PORTALUS.RU → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → "Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения" → Версия для печати
Высочина Ольга Владимировна, "Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения" [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 января 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1517419658&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 23.04.2024.
публикация №1517419658, версия для печати
"Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения"
Дата публикации: 31 января 2018 |
«Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения» В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания обучающихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе. Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий. Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами. Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя: – любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ; – уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; – ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам. Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления обучающихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение обучающихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания - является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Серьезное внимание в нашей школе сегодня занимают вопросы педагогических условий и средств воспитания не только информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и имеющей активную гражданскую позицию. Как же сохранить сегодня преемственность в воспитании школьников и передать эстафету патриотизма следующему поколению? Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, друзья, соседи делают историю своего города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней. Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков. Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком. Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника. Целью школьного музея МОБУ «СОШ № 23» «Возрождение» - является повышение интереса детей к истории родного края и привлечение их к исследованию и изучению судеб земляков, их вклада в Великую Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их края является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников «группы риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего края, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и кружок «Юный экскурсовод». Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны. Музей участвует в разработке и реализации многочисленных акций. Несколько лет в школе успешно функционирует кружок «Юный экскурсовод», члены которого являются неоднократными победителями смотров-конкурсов школьных музеев, активными организаторами всех экскурсий для обучающихся и гостей школы. Целью нашего школьного музея является эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся. Школьный музей работает по двум направлениям: патриотическое и этнографическое. Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Поисково-исследовательской деятельностью наш музей занимался с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Все эти изменения диктуют новые требования к отечественной системе образования. Ввиду модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы. В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательной организации, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов.. Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования Для воспитания патриотов РФ необходимо не только финансирование со стороны правительства на создание и развитие школьных музеев, но и большое внимание педагогическим навыкам учителей в этой области путем обучающих семинаров и конференций по проведению экскурсий в них. Ведь в каждой школе найдется помещение для музея, но не в каждой есть человек, который займется этой работой. В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного края в богатой истории страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование личности гражданина и патриота России. Опубликовано 31 января 2018 года Картинка к публикации:КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Школьный музей, патриотизм, история → Полная версия публикации №1517419658 → © Portalus.ru Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → "Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения" При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|