О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Публикация №1195048999 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В ближайшее время в старшем звене всех общеобразовательных учреждений России появится новый вид учебных курсов - элективы. Это привнесет ряд проблем. Рассмотрению некоторых из них и возможных путей их решения и посвящена наша статья. Соответствующие аргументы и примеры будут приведены из информатики и математики.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ"
Публикация №1195048965 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Исследования многих отечественных и зарубежных психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков [1].
К сожалению, единого мнения по вопросу определения понятия математического мышления в психолого-педагогической и методической литературе нет.
КУРСЫ ИСТОРИИ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Публикация №1195048936 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последние десятилетия в курсе истории, изучаемом в российской школе, произошли значительные изменения. Наиболее очевидные из них связаны с содержанием понятийного, фактического, оценочного материала. По мере отказа от господствовавших прежде в отечественной науке моноконцептуальности, системы жестких методологических категорий и идеологических постулатов менялась и историческая картина, представляемая в школьных дисциплинах. Традиционно преобладающая в них политическая и социальная история получила более широкое раскрытие - от проблем отношений власти и общества до характеристик повседневной жизни представителей различных групп населения. Наряду с этим большее внимание стало уделяться антропологическим и культурологическим аспектам. Сформулированный М. Блоком много десятилетий назад тезис о том, что история - это "наука о людях во времени", приобрел всеобщее признание и используется в качестве своего рода аксиомы. Однако новизна современной ситуации не исчерпывается растущей многосторонностью исторической картины, обогащением методологического инструментария. Она проявляется еще и в значительном расширении информационного пространства, в котором существует и транслируется знание.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Публикация №1195048895 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последние годы отличительными особенностями системы образования стали информатизация, независимая оценка качества обучения, формирование сопоставимой образовательной статистики, менеджмент с использованием баз объективных результатов достижений. Существенно изменились условия профессиональной деятельности работников управления системой образования и учителей. Смена приоритетов в обществе усилила требования к качеству обучения молодежи и определению достигнутого уровня на каждой ступени образования. В целом реализация концепции качества сегодня обусловливает не только постоянное повышение квалификации педагогов, но и создание независимой системы оценки, обеспечивающей самооценку достижений всеми участниками образовательного процесса. Произошедшие в этой сфере изменения в значительной степени связаны с экспериментом по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который с 2009 г. станет обязательной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений страны. Для организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне созданы: Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федеральная база свидетельств ЕГЭ (ФБС), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), которые занимаются разработкой технологий, созданием баз данных, обработкой полученных результатов. Налажен единый механизм подготовки контрольных измерительных материалов, процедур шкалирования и оценивания ответов, накопления образовательной статистики и организации мониторинга. Однако, являясь важной составляющей государственной (итоговой) аттестации выпускников, ЕГЭ, образно говоря, только определяет "температуру" в образовательном учреждении, отдельных территориях страны или системы образования в целом, но он не ставит своей целью обеспечивать и не обеспечивает органы управления образования и педагогов исчерпывающей информации ей о качестве образовательного процесса....
СИСТЕМА Л. В. ЗАНКОВА: ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА
Публикация №1195048819 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В. Занков 50 лет назад, значительно опережая свое время, сформулировал главную задачу обучения детей в школе - достижение оптимального общего психического развития каждого ребенка. Относительно недавно стало практически общепризнанным, что обучение должно быть направлено не только на развитие познавательной сферы детей, оно должно быть личностно ориентированным. Однако как именно следует развивать личность ребенка, не умаляя роли его умственного развития и необходимости приобретения прочных и глубоких знаний, неясно. В педагогике и психологии пока отсутствует какое-либо единство в понимании того, как в процессе обучения следует развивать целостную личность ребенка. Между тем существующая уже 50 лет и успешно развивающаяся система Л. В. Занкова содержит вполне ясный, подтвержденный не только практикой, но и теорией ответ на этот вопрос. Поэтому она заслуживает самого широкого изучения и обсуждения.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Публикация №1195048782 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Курс изобразительной деятельности в педагогическом учебном заведении направлен не только на формирование у студентов навыков рисования, но и на овладение ими методикой преподавания этого предмета в начальных классах. Для успешного решения этих задач необходимо, прежде всего, понять научные принципы, которыми будущий учитель должен руководствоваться в изобразительной деятельности. К ним относятся общефилософские положения о методах познания окружающей действительности, а также те специфические закономерности, которые присущи определенному виду изобразительного искусства. В рисовании - это законы перспективы, теории теней, пластической анатомии и др. Правильное понимание основных принципов изобразительного искусства поможет студенту осуществить собственную творческую деятельность и развить в дальнейшем креативные способности своих учеников. Изобразительная деятельность органически присуща ребенку. Потребность рисовать, что-то изображать - его специфичный способ познания мира, общения с окружающими. Дети используют различные художественные материалы для коммуникации, импровизации, театрализации, игры образами. Ребенок не столько создает произведение, сколько переживает свое состояние в процессе рисования. Посредством изобразительной деятельности реализуется потребность младшего школьника в самовыражении. Все дети рисуют, и им это нравится. Иногда, чтобы успокоить ребенка, отвлечь от шумных игр, некоторые педагоги и родители дают ему в руки бумагу и карандаши, и он сразу погружается в свой мир, в мир своих героев. Ребенок не замечает, что творится вокруг него, рисует увлеченно, вдохновенно, причем не для того, чтобы его похвалили, а для себя.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация №1195048733 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обусловливает нарастание негативных тенденций уже на ранних стадиях становления личности ребенка. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация №1195048718 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обусловливает нарастание негативных тенденций уже на ранних стадиях становления личности ребенка. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - ПУТЬ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Публикация №1195048689 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Наука не знает границ и расстояний, и наука об образовании, для которой оно является специальным объектом, т.е. педагогика - не исключение. Дальний Восток действительно дальний. Он отдален от столиц на многие тысячи километров, однако по уровню интереса и готовности решать сложные вопросы педагогической теории этот регион не уступает тому, что принято называть центром.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Публикация №1195048658 14 ноября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Задачи реформирования российского общества медленно, но настойчиво выдвигают на первый план проблемы качественного образования. Чем дальше страна продвигается по пути политических, экономических и социальных преобразований, тем четче проявляется зависимость успехов в этих областях от образовательного и, в целом, культурного уровня населения. Все очевиднее, что никакие нефтедолларовые ресурсы не способны обеспечить устойчивое развитие государства, если они не будут рационально, стратегически эффективно использованы, в первую очередь, для подготовки квалифицированных профессиональных кадров и просто образованных и культурных людей.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK