Рейтинг
Порталус

Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема

Дата публикации: 03 октября 2007
Автор(ы): М.П.Стурова, В.И.Силенков
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191424198


М.П.Стурова, В.И.Силенков, (c)


Обращение к решению вопросов, связанных с девиантным поведением детей и подростков, происходит на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Не может оставаться в стороне от него и педагогическая, в том числе и пенитенциарная, наука.

Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями и в конечном счете, нравственная чистота и стабильность общественных отношений в перспективе. Не следует забывать и о том, что многие формы девиантного поведения оказывают огромное деструктивное влияние на функционирование общественных механизмов и процессов, в том числе и на результативность воспитания как общественно обусловленного процесса, содержание и направленность которого определяются состоянием общества. Увеличение числа носителей отклоняющегося поведения, умножение их видов и форм создают неблагоприятную для детей среду, преодолеть влияние которой педагогическими средствами может оказаться делом весьма сложным. Все это чревато нарушением порога нравственной стабильности социума, после которого в нем пойдут необратимые разрушительные процессы.

Традиционно к социальным или общественным нормам относят правовые, моральные, политические, религиозные, этические, эстетические. Отклонение от них преследуется с помощью санкций (неодобрения, запретов, наказания) либо корректируется через социальные институты, в том числе посредством воспитания, перевоспитания, воспитательно-профилактической деятельности.

Применительно к несовершеннолетним отклоняющееся поведение может быть определено как общественно осуждаемые

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

поступки, не выходящие за рамки психического здоровья, нарушающие установленные на данном этапе развития общества нравственные нормы и влекущие применение соответствующих санкций. Включение в дефиницию правовых норм представляется излишним, так как любое их несоблюдение одновременно нарушает нравственную норму. Правовая норма защищает и законодательно закрепляет сложившуюся в обществе нравственную ценность более высокого порядка. Нарушение правового запрета следует рассматривать и как моральную готовность личности переступить черту предписанного обществом поведения, что неотвратимо ведет к применению к личности соответствующих санкций. Причем совсем необязательно, чтобы они рассматривались только как наказание в рамках правового воздействия. Это могут быть и меры воспитательного характера, например неодобрение, осуждение, наказание. Опираясь на такой подход, мы можем вычленить девиантное поведение из многих других похожих или близких поступков, определить направления его профилактики, что особенно важно в ситуации, когда четкая грань между ними часто отсутствует. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что некоторые исследователи, например Л.Н.Зюбин, причисляют к нему жадность, эгоизм, замкнутость, необъяснимую недоверчивость, жестокость, т.е. те поступки, которые могут быть отнесены и к нормативному поведению, являющемуся результатом противоречивого развития личности.

Девиантное поведение, включая в себя поступки, не укладывающиеся в рамки обозначенных норм, отличается большим разнообразием по своему генезису, формам проявления, нарушаемым ценностям, степени терпимости к нему. Это находит отражение в вариативности применяемых санкций. При этом в педагогике они должны рассматриваться как составной элемент общепедагогических мер сдерживания отклоняющегося поведения.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как правило, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентации подростков и юношества, вытеснение традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно полезной активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

Все это требует от педагогики активизации усилий, направленных на осмысление причин девиантного поведения и поиск адекватных механизмов его сдерживания и предупреждения. К сожалению, на современном этапе развития науки преобладающим остается констатация факта разрушения общественной нравственности, роста негативных проявлений, с одной стороны, упование на то, что профилактика девиантного поведения может быть эффективной лишь в том случае, когда будут созданы соответствующие социально-экономические условия, с другой. Представляется, что это ожидание слишком затянулось.

Назначение педагогической науки и практики в любой ситуации должно оставаться прежним - решать обозначенные проблемы доступными средствами. Достаточно вспомнить теоретические и практические находки пенитенциарной педагогики, которая небезуспешно занималась решением проблем предупреждения девиантного поведения в условиях, близких к современной социально-педагогической ситуации. Ее положительный опыт может и должен быть распространен в практику общепедагогической профилактики отклоняющегося поведения. Так, острота такой

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

сложной социально-педагогической проблемы, как беспризорность, была снята при соответствующей политике молодого советского государства в течение 2-3 лет, а усилиями пенитенциарной педагогики миллионы подростков были возвращены к полноценной жизни.

В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально- политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические и социальные меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан. Место же педагогики в решении этой проблемы не просматривается, хотя только улучшение социально- экономического состояния социума и его материального уровня вряд ли может решить проблему. Свидетельством тому могут служить достаточно развитые в экономическом и социальном плане страны, в которых уровень отклоняющегося поведения несовершеннолетних достаточно высок, а его предупреждение представляет собой важную социально-педагогическую проблему.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не являются гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Наглядным подтверждением этому могут быть результаты сравнительного анализа, полученные нами при изучении ответов на анонимные анкеты, предложенные девятиклассникам, обучающимся в гимназиях и лицеях г. Новокузнецка. Опрос проходил в рамках сравнительного исследования эффективности воспитательно-профилактической деятельности открытых и закрытых воспитательных систем (спецшкол, спецтехпрофучилищ, центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей).

Известно, что состав учащихся лицеев и гимназий в сравнении с другими учебно-воспитательными учреждениями отличается определенной элитарностью. Набор в эти школы производится на основе конкурсных отборов, вступительных испытаний. Тем самым предполагается, что эти учащиеся по многим параметрам должны отличаться хорошим усвоением социальных норм, находиться под более жестким социальным контролем, препятствующим проявлению девиантного поведения.

Анализ анкет не подтвердил эту гипотезу. Около 90% опрошенных (включая девочек) пояснили, что пробовали курить; 17% учащихся указали на то, что курят регулярно. Все опрошенные заявили, что в той или иной форме пробовали алкогольные напитки, из них 12% утверждали, что знакомы с опьяняющими действиями алкоголя, 35% признались, что им приходилось совершать мелкие кражи, 21% опрошенных отметили свое участие в агрессивных действиях, драках, актах вандализма, хулиганства, 9% заявили о существовавших у них в прошлом намерений уйти из дома.

Особого интереса заслуживает оценка состояния наркотизации подростков. Около 2% респондентов утверждали, что пробовали наркотические вещества в той или иной форме. Эта цифра близка к результатам опросов подростков, доставляемых в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Причем, по нашим косвенным данным, указанный процент потребителей наркотических средств явно занижен и не отражает реального положения вещей, поскольку на другой, контролирующий правдивость ответов вопрос ("Есть ли среди ваших знакомых или друзей подростки, которые употребляют наркотики?") около трети опрошенных ответили утвердительно. Учитывая типичные подростковые реакции, большую зависимость от мнения и правил референтной

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

микрогруппы, трудно представить, что несовершеннолетний окажется вне сферы ее воздействия.

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками, утрату многими общественными институтами воспитательных функций, исключение из проводимой общегосударственной политики целенаправленной воспитательной работы по предупреждению девиантного поведения подростков. Все это ведет к снижению воспитательных возможностей социума, делает процесс воспитания в его общем значении неуправляемым и стихийным. В такой ситуации подросток в большей степени подвержен случайным дезинтегрирующим кризисным явлениям и процессам, чем в педагогизированной общественной среде.

Любой поступок человека как волевой акт слагается из мотивов, потребностей, интересов, идеалов, взглядов, ценностных ориентации, т.е. тех компонентов, качественное состояние которых в каждом человеке закладывается и определяется воспитанием. Мы рассматриваем подростка с девиантным поведением прежде всего как плохо воспитанного и, обращаясь к воспитанию как профилактическому средству, тем самым формируем у личности социально-приемлемые мотивы, убеждения, соответствующие взгляды, интересы, нужные привычки и в конечном счете, нормативно-полезное поведение.

Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания. Так, сами правовые ограничения и запреты, какими бы рациональными и совершенными они ни были, не могут воспрепятствовать девиантным поступкам. Об этом свидетельствует существующая практика, когда даже самые суровые и жесткие нормы правового реагирования не останавливают личность от совершения задуманных антиобщественных действий. Меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда проступок уже совершен. Для того чтобы "сработали" правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Выделяя в общей системе предупреждения девиантного поведения педагогические меры сдерживания, необходимо отметить, что воспитание должно присутствовать в любом общественном институте и включать целенаправленное воздействие на нравственное сознание подростка и его поведение. Воспитание, решая задачи по формированию заданных качеств и свойств, направлено и на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, т.е. уже изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что воспитание в значительной мере выполняет общую индивидуальную и профилактическую функцию. Если мы хотим предупредить отклонения в поведении личности, то должны прежде всего создать такие условия, при которых воспитательный процесс охватил бы все стороны жизнедеятельности, стал неотъемлемой частью всего бытия социума, проник во все сферы общественных отношений.

стр. 41

Опубликовано на Порталусе 03 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама