Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия
Публикация №1194957654 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых в современном обществе. В настоящее время дети имеют возможность ежедневно наблюдать сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Не удивительно, что родители нередко жалуются педагогам и психологам на их повышенную агрессивность, раздражительность, а педагоги, в свою очередь, обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию учащихся.
Социология А. А. Зиновьева - путь к пониманию современности
Публикация №1194957614 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В своей новой работе Л. В. Давыдова продолжает исследование многогранного научного творчества известного российского социального философа и социолога А. А. Зиновьева, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Рецензируемая работа отличается подробным рассмотрением и высоким уровнем систематизации идей и взглядов ученого. Исследование Л. В. Давыдовой - это не просто изложение социологической теории А. А. Зиновьева, оно выполняет функцию своего рода хрестоматии, поскольку представляет собой краткую выборку и резюме текстов ученого. Разумеется, такой подход не отменяет необходимости изучения авторских, особенно напечатанных в последние пять лет трудов ученого, подробный перечень которых автор дает в конце своей книги. Напротив, Л. В. Давыдова как бы побуждает читателя обратиться к самостоятельному изучению наследия ученого. Рецензируемая книга может рассматриваться как путеводитель, потребность в котором определяется масштабом социологической теории А. А. Зиновьева, которая по широте охвата и поднимаемым проблемам действительно является уникальной в исследовании эволюции человечества в XX и XXI столетиях.
Два подхода к религиозному образованию
Публикация №1194957571 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Ф. Н. Козырев в своей монографии "Религиозное образование в светской школе" констатирует с горечью: "Ситуация с развитием школьного образования в России иногда кажется безнадежной" (с. 448). Действительно, попытки внедрения религиозного знания в образовательный процесс современной светской школы вряд ли можно отнести к заметным достижениям российской педагогики.
Образование против преступности
Публикация №1194957532 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сегодня ужасающими стали масштабы детской беспризорности. Различные ведомства - Минтруда, Генпрокуратура, МВД, Совет Федерации, независимые эксперты - называют разные цифры в пределах 1 - 4 млн. малолетних бродяг, что сопоставимо с количеством беспризорников после Гражданской войны и гораздо больше, чем их было после Великой Отечественной.
Куда приведет этих детей дорога жизни - к светлому храму или в исправительные учреждения? Вопрос, надо полагать, риторический. Добавим, что когда-то эти сегодняшние беспризорные станут родителями. Но ведь общеизвестно, что воспитание каждого нового поколения как раз и начинается с момента рождения родителей, давших жизнь следующему поколению, и этот неоспоримый факт рисует не самые радужные перспективы для российского социума.
Концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной
Публикация №1194957490 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
М. М. Манасеина (1842 - 1903) - врач, доктор медицины, педагог. Широкой известностью в России пользовались ее работы "О воспитании детей в первые годы жизни" (1874), "Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования" (1894 - 1902). Последняя представляется уникальной по замыслу и грандиозной по объему. Ни до, ни после этого труда в педагогике не было попыток рассмотреть непрерывность религиозного воспитания с рождения человека и до зрелости. Это сочинение, по замыслу, должно было содержать 7 отделов, по 3 главы в каждом. Завершить и опубликовать из них удалось только пять. На сочинении имеется посвящение Александру III, который "высоко держал знамя религии в своей стране", кроме того, покровительствовал М. М. Манасеиной, когда она в европейских библиотеках и учебных заведениях занималась сбором необходимого для исследования научного материала.
А. Г. Ободовский - автор первого отечественного учебника педагогики
Публикация №1194957445 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Среди выдающихся российских педагогов XIX в. особое место занимает Александр Григорьевич Ободовский (1796 - 1852), который одним из первых пришел к мысли о необходимости получения преподавателями специальных педагогических знаний. К сожалению, его творческое наследие, широко известное в России в середине позапрошлого века, малодоступно для современных педагогов. Его фамилия даже не упоминается в современных учебниках по истории педагогики. Во многом это объясняется тем, что книги А. Г. Ободовского, посвященные вопросам педагогики, были постепенно вытеснены из практики подготовки российских учителей после широкого издания в России работы А. Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" (1835 г.). Вот как эту ситуацию проясняет член Педагогического комитета при Главном управлении военно-учебными заведениями Российской Империи Н. Х. Вессель: "Эта книга сделалась скоро настольной книгой не только каждого мыслящего и работающего учителя в Германии, но и получила известность в целой Европе, и наша отечественная педагогическая литература, возникшая с началом нынешнего благодатного царствования (императора Александра II), до сих пор в лучших своих произведениях руководствовалась и руководствуется ею; и мы откровенно признаемся, что эта книга служит основанием и руководною нитью и для нашего руководства" [1, с. 7]. В то лее время нельзя забывать, что педагогические труды А. Г. Ободовского 15 лет
служили учебными пособиями для будущих российских педагогов.
Воспитательная функция университета в аспекте классической "идеи университета"
Публикация №1194957328 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Идея университета содержит в себе целостный социокультурный образ, который включает исторически обусловленные принципы, функции и цели развития университета. Введенная Вильгельмом фон Гумбольдтом два века назад, она оказалась достаточно точным и емким понятием, до сих пор не утратившим свою теоретическую и практическую значимость. Изначально университет рассматривался как очаг национального воспитания. Классики "идеи университета" (В. Гумбольдт, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер) считали, что в нем сосредоточена нравственная культура нации.
Природосообразность воспитания в народной педагогике белорусов
Публикация №1194957285 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Традиционная педагогическая культура белорусов веками накапливала опыт воспитания подрастающих поколений, который непосредственно выводился из реальной жизни. В свою очередь, вся жизнь наших предков была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние последней на развитие общества вообще и воспитательные процессы в частности. Многие исследователи относят природно-географические детерминанты к числу первостепенных в формировании этнопсихологических и социально-культурных особенностей человеческих сообществ. Так, например, согласно теории народоведения Л. Н. Гумилева, "в разных климатических условиях географической среды создаются разные этносы и различные культурные традиции" [1, с. 29].
Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции
Публикация №1194957245 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Участвуя в социальных и экономических процессах объединения Европы, Швеция одна из первых приступила к реформированию своей системы образования. В 1962 г. все политические партии Шведского парламента поддержали решение о создании единой 9-летней общеобразовательной школы, что упраздняло прежнюю систему, которая включала многочисленные параллельные формы школьного образования. Базовой идеологией служило то, что все дети и молодые люди имеют право посещать единую школу на всех уровнях: подготовительный школьный класс; общеобразовательная средняя школа; дополнительный общеобразовательный уровень, где они могут выбрать академическое или профессиональное направление. Таким образом, была создана "школа для всех".
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Публикация №1194957206 13 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Этой теме был посвящен научный семинар "Философия - образование - общество", проведенный летом 2006 г. в г. Гагра редакцией журналов "Педагогика", "Вопросы философии", Российской академией образования, Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана.
Педагоги, психологи и философы обсудили ряд ключевых проблем:
1. Педагогические аспекты социализации и адаптации человека.
2. Отражение идеалов гуманизма в содержании современного образования.
3. Индивид и личность в контексте образования.
4. Влияние социальных и культурных процессов, ведущих к гражданскому обществу, на цели и характер образования.
5. Гражданское воспитание как приоритетное направление развития образования в России.
6. Гражданское общество в контексте развития мирового образовательного пространства.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK