав: обращаться за помощью к кому-либо, "беспокоить" вышестоящие инстанции или правоохранительные организации.

Родители (58%) опасаются агрессии детей, чувствуют свою ответственность за их воспитание. Взрослые часто не знают, как поступить с "разгорячившимся" ребенком, как его "остудить". Многие обвиняют себя в том, что они сами провоцируют нежелательное поведение младших. Некоторые даже боятся собственного сына или дочь, опасаясь за себя, семью.

Но активные запретительные меры родителей не всегда оправданы, так как в ситуации бесконтрольности, когда взрослых нет рядом, дети проявляют свою нереализованную и сдерживаемую ранее агрессию.

Студенты (55%), как правило, видят опасность агрессии в том, что она препятствует нормальному общению и учению. Они полагают, что неадекватное поведение спровоцировано патологической средой, которая их окружает (преступность, наркомания, насилие и т.п.). Вместе с тем они признают ценность такого поведения, в котором проявляются готовность и умение защитить себя, отстоять свою позицию, последовательно продвигаться к поставленной цели.

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

Врачи (40%) считают, что агрессивность опасна для здоровья окружающих, что основным ее источником являются психически нездоровые люди. В то же время многие медики приходят к мнению, что сдерживать "выброс" отрицательной энергии опасно для здоровья человека. Это может стать причиной повышения давления, нарушения ритма сердечной деятельности, органов пищеварения.

По мнению учителей (38%), сторонников строгой дисциплины, любая вспышка агрессии на уроке должна быть решительно пресечена. К основным методам ее пресечения педагоги относят сублимацию, запреты и смещение данного состояния. По нашим данным, успешнее справляются с трудностями поведения учащихся опытные, пожилые педагоги, проповедующие авторитарный стиль преподавания.

Менеджеры (33%) не слишком критично относятся к проявлению агрессивности. По-видимому, в их управленческой деятельности ценятся такие качества, как жесткость, настойчивость, упорство, требовательность, которые способствуют становлению деловых отношений в коллективе. Однако такой стиль делового общения может подавлять инициативу коллег по работе. Вместе с тем 22% менеджеров заявили, что хотели бы руководить коллективом не только исполнителей, но и инициаторов, считая, что творческий подход к делу способствует процветанию любой организации.

Обнаружилось немало сторонников активного педагогического вмешательства в ситуации, когда проявляется пониженный уровень агрессивности. По их мнению, излишняя скромность, застенчивость учащихся мешает им выходить к доске, они боятся ответить на вопрос с места, стесняются лишний раз проявить инициативу или продемонстрировать свою активность. При этом у застенчивых детей психологи отмечают страхи (школьные фобии), возникающие вследствие запретов воспитателей дошкольного учреждения.

Анализ данных, полученных при проведении экспресс-анкеты, свидетельствует о том, что более всего опрошенные опасаются повышенной агрессивности детей, которая может стать причиной идентичного поведения взрослого человека. По их мнению, педагогическое воздействие необходимо также и при отсутствии у воспитанников названного состояния.

К направлениям деятельности, способствующей нейтрализации деструктивного поведения и активизации заниженных притязаний детей, относятся консультативная психолого-педагогическая помощь и социализация агрессивности. Эти направления, точнее методы, апробированы в нашем лонгитюдном исследовании. Опыт оказания в течение 5 лет консультативной психолого-педагогической поддержки детям от 3 до 13 лет показал, что без такой помощи ребенок редко преодолевает свою агрессивность, которая спонтанно высвобождается в периоды снижения контроля взрослых. Это происходит в младшем подростковом детстве или даже ранее.

Назовем возможные последствия детского асоциального поведения: 1) алкоголизация: подросток при употреблении спиртных напитков получает удовольствие, чувство свободы и начинает удовлетворять потребность в активности этим путем;

2) наркомания, токсикомания: человек уходит от реального мира в мир грез и чувствует свободное от запретов состояние;

3) бродяжничество: уход из семьи, где много ограничений и запретов, позволяет обрести неограниченную свободу действий;

4) суицид - крайняя форма избавления от запрещающей реальности; 5) аутоагрессия: агрессивное действие, направленное на себя, что может выразиться в виде пирсинга, татуировок, травм, заболеваний, самоповреждений.

Социализация детской доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод, на наш взгляд, можно следующим образом: сублимировать активно негативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия с живых объектов на неживые (природные материалы, песок, воду, глину, пластилин, воск, всевозможные "конструкторы" и т.п.); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого "гасятся" деструктивные импульсы.

Немаловажную роль здесь играют занятия, построенные на смене видов деятельности, предполагающей включение детей в подвижные игры, в музыкальные, ритмические, трудовые, танцевальные занятия, а также увеличение количества прогулок, динамических пауз и т.п.

Существуют различные теории исследования агрессивности у детей. В психоанализе З. Фрейда [2] установлено, что ребенок развивается при уравновешенности деструктивных и конструктивных влечений. Когда одно из них преобладает, нарушается процесс развития.

Теория фрустрации доказывает, что стремление к разрушению, насилию - результат воздействия тревожных факторов. Люди ведут себя негативно, когда не в состоянии достичь своих целей или не получают ожидаемого вознаграждения [3].

Американский психолог Л. Берковиц [4] обозначил факторы, или "аверсивные стимулы" (фрустрация, боль, дискомфорт), которые формируют готовность к агрессивным действиям. Такое поведение возникает при соответствующих предпосылках (предрасположенность к жестокости, наличие оружия и т.д.).

Учитывая эти и другие психологические открытия, педагоги могут руководствоваться принципами дозирования фрустрирующего напряжения и уравновешивания деструктивных и конструктивных влечений. Ситуация неуспеха уравновешивается ситуацией успеха, последняя не принесет радости ребенку, если будет повторяться постоянно. Неуспех первичен, он сопровождается раздражением, обидой, неоправданными ожиданиями. Успех снимает эти негативные переживания. Ситуация незнания уравновешивается знанием. Это происходит в том случае, если незнание зафиксировано взрослым и вызывает у ребенка дискомфорт. Напряжение, которое испытал ученик на уроке, уравновешивается отдыхом во время перемены. Повышенная активность на перемене - свидетельство излишнего умственного и физического напряжения на уроке.

Следует добиваться, чтобы агрессивный ребенок находился в состоянии концентрации и готовности к действию [1], формировать его способность удерживать агрессию в себе, но быть постоянно готовым к проявлению "доброкачественной агрессии". Нужно стремиться к тому, чтобы неблагоприятные условия не спровоцировали ситуацию, когда нормальная личностная активность превращается в разрушительную деятельность. Важно понять, что при подавлении доброкачественной агрессивности задерживается нормальное развитие детей, а при ее жестком контроле происходит несоциализированный выплеск.

Литература

1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктинности. М, 1998.

2. Фрейд З . По ту сторону принципа удовольствия. М. 1992.

3. Кэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.. 1997.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.

Опубликовано 23 октября 2007 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1193138167

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Детская агрессивность как предмет педагогического исследования

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU