ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЕМЫХ
Публикация №1193749474 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила задачу существенной модернизации содержания и структуры образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы. Очевидно, педагогической науке предстоит разработать стратегию организации общего и профессионального образования и новые критерии измерения его эффективности. Мы согласны с В. П. Борисенковым, который полагает, что современная школа и другие социальные институты сегодня вынуждены работать в условиях неопределенности, так как человека "нужно подготовить к жизни, а какой будет эта жизнь, сейчас еще неизвестно" [1, с. 4]. Таким образом, назревает необходимость такой организации образовательного процесса, при которой школьники, студенты ориентировались бы на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения собственной жизнедеятельности.
МИНИМИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Публикация №1193749434 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя изучено достаточно обстоятельно. В отечественной педагогике и психологии советского периода основное внимание уделялось позитивному аспекту этого взаимовлияния. В последние 10 - 15 лет появляются работы, в которых исследуется негативное, деформирующее, дезадаптирующее влияние педагогической деятельности на личность учителя (Л. М. Митина, А. В. Осницкий, Н. А. Подымов, Е. В. Руденский, Е. Н. Смоленская, Е. В. Улыбина, Т. В. Форманюк, Е. В. Юрченко и др.). Подобное влияние проявляется в формировании таких качеств, как догматическая приверженность общепринятым правилам и инструкциям, ригидность установок [1], внутренняя неуверенность, снижение творческих способностей, консерватизм, агрессивность, жестокость, конфликтность, категоричность, закрепленность ролевой маски, безапелляционность и т.д. [2].
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Публикация №1193749393 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Идея непрерывного слежения за образовательным процессом, за результативностью профессиональной деятельности педагогов возникла и получила практическую реализацию в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Тогда же в нашей стране получил распространение термин "мониторинг", который предполагал непрерывность, научность, диагностичность этого процесса (А. С. Белкин, В. А. Кальней, Ю. А. Конаржевский, А. И. Макаров, А. Б. Сахарчук, Т. А. Стефановская, С. Е. Шишов и др.).
Публикация №1193749349 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Рост отклонений в половом поведении детей подросткового и юношеского возраста, увеличение числа разводов среди молодых семей свидетельствуют об актуальности сексовалеологического образования молодого населения России [1; 2;3].
Сексовалеология - область педагогики, целью которой является формирование у детей, подростков, юношей и девушек валеологически обоснованного отношения к сексуальности [4; 5; 6; 7; 8]. Наиболее основательно этим следует заниматься в период взросления - в подростковом и юношеском возрасте, когда у человека происходит половое созревание и активно вырабатывается индивидуальный образ жизни. В данной статье представлен научно-практический опыт реализации созданных на основе потребностно-информационного подхода к воспитанию программно-методических комплексов по сексовалеологии "Твое здоровье: Формирование сексуальности" (для подростков) [6] и "Валеология семьи" (для юношей и девушек) [5].
ПРОЦЕСС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Публикация №1193749302 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Период ранней юности занимает особое место в педагогической и психологической науке, рассматривается как этап "второго рождения" человека. В это время происходит, с одной стороны, открытие своего внутреннего мира, своей индивидуальности, с другой - становление субъектной жизненной позиции. Решения, которые принимаются в юности, во многом определяют всю последующую жизнь.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА
Публикация №1193749259 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Распознавание, изучение и обобщение содержания нового опыта является важной теоретической и практической проблемой. Многие учителя и методисты затрудняются при решении задачи обобщения педагогического опыта. Это связано с недостаточной определенностью соответствующих путей обобщения в контексте системно-целостного подхода. Отсутствие общих теоретических подходов на практике приводит к тому, что порой за содержание нового педагогического опыта выдается обещание будущих результатов. Особую роль проблемы обобщения нового опыта подчеркивает П. В. Копнин: "Изучение и обобщение передового опыта выполняет в гносеологическом отношении две функции: 1) оно служит проверкой ранее выдвинутых теоретических построений, носящих гипотетический характер и 2) составляет основу новых больших теоретических обобщений" [1, с. 159].
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ: К НАЧАЛАМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Публикация №1193749215 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Проблема, обозначенная в заголовке статьи, строится на трех посылках:
- существует процесс преподавания психологии;
- наличествует, как минимум, совокупность научных знаний, которую можно отнести к методике преподавания психологии;
- эта совокупность знаний принадлежит именно педагогической науке и может рассматриваться как ее зарождающаяся отрасль.
За внешней очевидностью представленных положений скрывается ряд противоречий, детальный анализ которых позволит обосновать актуальность исследования и очертить его проблему.
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Публикация №1193749168 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В едином научном пространстве педагогика сегодня выступает как развивающаяся дисциплина. Однако далеко не все проблемы, связанные с ее организацией и развитием, оказываются решенными. Поэтому сегодня важно обратиться к методологическим ее основаниям и осмыслить сложность разрешения многих проблем. Это необходимо сделать потому, что, во-первых, появилось много так называемых "педагогик" ("сколько их у нас?" - спрашивал В. В. Краевский), что побуждает к критическому анализу и ревизии фундаментальных основ самой науки, осмыслению источников и причин такой ситуации, а также объяснению новых связей с другими областями знаний и образовательной действительностью. Во-вторых, существенно изменился характер связей нашей науки с практикой, что, естественно, приводит к необходимости прогнозирования путей развития образовательной практики, предвидения масштабности последствий тех или иных вводимых новшеств.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Публикация №1193749121 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
На рубеже XX-XXI вв. многие российские исследователи (историки, социологи, политологи, культурологи, философы), пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие общества, выявляют процессы социокультурных трансформаций, под которыми понимается "комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы: ее типа или конкретно-исторической формы" [1, с. 420]. Речь идет о новом этапе "модернизации", который многие ученые рассматривают как явление цивилизационного масштаба, как глобальный феномен мировой истории.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Публикация №1193749079 30 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В силу своей природы мемориальные, художественные, научно-технические музеи и музеи иного профиля способны играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом, эколого-охранительном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Как свидетельствует практика, уровень работы большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это ставит новые задачи не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизмы включения человека в мир культуры с помощью музея.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK