Полная версия публикации №1603536517

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

М. С. Низамова, Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 24 октября 2020. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1603536517&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

М. С. Низамова, Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 24 октября 2020. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1603536517&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

М. С. Низамова, Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. / Вопросы истории, № 6, Июнь 2009, C. 84-93.



публикация №1603536517, версия для печати

Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг.


Дата публикации: 24 октября 2020
Автор: М. С. Низамова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 2009, C. 84-93
Номер публикации: №1603536517 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


До появления земств юридическими правами на открытие школ в сельской местности обладали: духовенство (по указу Святейшего синода от 29 октября 1836 г.), Министерство государственных имуществ (на основе постановления от 23 ноября 1842 г. об учреждении сельских приходских училищ) и сельские общества (по указу от 19 февраля 1861 г.). Крестьянство в открытии школ реального участия не принимало, да и не проявляло к этому интереса, что в значительной степени объяснялось привычкой к исполнению, а не проявлению собственной инициативы. До отмены крепостного права помещичьи крестьяне не учились, а для государственных крестьян ученье в школе было повинностью. Учеников набирали как рекрутов, по очереди, по одному с каждой тысячи. Преподавателями приглашались представители духовенства, отставные солдаты, писари и другие пожелавшие обучать детей. Большинство выпускников школ оставалось малограмотным. Население старалось избегать школы. В целом в России отсутствовала традиция создания организованной системы обучения в сельской местности.

 

С возникновением земств появляется новый тип народных школ - земские школы. Сам термин "земская школа" понимался по-разному. В периодической печати дореволюционной России встречается название "министерско-земская" школа, поскольку в учебном отношении земская школа подчинялась Министерству народного просвещения (МНП). В ряде источников употребляется термин "земско-общественная" школа, исходя из совместного материального содержания помещений, учительских кадров земствами и сельскими обществами. Однако наиболее употребительным был термин "земская школа", так как ассигнования земства составляли большую часть средств школы.

 

Появление земской школы стало возможным в результате утверждения двух основных законов - "Положения о земских учреждениях" (1 января 1864 г.) и "Положения о начальных народных училищах" (14 июля 1864 г.). Согласно этим актам, права и обязанности земств в сфере народного образования ограничивались только заботой о хозяйственных нуждах школ и возможностью иметь своих представителей в уездных и губернских училищных советах, заведовавших всей учебной частью народных училищ. "Положением о начальных народных училищах" 1874 г. земствам было предоставлено пра-

 

 

Низамова Марина Сабировна - кандидат исторических наук, доцент Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права.

 
стр. 84

 

во открытия и содержания начальных школ 1. На Поволжские и Уральские губернии, как полиэтничные и поликонфессиональные, было распространено и действие Правил от 26 марта 1870 г. "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев".

 

Можно выделить три этапа развития земской школы. Первый этап: 1865 - середина 1870-х годов. На этом этапе шло зарождение и становление земской школы, закладывались основы ее концепции. Второй этап: середина 1870-х - 1890-е годы. Прослеживается рост ассигнований на развитие начального образования. Увеличивалось количество школ и учащихся; повышался образовательный уровень учителей; улучшалась учебно-методическая база. И, наконец, третий этап: конец 1890-х гг. - начало XX века. Он характеризуется количественным увеличением земских школ. Был взят курс на достижение всеобщего начального обучения. Это в немалой степени связано с изменением отношения верховной власти к земской школе, что выразилось, прежде всего, в ее финансировании. Также земская школа нашла признание у крестьян.

 

В вопросах открытия народных школ земские учреждения вырабатывали свои нормативные документы, регламентирующие права и обязанности местных органов самоуправления и сельских обществ. Так, например, в Пензенской губернии губернское земское собрание определило, что органы местного самоуправления будут финансировать постройку школьных зданий, выплачивать жалование учителям, снабжать школы книгами и учебными пособиями. В обязанности сельских обществ будут входить строительство училищ, их отопление и ремонт, обеспечение мебелью, наем сторожа 2. В обеспечении финансирования школ, помимо земства, принимали участие государственное казначейство, сельские общества, частные лица, городские и благотворительные общества 3.

 

Так, в Казанской губернии в конце XIX - начале XX в. ассигнования земств на начальные училища составили 47,8% от общей суммы, собранной на развитие начального образования. При этом государственное казначейство выделяло 27,4%, а сельские общества всего лишь 4,2%. В Самарской губернии ассигнования земств составляли 36,6%, однако и сельские общества выделяли немалую сумму - 21,8%. В Саратовской губернии земства также расходовали больше сельских обществ - 28,0%, против 21,5%. По Пензенской губернии данные не совсем полные, однако известно, что земства выделяли 29,7% и почти столько же - 29,2% - казначейство. В плане финансовой поддержки начального образования в Поволжском регионе поначалу немного отставали земства Симбирской губернии, изыскивая всего лишь 19,8%, в то время как сельские общества - 29,6%. В Уральских земских губерниях земские средства, выделенные на начальное образование, были более существенными и составляли 69,1% в Вятской и 60,06% в Пермской губерниях. Ассигнования земств Уфимской губернии составляли 39,4%. При этом от сельских обществ Уральского региона поступали очень маленькие денежные суммы (от Вятской - 1,7%, от Пермской - 7,0%, от Уфимской 2,6%).

 

Несмотря на то, что финансирование народного и конкретно начального образования, относилось к числу необязательных земских расходов, земцы принимали активное участие в этом деле. Сельские общества Уральского региона, также как и в Казанской губернии Поволжского региона, неохотно выделяли средства на развитие начальных школ. Существует точка зрения, что начальные школы Урала финансировались, в первую очередь, самими земствами, а Казанской губернии - большей частью из других источников - миссионерскими обществами, купечеством, меценатами, фабрикантами 4. Как видно из статистических данных, в Казанской губернии дополнительные источники финансирования начального образования составляли всего 20,6%. Кроме того, именно земства Вятской, Пермской и

 
стр. 85

 

Казанской губерний брали на себя большую часть расходов на начальные школы.

 

По земским сметам можно проследить источники финансирования и участие органов местного самоуправления в содержании начальных и профессиональных школ; увидеть конкретные суммы, выделяемые на пособия церковноприходским школам, школам грамотности, казенным учебным заведениям. Земства выделяли средства на постройку и ремонт школьных зданий, учебные пособия и принадлежности; принимали участие в подготовке учительского персонала; награждали учащихся и учителей; содержали стипендиатов.

 

Законом не устанавливалось четкого разграничения повинностей между уездными и губернскими земствами. Эти вопросы решало губернское собрание. Поэтому повинности в одних губерниях, признанные губернскими, в других были отнесены к уездным, или же средства выделялись и от губерний, и от уездов.

 

Основная доля расходов на начальные школы в середине 1890-х гг. лежала на плечах уездных земств. Так, в Поволжье в сметах на начальное образование 98,9% от общей суммы составляли ассигнования от уездных земств. Подобная картина наблюдалась и на Урале, где 98,6% всех выделяемых земских средств на школы приходилось на долю уездных земств. Губернские земства слабо участвовали в финансировании начального образования или же, как наблюдалось в Пензенской и Симбирской губерниях, совсем не выделяли средств 5.

 

К началу XX в. продолжали нести основные расходы на начальное образование уездные земства.

 

Кроме того, они дополнительно выделяли средства на другие расходные статьи по развитию народного образования. Так, в середине 1890-х гг. Поволжские губернии дополнительно выделяли 11,2%, а Уральские - 17,6% от всей суммы губернских и уездных расходов 6.

 

В 1913 г. губернские земства так же, как и в середине 1890-х гг., мало участвовали в финансировании начальной школы. В Поволжье губернские земства выделяли - 0,1%, а Уральские - 3% от общей сметы. Обратная картина наблюдалась в отношении уездных земств к данному вопросу. Кроме того, что финансирование начальной школы практически лежало на плечах уездных земств, последние дополнительно изыскивали средства на другие расходные статьи по развитию народного образования. Так, уездные земства Поволжских губерний дополнительно выделяли на народное образование 44,2%, а Уральские уездные земства - 40,8% 7.

 

Развитие начальной школы и ее финансирование губернское земство практически полностью передало в ведение уездных земств. Однако такое положение дела не означает, что губернские земства Поволжья и Урала мало уделяли внимания вопросам просвещения народа. Практическое участие губернских земств в развитии народного образования выражалось в подготовке учителей и повышении их квалификации, организации курсов и съездов учителей, выдаче пособий на поддержку сельскохозяйственных и ремесленных школ, на развитие внешкольного образования. Губернские земства ходатайствовали перед правительством и местной администрацией о разрешении выделять средства на курсы для учителей, увеличивать земские затраты на народные библиотеки, на строительство школьных помещений, на введение всеобщего начального обучения и т. д. К началу века губернские земства в деле народного образования встали на путь объединения и координации работы уездных земств.

 

Земства Уральского региона, по сравнению с Поволжскими земствами, в развитии системы народного образования были более активными, о чем свидетельствует и рост ассигнований, и конкретные дела. К началу первой мировой войны по расходам на народное образование земства Уральского региона значительно опережали земства Поволжья. Возможно, это было связано с более налаженной системой налогообложения и составлением более

 
стр. 86

 

сильной сметы, так как по сравнению с Поволжскими губерниями Уральские губернии были более развитые в промышленном отношении, и соответственно, более богатые. Вероятно также, опережающее развитие народного образования и его значительное финансирование связано с менталитетом уральцев, с тем, что их миновало крепостное право. Предприимчивые земские гласные, в основном из купцов и крестьян, осознавали выросшую потребность в грамотных людях, необходимых для промышленности, торговли, для модернизации сельскохозяйственного производства.

 

По расходам на народное образование среди 34 земских губерний земства Поволжья и Урала занимали следующие места. Вятская и Пермская губернии были на ведущих позициях - на первом и втором местах, Самарская - на 7-м, Казанская и Саратовская - на 15-м и 16-м, Уфимская - на 25-м, Пензенская - на 32-м, Симбирская - на 34-м месте 8. Земства Поволжья и Урала сумели пережить неблагоприятное влияние Положения от 12 июня 1900 г. о фиксации земских расходов. Финансирование народного образования не только не сократилось, но существенно увеличилось в абсолютных цифрах, что подтверждает сравнительный анализ земских смет за 1895, 1903, 1910, 1913 годы 9.

 

В 1890-е гг. практически во всех земских губерниях России развернулись школьно-статистические исследования. Были образованы специальные школьные комиссии и бюро в Саратовском земстве в 1898 г., Самарском - в 1899, Пермском - в 1900, Вятском - в 1903, Уфимском - в 1905 году 10. Школьно-статистические исследования выявили, что большая часть школ располагалась в наемных помещениях, в церковных сторожках. Такие школы не имели возможности завести пришкольный сад или огород, обучать детей ремеслам. Например, в Казанской губернии только третья часть начальных земских школ располагалась в зданиях, принадлежавших земствам 11. Губернские земства создали специальные фонды для выдачи ссуд и безвозвратных пособий на постройку и капитальный ремонт школьных зданий. Средства для создания таких фондов были взяты, в основном, из запасного капитала, образование которого было вменено земствам в обязанность Положением 1890 года. К 1901 г. пять земских губерний Поволжского региона на указанное дело выделяли 129 тыс. руб., а три земские губернии Уральского региона выделяли существенно больше - 151,3 тыс. рублей.

 

Первыми земскими школами являлись училища, доставшиеся в наследство с дореформенных времен. С 70-х гг. XIX в. наблюдается динамика увеличения земских школ. Так, в 1870-х гг. Вятская губерния имела 436 школ, а к 1903 г. школ стало 1028. Существенное увеличение произошло в Пермской губернии - с 486 до 953 12.

 

При строительстве собственных школьных зданий земства старались придерживаться необходимых требований. При решении вопроса о том, какие школьные помещения должны строиться - деревянные или каменные - земства Вятской губернии сделали выбор в пользу каменных зданий, так как они реже требовали ремонта, были безопаснее в пожарном отношении, являлись более долговечными. Строительство каменного здания для школы обходилось в начале века в 11 - 12 тыс. руб., но требовало значительно больше времени. Поэтому, отдавая предпочтение каменным зданиям, земство одновременно продолжало строить деревянные и полукаменные. Вместе с новым зданием из оставшихся материалов при школе возводились и все необходимые хозяйственные постройки: дровяник, погреб, амбар, баня, колодец, забор вокруг школьного двора 13.

 

К началу XX в. по количеству школ среди 34-х земских губерний на первом месте была Вятская губерния, Пермская - на третьем, Казанская - на 12-м, Самарская - на 15-м, Саратовская - на 18-м, Симбирская - на 21-м, Пензенская - на 29-м, Уфимская - на 30-м месте 14.

 
стр. 87

 

Однако количественный показатель школьных зданий еще не может дать полной характеристики состояния начального образования в губерниях. Его необходимо сопоставить с данными площади территории и численности населения, охватываемых школой. В Поволжском регионе количество верст на одну школу находилось в пределах от 99,3 кв. верст в Симбирской губернии до 155 кв. верст в Саратовской губернии. Между ними были Казанская и Пензенская губернии. Наибольшее число кв. верст (255,1) на одну земскую школу приходилось на Самарскую губернию. В губерниях Уральского региона, несмотря на наибольшее количество земских школ по стране, количество кв. верст на одну школу было очень большим. Вызвано это разными причинами, в том числе и обширными площадями Уральских губерний. Так, в Вятской губернии радиус школьного участка составлял 144,3 кв. верст, в Пермской - 362,7 кв. верст и 412,3 кв. верст - в Уфимской губернии 15. Несмотря на работу земств в развитии начального образования, школ не хватало. Так, в Поволжских губерниях на одну школу приходилось в среднем чуть больше 4 тыс. детей, а в Вятской и Пермской губерниях - в среднем 3360.

 

В области развития начального образования по статистическим данным в числе отстающих выделялась Уфимская губерния, в которой на одну школу приходилось 8155 детей. Это не означает, что земства Уфимской губернии слабо работали. В статистических данных указывается общее количество детей всех вероисповеданий. Как известно, в указанной губернии проживало большое количество татар и башкир, дети которых в начале века посещали магометанские школы - мектебы. Это были не земские школы, но финансируемые последними.

 

Распределение земских школ по уездам губерний было крайне неравномерным. Многие селения находились слишком далеко от земской школы, да и последние не смогли бы вместить всех желающих учиться. Чтобы сделать школу общедоступной земцам предстояло еще очень много работы. К 1898 г. через земские школы проходила 1/3 всех детей школьного возраста в земских губерниях. В целом, развитие начального образования значительно отставало от реальных потребностей просвещения.

 

Обучение в земской школе не было обусловлено полом, сословием, народностью, вероисповеданием. В основном, учениками становились мальчики и девочки восьми-одиннадцатилетнего возраста. Оканчивали школу далеко не все учащиеся - около 12%. Многие, овладев основными навыками чтения, письма и счета, покидали школу. Разные тому были причины, прежде всего связанные с материальным положением и бытом сельчан. Земство стремилось сделать школу доступной наибольшему числу потенциальных учеников. Для этого оно не только приближало школу к сельчанам, расширяя ее сеть, но пыталось приблизить ученика к школе путем устройства ночлежных приютов. В основном, создание ночлежных приютов было распространено в Вятской и Пермской губерниях, а также в северных губерниях, где преобладали небольшие селения 16.

 

В 1890-е гг. земства обратили внимание на народное образование. Самодержавие, наблюдая общественный подъем в стране и стремясь уберечь сознание народа от попыток критического отношения к существующему строю, ограничивало земские права в деле народного образования. Правительство делало ставку на Духовное ведомство, на усиление религиозности народа, усиливая законодательным оформлением в 1893 г. политику насаждения церковно-приходских школ и резко увеличив их финансирование. Так, годовые правительственные расходы на эти цели к февралю 1894 г. составили 350 тыс. руб., к декабрю 1894 г. - 700 тыс. руб., в 1895 г. - свыше 3 млн. рублей 17. Земства обязывались изыскивать средства для содержания указанных школ.

 

Наблюдается насаждение школ Святейшего Синода: церковно-приходских школ, школ грамоты и миссионерских 18. Таким образом, начальное об-

 
стр. 88

 

разование в сельской местности давали земские школы, которые в учебном отношении подчинялись Министерству народного просвещения, и церковно-приходские школы, которые подчинялись ведомству Св. Синода.

 

Преобладание школ Св. Синода наблюдается в Вятской, Самарской и Саратовской губерниях. В Вятской губернии церковно-приходских школ и школ грамоты больше на 220, в Самарской - на 294, в Саратовской - на 115. Однако по количеству учеников эти школы уступали школам МНП в несколько раз. В Вятской губернии обучалось на 25 672 ученика больше, в Самарской - на 44 859, в Саратовской - на 47 152. В остальных губерниях Поволжского и Уральского регионов количество школ МНП было больше. Значительно больше насчитывалось и учеников. В Казанской губернии учеников было больше на 21 886, в Пензенской - на 15 669, в Пермской - на 45 430, в Симбирской - на 21 916, в Уфимской - на 17 157.

 

Замедление темпов открытия земских школ в 1890-е гг. в Вятской и Самарской губерниях и их меньшее количество по сравнению со школами Св. Синода можно объяснить главным образом тем, что земства перешли от количественного подхода в данном вопросе к качественному. Удовлетворив первоначальную, особенно острую, потребность в школах, они сосредоточились на вопросе их лучшего оборудования: строительстве и ремонте школьных зданий, подготовке учителей, оснащении учебного процесса пособиями и т. п. В указанный период Вятская и Самарская губернии значительно опережали остальные в финансировании постройки и ремонта школьных зданий 19.

 

Таким образом, в середине 1890-х гг. количество школ МНП (4804) и Св. Синода (4826) было почти равное, с небольшим преобладанием школ духовного ведомства. Однако учащихся в школах МНП двух регионов было на 239 741 чел. больше. Отметим, что и в начале XX в. учеников в земских школах было больше. Так по статистическим сведениям за 1904 г. в земских школах обучалось в два раза больше детей, чем в церковно-приходских школах и школах грамоты 20.

 

Школы духовного ведомства сильно проигрывали земским по всем направлениям. В церковно-приходских школах и школах грамоты был невысокий образовательный ценз преподавателей. Так, например, в Казанской губернии более 50% учителей церковно-приходских школ не имели свидетельств на право преподавания 21. В это же время в земских школах губернии 52,5% учителей имели специальное или среднее образование и 47,5% - начальное или домашнее 22.

 

Зарплата церковно-приходских учителей была ниже земских и составляла в среднем 100 руб. в год 23. Естественно, что при таком жаловании привлечь хороших специалистов было нелегко. Жалованье земским учителям было выше, и в среднем в 1890-е гг. составляло 300 руб. в Казанской, Пензенской, Самарской, Вятской, Уфимской губерниях. В Саратовской губернии максимум зарплаты составлял 360 руб., а в Пермской - 520 рублей 24.

 

Период обучения в церковно-приходских школах и школах грамоты ограничивался одним годом 25. В земских школах учились три года. В начале XX в. земская одноклассная школа перешла на четырехлетний срок обучения, а двухклассная школа стала 6-ти годичной 26.

 

На школы духовного ведомства возлагались в большей степени миссионерские задачи. Поскольку в целом школ не хватало, то крестьянские дети посещали церковно-приходские школы. В церковно-приходских школах и школах грамоты давали минимальные знания: учили писать, читать, считать, петь хором и преподавали Закон Божий. Численное преобладание крестьян в земских школах говорит о том, что крестьяне отдавали предпочтение земской начальной школе.

 

С середины 1890-х гг. в земских школах в качестве дополнительных предметов вводились столярно-токарное дело, сапожное ремесло, рукоделие.

 
стр. 89

 

Преподавалось садоводство, огородничество, пчеловодство. В 7-ми губерниях (Вятской, Пермской, Казанской, Самарской, Костромской, Калужской и Екатеринославской) при начальных земских школах содержалось 15 особых дополнительных сельскохозяйственных отделений 27. В 1912 г. Оханское уездное земское собрание Пермской губернии ходатайствовало перед министерством народного просвещения о введении в программу городских училищ в качестве обязательного предмета - преподавание немецкого языка 28.

 

Уже с конца 1890-х гг. земства начали уменьшать размер пособий школам Духовного ведомства. Наибольшую денежную помощь оказывали им Вятская, Саратовская, Казанская, Пермская губернии. В целом для земского бюджета суммы, выделяемые на школы Св. Синода, были незначительны. Земства двух регионов, каждое в отдельности, отчисляли церковно-приходским школам не более 9% в год от всей суммы, выделяемой на развитие начального образования. Направляя усилия на развитие собственной школьной сети, земства не были против школ духовного ведомства, и смотрели на них как на одну из форм образования, хотя и не лишенную недостатков.

 

Своеобразие этноконфессиональной ситуации Поволжья и Урала побуждало земцев приспосабливать начальную школу к местным условиям, учитывая языковую ситуацию регионов и общероссийскую образовательную политику. В деятельности по развитию начального образования принимали участие русская и национальная интеллигенция, широкие круги общественности.

 

В целом земские школы предназначались для учащихся различных этнических групп и вероисповеданий. Представители коренных жителей Поволжского и Уральского регионов - чуваши, крещеные татары, марийцы, мордва - охотно отдавали своих детей в земскую школу. Преподавание велось, в том числе и на языках народов Поволжья. Одновременное обучение представителей разных народностей способствовало их сближению и взаимодействию культур. Органы земского самоуправления оказывали финансовую поддержку учебным заведениям религиозного типа - мектебам и медресе, в которых обучалось мусульманское население. Тем самым татарское и башкирское население в определенной степени было включено в общероссийское образовательное пространство. Постепенно происходил процесс становления светского образования у мусульман. В Казанской губернии появились русско-татарские земские школы. Учителями в них являлись мусульмане. По данным 1894 г. в губернии было 14 таких земских школ. Они сыграли заметную роль в формировании татарской национальной интеллигенции, а, следовательно, татарской нации и культуры 29.

 

По статистическим данным в Казанской губернии в 1905 г. специальных магометанских школ и школ народных (медресе и мектебов) насчитывалось 845, в них обучалось 54 459 человек 30. В это же время в Пермской губернии инородческих училищ было 65, а к 1913 г. их число увеличилось до 156 31. В Самарской губернии к 1906 г. действовало 250 магометанских школ, в которых обучалось 12 225 учеников 32. В Саратовской губернии в 1913 г. насчитывалось 59 немецких начальных народных училищ, в которых обучалось 16 781 ученик33. В 1905 г. в Уфимской губернии действовали 283 инородческие школы, из них 95 - русско-башкирских и татарских. В 8 медресе имелись русские классы. 100 школ были христианские: чувашские, мордовские, черемисские; 80 - языческие: черемисские и вотские 34. К началу 1913 г. в Уфимской губернии насчитывалось всего 1579 мектебов. Большинство мектебов (60,5%) существовало не более 20 - 25 лет. 17,9% учителей (мугаллимов) не достигали 20-летнего возраста, 8,9% - были старше 50 лет. 19,7% преподавателей составляли женщины. Средняя продолжительность службы мугаллимов - 5 - 10 лет. Зарплата была очень маленькая - менее 20 руб. в год 35. Это и объясняет наличие среди преподавателей большого процента молодежи, стариков и вдов.

 
стр. 90

 

Мектебы существовали в основном на средства, выделяемые от сельских обществ, от земств и за счет платы за учебу и частных пожертвований.

 

Земства Поволжья и Урала с момента возникновения заняли позицию поддержки культурно-просветительской работы среди нерусского населения, указывая на тяжелое положение крестьян коренных народов регионов, требовали повсеместного введения преподавания на родном языке. На земских собраниях поднимались вопросы о подготовке национальных учительских кадров, об увеличении окладов преподавателям нехристианских училищ, о созыве съездов нерусских учителей начальных школ 36. Уфимское губернское земство неоднократно выступало перед Министерством народного просвещения с ходатайством об открытии в Уфе татарской учительской школы 37.

 

Вопросами просвещения в России занимались многие общественные организации. В роли же общероссийских центров выступали два комитета грамотности, действовавшие с 1861 г.: С.-Петербургский (при Императорском вольно-экономическом обществе) и Московский (при Московском обществе сельского хозяйства). Они явились инициаторами постановки вопроса о введении в России всеобщего начального образования, так как неграмотность населения пагубно отражалась на народном хозяйстве, а также на авторитете России среди европейских стран, затрудняла интеграцию России в мировое сообщество. За время 1894 - 1897 гг. вопрос о всеобщем обучении рассматривался в 24 губернских земствах 38. Казанское губернское земское собрание постановило ежегодно отчислять по 10 тыс. руб. на безвозвратные пособия сельским обществам и уездным земствам на постройку школ и на улучшение уже существующих школьных помещений 39.

 

В 1881 г. Нижнеломовское земство Пензенской губернии возбудило перед правительством ходатайство о введении обязательного обучения в начальных сельских училищах для всех детей школьного возраста 40. В 1899 г. уже Пензенское губернское земское собрание ходатайствовало перед правительством о ведении всеобщего народного образования 41. Как и во многих других губерниях, в Пензенской губернии были собраны сведения о детях школьного возраста для составления губернской школьной сети.

 

Пермское земство, поддерживая идею всеобщего обучения, начиная с 1908 г. ежегодно открывало по 27 новых земских школ 42. Ввиду общегосударственного значения народного образования многие земства поднимали вопросы о формировании основного школьного капитала или фонда на школьное строительство, о выделении правительством субсидий на эти цели. Казанское земство присоединилось к возбужденному Костромским земством ходатайству об учреждении при Министерстве народного просвещения фонда в 1,5 млн. руб. для выдачи пособий нуждающимся губернским земствам на введение всеобщего обучения.

 

К началу XX в., благодаря усилиям местного самоуправления, земской школе удалось настолько упрочить свое положение, по сравнению с другими типами школ, что так называемые образцовые министерские училища указом 24 декабря 1906 г. также были переданы ведению училищных советов и стали называться земскими. В губерниях и уездах были составлены школьные сети и финансовые планы введения всеобщего обучения. Ближе всех к введению всеобщего начального обучения было Новоузенское уездное земство Самарской губернии. Земские ходатайства и конкретная деятельность в области развития народного образования привели к введению закона 1908 г. о всеобщем начальном обучении. Указанный закон являлся своеобразным компромиссом, примирившим земства и МНП в их длительном противостоянии за право играть ведущую роль в деле начального просвещения. Закон слил воедино усилия земств и финансовую помощь правительства, положив начало (с 1909 г.) введению всеобщего обучения. Уже в 1909 г. правительство выделило на народное образование более 14 млн. руб., а земство ассигновало еще 29.

 
стр. 91

 

Таким образом, земство и власть закладывали фундамент новой образовательной политики. К сожалению, первая мировая война помешала этому процессу. В то же время в годы войны ярче высветились плоды предыдущей деятельности земств по распространению сельскохозяйственных знаний, особенно пригодившихся, когда многие агрономы и специалисты в области сельского хозяйства были отправлены на фронт.

 

Всеобщее обучение должно было распространяться и на мусульманское население. Однако оставался неясным вопрос о том, какой тип начальной школы должен был обслуживать башкир и татар. Первая мировая война и последующие события помешали реализации плана, однако источники свидетельствуют, что и в тяжелый для России, и, естественно, для земства период, открывались новые школы и расширялись старые. Также значительное количество школ находилось в наемных помещениях. К 1917 г. земству не удалось осуществить программу всеобщего начального обучения. По подсчетам Министерства народного просвещения, для введения всеобщего начального обучения в России необходимо было построить в десятилетний срок свыше 112 тыс. школьных зданий 43. Это требовало миллионов рублей. Предстояли крупные затраты на подготовку преподавателей для начальных школ. Увеличение числа начальных школ должно было неизбежно повысить спрос населения на земскую двухклассную школу (6 лет обучения), профессиональные разного рода училища и на учреждения по внешкольному образованию. Было понятно, что окажется недостаточно существующих средних учебных заведений. Предстоящие расходы на все перечисленное были настолько громадны, что без реформы земских финансов при существовавших источниках земских расходов, представлялись совершенно непосильными для земства.

 

Земства смогли противопоставить системе упрощенной грамотности церковно-приходских школ более высокий уровень земской трехгодичной школы. Социокультурная значимость земской школы заключается в том, что она давала не только первоначальную грамотность, но влияла на формирование сознания и самосознания человека. Полученное образование поднимало уровень социальной мобильности сельского населения. Народная школа являлась фактором удовлетворения национально-культурных потребностей. В земской школе были заложены просветительские тенденции, повлиявшие на всю систему начального образования в России.

 

Примечания

 

1. Хрестоматия по истории педагогики. М. 1936, т. 4, ч. 1, с. 352 - 353; ч. 2, с. 65.

 

2. Систематический сборник постановлений Пензенского губернского земского собрания 1865 - 1911 гг. Отдел III. Народное образование. Пенза. 1913, с. 15 - 16.

 

3. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. СПб. 1902, с. 98; 102 - 103.

 

4. ПОМЕЛОВ В. Б. Приоритетность финансирования сферы просвещения как одна из особенностей деятельности земств Волго-Вятского региона. Земское самоуправление: организация, деятельность, опыт. Киров. 2002, с. 77.

 

5. Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1895 год. СПб. 1896, с. 20 - 21, 28 - 30, 64 - 65, 68 - 69, 84 - 85, 92 - 93, 96 - 97, 120 - 121. Процентное соотношение подсчитано нами.

 

6. Там же. Процентное соотношение подсчитано мною.

 

7. Доходы и расходы земств 40-ка губерний по сметам на 1913 год. Пг. 1915, с. 189, 192, 201, 204, 273, 276, 279, 282, 309, 321, 324, 327, 330, 363, 366. Процентное соотношение подсчитано мною.

 

8. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год. СПб. 1902, с. 10.

 

9. Расходы земств 34-х губерний по сметам на 1895 год, с. 20 - 21, 28 - 30, 64 - 65, 68 - 69, 84- 85, 92 - 93, 96 - 97, 120 - 121; Доходы и расходы земств 34-х губерний по сметам на 1903 год. СПб. 1908, с. 107, 110, 119, 122, 173, 176, 179, 182, 203, 206, 215,218, 221, 224, 257,260; Доходы и расходы земств 34-х губерний по сметам на 1910 год. СПб. 1912, с. 157, 160, 169,

 
стр. 92

 

172, 223, 226, 229, 232, 253, 256, 265, 268, 271, 274, 307, 310; Доходы и расходы земств 40-ка губерний по сметам на 1913 год, с. 189, 192, 201, 204, 273, 276, 279, 282, 309, 321, 324, 327, 330, 363, 366.

 

10. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б. Б. История земства за сорок лет. Т. 1. СПб. 1909 - 1911, с. 518.

 

11. Народное образование в Казанской губернии. Школы и учащиеся в них. Казань. 1905, с. 40.

 

12. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б. Б. Ук. соч., т. 1, с. 475 - 476.

 

13. ЗАГАЙНОВА Е. Н. Земское школьное строительство в Вятском уезде. Земское самоуправление: организация, деятельность, опыт. Киров. 2002, с. 82.

 

14. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год. СПб. 1902, с. 42.

 

15. Там же.

 

16. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б. Б. Ук. соч., т. 1, с. 538 - 539.

 

17. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона. Т. 40. М. 1897, с. 761.

 

18. ФАЛЬБОРК Г. А., ЧАРНОЛУСКИЙ В. И. Отчет о положении исследования народного образования в России, производимого Императорским Вольным Экономическим Обществом в связи с общим положением школьной статистики в России. СПб. 1898, с. 15.

 

19. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б. Б. Ук. соч., т. 1, с. 535.

 

20. Статистические сведения по начальному образованию за 1904 год. СПб. 1906, с. 16 - 17, 24 - 25, 26 - 27, 28 - 29.

 

21. ИВАНОВИЧ В. К положению инородческих школ. - Вестник воспитания. 1905, N 1.

 

22. Доклад XXVII очередному Казанскому губернскому земскому собранию "О мерах для большего развития народного образования". Казань. 1902, с. 36.; Национальный архив республики Татарстан (НАРТ), ф. 81, оп. 2, д. 63, л. 1.

 

23. БИРЮКОВИЧ В. Начальное образование и его нужды. - Русская школа. 1905, N 1, с. 153; Очерк начального образования в Пензенской губернии по сведениям 1899 - 1900 уч. г. Пенза. 1901, с. 61.

 

24. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год, с. 25 - 26.

 

25. ОСОСКОВ А. В. Вопросы истории начального образования в России (II полов. XIX - начало XX в.). Ч. 1. М. 1974, с. 31.

 

26. ЗВЯГИНЦЕВ Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. М. 1915, с. 37.

 

27. ЧАРНОЛУСКИЙ В. Н. Ук. соч., с. 56.

 

28. Государственный архив Пензенской области (ГАПО), ф. 43, оп. 1, д. 830, л. 15.

 

29. ЖЕЛЕЗНЯКОВА Ю. В. Земская школа Казанской губернии, 1865 - 1917 гг.: автореф. канд. дис. Казань. 2000, с. 14.

 

30. Обзор Казанской губернии за 1905 год. Казань. 1907, с. 95.

 

31. Обзор Пермской губернии за 1905 год. Пермь, с. 38 - 39; Обзор Пермской губернии за 1913 год. Пермь. 1914, с. 124.

 

32. Обзор Самарской губернии за 1906 год. Приложение "Ведомость о числе учебных заведений и учащихся по Самарской губернии за 1906 год". Самара. 1907.

 

33. Статистический обзор Саратовской губернии за 1913 год. Приложение N 12 "О числе учебных заведений и учащихся в Саратовской губернии за 1913 год". Саратов. 1914.

 

34. Обзор Уфимской губернии за 1905 год. Приложение N 22 "Ведомость о числе учебных заведений Уфимской губернии и обучавшихся в них в 1905 году". Уфа. 1906.

 

35. ОБУХОВ МИ. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губернской земской управы 1912 - 1913 гг. Уфа. 1915, с. 7, 11, 36 - 38.

 

36. НАРТ, ф. 160, оп. 1, д. 995, л. 2; ф. 81, д. 213, л. 2.

 

37. Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию 1875- 1910. Уфа. 1910, с. 156 - 157.

 

38. Народное образование Казанской губернии. Вопросы внешкольного образования. Казань. 1905, с. 71.

 

39. О мерах для большего развития народного образования. Доклад XXVIII очер. Казанскому ГЗС. Казань. 1902, с. 10; БОБРОВНИКОВ Н. Школьная сеть Казанской губернии (проект). Казань. 1905, с. 4.

 

40. Двадцатипятилетняя деятельность земских учреждений Пензенской губернии 1865 - 1889 годы. Пенза. 1894, с. 133.

 

41. Систематический сборник постановлений Пензенского губернского земского собрания 1865 - 1911 гг. Пенза. 1913, с. 45.

 

42. ГАПО, ф. 43, оп. 1, д. 830, л. 2 об.

 

43. БРОД А. Земские финансы. Казань. 1914, с. 24.

 

 

Опубликовано 24 октября 2020 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1603536517

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU