ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ (ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)
Публикация №1193750574 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.
В. Гюго
Сколь оптимистичными были наши ожидания XXI века... Казалось, с наступлением относительной стабилизации в политической и экономической сферах, после десятилетнего периода болезненных поисков страной идентификационной модели развития восторжествует, наконец, здравый смысл в помыслах и деяниях государственной элиты. Именно в этом случае сугубо гуманитарные вопросы - прежде всего образовательные, социокультурные - сфокусировали бы на себе внимание общества и положили бы начало полноценным, целесообразным, гуманно ориентированным преобразованиям. Тем более, что отечественная педагогика, обогащенная результатами научно-практических исследований предшествующего столетия, с конца 80-х гг. была, как никогда, готова к просветительско-организующей миссии. Развивающее обучение, личностно ориентированная педагогика, диалоговое воспитание - те направления, которые, раздвигая границы конкретной педагогической ситуации, выводили ребенка и взрослого на качественно новый уровень отношений равноправных субъектов, оформляя их сотрудничество не просто как формальное взаимодействие с целью передачи и усвоения учебного материала, но как общение свободных, нравственно совершенствующихся личностей (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. С. Библер, И. С. Якиманская, Е. Н. Ильин, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. Н. Тубельский и др.).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Публикация №1193750540 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Система образования в Казахстане формировалась не одно десятилетие. Наиболее существенные успехи были достигнуты в советский период развития. Однако из-за отрыва от мировой практики профессиональной подготовки к концу этого периода система образования республики во многом превратилась в подсистему, обслуживающую потребности господствующей идеологии. Итогом этого стала зарегламентированность деятельности вузов и ориентация в вопросах финансирования только на государственный бюджет.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НА ЗАПАДЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
Публикация №1193750504 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Известный на Западе специалист в области повышения квалификации Б. Джойс отмечал, что "традиционное обучение дает, главным образом, знания, тогда как в системе повышения квалификации акцент необходимо перенести на умения и навыки... Работая в области функционального поведения учителя, мы должны научить его применять современные технические средства, вооружить современными педагогическими технологиями, сформировать умения и навыки работы как с нормальными детьми, так и с теми, кому приходится испытывать физические и эмоциональные проблемы" [1, p. 342]. В конце прошлого столетия в Великобритании поведенческий подход стал альтернативой информационному обучению, догматизм и схоластичность которого никого больше не могли удовлетворить.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В XIX В.
Публикация №1193750471 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В условиях современного реформирования высшей школы представляется весьма интересным опыт подготовки учительских и научно-педагогических кадров в университетах России в XIX в. Не касаясь всех вопросов организации системы поиска, отбора и обучения одаренной молодежи для последующей научной и преподавательской деятельности, остановимся на педагогической подготовке будущих преподавателей средней и высшей школ.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ
Публикация №1193750434 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В 1802 г. указом Александра I было создано Министерство народного просвещения. Это событие формально завершило организацию новой общегосударственной структуры образования, начало чему было положено более чем за 20 лет до этого. Историкам отечественной школы и педагогики повезло, поскольку сохранился первый, исходный документ: эти девять листочков, исписанных собственноручно Екатериной II на первой неделе марта 1781 г., являются планом создания государственной системы народных школ. В нем содержится весьма важное сообщение: "...а вот тое, все что с Эпинусом сложили" [1].
РАЗВИТИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Публикация №1193750388 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Деятельность преподавателя вуза относится к типу профессий, в которых не каждый человек может добиться нужной эффективности. По нашим данным, значительное число преподавателей вуза по разным параметрам не вполне соответствуют требованиям профессионально-педагогической деятельности (78,2%). Означает ли это, что они являются для нее профессионально непригодными? Полагаем, что нет. Не отрицая необходимости природных задатков и способностей, мы понимаем профессиональную пригодность преподавателя вуза как вероятностную характеристику его индивидуальности, отражающую не только возможности, но и стремление достигать высоких результатов в деятельности при соответствующей подготовке.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Публикация №1193750348 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Со времен И. Канта различают три типа идеалов: научный (идеал чистого разума), запрещающий логические противоречия; этический (идеал практического разума), основанный на нравственном категорическом императиве; эстетический (прекрасное в искусстве). Мы сосредоточим внимание на расширительно понимаемых идеалах рационалистического (интеллектуального) и этического (нравственного) типа, свойственных современному студенчеству.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН
Публикация №1193750320 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРИРОДОЙ
Публикация №1193750279 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Проблема экологии детства стала злободневной для всего мирового сообщества, но особую актуальность она приобретает в современной России.
Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит, в частности, к тому, что при поступлении в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушении в развитии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций. Не имея классических форм аномалий развития, такие дети вместе с тем испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни.
ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКСТЕРНОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Публикация №1193750246 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Экстернат на данном этапе развития российского образования наиболее чутко реагирует на социальные требования к организации процесса обучения. С каждым годом число учащихся, обращающихся к данной форме получения среднего образования, неуклонно растет. Отметим, что функционирование и развитие экстерната обеспечивается наличием пакета нормативных документов, среди которых Закон РФ "Об образовании", письмо Минобразования России от 23 января 2002 г. "О получении общего образования в форме экстерната", положение о получении общего образования в форме экстерната и др. [1; 2].
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK