Эвристический диалог в педагогическом вузе
Публикация №1193139654 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Исследование, проведенное нами на I-III курсах психологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета и направленное на выявление степени эффективности форм и методов учебно-воспитательного процесса, позволяет констатировать следующее:
* в ходе обучения происходит резкое падение интереса к научно- исследовательской деятельности. Если на I курсе 70% студентов проявляют желание и интерес к научной работе, то уже на следующем количество таковых сокращается вдвое;
* лишь 10% студентов имеют четко выраженный жизненный план действий, профессионально и творчески определенные долгосрочные цели;
* для большинства респондентов основанием при выборе вуза послужила не профессионально-педагогическая установка, а любовь к определенному предмету (в частности, к психологии);
* разочарование в будущей профессии испытывают до 50% опрошенных, научно-исследовательская деятельность как приоритетное направление учебы привлекает лишь 12%.
Школа-вуз-театр: об опыте работы образовательно-культурного комплекса
Публикация №1193139614 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Единственно возможным способом накопления и сохранения социально- культурного опыта в контексте преемственности поколений служит система непрерывного гуманитарного образования. Один из вариантов такого подхода в течение десяти лет реализуется в Государственной академии славянской культуры. В наиболее убедительной, наглядной форме система непрерывного хореографического образования представлена в рамках комплекса школа (хореографическое училище)-вуз-театр авторской группой под руководством Народного артиста России, заведующего кафедрой хореографии Государственной академии славянской культуры профессора В. М. Захарова. Комплекс - это принципиально новое явление в современном образовании, не имеющее аналогов в мире. Он объединяет общими целями среднее и высшее специальное образование и театр. Здесь реализуется система непрерывного хореографического образования в России: от шестилетних школьников до аспирантов. Дети с 6 до 9 лет составляют группу, в которой опытные специалисты занимаются коррекцией фигуры, развитием пластики, музыкальных способностей воспитанников. В подготовительной группе 9 - 10- летних детей готовят к дальнейшей учебе в хореографическом училище. Выпускники училища продолжают учебу на факультете хореографии Государственной академии славянской культуры. Факультет готовит специалистов по режиссуре балета, педагогике хореографии, теории и истории хореографического искусства. Наряду с предметами общеобразовательного цикла, студенты глубоко изучают методику преподавания специальных дисциплин: классического, народно-сценического, характерного, историко- бытового, бального танца и современных направлений в хореографии. Взаимосвязь трех компонентов образовательно-культурного комплекса позволяет студентам практиковаться в профессиональном театре танца "Гжель" и работать с детьми в хореографическом училище в качестве стажеров- педагогов. Особо хочется подчеркнуть направленность на изучение русского народного танца со всеми его региональными особенностями, а также постижение танцевальной культуры славянских народов.
Традиции и новации в исследовании проблем воспитания
Публикация №1193139563 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В связи с 60-летним юбилеем Российской академии образования и 10-летием Сибирского отделения РАО попытаемся сделать краткий ретроспективный анализ деятельности Красноярской лаборатории НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, функционировавшей в период с 1974 по 1992 гг., и определить направления дальнейших исследований проблем воспитания, возможности возрождения проблемной лаборатории Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ).
Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии
Публикация №1193139515 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В системе высшего педагогического образования Англии за последние годы произошли значительные изменения. Прежде всего, по-новому звучит основная цель профессионально-педагогической подготовки учителя: сформировать педагога-исследователя, мыслящего практика, обладающего профессионализмом и компетентностью. В связи с этим осуществляется пересмотр содержания педагогического образования, разрабатываются новые учебные планы, корректируются программы по предметам психолого- педагогического цикла с целью усиления их аксиологических ориентиров.
Методологические основы интеграции образования России и Беларуси
Публикация №1193139468 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В данной статье предпринята попытка комплексно рассмотреть вопросы, связанные с созданием единого образовательного пространства Беларуси и России, проанализировать сделанные в этом направлении шаги, в том числе и на государственном уровне, предложить свое видение решения вопроса. Нами проведен ряд научных исследований в рамках программы Минобразования РФ "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" и совместного научно-исследовательского проекта Российского гуманитарного научного фонда и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований [I; 2; 3; 4]. При разработке основных направлений повышения эффективности взаимодействия систем образования Беларуси и России нами учтен опыт совместной деятельности министерств образования двух стран в 1996 - 2002 гг.
Педагогика в духовных академиях России
Публикация №1193139420 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Отечественная педагогика в духовных академиях представляет собой практически неизвестное широкой научной общественности явление. Достаточно сказать, что в "Антологии педагогической мысли в России" она вообще не представлена. Между тем, начиная с середины XIX в., в стенах Санкт-Петербургской (СПбДА), Московской (МДА), Киевской (КДА), Казанской (КазДА) духовных академий активно и плодотворно развивалась теоретическая мысль, представляющая значительный интерес для современной педагогики.
Национальные и религиозные компоненты культуры
Публикация №1193139384 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
От редакции. Феномен рассогласованности между содержанием образования и проблемами, обусловленными различиями в вероисповедании российских народов, в последнее время все больше приковывает к себе внимание педагогической общественности. Говоря о едином образовательном пространстве, принципах диалога и взаимодействия культур, мультикультурном образовании, направленном на сохранение и развитие многообразия народнопедагогических реалий, существующих в нашем сообществе, мы прежде всего ставим перед собой цель передать наше общее наследие молодым поколениям. Правомерно ставится вопрос о воспитании толерантности. А это не представляется возможным без учета культурных и воспитательных интересов разных этносов, без адаптации граждан многонационального и поликонфессионального государства к различным ценностям разнородных культур, без нахождения способов взаимодействия между людьми с разными традициями и отказа от культурно- образовательной монополии одних наций, народов, религий в отношении других.
Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско-педагогическое кредо В. В. Розанова)
Публикация №1193139343 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь для этого дня.
В. Розанов
Человеческое, слишком человеческое...
Ф. Ницше
Повседневное бытие, несмотря на свою естественность и, казалось бы, элементарность, с трудом поддается педагогической рефлексии. В немалой степени причина этого кроется в пренебрежительном отношении классической рациональной науки к повседневности, которая воспринимается учеными как производное от общественного бытия. Этой позиции в известной степени придерживается и педагогика, опирающаяся на директивы, назидательные поучения и обращающаяся к микрокосму ребенка лишь в экстремальных случаях. И только в последнее время так называемая постклассическая наука приступила к исследованию феномена повседневности, или жизненного мира человека. Предпринимаются попытки раскрыть сложный механизм взаимодействия эго с рациональной средой общественных отношений.
Индивидуальный стиль деятельности учителя
Публикация №1193139301 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В психологии и педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД) учителя. Проблемы стилевой проблематики изучались на разной методологической основе. Условно можно выделить несколько направлений, в рамках которых проводились исследования по данной проблеме.
Понимание текста в работе учителя-практика
Публикация №1193139261 23 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Понимание текста как способа существования культуры, равно как и того, что культурный текст потенциально бесконечен, то есть может быть истолкован и перетолкован, стало сегодня общепризнанным. Его интерпретация не знает временных, пространственных, смысловых границ. Текст культуры содержит в себе и педагогические смыслы.
Однако не всякий такой текст, включенный в процесс образования (исторический факт, фрагмент художественного произведения, реплика ученика и пр.), автоматически становится педагогическим явлением, подобно тому, как не из всякой мраморной глыбы может быть высечено произведение искусства. Педагогическим тот или иной культурный текст делает вместе с учеником учитель, понимая и раскрывая его образовательные возможности. Понимание, вслед за П. Рикером, мы рассматриваем как искусство постижения знаков, передаваемых одним и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение (жесты, позы и, разумеется, речь) [1, с. 3].
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK