УЧЕБНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Публикация №1193318014 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В свете "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" актуальной становится разработка системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам и дать возможность в разумной мере "разгрузить" их обучение по непрофильным предметам [Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Российское образование. 2002. N 5. С. 7], способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать эксперимент. Важно обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к дальнейшему продолжению образования. Разумеется, в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для изучения вузовских курсов и штудирования научной литературы. А это представляется нам маловероятным без использования особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.
ГУМАНИТАРНОЕ СТУДЕНЧЕСТВО ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Публикация №1193317969 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Незавидная репутация у постсоветской молодежи. О ней часто говорят как о "потерянном" поколении, нередко при этом звучат нотки негодования, обличения, осуждения. Например: "В атмосфере агрессивного натиска антикультуры формируются новые поколения российских граждан, чье сознание заражено бациллами примитивного потребительства, поклонения чужим идолам, пренебрежением к национальным ценностям"; молодым людям свойственно "презрение к ежедневному упорному труду, жажда наживы, массовый антипатриотизм (примерно 70% готовы отправиться в эмиграцию)" [1, с. 42]. Один из авторитетных социологов пророчит: "Социальный и моральный климат в стране изменится не в лучшую сторону, когда нынешние студенты станут элитой общества. Общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым" [2, с. 58 - 59]. Политолог-прогнозист А. С. Панарин суров в своем приговоре: "деморализация и дезориентация молодого поколения несомненны..."; "духовная атмосфера порождает активистов не созидания, а разрушения, разложения и растления" [3, с. 150, 389]. В недавно изданном учебном пособии "Социология молодежи" суммированы расхожие упреки и обвинения:
социальная апатия - уход из политической и общественной жизни, разочарование в политических партиях и политиках, недоверие к власти, распространение мещанских, семейно-эгоистических настроений;
кризис нравственных ценностей, отказ от правды, честности, совестливости, любви, дружбы как основы отношений между людьми;
падение престижа честного труда, дозволенность недобросовестности, обмана, цинизма, эксплуатации, насилия;
рост потребительских настроений, проявляющийся в росте материальных вожделений, эгоизма, пренебрежения духовными ценностями, дегуманизации отношений между людьми [4, с. 158].
"ЖЕСТКИЕ" И "МЯГКИЕ" МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Публикация №1193317912 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В педагогике уже давно используется понятие "модель", появление которого было закономерным, поскольку мир образования с течением времени стал настолько сложным, что его нельзя уже было охарактеризовать, пользуясь только традиционной научной терминологией. Модель отражает внутреннюю, сущностную организацию педагогической системы (процесса). Но, как верно отмечает Э. Н. Гусинский, вероятность получения вполне точного и полностью формализованного знания в принципе отсутствует, а поэтому понятие истины в XX в. постепенно стало уступать понятию модели [1]. В науке, в том числе и в педагогике, ныне осознано, что возможны разные модели и схемы одной и той же системы, соответствующие различным концепциям и парадигмам.
ОБРАЗОВАНИЕ - РЕСУРС КОНСОЛИДАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Публикация №1193317864 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Современное состояние российского общества, закономерно проходящего сложные этапы внутренних преобразований и интеграции в мировой цивилизационный процесс, сопровождается глубокими структурно-функциональными изменениями в экономической, социокультурной и духовной сферах его жизнедеятельности.
В этих условиях возникает целый комплекс насущных теоретических, социально-педагогических и организационно-управленческих проблем, связанных с необходимостью выявления созидательного потенциала рациональной системной организации взаимодействия на федеральном и региональном уровнях ведущих социальных институтов и законодательно-управленческих звеньев государственно-общественной иерархии с ориентацией их стратегических ресурсов и операциональных механизмов на устойчивое развитие гражданского демократического общества и постепенное глобальное "встраивание" в мировую цивилизационную систему координат.
ДЕДУКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Публикация №1193317823 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
За последние годы требования к содержанию и структуре подготовки специалистов естественнонаучного профиля существенно изменились. Это связано с появлением новых направлений в их профессиональной деятельности, основным содержанием которой становится решение сложных междисциплинарных и плохо формализуемых задач, относящихся к экологической проблематике, системной экспертизе технических проектов, вопросам рационального природопользования и др. При их решении стандартные алгоритмизованные методы оказываются малопродуктивными. Необходима серьезная модернизация всего процесса подготовки специалистов-естественников, направленная, в первую очередь, на ее фундаментализацию и обеспечение развития творческих способностей учащихся. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, "модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей" [1]. Эта фундаментальная идея полностью справедлива и для профессионального образования (Б. Г. Ананьев, А. Д. Бодалев, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.) [2, с. 17].
СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСЕ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Публикация №1193317774 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
24 ноября 2003 г. состоялся "круглый стол" Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и редакции журнала "Педагогика" по проблеме "Способы представления теоретических знаний в курсе педагогики для будущих учителей".
В обсуждении поставленной проблемы приняли участие академик РАО В. П. Борисенков (вице-президент РАО, главный редактор журнала "Педагогика"), академик РАО В. В. Краевский (академик-секретарь Отделения), член-корреспондент РАО П. И. Пидкасистый (профессор МГОУ), член-корреспондент РАО А. А. Орлов (зав. кафедрой Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого), член-корреспондент РАО В. И. Слободчиков (директор Института дошкольного образования РАО), член-корреспондент РАО Е. А. Ямбург (директор Центра образования N 109 г. Москвы), член-корреспондент РАО И. И. Логвинов, доктора педагогических наук Е. В. Бережнова, Б. З. Вулъфов, А. Н. Джуринский, И. М. Осмоловская, Я. С. Турбовской, А. В. Хуторской; кандидаты наук В. В. Воронов, С. В. Дубрович, С. И. Краснов, Е. М. Сафронова, Л. А. Хроменков.
Вели заседание "круглого стола" академики РАО В. П. Борисенков и В. В. Краевский.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КРЫМСКИХ ТАТАР
Публикация №1193317708 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
От редакции. В романе Ч. Айтматова "И дольше века длится день" звучит древнее предание. ...Жуаньжуаны, степные воины-кочевники, придумали страшную пытку: пленнику на обритую голову надевали шири - кусок сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову несчастного, который после нечеловеческих страданий становился манкуртом. Манкурт терял рассудок, не знал, где родился, не помнил отца и матери, превращаясь в самого выгодного и покорного раба. ...Найман-Ана долго искала сына-воина, но нашла сына-манкурта. Из рук хозяина взял раб лук и стрелы и убил женщину - свою мать...
ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ (слово о моих учениках)
Публикация №1193317667 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
От редакции. "Народная педагогика" - новая рубрика журнала. Интересных материалов на эту тему много. Думается, она приживется. Предоставляем слово первому автору - академику Геннадию Никандровичу Волкову, замечательному ученому, благостному человеку, патриарху народной педагогики, сумевшему обобщить свои идеи в таких фундаментальных трудах последнего времени, как "Педагогика любви", "Чувашская этнопедагогика". В данной статье автор выступает не столько как ученый, сколько как учитель, предопределивший судьбы своих учеников, которые в своем творчестве достойно представили педагогическое многообразие и многоцветие народов великой России.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВО ФРАНЦИИ
Публикация №1193317624 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Франция - одна из стран Европы, где на государственном уровне создана система профориентации школьников. Проблема роли школы в подготовке учащихся к выбору профессии неоднократно рассматривалась в трудах многих французских педагогов и психологов. Так, известный в этой области ученый Г. Синуар предлагает следующее определение: суть профориентации заключается в том, чтобы помочь подростку по окончании школы выбрать вид трудовой деятельности, который соответствует его личным вкусам и доминирующим интересам, его знаниям, физическим и интеллектуальным способностям с учетом позиции его семьи и состояния рынка труда. Она направлена на то, чтобы установить соответствие или несоответствие личности подростка требованиям профессии [1, р. 26].
Франция - одна из стран Европы, где на государственном уровне создана система профориентации школьников. Проблема роли школы в подготовке учащихся к выбору профессии неоднократно рассматривалась в трудах многих французских педагогов и психологов. Так, известный в этой области ученый Г. Синуар предлагает следующее определение: суть профориентации заключается в том, чтобы помочь подростку по окончании школы выбрать вид трудовой деятельности, который соответствует его личным вкусам и доминирующим интересам, его знаниям, физическим и интеллектуальным способностям с учетом позиции его семьи и состояния рынка труда. Она направлена на то, чтобы установить соответствие или несоответствие личности подростка требованиям профессии [1, р. 26].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. С. МАКАРЕНКО ЗА РУБЕЖОМ
Публикация №1193317577 25 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сегодня наши представления о многих общественных процессах и различных исторических личностях изменяются радикальным образом. Это обусловливает необходимость углубления, уточнения, а иногда и пересмотра некоторых научных концепций, в том числе и в педагогике. Так, нам представляется крайне важным выяснение истинной сущности, духовных корней макаренковской педагогики, переосмысление ее ценностей, освобождение от шаблонных стереотипов ее восприятия, оценка ее роли в мировой педагогической науке.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK