Рейтинг
Порталус

Преподавание в вузе: наука и искусство

Дата публикации: 03 октября 2007
Автор(ы): В.П.Кузовлев
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191426272


В.П.Кузовлев, (c)

Педагогический труд - это особый вид высококвалифицированной умственной деятельности творческого характера, отличающейся высокой степенью напряжения. Работа преподавателя вуза - это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов, ему принадлежит ведущая роль в формировании у студентов профессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции.

В условиях изменения задач современного образования, определяемых вариативностью учебно-воспитательных учреждений, диверсификацией содержания, расширением инновационных процессов, возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику педагогической деятельности. Специалист сегодня должен хорошо ориентироваться в разнообразии педагогических технологий, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности, быть готовым к принятию ответственных решений.

Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эври-стические, создаваемые в ходе собственного поиска. Для нее характерна относительная самостоятельность творческого выбора методических действий, приемов в рамках общих, признанных принципов. Творческая педагогическая индивидуальность всегда опосредована личностными качествами педагога. В конечном счете творческое своеобразие - это высшая характеристика педагога.

Преподавание в вузе - это и искус-ство, и наука. Искусство потому, что каждое занятие неповторимо. Его ход, эмо-циональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать заранее. В этом смысле преподавание в чем-то сродни творчеству художника, писателя, поэта, от которых требуются глубокое знание жизни, человеческой души, умение сопереживать личности. Но вместе с тем это и наука, в основе которой лежат объективные законы, фиксирующие существенные связи и отношения, присущие процессу обучения, основанному на взаимодействии преподавания и учения. Эти законы вы-ступают в роли несущих конструкций, обеспечивающих процесс целенаправленного формирования личности будущего специалиста-профессионала.

Весьма специфичен и объект педагогического труда - человек с присущими ему индивидуальными качествами, находящийся под воздействием множества факторов и людей, преобразующих его. Многие из этих факторов действуют стихийно, многопланово и в различных направлениях. Самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью и наглядно-стью, - это жизнь во всех ее проявлениях.

Педагог творит не один, а вместе с другими людьми. В.А.Сухомлинский по этому поводу писал: "Вся тревога, все огорчения и все торжество нашего дела в том и состоят, что скульпторов несколько. Это и семья, и личность преподавателя, и детский коллектив, и книга, и совершенно непредвиденные ваятели, скажем, знакомые, с которыми подружила мальчишку улица. Если бы все эти силы действовали как хорошо слаженный оркестр, сколь легко творились бы люди!" [1]. Склонность к преподавательской работе, как правило, проявляется в достаточно зрелом возрасте. Вузовские педагоги обычно достигают мастерства и совершенства, проработав по 10 - 15 лет, поскольку преподавателями не рождаются, а становятся в ходе

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

приобретения опыта, постоянного совершенствования.

Основное содержание деятельности вузовского педагога состоит в выполнении обучающих, воспитательных, организатор-ских и научных функций. Обучающая функция - передача студентам знаний, формирование умений и навыков; воспитательная - формирование личности; организаторская - организация учебной и внеаудиторной работы студентов, поддержание порядка и дисциплины; научная - приобщение студентов к исследовательским поискам, научно-техническому творчеству.

В обобщенном виде необходимые преподавателю вуза качества можно сгруппировать в несколько блоков:

мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга;

профессиональные: глубокие знания в области своей науки, специальности, дидактики высшей школы, педагогической психологии, методики обучения;

личные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно- воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своей науке, предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу; знание студенческой психологии, умение контролировать работу студентов, взаимодействовать с ними, понимать их;

моральные: честность и правдивость, простота и скромность, доброжелательность, высокая требовательность к себе и студентам, справедливость в отношениях со студентами и коллегами, развитое чувство ответственности.

Преподаватель должен быть и специалистом, обучающим студентов положениям своей науки, и ученым, приобщающим к ней студентов. Известны примеры, когда крупные научные открытия совершались в процессе обучения, будучи подготовлены изложением учебного материала. Поэтому выражение "ученый-педагог" имеет глубокий смысл. Д.И.Менделеев писал, что лишь тот учитель способен обучить ученика, который сам успешно работает в данной области науки, любит ее.

В истории отечественной высшей школы мы найдем немало выдающихся людей, оставивших глубокий след в методике преподавания вузовских дисциплин. Ученый-математик и педагог В.Л.Кирпичев, снискавший славу "отца русских инженеров", был убежденным противником замены живого слова лектора мертвой книгой. По его убеждению, книжное изучение наук превалировало над устным преподаванием только в периоды застоя науки, когда не было настоящих ее подвижников. "Пока живет человечество, не умолкнут и живая речь, и передача этой речью положений науки", - писал он. Того же мнения придерживался и П.Л.Чебышев - гордость российской науки, один из величайших математиков всех времен. Часы, проведенные в аудитории со студентами, он считал счастливейшими в своей жизни. Однако занятия с воспитанниками у него не ограничивались университетской аудиторией. Чебышев считал своим долгом не только "дать знания", но и подготовить учеников как научную смену, воспитать у них умение широко мыслить и активно работать, отдаваясь целиком избранной науке: ученый должен трудиться на пределе возможностей, если он хочет сколько-нибудь продвинуть науку вперед. При всей научной смелости и отваге Чебышева, при его постоянных призывах к ученикам разрабатывать проблемы, представляющие несомненный и большой научный интерес, генеральным его принципом оставался один - строгость, строгость и строгость! Не самообольщаться видимым успехом и не спешить с выводами, до конца не об-основанными.

Вспоминая о возникновении интереса к форме небесных тел, А.М.Ляпунов говорил: "В 1882 году, желая подыскать подходящую тему для магистерской диссертации, я не раз беседовал с Чебышевым по поводу различных математических вопросов, причем Чебышев высказывал мнение, что заниматься легкими, хотя бы и новыми, вопросами, которые можно разрешить общеизвестными методами, не стоит и что всякий молодой ученый, если он уже приобрел некоторый навык в решении математических вопросов, должен пробовать свои силы на каком-нибудь серьезном вопросе, представляющем известные математические трудности".

Следуя этому совету, Ляпунов преодолевал немалые математические трудности в

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

работе и над другими научными проблемами, в частности над теорией вероятностей, интерес к которой возник у молодого исследователя опять-таки под влиянием Чебышева. Еще студентом Ляпунов с не-обычайным интересом и вниманием слушал лекции своего учителя по теории вероятностей, с величайшей тщательностью записывал их. Вечером, в тот же день, приводил их в порядок и переписывал со всеми тонкостями попутных замечаний, которыми П.Л.Чебышев умел оживлять свои лекции. По их записям будущий академик А.Н.Крылов (великий ученый-математик и кораблестроитель) изучал теорию вероятностей. И он же опубликовал эти лекции спустя 50 лет, уже в советское время.

В личности вузовского преподавателя привлекают студентов гармоничное единство идеалов, убеждений, принципов, взглядов, увлечений, морально- этические качества, талант педагога, любовь к своему труду, неустанный поиск путей совершенствования педагогического мастерства, внимание к каждому студенту, умение прививать навыки культуры, формировать личность. Преподаватель не просто "транслятор знаний", а целостная личность, в наибольшей степени отвечающая современным требованиям к подготовке высокообразованных и всесторонне развитых специалистов. Студенты высоко ценят в преподавателе чисто человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность. Доброта педагога заключается в большом чувстве ответственности за настоящее и будущее студента. Право быть наставником имеет прежде всего тот, кто понимает и воспринимает душевное состояние своих питомцев. Доброта определяется твердостью воли, непримиримостью к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.

Что такое педагогическое мастерство? Есть разное "наполнение" этого понятия. Мы ответим так: это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешной реализации правильно сформулированных целей, решении различных задач обучения, направленных на достижение высоких конечных результатов. Конкретные показатели мастерства проявляются в высоком уровне исполнения, качестве труда, целесообразных, адекватных педагогическим ситуациям действиях преподавателя, достижении высоких результатов обучения и воспитания.

Будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, мастерство педагога утверждается через творчество и воплощается в нем. По нашим наблюдениям, некоторые преподаватели заметно активизируют познавательную деятельность студентов, а иные, наоборот, снижают интерес к предмету, подавляя в обучаемых творческое начало. Так, один студент в экспресс-анкете написал: "На занятиях по английскому языку чувствуешь себя чуть ли не гением, а на занятиях по высшей математике - кретином. Не столько потому, что не понимаешь, сколько потому, что так относится к нам преподаватель. Поэтому на эти лекции ходить не хочется". И далее: "На лекциях по высшей математике - психологическая подавленность, сидишь как робот. Преподаватель математики выглядит хмуро, улыбается крайне редко. Этот период времени кажется вечностью".

Установлено, что нет лучшего способа научить людей чему-нибудь, как пробудить в них высокие душевные качества и помочь их развитию. Однако часть преподавателей студенческой аудиторией не воспринимается. Это черствые, равнодушные к своему предмету и своему делу люди, у них обычно нет чувства социальной ответственности, они нарушают элементарные правила общения, не понимают и недооценивают гуманистический смысл своей деятельности.

Л.Н.Толстой писал о школьном педагоге: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель" [2, с. 342].

Для овладения профессиональным мастерством необходимы систематическая подготовка к каждому учебному занятию;

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

постоянная работа с новинками педагогиче-ской литературы, извлечение из них нового, требующего практической проверки и применения; изучение опыта коллег и заимствование всего лучшего, полезного, действительно необходимого; отказ от стереотипов в своем труде; выработка индивидуальных приемов (постановка голоса, техника речи, грамматическая правильность, дикция, интонация, сила звука и т.п.); саморегуляция физического и психического состояния. Успех педагогической деятельности определяется прежде всего степенью профессиональной подготовленности преподавателя. По мере накопления опыта формируются оптимальные приемы работы, приходит мастерство, позволяющее быстро адаптироваться к любой студенче-ской аудитории, возникает легкость в работе.

Исследуя специфику методики преподавания в вузе, мы сочли необходимым выделить некоторые педагогические стереотипы:

? построение учебного процесса по схеме "изложение - восприятие - воспроизведение - закрепление - применение на практике" (характерно для всех категорий преподавателей); ориентация на содержательную сторону: "Знай свой предмет и излагай его ясно" (типично для преподавателей, работающих со студентами старших курсов);

? стремление сохранить привычный подход к изложению материала и преподаванию в целом (типично для всех преподавателей); гипертрофия функции контроля в обучении;

? превалирование на практических занятиях и при проведении лабораторных работ собственной активности в ущерб студенческой;

? стремление все еще раз рассказать, разъяснить, повторить;

? зависимость оценки личности студента от его успеваемости; стремление к излишней детализации, упрощению материала, "приспособлению" его в надежде на лучшее усвоение (чаще всего у преподавателей общенаучных кафедр).

Педагогическое общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Оптимальное педагогическое общение учителя с учащимися в процессе обучения создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности учащегося, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах. Преподаватель - это по существу психолог-практик. Чтобы управлять взаимоотношениями, способствующими продуктивной учебно-воспитательной работе, нужно знать особенности общения вообще, а педагогического - в первую очередь.

В развитии интересов студентов немаловажную роль играет правильный, основанный на уважении и спокойной требовательности, доверительный и доброжелательный тон преподавателя. У А.С.Макаренко есть такое замечание: "?Конечно, разговаривая сейчас с вами, я совсем иной человек, но когда я с ребятами, я должен добавить немного ? мажора, и остроумия, и улыбки, не какой-нибудь подыгрывающей улыбки, но просто приветливой улыбки, достаточно наполненной воображением" [3, с. 220].

Доброжелательность, внимание к интересам, увлечениям студентов являются источником эмоционально-положительных отношений между сторонами и не могут не сказаться на развитии интереса. Чтобы проявился и утвердился стойкий интерес, студент должен ощущать свой личный успех. А это требует от преподавателя индивидуального подхода к каждому студенту. Если преподаватель будет постоянно, но незаметно для студента оказывать ему помощь (пока он в ней нуждается), тот будет оценивать свои успехи как личные и испытывать радость.

От того, как люди воспринимают и интерпретируют облик и поведение партнера, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результативность контактов. Среди факторов, формирующих впечатление о человеке, которого мы встречаем впервые в жизни, важное значение имеют внеш-ний облик, выражение чувств, переживания, внутреннее состояние человека. Облик человека, его одежда, прическа, украшения и пр. несут первичную социально-психологическую информацию о нем.

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

Отмечена связь между внешностью и психологическими качествами: человек, внеш-ность которого вызывает симпатию, кажется и внутренне привлекательным. Психологи считают, что существуют стандарты, которые позволяют приписывать одному человеку доброту, искренность, а друго- му - легкомыслие, честолюбие и прочие черты только на основе внешности. Они же полагают, что установлен феномен "ореола" физической привлекательности, которая вызывает сдвиг при оценке не только черт личности, но и поступков. Если человек производит хорошее впечатление, ему, как известно, идут навстречу.

В формировании познавательных интересов учащихся преподаватель играет ведущую роль. Его эрудиция, отношение к делу и учащимся, педагогическое мастерство - все это во многом определяет успех обучения. Конечно, имеет значение и объем знаний, уровень развития учащихся, направленность их интересов. Неорганизованность, недостатки развития мотивационной сферы студентов во многом можно объяснить методической беспомощностью педагога, неумением вызвать интерес к занятию.

Излишняя морализация, поучающая манера в профессиональном поведении, набор заформализованных шаблонов часто становятся одним из мотивирующих факторов отчуждения учащихся, воспитанников от своих педагогов, вызывает негативные эмоциональные состояния. Морализация часто обусловлена тем, что в профессиональной работе учителя (его менталитете), как ни в какой из других сфер деятельности, отражена педагогическая традиция, усваиваемая работниками всех школьных и дошкольных учреждений как за-кон-стандарт с правом поучать, назидать, оставлять за собой последнее слово.

Преподавателю важно научиться быстро вникать в состояние студента, фиксировать в его поведении малозаметные, но психологически значимые детали, различать незначительные изменения в макро- и микроэкспрессии. Состояние человека проявляется чаще всего в виде реакции на текущую ситуацию и носит приспособительный характер. Взаимоотношения преподавателя и студентов основаны на чувствах симпатии или антипатии, взаимопонимания или непонимания. Обычно приняты два условия, обеспечивающие успешность взаи-модействия: доверие студента к преподавателю и духовное влечение к нему. Доверительный характер взаимоотношений складывается, как правило, не стихий- но - его нужно формировать, завоевывать.

Чтобы внушить студенту веру в свои силы, укрепить его волю, желание преодолеть трудности, преподаватель может использовать прием авансирования доверия, который состоит в специальных поручениях, индивидуальных заданиях. Для создания обстановки доверия выработан ряд правил: признание возросшего чувства взрослости студента, его достоинства; проявление педагогического оптимизма; осторожность в оценке его учебных возможностей; терпимость, честность в отношениях со студентами; уважение национальных традиций, обычаев.

Выделим три ведущих типа взаимоотношений между преподавателем и студентами: 1) устойчиво положительный - преподаватели этой группы отличаются педагогической направленностью деятельности, широтой знаний, эрудицией, глубоким мастерством владения предметом, гибкостью мышления, потребностью в неформальном общении со студентами; 2) пассивно- положительный - проявляется в нечетко выраженной эмоционально- положительной направленности общения со студентами; преподаватели в курсе дел студентов, оказывают им помощь; 3) отрицательный - у преподавателей проявляется склонность к назиданиям; происходит формализация отношений со студентами, нарушается педагогическое общение, возможны конфликты.

Такие личностные качества преподавателя, как простота в общении, справедливость, внимание и уважение к студентам, умение выйти за рамки официальных отношений, обаяние, аккуратность, ценятся не меньше умения интересно и содержательно проводить учебные занятия. Более того, эти субъективные оценки и требования от курса к курсу возрастают. Хорошего преподавателя всегда связывает со студентами взаимная симпатия. Студенты ценят в своих преподавателях увлеченность любимым делом, глубокие и разносторонние знания, выходящие за рамки учебных

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

потребностей, энциклопедизм, педагогиче-ский такт.

Истоки ошибочных представлений преподавателя о студенте могут быть различными: мнение коллеги, работавшего с этим студентом ранее, неверно сложившееся первое впечатление, эмоциональный конфликт на одном из первых занятий и т.п. Преподаватель может связывать неудовлетворительную успеваемость студента исключительно с отсутствием у него старания, хотя действительные причины могут быть иными, например конфликт в семье.

Культура педагогического общения включает в себя умение преподавателя объективно оценивать себя и студентов, создавать обстановку взаимного доверия, видеть факты такими, какие они есть, а не такими, какими их хотелось бы видеть; способность и стремление к взаимопониманию, сопереживанию. Осознавая свою ответственность перед студентом, нельзя допускать разделения морали: одна для себя, другая для студента. Вряд ли уместны стереотипы холодных официальных отношений, проявления настороженности и подозрительности. Отчуждение преподавателя от студента может возникнуть в ситуации, когда студентам дано право оценивать качество его работы. Такая оценка учитывается при аттестации и конкурсном избрании, а также выявлении лучших лекторов, но не влечет за собой негативных последствий. Ее цель состоит в том, чтобы помочь преподавателю увидеть себя "глазами студентов" и осознать свои недостатки.

Овладение профессионализмом - это сложный динамический процесс постепенного формирования педагогических умений. Обычно он начинается с проявления элементарных гностических умений и навыков, которые, развиваясь, позволяют студенту устанавливать внутренние связи и отношения между фактами, понятиями и другими объектами действительности. При изучении учебных дисциплин, в соответствии с объектами деятельности студента, у него формируются предметные умения. Обучение в ряде случаев моделирует будущую профессиональную деятельность студента, а на педагогической практике он непосредственно включается в эту деятельность с большой долей самостоятельности.

Педагогическое мастерство учителя представляет собой достаточно устойчивую систему теоретически обоснованных и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия между учителем и учащимся. Исходя из этого определения и функциональной структуры деятельности учителя, перечислим компоненты его педагогического мастерства: 1) знания и высокий уровень общей культуры. Общенаучные знания. Научная эрудиция в избранной специальности. Понимание психологии ребенка и закономерностей формирования его личности. Овладение теорией обучения и воспитания, методикой преподавания своего предмета; 2) практические умения и навыки. Гностические умения устанавливать внутренние связи и отношения между отдельными процессами, фактами, понятиями и явлениями. Предметные умения и навыки. Профессиональные умения и навыки, соответствующие каждой функции учителя; 3) профессионально важные качества личности. Гражданские и политиче-ские качества: идейная убежденность и общественная активность. Направленность личности: любовь к детям и желание с ними работать. Высокая интеллектуальная активность и познавательная самостоятельность. Педагогические способности. Культура речи и речевые свойства личности.

Достижение мастерства возможно при условии интеграции дифференцированных знаний и формирования системы педагогических знаний, умений и навыков, их актуализации и генерализации во внутренних субъективных способностях личности учителя. Необходимы также интеграция и генерализация нравственного опыта, осо-знание и переживание себя как субъекта педагогической деятельности и образование в структуре личности учителя системы свойств, отношений и практических действий в их единстве.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Вижу человека // Литературная газета. 1967. 27 сент.

2. Толстой Л.Н. Пед. соч. М., 1953.

3. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958.

стр. 57

Опубликовано на Порталусе 03 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама