Рейтинг
Порталус

ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ СОЗНАНИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ 1920-1930-х ГОДОВ На фото: ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ СОЗНАНИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ 1920-1930-х ГОДОВ, автор: maxim

Публикация №1195564009 20 ноября 2007

Революция и гражданская война привели к серьезному переосмыслению русской литературной традиции. В страшные годы "русской смуты" она ощущается "надеждой и опорой" - источником духовной силы и отдохновения от ужасающей реальности. Л. Н. Толстой и другие классики русской литературы воспринимаются как непререкаемые авторитеты, служащие нравственным ориентиром среди вопиющей безнравственности войны. Толстой занимает в общественном сознании особое место среди русских писателей, поскольку именно его нравственная, антивоенная и антиреволюционная проповедь была актуальна для многих россиян в эпоху, предшествующую войне и революции.

стр. 202

Полная версия публикации

"ФИЛОСОФ В ФЕЛЬЕТОНИСТАХ..." (В.В. РОЗАНОВ) На фото:

Публикация №1195563958 20 ноября 2007

Осенью 1902 года Мережковские и П. Перцов начали подготовку к изданию журнала "Новый путь". Журнал был вполне светский, но в программе значилось обсуждение религиозных вопросов "в духе Вл. Соловьева", а также печатание стенографических отчетов Религиозно- философских собраний. Литераторов, работающих в журнале, было изрядное количество: и литературная молодежь (Блок, Семенов, Пяст), и литераторы постарше (Вяч. Иванов, Мережковский, Философов, Гиппиус), даже Брюсов согласился писать ежемесячные обзоры иностранной литературы. "О Розанове что и говорить, - вспоминала 3. Н. Гиппиус. - Он был несказанно рад журналу. Прежде всего - упросил, чтобы ему дали постоянное место, "на что захочет", и чтобы названо оно было "В своем углу". 1

Полная версия публикации

ИЗ НЕИЗДАННОЙ КНИГИ Ф. Д. БАТЮШКОВА "ОКОЛО ТАЛАНТОВ" "В СЕМЬЕ МАЙКОВЫХ" На фото: ИЗ НЕИЗДАННОЙ КНИГИ Ф. Д. БАТЮШКОВА

Публикация №1195563911 20 ноября 2007

В наши дни о Федоре Дмитриевиче Батюшкове (1857-1920) вспоминают сравнительно часто: видный ученый, литератор, театральный и общественный деятель, он внес весьма ощутимый вклад в русскую культуру, и не заметить этого при сколько-нибудь серьезном ее изучении поистине невозможно. Однако для ознакомления современного читателя непосредственно с литературным наследием Батюшкова сделано еще очень и очень мало: перепечатан небольшой фрагмент его книги "В. Г. Короленко как человек и писатель" и - с купюрами - заметка о В. М. Гаршине; 1 опубликован ряд его писем - к М. Горькому, А. Ф. Кони, А. В. Луначарскому, В. Г. Короленко и Е. П. Лотковой-Су лтановой; 2 наконец, впервые увидели свет его доклад "Гуманизм и революция" 3 и два очерка из книги "Около талантов" - "Стихийный талант (А. И. Куприн)" и "Вечер у Л. Н. Толстого". 4

Полная версия публикации

ЛЕОНИД АНДРЕЕВ И СЕМЬЯ ВЕЛИГОРСКИХ На фото: ЛЕОНИД АНДРЕЕВ И СЕМЬЯ ВЕЛИГОРСКИХ, автор: maxim

Публикация №1195563847 20 ноября 2007

С семьей Велигорских связан значительный период жизни Л. Н. Андреева. Андрееведам уже известен ряд фактов, позволяющих предполагать, что, еще будучи гимназистом, в Орле Л. Н. Андреев познакомился с членами семьи своей будущей жены.

В последние годы в архивах Москвы (Центральный государственный исторический архив г. Москвы и Московской области) и Орла (Государственный архив Орловской области) удалось обнаружить ранее неизвестные документы, воссоздающие более полную картину орловского периода жизни Велигорских.

Полная версия публикации

ПИСЬМА КН. ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА КРОПОТКИНА В. П. ЖУКУ На фото: ПИСЬМА КН. ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА КРОПОТКИНА В. П. ЖУКУ, автор: maxim

Публикация №1195563802 20 ноября 2007

(К ИСТОРИИ ПЕРЕВОДА КНИГИ П. А. КРОПОТКИНА "ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ")

Письма Петра Алексеевича Кропоткина В. П. Жуку (34 ед.) хранятся в фонде Василия Павловича Жука (ок. 1850-1930) в International Institute of Social History (IISH) (Международный институт социальной истории, Амстердам) (папка 2 и 3). В. П. Жук (наст. фамилия Маслов-Стокоз Василий Павлович, др. псевд. В. Батуринский, В. Баранов) в юности примкнул к народовольцам, с середины семидесятых годов жил в эмиграции в Великобритании, за границей в 70-х годах издавал журнал на украинском языке "Громада", в середине 1900-х - принимал участие в издании газеты "Прогресс". Из-за границы регулярно посылал корреспонденции в российские издания, иногда навещал Москву и Петербург. Публицистические статьи и заметки, а также переводы печатал в "Историческом вестнике", "Вестнике всемирной истории", "Новом слове", "Русской мысли", "Вестнике Европы", "Русском вестнике", "Русской школе", "Южном крае". В 1900-е годы он был достаточно известен как исследователь русской литературы. К числу наиболее популярных работ В. Батуринского относятся: "Западники 40-х годов" (Великая реформа. Т. III. М., 1911); "А. И. Герцен, его друзья и знакомые. Материалы для истории общественного движения в России" (Т. 1. СПб., 1904; часть работы напечатана во "Всемирном вестнике" - 1904. N 12); "К биографии Тургенева" (Минувшие годы. 1908. N 8); статья о Чехове, опубликованная в "Чеховском юбилейном сборнике" (М., 1910). Постоянно контактировал с анархистами, жившими за границей, в 1920 году публиковался в органе анархистов - газете "Голос труда", выходящей в Аргентине.

Полная версия публикации

К ИСТОРИИ ТЕКСТА "ПУТЕВЫХ ОЧЕРКОВ" А. Ф. ПИСЕМСКОГО На фото: К ИСТОРИИ ТЕКСТА

Публикация №1195563753 20 ноября 2007

Художественно-публицистический цикл А. Ф. Писемского "Путевые очерки" обязан своим появлением на рубеже 1850-1860-х годов известной экспедиции русских писателей в российские поречья и поморья. 1 Соглашаясь ехать в низовья Волги и на Каспий - в один из намеченных правительством для обследования районов, Писемский, как и другие участники экспедиции, принимал на себя обязательство искать решения занимавших государственную администрацию проблем.

Полная версия публикации

MEMENTO MORI У ТУРГЕНЕВА И НЕКРАСОВА На фото: MEMENTO MORI У ТУРГЕНЕВА И НЕКРАСОВА, автор: maxim

Публикация №1195563715 20 ноября 2007

Memento mori - помни о смерти - так приветствовали друг друга монахи ордена траппистов (1148-1636), члены которого были связаны обетом молчания. Есть и другие, более емкие значения этого выражения: мысль о неизбежности смерти; эмблема смерти; грозное напоминание о неотвратимости гибели, краха и т. д. 1 Все эти значения в какой-то мере соприкасаются.

Полная версия публикации

"МЫ ВЫШЛИ ВМЕСТЕ..." (НЕКРАСОВ И ТУРГЕНЕВ НА РУБЕЖЕ 40-х ГОДОВ) На фото:

Публикация №1195563663 20 ноября 2007

Первая строфа некрасовского стихотворения "Т(ургене)ву", адресованность которого всегда смущала В. Е. Евгеньева-Максимова и К. И. Чуковского и вызывала жаркие споры их современников и продолжателей, 1 и сейчас кажется наиболее трудной для ее реального комментария. Не случайно, по-видимому, академический комментарий к этому стихотворению ограничен двумя другими частями - текстологической и историко-литературной. Напомню это четверостишие:

Мы вышли вместе... Наобум

Я шел во мраке ночи,

А ты... уж светел был твой ум,

И зорки были очи.

А. М. Гаркави, считавший адресатом этого поэтического обращения А. И. Герцена, писал: "Вышли вместе" - т. е., вступая на путь общественной и литературной деятельности, принадлежали к одному кружку, к одной школе. Это была натуральная школа - школа Белинского. К ней принадлежали и Некрасов, и Герцен, и Тургенев.

Полная версия публикации

И. С. ТУРГЕНЕВ. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РОМАНУ "ДЫМ") (ПУБЛИКАЦИЯ И ПОСЛЕСЛОВИЕ П. УОДДИНГТОНА) На фото: И. С. ТУРГЕНЕВ. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РОМАНУ

Публикация №1195563614 20 ноября 2007

ФОРМУЛЯРНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ НОВОЙ ПОВЕСТИ *

Париж

1863.

* * * * * * * * * * * * * * * *

1862.

(первые числа августа.)

1835. 1. Литвинов - Григорий Михайлыч (27). X.

1832. 2. Ворошилов, Семен Яковлевич. (30.). Сл.

1820. 3. Губарев, Степан Николаев. (42.). О.

1815. 4. Биндасов. Тит Ефремыч. (45.). Кет.

1837. 5. Пищалкин. Алексей Егорыч (25.) Ко.

1824. 6. Потугин. Со[крат]зонт Иваныч. (38.) -

1822. 7. Генерал Селунский, Валериян [Владимирович] 1 (40.) А.

18[40]35. 8. [Наталья Алексеевна] Ирина (Юлия) Павловна, 2 его жена. (27 3 ). Кн. Д.

1807. 9. Капитолина Марковна Шестова - (55.)

1842. 10. Татьяна [Павловна] Петровна Шестова. (20.) -

[1818. 11. Чекмезов, Василий Васильевич. (44). Мил. и Красно (?)]

1820. 4 11. 5 Бамбаев, Ростислав Ардалионыч (42. 6 ) Кашперов

1822. 7 12. 8 Суханчикова, Марья Кузминишна. 9 (40.) Гр Сальяс

* * * * * * * * * * * * * * * *


--------------------------------------------------------------------------------

* В тексте публикации зачеркнутые слова заключаются в квадратные скобки; слова, восстанавливаемые предположительно, - в ломаные.

1 Над строкой вписано и зачеркнуто: Константинович.

2 Окончательный вариант вписан над строкой.

3 Исправлено вместо: 22.

4 Исправлено вместо: 1830.

5 Исправлено вместо: 12.

6 Исправлено вместо: 32.

7 Исправлено вместо: 1820.

8 Исправлено вместо: 13.

9 Кузминишна вписано вместо зачеркнутого: Власьевна.

стр. 106

Полная версия публикации

РОЗА У ПУШКИНА И ТУРГЕНЕВА На фото: РОЗА У ПУШКИНА И ТУРГЕНЕВА, автор: maxim

Публикация №1195563527 20 ноября 2007

Роза - необычайно широко распространенный символ мировой культуры, литературы, поэзии, имеющий не одно значение. Это знак тайны, символ молчаливости, эмблема смерти, символ любви. Розу воспевали в Древней Греции, в Древнем Риме, на Востоке. Роза - эмблема Венеры, а в средние века она становится цветком Девы Марии. Она нарисована как мистический символ в "Божественной комедии" Данте, а в куртуазной поэзии она олицетворяет чувственную любовь. Роза - исключительно важный образ в творчестве романтиков. Пройдя сквозь века, она продолжает свое существование в литературе XX века, например в поэзии А. Блока.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама