Полная версия публикации №1296215487

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 января 2011. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1296215487&archive=004&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 января 2011. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1296215487&archive=004&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).



публикация №1296215487, версия для печати

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ


Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296215487 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


"Что Вы думаете о творческой работе молодых литераторов?" - с таким вопросом редакция обратилась к ряду писателей и критиков старшего поколения. Ниже мы публикуем полученные ответы. Критиками, так же как и поэтами и прозаиками, становятся по призванию. Лучше всего убеждаешься в этом, общаясь с молодежью. Не возникает и сомнения в том, что большая часть этих умных и образованных людей связали свою судьбу с нашей трудной профессией потому, что иначе поступить не могли, потому что она влекла их к себе и только здесь они могли найти нравственное удовлетворение. Нынче критика в чести, нынче о молодых думают и заботятся. Вот почему и критическая молодежь сейчас идет в литературу широким потоком. Остались позади те неурожайные годы, когда на протяжении нескольких лет становились известными лишь два-три новых имени. Теперь на любом семинаре, слете, совещании слышишь голоса, встречаешь свежие силы вступающих в строй товарищей, приносящих с собой ценные наблюдения и мысли. стр. 97 -------------------------------------------------------------------------------- Среди дебютантов можно увидеть работников столичных редакций, институтов, издательств и периферийных журналистов, преподавателей; можно найти совсем юных, только что разменявших третий десяток, и опытных, многое переживших, прежде чем взяться за перо. Но не только по этим возрастным и территориальным данным можно различить критиков. К счастью, для этого имеются более серьезные и веские данные - черты творческого своеобразия. Выражению авторской индивидуальности в последнее время уделяется много внимания. Нельзя, однако же, не пожалеть о том, что это иногда сводится к частому употреблению местоимения первого лица единственного числа и капризного словечка "понравилось"... Конечно же, позиция критика обнаруживается не в этих наивных приметах, а в оценке явлений жизни и литературы, в последовательном, справедливом и глубоком их истолковании. Вот этой-то определенностью и прямотой взгляда сильна наша молодая критика. Их сверстники - прозаики и поэты - деятельно обдумывают жизнь, исследуют ее, отделяют показное от подлинного. Тем же пафосом действенного изучения и проверки, утверждения коммунистических дел и чувств, обличения подделок и имитаций руководствуются и новые силы нашей критики. Отметим здесь же; их нельзя упрекнуть в забвении сделанного предшествующими поколениями. Недавно В. Кожинов с полным на то основанием напомнил о незаслуженно забытых советских литературоведах П. Н. Медведеве и И. А. Виноградове. Случай показательный... Критики старшего поколения испытывают особенно радостное чувство, слушая, как молодые собратья по литературному оружию характеризуют их статьи и книги, оспаривая и соглашаясь, готовясь продолжить эстафету, преумножать принятое наследство, продолжать лучшие традиции своих предшественников. Именно это энергическое освоение идей, понятий, фактов, проблем, выдвигаемых временем, и помогает отчетливому и многообразному выражению интересов и убеждений. Так и происходит становление критиков, работающих дружно, во многом, в основном согласных, но не повторяющих друг друга. Назову лишь тех товарищей, которых не только читал, но и наблюдал на протяжении нескольких недель во время занятий семинара, работавшего в апреле нынешнего и прошедшего годов. Здесь были люди очень разные и по-разному начинающие, к примеру Наталия Банк, счастливо дебютирующая двумя "портретами" - О. Берггольц и В. Луговского, и Ганна Бушманова, написавшая лишь несколько статей, но вложившая в них частицу своего существа. Но нагляднее всего можно показать широту поисков, ведущихся молодой критикой, поставив рядом москвича Льва Аннинского, ленинградца Адольфа Урбана, воронежца, сейчас аспиранта Московского университета, Владимира Гусева. У каждого из них имеется свой круг тем и вопросов, которые подсказывают и стр. 98 -------------------------------------------------------------------------------- способы изложения; у каждого из них свои особые хлопоты и надежды. Л. Аннинского более всего занимают проблемы нравственного порядка, его волнуют успехи и поражения сверстников, и он часто старается соединить анализ образов с публицистическим подходом к изображаемым характерам и отношениям. Эта дорога может оказаться плодотворной, но лишь в том случае, если критик не будет связывать себя "возрастными" мерками и критериями. Подобная ограниченность мешает и прозаикам, поэтам, - для критика же она просто пагубна. В. Гусева влекут теоретические обобщения, он мыслит объемно, охватывая прошлое и нынешнее нашей литературы, пытаясь установить закономерности ее развития. И при этом, очевидно, понимает бесплодность оперирования отвлеченными категориями, охотно обращается к тем книгам, из которых и состоит сегодня наша литература. Тут удается еще далеко не все; конкретный разбор и выводы, итоги складываются с трудом; нередко видны "швы"... Но стоит вспомнить, что В. Гусев еще совсем молод, что у него еще много времени, а цель им выбрана верно. А. Урбана можно признать одним из наиболее сложившихся наших молодых критиков. Он занят вопросами мастерства и зачастую находит точные, продуманные решения. Успех приходит к А. Урбану потому, что он видит в мастерстве не сумму тем и приемов, комбинируемых на разные лады, а живое, единое и многокрасочное творческое движение, непрекращающееся образное познание жизни. Это и дает ему возможность быть нелицеприятным и взыскательным критиком, который зорко подмечает новое и в только что возникшем, и в давно известном. Н. Асеев говорил, что А. Урбан лучше, чем кто-либо другой (а "других" было немало!), разобрал его "Синих гусаров". Думаю, что подобную аттестацию было бы приятно услышать и критикам опытным, искушенным... Вот немногие слова о немногих, о нескольких из числа тех, кто пришел в нашу литературу и придет в нее завтра. Молодых встречают радушно, и несут они с собою любовь к образному творчеству, к жизни, им воплощаемой... Значит, можно ждать многого и доброго от тех, кто становится плечом к плечу рядом с нами. стр. 99

Опубликовано 28 января 2011 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1296215487

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU