Полная версия публикации №1609863178

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Л. М. Фуксон, Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 05 января 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1609863178&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Л. М. Фуксон, Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 05 января 2021. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1609863178&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Л. М. Фуксон, Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг. / Вопросы истории, № 1, Январь 2007, C. 145-148.



публикация №1609863178, версия для печати

Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг.


Дата публикации: 05 января 2021
Автор: Л. М. Фуксон
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 1, Январь 2007, C. 145-148
Номер публикации: №1609863178 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


7 апреля 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Кенигсберга и прилегающего к нему района была образована Кенигсбергская область и включена в состав РСФСР. 4 июля того же года Кенигсберг был переименован в Калининград, а область стала Калининградской1.

 

Первые два послевоенные года на ее территории практически сохранялась военная власть (исполнительными органами власти являлись управления по гражданским делам области и районов), обеспечившая создание и функционирование нового российского региона, в том числе и системы народного образования. С учетом экономического возрождения и ожидаемого массового переселения в область, численность населения, по осторожным прогнозам военных, могла возрасти в 3 - 4 раза2. Соответственно должна была возрасти и численность школ новой российской области. В 1945/46 уч. году (первом для нового российского региона) функционировало всего 20 школ. К началу 1946/47 уч. года планировалось открыть дополнительно 9 средних, 8 семилетних и 32 - 36 начальных школ, с таким расчетом, чтобы в каждом городе и районном центре была одна средняя или семилетняя школа и 3 - 4 начальных. Всего предполагалось иметь 73 школы3.

 

Коррективы в этот план пришлось вносить сразу же. В Краснознаменском районе начальник гражданского управления Котин своим приказом от 2 августа 1946 г. утверждает сеть школ, включающую неполную среднюю и семь начальных, вместо двух запланированных. Он же ставит перед роно задачу открыть вместо неполной средней нормальную среднюю школу4. Аналогичная ситуация сложилась в Озерском районе. Уже в конце августа 1946 г. там предполагалось иметь одну среднюю, одну неполную среднюю и семь начальных школ. Открыть среднюю школу не удалось, но к декабрю 1946 г. в районе работали три семилетних и одиннадцать начальных школ5.

 

Постановлением Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. в августе - октябре предусматривалось переселение в Калининградскую область 12 тыс. семей. Задача была выполнена. Если к 1 августа в области проживало около 85 тыс. человек, то к концу 1946 г. только сельские районы получили дополнительно более 58 тыс. жителей, а через год численность российского населения превысила 200 тыс. человек6.

 

В отчете Калининградского облоно по итогам 1946/47 уч. года приводятся данные о росте численности школ в области: на 1 сентября 1946 г. - 118, на 1 октября - 135, на 1 ноября - 192, на 1 декабря - 248, на 1 января 1947 г. - 280, на 1 февраля - 288 и на конец учебного года - 290 начальных, семилетних и средних школ. Показательным в этом плане может быть ситуация, сложившаяся в Гвардейском районе. Здесь вместо двух запланированных начальных школ к марту 1947 г. было открыто 167.

 

В этот период уже не приходилось рассчитывать на решения центральных органов власти по открытию школ8. Реагировать надо было немедленно. Право на открытие школ получил областной отдел народного образования, были узаконены иници-

 

 

Фуксон Лазарь Моисеевич - кандидат педагогических наук. Калининград.

 

стр. 145

 

 

ативные действия районных органов власти. Школы не только открывались, но и преобразовывались из начальной в семилетнюю, из семилетней в среднюю. В Багратионовске уже с 15 ноября 1946 г. на базе семилетней была открыта средняя школа. Во многих случаях школы открывались "списком". Приказом облоно от 3 декабря 1946 г. в Правдинском районе сразу были открыты восемь начальных школ. Следующим приказом открылись шесть школ в Черняховском районе9.

 

Такой рост количества школ не в полной мере отражал действительность. В Советске на 26 ноября 1946 г. действовало, как и в предыдущем учебном году 4 школы, однако численность обучаемых только в средней школе N 1 увеличилась в два раза - с 568 до 1092 человек10.

 

В 118 школах новый учебный год начали 15886 человек11, заканчивали его 22704. При таких темпах роста числа школ не все получалось. На начало второго учебного года вне школы осталось 535 человек. Причина была простой: шло активное заселение области, многие дети (218 человек) не успевали ставиться на учет. Остальные же оказались вовлеченными в процесс внутренней миграции населения. Семьи переезжали с одного места жительства на другое по различным причинам: изменение жилищно-бытовых условий, места работы и т.д. В течение учебного года движение по школам не прекращалось. Из 1 - 4 классов выбыл 2001 человек, многие оставили учебу из-за устройства на работу (свыше 200 учащихся), около 300 человек не посещали школу по домашним обстоятельствам (отсутствие одежды, обуви, продуктов питания, контроля со стороны родителей)12.

 

Учитывая, что Калининград являлся центром области, здесь была создана более развитая школьная сеть, продуктивнее работала система учета граждан, поэтому детей, не посещавших школу, было незначительное количество. В целом положение детей в городе было лучше, чем на периферии. В частности, все нуждающиеся дети получили одежду и обувь, в 1-й и 5-й средних школах были организованы буфеты, а в 1-й еще и интернат на 30 человек. На периферии на посещаемость школ учащимися в значительной степени сказывалась довоенная система заселения территории, где было значительное количество малых населенных пунктов, хуторов, не позволявших открывать поблизости даже начальные школы. Поэтому, изначально предполагалась организация подвоза школьников, проживавших далеко от школ. Однако послевоенные экономические условия часто не позволяли это сделать. Доставку детей в школы удалось организовать в Багратионовском, Советском и Гурьевском районах, в городах Калининграде, Советске, Черняховске13.

 

По данным гороно к началу 1946/47 уч. года в Калининграде было 5 средних, 2 семилетних и 4 начальных школы. Перед гороно ставилась задача создания такой сети школ города, чтобы уже в 1946/47 уч. году обеспечить обязательное семилетнее обучение в городе, то есть выйти на предвоенный уровень всеобуча в стране. Но для этого, прежде всего, надо было решить хозяйственные задачи: провести ремонт зданий новых школ, обеспечить их топливом, укрепить материально-хозяйственную базу школ в целом.

 

К началу учебного года в городе было восстановлено 9 школьных зданий, школы были оснащены мебелью (собрано старых и изготовлено новых около 2,5 тыс. парт), наглядные пособия изготовлялись, в основном, силами учителей и учеников, школы были снабжены небольшими библиотеками. Если в начале учебного года учебников было еще недостаточно (в отдельных школах в течение первой учебной четверти имелось всего по 3 - 4 букваря на класс, не было "Родной речи" для 4-го класса, географии для 5 - 9 классов, грамматики русского языка, не говоря уже об исторических картах), то к концу первого полугодия основная масса учащихся получила их полностью. Не было проблем с тетрадями, перьями, карандашами. Тяжелее оказалось решить топливную проблему. Некоторые школы плохо отапливались14.

 

Одной из специфических задач, которую пришлось решать народному образованию области, была организация в Калининграде школ раздельного обучения. Совет Народных Комиссаров РСФСР своим постановлением от 23-го июля 1943 г. ввел в ряде крупных городов страны раздельное обучение мальчиков и девочек. Летом 1946 г. областной и Калининградский городской отделы народного образования принимают решения об открытии в Калининграде мужской и женской школ. Мужской школой становилась 1-я средняя школа, а женской - 4-я средняя. Приказом начальника гороно Бенедиктовой директору школы N 1 Павлову предписывалось провести распределение учащихся по школам с передачей всех списков, личных дел, характеристик, свободного школьного инвентаря15.

 

В 1946 г. на восстановление школьных зданий в Калининграде выделялось 220 тыс. рублей. Представление о том, что означала такая сумма, дает оценка объема ремонта здания 4-й средней школы в 1946 г. - 200 тыс. рублей. Поэтому, управление

 

стр. 146

 

 

по гражданским делам Калининграда "за счет перевыполнения доходной части бюджета города" выделило школе дополнительно на четвертый квартал 1946 г. 450 тыс. рублей. Кроме 4-й средней школы, наиболее крупные средства получили 2-я семилетняя нерусская школа - 100 тыс. рублей, 3-я средняя школа - 50 тыс., 5-я средняя школа - 45 тыс., 6-я начальная нерусская школа - 20 тыс. рублей16.

 

1946/47 уч. год оказался сложным. 1 сентября 1946 г. в школах области впервые начались плановые занятия. Становление школьной системы совпало с образованием и становлением органов государственной власти. Процессы шли параллельно.

 

В этот период в Калининграде, кроме школ, открываются другие детские и образовательные учреждения. 21 декабря начальник городского управления по гражданским делам подписал сразу два приказа: "Об открытии городского Педкабинета", который должен был стать центром методической и консультационной работы для учителей и "Об открытии Городского Дома пионеров". Дома пионеров были открыты также в Советске и Черняховске17.

 

Руководство области отмечало, что в учебно-воспитательной работе имелись существенные недостатки. В частности, почти каждый пятый учащийся по итогам третьей четверти являлся неуспевающим. Во многих школах не были организованы комнаты для самостоятельных занятий учащихся под руководством учителей, нерегулярно проводились консультации, мало использовались наглядные пособия. Плохо была организована работа с родителями, которые часто отрывали детей от занятий для выполнения различных хозяйственных работ.

 

Областное управление по гражданским делам посчитало, что важнейшей задачей, стоящей перед народным образованием, будет подготовка к выпускным экзаменам и переводным испытаниям. Подобная проверка не просто должна была оценить качество обучения детей, но и подытожить деятельность военизировано-командной системы управления областью 1945 - 1947 гг. по организации системы народного образования.

 

18 апреля 1947 г. управление по гражданским делам ставит задачу областному отделу народного образования обеспечить более качественное усвоение учебных программ, особенно, в выпускных классах. Вплоть до планирования такой деятельности не только каждой школой, но и каждым учителем. Так как приказ областного управления касался не только облоно и всего народного образования, но и городских и районных управлений по гражданским делам, городские и районные власти также включались в процесс подготовки школ к выпускным экзаменам и переводным испытаниям.

 

Задачи ставились конкретно. Районным и городским властям предлагалось вначале закрепить (вплоть до административных методов) существующие составы учащихся в школе, затем вернуть в школы детей, не посещавших занятия без уважительных причин. Особое внимание обращалось на запрет привлекать учащихся к различным работам в школе или вне ее. Облоно должен был создать условия для самостоятельной подготовки учащихся, предоставив учебники и учебные пособия, привлечь к этой работе лучших учителей. В качестве примера, при этом, ссылались на учителей Михайлова (4-я женская школа) и Стрелецкого (мужская школа N 1), сумевших организовать индивидуальную работу с учащимися по их подготовке к экзаменам. Сам ход подготовительного процесса должен был строго контролироваться, до 1 мая необходимо было провести родительские собрания, а учителя и руководители школ должны были побывать и выступить на предприятиях, в колхозах и совхозах по вопросам, как общего воспитания детей, так и организации подготовки к экзаменам и переводным испытаниям на дому. В целях повышения деловой и методической квалификации учителей ежемесячно, 30 - 31 числа, устанавливалось проведение в районных центрах "Дней учителя"18.

 

Признавая, что организация летнего отдыха детей в 1946 г. была не совсем удачной, областные власти разработали план мероприятий, утвержденный приказом начальника управления по гражданским делам области В. Борисовым. В соответствии с этим планом летом должны были провести организованный отдых 5045 человек. Предусматривалось, что дети будут отдыхать в учреждениях различной принадлежности: ВЦСПС, облоно, облздравотдела. Для отдыха создавались пионерские лагери двух типов: санаторного и общего, туристические лагери, открывались дачи для детей младшего возраста и оздоровительные площадки. С января 1947 г. в школах начала развиваться комсомольская и пионерская работа19.

 

К середине 1946/47 уч. года комсомольские организации оформились во всех средних и семилетних школах.

 

Комсомольские организации должны были заниматься "повышением идейно-политического воспитания учащихся и улучшением успеваемости школьников". Ка-

 

стр. 147

 

 

тегория детей пионерского возраста была значительно многочисленней. В пионерской организации числилось 517 детей. Только в течение учебного года пионерами стали 200 человек20.

 

Что касается итогов 1946/47 уч. года, то они были по-своему интересны. Прежде всего, это был первый полноценный учебный год в истории Калининградской области. Резко возросла численность школ. Выпускные экзамены (из 10 класса) проводились уже во многих школах, а не в одной, как в 1945/46 уч. году. Впервые в области была организована плановая и строго контролируемая подготовка к выпускным экзаменам и переводным испытаниям. Были получены статистические данные, позволяющие сравнивать качество обучения в различных школах и по различным предметам. Появилась возможность оценивать качество преподавательской и организаторской работы учительского и руководящего состава школ. Завершение учебного года оказалось мажорным: пять выпускников школ получили медали: две золотые и три серебряные, что было явным успехом для молодой системы народного образования21.

 

Примечания

 

1. ФАРУТИН И. А. Образование и становление области. Становление и развитие Калининградской области. Калининград. 1978, с. 6 - 7.

 

2. В апреле-мае 1946 г. на территории области трудовой деятельностью занимались около 40 тыс. советских людей. Государственный архив Калининградской области (ГАКО), ф. 298, оп. 4, д. 2, л. 6, 7.

 

3. Там же, ф. 462, оп. 2, д. 3, л. 1 - 2.

 

4. ГАКО, ф. 362, оп. 1, д. 2, л. 10 об, 11.

 

5. Калининградские архивы. Материалы и исследования. Калининград. 2000, с. 139, 141.

 

6. Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград. 2002, с. 472, 476.

 

7. ГАКО, ф. 462, оп. 2, д. 4, л. 1; д. 2, л. 32 об.

 

8. Первые школы в Калининграде и области открывались по приказам министра просвещения РСФСР. ГАКО, ф. 462, оп. 2, д. 2, л. 2, 9.

 

9. Там же, л. 18, 19, 25, 33.

 

10. Там же, ф. 665, оп. 1, д. 4, л. 1.

 

11. Предполагалось, что общее число обучаемых на 1 сентября 1946 г. составит 12130 человек. ГАКО, ф. 514, д. 1, л. 111.

 

12. Там же, ф. 462, оп. 2, д. 4, л. 1 - 2.

 

13. Там же, ф. 313, оп. 1, д. 6, л. 2; ф. 462, оп. 2, д. 4, л. 2.

 

14. Там же, л. 1 - 4.

 

15. Там же, д. 2, л. 1.

 

16. Там же, ф. 237, оп. 2, д. 2, л. 47.

 

17. Там же, л. 76, 77.

 

18. Там же, ф. 313, оп. 1, д. 8, л. 19.

 

19. Там же, ф. 298, оп. 1, д. 29, л. 132 - 134; ф. 462, оп. 2, д. 4, л. 58.

 

20. Там же, ф. 665, оп. 1, д. 3, л. 2, 10.

 

21. Там же, ф. 4632, оп. 2, д. 4, л. 54 - 55.

 
 

Опубликовано 05 января 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1609863178

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU