Полная версия публикации №1296045096

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ НАСЛЕДИЕ А. Н. РУБАКИНА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

НАСЛЕДИЕ А. Н. РУБАКИНА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 января 2011. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1296045096&archive=008&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

НАСЛЕДИЕ А. Н. РУБАКИНА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 26 января 2011. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1296045096&archive=008&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.04.2024).



публикация №1296045096, версия для печати

НАСЛЕДИЕ А. Н. РУБАКИНА


Дата публикации: 26 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296045096 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В редакцию "Вопросов литературы" поступило письмо от читательницы П. М. Матвеевой, которая просит рассказать о А. Н. Рубакине. П. М. Матвеева пишет: "На Третьем съезде писателей товарищ Хрущев упомянул в своей речи о писателе Рубакине. Никита Сергеевич сказал о нем: "Когда-то я читал сочинение Рубакина "Среди книг". Вообще я много читал его произведений и уважил этого писателя". Несмотря на вес мои поиски, я ничего не могла найти в библиотеках о Рубакине. Прошу Вас, осветите ни страницах Вашего журнала жизнь и деятельность Рубакина. Я думаю, что я в своей просьбе не одинока. Многие интересуются теперь этим писателем и его произведениями. С уважением П. Матвеева". Выполняя просьбу читательницы, публикуем статью И. Яновского-Максимова. Ни одной солидной библиотеке без сочинения г-на Рубакина нельзя будет обойтись. В. И. Ленин1. Николай Александрович Рубакин - писатель и общественный деятель оставил огромное литературное наследство. Произведения Рубакина были переведены на двадцать восемь языков. Тиражи его работ достигли 20 миллионов экземпляров. А между тем -------------------------------------------------------------------------------- 1 В. И. Ленин. Сочинения, т. 20, стр. 236. стр. 147 -------------------------------------------------------------------------------- Рубакин долгое время был забыт. Забыт, несмотря на то, что Ленин в девяти своих работах ссылается на его труды. Надежда Константиновна Крупская, поздравляя Рубакина с двадцатипятилетним юбилеем его деятельности, вспоминала его помощь воскресным школам для рабочих в Петербурге в 90-х годах. "Ваша интересная деятельность, - писала она, - жива в моей памяти. Помню мои частые визиты к Вам и те ценные указания, которые в свое время получала от Вас"1. "Когда-нибудь разумные люди сумеют оцепить Вашу настойчивую, огромную работу истинного демократа. Много сделано Вами для одухотворения массы народной, - я знаю это очень хорошо"2, - писал Горький Рубакину 15 октября 1922 года. В краткой автобиографии, написанной в 1915 году, Рубакин писал: "Я решил посвятить свою жизнь борьбе за человека, - против гнуснейшего вида неравенства - неравенства образования". Николай Александрович родился в 1862 году в г. Ораниенбауме. Отец его происходил из крестьян Псковской губернии и занимался торговлей. В течение восемнадцати лет он был городским головой. Мать Рубакина, Лидия Терентьевна, в молодости была тесно связана с шестидесятниками. Огромное влияние на нее оказали знакомство с Писаревым и участие в кружке, которым он руководил. Николай Александрович любил слушать рассказы матери о подвигах ранних народников, об их хождении в народ. Эти рассказы волновали мальчика, и он с жадностью набрасывался на книги в небольшой библиотеке, которую его мать организовала в Ораниенбауме. В 1887 году Рубакин окончил с медалью Петербургский университет, где изучал естественные науки. Одновременно он посещал лекции на историко-филологическом и юридическом факультетах. В университете Рубакин сближается с Александром Ильичем Ульяновым - братом Владимира Ильича Ленина - и участвует вместе с ним в студенческом народовольческом кружке. Совместная деятельность с Александром Ульяновым оказала на Рубакина огромное влияние и многое определила в его жизни. Казнь Ульянова произвела на него ошеломляющее впечатление. По окончании университета Рубакин усиленно готовится к педагогической деятельности с намерением начать широкую просветительскую и пропагандистскую работу. Он решает посвятить свою жизнь служению народу. Рубакин начинает странствия по ближним деревням, ходит на фабрики, чтобы узнать думы и чаяния народа, чтобы нести в народ правду, чтобы раскрыть людям глаза на творимые царизмом преступления. Одновременно он продолжает поддерживать -------------------------------------------------------------------------------- 1 Письмо Н. К. Крупской Н. А. Рубакину от 18 апреля 1911 года, Париж, Рукописным отдел Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, архив Рубакина. 2 Письмо хранится в архиве Рубакина. стр. 148 -------------------------------------------------------------------------------- связь с передовым студенчеством, участвует в нелегальном студенческом кружке. В 1887 году Рубакина арестовывают и отдают под надзор полиции. О педагогической работе теперь не может быть и речи. Весьма показательна для того времени история библиотеки Л. Т. Рубакиной, - библиотеки, сыгравшей решающую роль в жизни Николая Александровича. Лидия Терентьевна Рубакина привезла в Петербург из Ораниенбаума всего 200 книг, но вскоре увеличила свой книжный фонд до 6000 томов. Однако, несмотря на успех библиотеки, ей становится все труднее сводить концы с концами, так как большая часть абонентов пользуется библиотекой бесплатно. Чтобы избежать полного разорения, Рубакина решает продать библиотеку. И тогда Николай Александрович берет дело в свои руки. Он быстро расширяет библиотеку, тратя на покупку новых книг все деньги, которые зарабатывает, будучи редактором в ряде петербургских издательств. Библиотека продолжает расти. Воспоминания Рубакина о Ленине как о читателе его библиотеки на Большой Подъяческой относятся к 90-м годам прошлого столетия, к тому времени, когда Ленин впервые приехал в Петербург и организовал "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Ленин часто бывал в библиотеке, причем Рубакин отмечает неизменно бережное отношение Владимира Ильича к книге. Возвращая книгу, он нередко исправлял мелкие повреждения: подклеивал корешок, обертывал ее в обложку, тщательно им смастеренную. К этому времени библиотека на Большой Подъяческой превращается Рубакиным в лабораторию по изучению интересов читателя, в методический центр по разработке новых форм самообразования. Но этим не исчерпывается значение работы Рубакина. Библиотека стала своего рода революционным центром. Сюда приходили учительницы воскресных школ, которые являлись связующими звеньями между революционными организациями и рабочими петербургских фабрик и заводов. Приходили передовые рабочие, руководители нелегальных кружков. При библиотеке функционировал подвижной музей, где выдавались наглядные пособия для преподавания в воскресных школах. В его организации принимала участие Н. К. Крупская. Музей еще больше расширил связь библиотеки с рабочими школами и кружками. Находясь под надзором полиции, лишенный возможности непосредственно общаться с народом, Рубакин вынужден был ограничиваться одной перепиской. Однако даже при этих скудных возможностях Рубакин развернул широкую деятельность по сбору, обработке и интерпретации высказываний о книгах множества людей из самых разнообразных слоев населения. Он разрабатывает особые анкеты и организует с их помощью своеобразные референдумы. Его опросы охватывают в то время 3946 человек, с которыми он в дальнейшем ведет переписку. стр. 149 -------------------------------------------------------------------------------- К этому времени Рубакин уже известен в литературных кругах Петербурга. Он выступает с докладами о народном образовании, оказывает помощь рабочим в библиотеках-читальнях за Невской заставой в качестве советчика и методиста. Совместно с учительницами воскресных школ Рубакин составляет в 1889 голу "Опыт программы исследования литературы для народа". После опубликования "Опыта" в журнале "Русское богатство" и выхода отдельной книгой к Рубакину стали поступать многочисленные отклики читателей. Эти материалы послужили основанием для создания новой книги "Этюдов о русской читающей публике", изданной в Петербурге в 1895 году. Популярность Рубакина и сто авторитет в среде передовых рабочих и демократической интеллигенции Петербурга вызывают тревогу жандармского управления. Полиция устанавливает за Рубакиным строгую слежку, а цензура становится по отношению к его сочинениям особенно бдительной. Рубакину приходится скрываться под псевдонимом, и он публикует ряд статей за подписью "Сергей Некрасов". Вскоре Рубакина на два года высылают из Петербурга. Он поселяется в Крыму, близ Алушты, в глухой татарской деревушке, где пишет революционные брошюры. Ему помогает Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, она доставляет Рубакину необходимые материалы, а рукописи передает Л. Б. Красину, который их издает. В 1904 году Рубакин снова в Петербурге. Творчество его к этому времени отличается широким диапазоном: от детально разработанных программ чтения для различных групп читателей - до острых политических памфлетов. На III съезде деятелей по техническому и профессиональному образованию 4 января 1904 года Рубакин открыто выступает с критикой самодержавия. "Да, господа, - говорит он в своем докладе, - пора констатировать этот крайне важный факт нашей общественной жизни: у трудящихся классов быстро нарождается своя собственная боевая интеллигенция... В моей статье "Книжный поток" ("Русская мысль") собраны цифры и факты, доказывающие с достаточной очевидностью, что впереди читающей толпы уже давно стоят именно фабрично-заводские рабочие, русский пролетариат, и что подъем книгоиздательского дела в России совпадает с 1896 годом - тем самым годом, когда пролетариат впервые выступил en masse на историческую сцену и когда тридцатитысячная петербургская забастовка открыла собою великое русское освободительное как политическое, так и социальное движение". Рубакин призывает к борьбе против гнуснейшего вида неравенства- неравенства образования. Закончил он свой доклад словами: "Русская революция наступила. Мы перестали ее ждать". За Рубакиным устанавливается бдительный надзор жандармского управления, и, наконец, в 1907 году ему предложено поки- стр. 150 -------------------------------------------------------------------------------- нуть Россию. Он эмигрирует за границу, причем ему приходится расстаться с самым дорогим для него - с библиотекой, которую 25 марта 1907 года он передает Петербургскому отделу Всероссийской лиги образования. Во время церемонии передачи библиотеки Рубакин сказал: "...я передаю мою частную собственность в нераздельное общественное владение Московской части Петербургского отделения Всероссийской лиги образования, а в ее лице всему петербургскому населению и прежде всего - петербургскому пролетариату и трудовой интеллигенции". Поселившись в Швейцарии, Рубакин организует новую библиотеку с фондом в 100 000 книг, которой пользуются многие политические эмигранты и среди них Ленин, Крупская, Плеханов, Луначарский, Вера Фигнер. Рубакин и здесь продолжает свою научную работу по вопросам самообразования и библиографии. Он пишет выдающийся трехтомный труд "Среди книг", два тома книги "Введение в библиологическую психологию" и множество научно-популярных работ. В 1920 году Рубакина избирают членом Международного библиографического бюро в Брюсселе. Его библиотека становится Институтом по изучению библиологической психологии. Оторванный от родины, Рубакин продолжает поддерживать тесную связь с Россией. В своем письме Горькому (1 ноября 1918 года) по случаю первой годовщины Октябрьской революции он пишет: "Я приветствую нашу милую, дорогую, близкую и далекую социалистическую, республиканскую Россию, осуществляющую мечту моей жизни... Привет русскому трудящемуся классу. Сердцем я всегда у вас, с вами, хотя работаю за тысячи верст от вас - не по моей вине, но всегда и прежде всего для России... Услышьте же мой далекий крик: да здравствует первая на земном шаре до сих пор еще невиданная великая федерация социалистических республик!" В 1934 году Рубакин снова пишет: "25 лет я работаю в Швейцарии и никогда не чувствую своей оторванности от родной страны, - жил, живу и всегда буду жить прежде всего духом ее социалистического строительства". В 1930 году Советом Народных Комиссаров СССР Рубакину была установлена персональная пенсия. Незадолго до смерти Рубакин составил некую итоговую статистическую табличку, отразившую в цифрах всю его жизнь: Прочитано 250 000 книг. Создано 49 научных произведений. Написано и издано 280 научно-популярных книг. Общий тираж изданий - 20 миллионов экземпляров. Написано и разослано 15 000 программ по самообразованию. Собрано 230 тысяч книг. Умер Николай Александрович Рубакин в 1946 году в Лозанне. Урна с его прахом погребена в Москве на Ново-Девичьем кладбище. стр. 151 -------------------------------------------------------------------------------- В тяжелые годы царизма, когда народу не было доступно систематическое образование в школах, гимназиях, университетах, Рубакин создал широкую систему самообразования. "Нужно самовооружиться знаниями!" - пишет он, обращаясь к своей многотысячной незримой, но очень близкой ему аудитории. В своих работах по самообразованию Рубакин восстает против всяческих теорий, рожденных в кабинетах, против кабинетных ученых, оторванных от народа. Он признает истиной лишь то, что зиждется на фактах, на конкретных данных. Он придает огромное значение непосредственной связи с народом, тщательному массовому опросу как самому верному способу создать живую, рациональную систему самообразования. Книга Рубакина "Практика самообразования", как указывает автор, является "опытом создания системы самообразовательного чтения применительно к личным особенностям читателей". Можно не соглашаться с Рубакиным в вопросах определения психологии каждого индивидуального читателя, но многие черты читательского восприятия, подмеченные Рубакиным, остаются верными и доныне. Очень современно звучит определение Рубакиным значения беллетристики для эстетического развития читателя. Признавая, что "красота в широком смысле слова должна быть сознательно сделана одним из необходимых элементов жизни", Рубакин решительно отвергает красоту, не наполненную содержанием. Он пишет: "Мы отрицаем ту красоту, которая отрицает ради себя самой всякое содержание, потому что, думается нам, никакая форма, даже изящная из изящных, не может, не в силах скрыть, загородить собою пустого места, вместив, так сказать, пустоту в себя, набросив свою блестящую, яркую одежду иной раз на мерзость и пошлость, запустение и гниль". В книге "Практика самообразования" два раздела. В первом излагаются основные принципы построения работы по самообразованию, во втором помещен рекомендательный список литературы для самообразования. Здесь даны практические советы читателю: как читать, как искать в книге необходимое, что и как читать по беллетристике, публицистике, науке и пр. К работе приложены описания 586 книг по основным отраслям знания. Помещенные аннотации, реферативного типа, лаконичны, но выразительны и дают четкое представление о книге. Эти описания по методу их построения являются до сих пор ценным методическим пособием для наших библиографов. Не будучи экономистом по образованию, Рубакин в своей книге "Россия в цифрах" проделал значительную научную работу по экономическому исследованию России на основании многочисленного фактического материала. В цифрах, кстати взятых из официальных источников, он продемонстрировал огромные до- стр. 152 -------------------------------------------------------------------------------- ходы имущих классов и нищету крестьянства и городского пролетариата, вскрыл связь сановного мира с крупным землевладением. Сравнивая распределение народного дохода России с положением в других странах, Рубакин писал: "Россия сравнительно с другими странами - страна полунищенская. Если 63 рубля представляют сумму, приходящуюся круглым счетом на 1 жителя, это значит, что у многих миллионов русских людей не выходит в год и этой суммы. Если мы вспомним, сколь значительная часть народного дохода поступает ежегодно в пользу казны, сколько поглощается духовенством и другими общественными группами, не участвующими в производстве материальных ценностей, то не можем не прийти к выводу, что на долю главнейших создателей народного дохода приходится еще меньшая доля его". Рубакин проявил недюжинные способности публициста. Многие его статьи широко обсуждались в петербургских общественных кругах. В. И. Ленин в статье "Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 - 1907 годов" указал, что цифры и факты, приведенные Рубакиным в его работе "Треповская партия в цифрах", послужили поводом для выступлений во II Государственной думе депутатов от социал-демократов о связи правящей сановной бюрократии с крупным землевладением, о том, "как велики имения высших чиновников на Руси". Материалы, приводимые Рубакиным в его книге "Этюды о чистой публике", также упоминаются Лениным в статье "Буржуазные дельцы - финансисты и политики". За короткий срок книгоиздательством "Народная воля" было выпущено несколько брошюр, написанных Рубакиным за подписью "С. Некрасов": "Кто не желает дать народу ни земли, ни волн", "У кого земли много и почему много", "Ничего с нами не поделаешь" и ряд других. Под псевдонимом "С. Некрасов" Рубакин написал и книгу "Какие порядки нужны народу и как их добиться", в которой со всей резкостью ставится вопрос о необходимости свергнуть существующий строй и указывается, что "только в борьбе во имя грядущего царства правды и справедливости, царства социализма, трудящийся народ обретает право свое". Если бы Рубакин не написал ничего, кроме трехтомного сочинения "Среди книг", то и тогда заслуга его перед человечеством была бы значительной. Подобного издания не было во всем мире. Это не преувеличение. "Издание этой книги представляет собой, - пишет Рубакин в предисловии, - опыт обзора лучших русских книг в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей, - опыт, далеко не совершенный во мно- стр. 153 -------------------------------------------------------------------------------- гих отношениях, но, во всяком случае, первым таков опыт, и не только в России". Существовавшие в то время "Librairie rationaliste" и "Litt-rarische Ratgeber" представляли собой очень краткие указатели лучших французских и немецких книг, но ни по объему, ни по своему назначению они не могли сравниться с огромным по масштабу обзором русских книжных богатств, каким является труд Рубакина. Во введении к первому тому "Среди книг" определены задачи этого труда. Они состоят в том, чтобы помочь читателям ознакомиться с общей наличностью русских книжных богатств, с их распределением по разным отраслям знания, по странам, по эпохам, по национальностям, их создавшим, по историческим периодам, помочь оценке богатств, познакомить с наиболее выдающимися произведениями, авторами, их теориями и, наконец, познакомить читателя с распределением всех этих книжных богатств по основным группам читателей в зависимости от трудности изложения. В трех томах "Среди книг" нашли отражение лучшие русские книги. Здесь приведены книги по литературе, искусству, театру, живописи, музыке, критике, публицистике, истории литературы, этике, истории, народному образованию, политике, экономике, социологии, статистике, географии и по многим другим разделам знаний. Приводимые работы группируются по форме их изложения: обзоры, монографии и т. д. Высокий научный уровень труда Рубакина объясняется главным образом его умением привлечь в качестве авторов виднейших ученых. Достаточно указать, что для написания статьи о большевизме Рубакин обратился к Ленину. Чрезвычайно интересна переписка Ленина и Рубакина по поводу участия Ленина в качестве автора в одном из томов "Среди книг". 10 января 1913 года Рубакин обратился к Ленину с просьбой написать для его издания "краткое (не более как на одной странице почтовой бумаги) изложение самой сути большевизма и указание тех книг, в которых имеется изложение этой сути. Спустя две недели, 25 января 1913 года, Ленин послал Рубакину из Кракова просимую статью с таким письмом: "Н. Л. Рубакину в Кларан (Швейцария). Уважаемый товарищ! Исполняя Вашу просьбу, посылаю Вам "экспозэ" такое короткое, какое только мог. Если бы Вы не добавили, что "история полемики" в Вашей книге не исключена, то изложение большевизма было бы совсем невозможно. стр. 154 -------------------------------------------------------------------------------- Кроме того, сомнения вызвала во мне Ваша фраза: "Постараюсь в Вашей характеристике не делать никаких изменений". Я должен поставить условием печатания отсутствие каких бы то ни было изменений. (О чисто цензурных можно бы, конечно, списаться особо). Не подойдет - верните, пожалуйста, листок. С товарищеским приветом Н. Ленин"1. 13 февраля 1913 года Ленин пишет о своем несогласии с предлагаемыми Рубакиным изменениями в статье и, отвечая на просьбу прислать ему книгу "За 12 лет", сообщает: "Уважаемый товарищ! На Ваши изменения я согласиться не могу. Книга "За 12 лет" конфискована, и ее найти вряд ли возможно. Впрочем, я попытаюсь порасспросить кое-где и, в случае удачи, пришлю Вам. Надежда Константиновна просит передать Вам привет. Уважающий Вас Ленин"2. Статья Ленина о большевизме была помещена Рубакиным во втором томе "Среди книг" без изменений. В апреле 1914 года Ленин выступил в журнале "Просвещение" с рецензией на второй том "Среди книг" (второе издание), где писал: "Нечего и говорить, что издание подобного типа представляет громадный интерес и что план автора, в общем и целом, вполне верен. В самом деле, дать разумный "обзор русских книжных богатств" и "справочное пособие" для самообразования и библиотек нельзя иначе, как в связи с историей идей. Тут нужны именно "предварительные замечания" по каждому отделу (которые и дает автор) с общим обзором предмета и с точным изложением каждого идейного течения, а затем перечень литературы к этому отделу и по каждому идейному течению"3. И дальше: "Автором и его многочисленными сотрудниками, названными в предисловии, затрачен громадный труд и начато чрезвычайно цепное предприятие, которому от души надо пожелать расти и развиваться вширь и вглубь"4. В своей рецензии Ленин указывал и на основные изъяны книги. "Недостатки сочинения - эклектизм автора и недостаточно широкое (вернее, едва только начавшее применяться) обращение к специалистам за сотрудничеством по определенным вопросам"5. -------------------------------------------------------------------------------- 1 "Ленинский сборник", т. XIII, стр. 214 2 Там же, стр. 215. 3 В. И. Ленин. Сочинения, т. 20, стр. 236. 4 Там же, стр. 236. 5 Там же, стр. 236 - 237. стр. 155 -------------------------------------------------------------------------------- Эклектизм Рубакина и приводил его к боязни полемики, борьбы идей. Ленин указал, что Рубакин "...хочет дать обзор "истории идей", а история идей есть история смены и, следовательно, борьбы идей"1. Предубеждение автора против полемики привело его к апологии явного эклектика Тугана-Барановского. Заканчивая свою рецензию, Ленин писал: "... нельзя не пожелать, чтобы автор почаще применял метод обращения к представителям разных течений во всех областях знания. От этого выиграют точность и полнота работы да и объективность ее; от этого проиграют только эклектицизм и прикрытая полемика"2. Вскрыв основные недостатки книги, Ленин тем не менее отдает должное "громадному", "ценному труду" Рубакина. Само собой разумеется, что в настоящее время труд Рубакина в известной степени потерял свою былую актуальность. Советская библиография шагнула с тех пор далеко вперед. Но ценность этого труда как методического пособия велика. Нашим библиографам можно здесь многому научиться. Библиографическая классификация материала с ее строгой логической последовательностью, форма обзоров, предпосылаемых рекомендательным спискам, четкое и умелое использование техники перекрестных ссылок, лаконичное и выразительное описание книг, а главное, масштабность - вот чем характерен труд Рубакина. Отдельные высказывания Рубакина об изучении психологии читателя выросли в целую отрасль знания, названную автором "библиологической психологией". В 30-х годах эта теория подверглась резкой критике. Вместе с работами по "библиологической психологии" были преданы забвению труды Рубакина по библиографии, самообразованию и организации библиотек. Теория "библиологической психологии" требует специального изучения и ждет еще непредвзятой критики с марксистско-ленинских позиций. Думается, что мысли об активном участии читателя в литературном процессе, о тесном содружестве писателя с читателем, об их сложном творческом взаимодействии близки нам. Изучение трудов Рубакина поможет и писателям в их овладении мастерством. Ведь без глубокого проникновения в психологию читателя, без познания его восприятия литературного произведения трудно решать многие вопросы литературного творчества. Особое место в наследии Рубакина занимает его беллетристика. Его рассказы весьма ценили Горький и Ромен Роллан. В Швейцарии Ромен Роллан жил по соседству с Рубакиным, часто заезжавшим к нему в Вильнев. Долгие беседы с Рубакиным, -------------------------------------------------------------------------------- 1 В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 237. 2 Там же, стр. 238. стр. 156 -------------------------------------------------------------------------------- как записал в своем дневнике Роллан, помогли ему постичь значение Октябрьской революций. За годы советской власти переиздан ряд научно-популярных книг Рубакина: "Подземный огонь" (1919), "История русской земли" (1919), "Вечное движение" (1925), "Как и когда появились люди на земле" (1927), "Путешественники и переселенцы в царство животных" (1928), "Рассказы о великих и грозных явлениях природы" (1929). В 1958 году в Киеве был напечатан рассказ Рубакина "Среди шахтеров". В изучении и популяризации трудов Рубакина заинтересованы и писатели, и критики, и литературоведы, и библиографы, и библиотекари, и, конечно, наш многомиллионный читатель. Поэтому необходимо, чтобы наследием Рубакина занялись Академия наук СССР, Союз писателей и Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина. стр. 157

Опубликовано 26 января 2011 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1296045096

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ НАСЛЕДИЕ А. Н. РУБАКИНА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU