Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 08.08.20


© Образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития

Дата публикации: 03 октября 2007
Автор: Дж.Келли, Р.Данко, Е.Корзинский
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191426600 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Дж.Келли, Р.Данко, Е.Корзинский, (c)

найти другие работы автора

Разнообразный и сложный характер системы образования Канады во многом объясняется особенностями ее географического положения, спецификой демографической и политической эволюции. Являясь второй после России по величине страной мира, Канада относительно мало заселена. Основная часть ее 30-миллионного населения проживает в южной части страны вдоль границы с США. При этом больше 60% всех канадцев живут в двух провинци- ях - Онтарио и Квебеке. Неравномерное сосредоточение полезных ископаемых привело к значительным региональным дис-пропорциям, что, в свою очередь, наложило отпечаток на развитие системы образования страны. Так, в некоторых больших городских школах может быть свыше 2000 учащихся, в то время как есть школы, где учится 20 человек. Одни ученики живут в нескольких минутах ходьбы от школы, другим ежедневно приходится преодолевать большие расстояния в желтом школьном автобусе, третьи же вынуждены переезжать жить в город, чтобы получить среднее образование.

Процесс становления канадской государственности также имеет свои отличительные черты. В 1867 г., когда была провозглашена канадская конфедерация, в нее первоначально вошли только 4 провинции. Формирование страны затянулось более чем на восемь десятилетий. Из нынешних 10 провинций и 3 территорий Канады Ньюфаундленд стал канадской провинцией только в 1949 г., а территория Нунавут выделилась из состава Северо-Западных Территорий лишь в 1999 г. Как правило, каждая новая канадская провинция, присоединяясь к конфедерации, уже имела относительно сформировавшуюся систему или, по крайней мере, основные элементы структуры образования.

Каждая провинция имеет свое правительство и законодательные органы. При создании конфедерации было решено, что образование является прерогативой провинциального правительства. Говоря об образовании в Канаде, фактически приходится иметь дело с 13 самостоятельно действующими системами. Децентрализация в такой важной сфере, как образование, является уникальной особенностью канадской конституционной системы.

Канада традиционно уделяет важное внимание вопросам образования. Из стран, входящих в "большую семерку", она имеет самые высокие расходы в этой сфере. Так, например, в 1994 г. Канада истратила на образование 7,3% валового национального дохода страны, в то время как в США эта цифра составила 6,8%, в Германии - 5,7%, в Японии - 4,9%, в Великобритании - 4,1%.

Число учащихся начальных и сред- них школ достигло своего апогея в 1970/71 учебном году, затем после затяжного спада, продолжавшегося в течение 20 лет и обусловленного снижением уровня рождаемости на фоне экономических кризисов 80-х - начала 90-х гг., их количество стабилизировалось, но, по прогнозам специалистов, снова начнет падать после 2001 г., теперь в силу общей тенденции старения населения страны.

Неоднороден и религиозный состав населения. Наряду с католиками и протестантами представлены и другие мировые и национальные религии. Канада принадлежит к числу стран с параллельной школьной системой, где учебные заведения с религиозной направленностью финансируются наравне со светскими (общественными) из одного и того же бюджета на образование, однако в различных провинциях этот вопрос решается по-разному. Свыше 2 млн. канадских школьников посещают христианские школы, что составляет более 40% всех учащихся. Из них 90% учатся в католических школах, а оставшиеся 10% ходят в протестантские. Около 70% католических учебных заведений сосредоточено в Квебеке, 25% - в Онтарио, протестантские поровну представлены

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

в Квебеке и Ньюфаундленде. Две провинции - Манитоба и Британская Колум- бия - не оказывают финансовой под- держки школам с религиозной ориентацией, но на территории всей страны послед-ние подчиняются общим административным и организационным правилам, обеспечивают одни и те же с общественными школами программы обучения, стандарты и уровни аттестации. Квалификация учителей также должна соответствовать единым провинциальным стандартам. Единственным отличием школ с религиозной направленностью является то, что они, как правило, включают в программу обучения религиозное образование и культивируют религиозные обряды в школьной практике.

Демография, со свойственным ей многообразием комбинаций факторов и явлений, определяет целый ряд характеристик и тенденций развития канадского образования. Первые поселенцы прибыли из Великобритании и Франции, что и заложило основы канадского двуязычия. Конституционно Канада имеет два официальных языка - английский, на котором говорит 71% населения, и французский, широко распространенный лишь в Квебеке. Несмотря на имеющиеся большие концентрации франкоязычного населения в ряде других канадских провинций, Нью-Брансуик является единственной официально двуязычной провинцией Канады. В соответствии с конституцией 1982 г. жителям Канады гарантировано право на получение школьного образования на языке меньшинства, как, например, на французском языке за пределами Квебека, или же английском в том же Квебеке. Федеральное правительство оказывает финансовую под- держку провинциальным властям в организации обучения языковых меньшинств на их языках, а также в плане изучения второго официального языка. Широкое распространение в англоязычной Канаде получили школы так называемого погружения в язык, где в начальной школе 100%, а в средней от 50 до 25% предметов изучаются на французском языке.

В Канаду ежегодно прибывают около четверти миллиона иммигрантов из более чем 150 стран, более половины из них - выходцы из Азии, 1/3 составляют европейцы, оставшаяся доля приходится на приезжающих из Африки, Латинской Америки и стран Карибского региона. На фоне резко меняющегося национального состава канадского общества в стране возникла и получила конституционную поддержку идея многокультурности, смысл которой заключается в том, что, признавая расовое и культурное разнообразие своих граждан, канадское общество гарантирует им свободу, равенство и уважение их национально-культурного самовыражения, что находит свое практическое закрепление в образовательных программах в большинстве канадских провинций. В шести провинциях организовано бесплатное изучение так называемых языков наследия, в которые входят практически все современные языки мира, за исключением английского и французского. Как правило, эти занятия проводятся во внеурочное время, но в некоторых начальных школах включены в программы. Эти курсы не всегда совершенны и наравне с самой политикой многокультурности в последние годы все больше подвергаются критике со стороны той части канадской общественности, которая выступает за ассимилятивный характер иммиграционной политики.

Большинство новых иммигрантов, как правило, поселяются в шести крупнейших городах западной части Канады: Торонто, Монреале, Ванкувере, Эдмонтоне, Калгари и Виннипеге. Более 2/3 иммигрантских детей не владеют ни одним из официальных языков обучения, что создает для многих городских школьных подразделений целый ряд новых проблем, таких, как введение или расширение программ преподавания английского или французского как второго языка, необходимость модификации содержания образования, создание новых консультационных служб и многое другое. Если религия теряет свое значение как организующий элемент канадского образования, то лингвистический фактор приобретает все большую значимость. Он напрямую связан с конституционными правами, реализация которых в свете канадского двуязычия и многокультурности, вопроса о статусе Квебека, где постоянно дебатируется выход из конфедерации, проблем самоуправления коренных национальностей страны выдвигает новые задачи перед образованием.

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------


Все большую актуальность приобретает проблема обучения представителей коренных национальностей (индейцев, инуитов, метисов), составляющих 3% населения страны. Традиционно недостаточное уважение к их языкам, культурам и мировоззрению нашло свое отражение в организации процесса образования и воспитания их детей, которые обучались в школах интернатского типа главным образом английскому или французскому языку и культуре Канады. Коренные народы всегда противостояли такой ассимиляции и неустанно вели борьбу за установление кон-троля над образованием своих детей. В результате взамен неэффективных интернатов в последние годы стали развиваться два новых типа учебных заведений.

К первому относятся школы, руководство которыми осуществляют коренные общины при широкой финансовой поддержке федеральных властей. Эти школы становятся все более популярными, за последние 15 лет количество учащихся в них составило 55% от общего числа коренных школьников. Программа обучения здесь практически аналогична провинциальным стандартам, но предполагает более углубленное изучение коренных культур и языков. Школы этого типа предназначены в основном для тех, кто проживает в резервациях.

К школам второго типа относятся те, часть учащихся которых имеют статус коренного населения и проживают либо на территории резервации, либо за ее пределами. Федеральное правительство покрывает расходы на обучение этой категории школьников. Если имеется достаточное количество учащихся коренных национальностей, то в программу включается изучение их культур и языков. В Канаде широко распространено мнение, что учащиеся таких школ успевают лучше, если их учитель - представитель коренной национальности. В 1968 г. Северо-Западные Территории впервые в Северной Америке начали готовить таких учителей. Эта инициатива быстро распространилась и на другие регионы. Кроме этого, в 1996 г. федеральное правительство разработало для коренного населения так называемые школьные кооперативные программы, которые объединяют обучение и практику в реальных профессиональных подразделениях. Эти и многие другие меры привели к тому, что процент учащихся коренных национальностей, остающихся в школе до XII класса, к 1999 г. почти достиг среднего национального уровня.

Довольно трудно описать типичный орган управления образованием в канад- ской провинции, однако в общих чертах деятельность провинциального министерства или департамента образования направлена на осуществление общего руководства системой начальных и средних школ; разработку и внедрение программных материалов, новых курсов и учебных пособий, аттестационных критериев и методов тестирования учащихся, должностных инструкций для совета попечителей, администраторов школьных советов, директоров и учителей школ; создание и финансирование организационных и административных школьных структур; проведение исследований; обеспечение работы таких вспомогательных служб, как библиотеки и транспортировка учащихся и, в большинстве провинций, проведение атте-стации учителей. В провинциальных регионах непосредственное руководство школами осуществляют относительно автономные советы образования, количество которых в большинстве провинций на протяжении 90-х гг. постоянно сокращалось за счет их слияния, что является общей политикой, направленной на уменьшение административных расходов. Наряду с этим наблюдается стремление провинциальных министерств проводить более централизованную политику принятия решений. Провинция Нью-Брансуик в 1995 г. первой в Канаде перешла на прямое администрирование школами через министерство образования, ликвидировав все советы образования на своей территории.

Развиваясь в непосредственной близости от США, а также в одной из самых молодых стран мира, сформировавшейся на бывших французских и английских территориях, канадское образование всегда носило отпечаток школьных систем Франции, Великобритании и США. Это влияние не было однозначным и однородным явлением. Так, например, образование в Квебеке до 60-х гг. было практически скопировано с французской католической

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

модели. Реформы последних десятилетий значительно модернизировали его с учетом опыта других стран, и в первую очередь современной Франции. Английское влияние более отчетливо прослеживается в системе среднего и высшего образования в "старых" английских провинциях в восточной части страны. Американская модель отражена практически везде и на всех уровнях системы образования, однако гораздо более ярко проступает в "молодой", западной части страны. Так, организация и администрирование школьных советов, методы обучения и содержание образования, многие учебные пособия, подготовка учителей, создание таких ступеней школы, как младшая средняя школа (junior high school) и общинный колледж (community college) заимствованы из американской системы.

Около 5% канадских учащихся получают образование в частных школах, которые отличаются от государственных либо религиозной направленностью, либо приверженностью определенным методам обучения и воспитания, либо специализацией в какой-либо отдельной сфере знаний, искусства, спорта. Цель одних школ - высокая успеваемость, других - развитие особых талантов учащихся, третьи специализируются на обучении детей с различного рода трудностями развития.

Практически во всех аспектах школьного образования Канады наблюдаются ре-гиональные различия. Учебный год в начальной и средней школах в зависимости от провинции начинается с конца августа до начала сентября и заканчивается в конце июня, его продолжительность составляет от 180 до 200 дней. В послед-ние годы большинство провинций и территорий перешли в средней школе на учебный год с двумя одинаковыми по продолжительности семестрами, первый из которых заканчивается в конце января. В дополнение к летним каникулам канадские школьники имеют возможность отдохнуть 7 - 10 дней на Рождество, а также в течение пасхальной недели, в марте или апреле. Продолжительность школьного дня в среднем по стране составляет 5 ч в начальной и 5,5 ч - в средней школе. Обучение совместное, за исключением небольшого количества школ с религиозной направленностью. Обязательный возраст обучения с 6 - 7 до 15 - 16 лет, что в среднем составляет 10 лет. Приводимая ниже таблица иллюстрирует расхождения и совпадения в провинциальных образовательных структурах Канады.

Учебные пособия, используемые в школах, отбираются из рекомендованного министерством списка. Предпочтение отдается материалам канадских авторов (в провинции Онтарио, например, они составляют 95% используемой литературы). Учебники для начальной и средней школы, за некоторыми исключениями, в основном бесплатные.

Таблица Продолжительность среднего образования в провинциях Канады

Провинция / Территория

Ньюфаундленд
Образование

дошкольное
начальное
младшее среднее
старшее стреднее

Остров Принца Эдуарда

6
3
3

Новая Шотландия
1
6
3
3

Нью-Брансуик
6
3
3

Квебек
2
6
5

Онтарио
2
8
4

Манитоба
2
8
4

Саскачеван
1
5
4
3

Альберта
1
6
3
3

Британская Колумбия
1
7

5

Юкон
1
7
3
2

Северо-Западные Территории
1
6
3
3

Нунавут
1
6
3
3


С середины 60-х гг. на канадском рынке труда среднее образование стало минимальным требованием. Уровень безработицы среди тех, кто не закончил школу, в полтора раза выше, чем у обладателей диплома о среднем образовании. У тех, кто продолжил образование после окончания средней школы, она в два раза ниже по сравнению с первой упомянутой категорией. В последние десятилетия все провинции стремятся к увеличению количества выпускников со средним образованием. Результаты варьируются в зависимости от регионов: от 25% (Северо-Западные

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

Территории) до 83% (Нью-Брансуик) в возрастной категории выпускников средних школ.

Характерной чертой канадской средней школы, как, впрочем, и других школ Запада, является стремление старшеклассников в периоды экономического спада и высокого уровня безработицы как можно дольше оставаться в школе из- за неуверенности найти работу на шатком рынке труда. В эти периоды статистика показывает увеличение медианы обучения, что не в полной мере можно считать прогрессивным явлением.

Педагогическое образование при наличии степени бакалавра (3 - 4 года обучения) можно получить более чем в 50 университетах страны. Как правило, оно составляет 1 - 2 года. Помимо этого, каждый школьный учитель должен пройти сертификацию министерства либо другого официального органа. Оплата труда учителя зависит от его образования и стажа работы. Среднее по Канаде соотношение учителей и учащихся 1:16. Педагогическая нагрузка, включая подготовку к занятиям, составляет в среднем по стране более 40 ч в неделю.

Система образования Канады включает три ведущих звена: начальное, среднее и высшее. В 1998 г. она насчитывала более 6 млн. учащихся, что составляет немногим меньше четверти ее населения.

Начальная школа. Понятие "начальная школа" в Канаде охватывает дошкольное и начальное образование. Как видно из приведенной таблицы, большинство провинций и территорий обеспечивают 1 - 2-годичные программы обучения до-школьников в возрасте 4 - 5 лет. В некоторых регионах дошкольное образование финансируется и администрируется министерствами социального обеспечения. Канада является пионером в деле внедрения в практику детских дошкольных учебных заведений. Еще в 1885 г. правительство Онтарио впервые в Северной Америке включило их в систему образования провинции. Уже к 1900 г. в 166 дошкольных заведениях Онтарио обучалось более 11 тыс. детей.

Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, оно приобретает в последние годы массовый характер. В большинстве провинций уровень охвата детей на этой ступени составляет 90%. Целью дошкольных подразделений является подготовка ребенка к более формальному обучению в начальной школе.

Прием в начальную школу знаменует собой начало обязательного обучения. Ее программы включают в себя чтение, письмо, математику, общественные науки, физическое воспитание, знания о здоровье человека, музыку, искусство. В большинстве школ изучается второй язык, в католических и протестантских учебных заведениях - религия.

Обычные начальные школы рассчитаны на одновременное обучение 250 учеников, однако почти в 20% из них насчитывается свыше 400 человек. Наполняемость классов составляет от 20 до 30 человек. Такие предметы, как музыка, искусство, физвоспитание, второй язык, могут преподавать учителя- предметники.

Постоянно колеблющееся количество учащихся, принимаемых в начальные классы, а также необходимость эффективно использовать школьные ресурсы обусловили создание объединенных классов, в которых по типу сводных классов малокомплектных школ один учитель обучает одновременно две (иногда три) последовательные возрастные группы учащихся. Например, один педагог может одновременно обучать I и II классы. Количество таких классов постоянно растет. Каждый седьмой класс канадской начальной школы - объединенный, т.е. 20% школьников обучаются в таких условиях. Исследование состояния обучения в сводных классах начальной школы, проводившееся в 1991 г. Канад-ской ассоциацией образования, показывает, что успеваемость учащихся в них на том же уровне, что и в обычных.

В 70-х гг. в Канаде развернулась не утихающая до сих пор дискуссия вокруг двух групп методов обучения, первая из которых во главу угла ставит инициативу и опыт ребенка, а вторая традиционно отводит ведущую организационную роль учителю. Первая группа методов доминировала в канадской педагогике более двух десятилетий, однако изменения, происходящие в последние годы в различных провинциях, показывают, что начальная школа снова возвращается к предметному

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

построению программ, постановке четких целей и определению измеримых результатов.

Оценка успехов в начальной школе происходит систематически, что находит свое отражение в индивидуальных отчетах об успеваемости, которые родители получают несколько раз в год. Эти отчеты либо составлены в описательной форме, либо используют алфавитную или процентную шкалу оценки знаний. Неуспевающих учеников, как правило, не оставляют на второй год, а переводят в следующий класс, оказывая индивидуальную поддержку, формы которой весьма разнообразны.

Средняя школа. Большинство канадских средних школ сочетают академические и профессиональные программы подготовки. В некоторых провинциях еще сохранились учебные заведения с сугубо профессионально- технической направленностью, но это скорее исключение, чем характеристика современного состояния средней школы Канады.

В обычной по величине школе обучается 600 человек. Учащиеся организованы не по классной, а по предметной структуре. Это значит, что они собираются в группу для изучения определенной дисциплины. Состав групп непостоянен, так как каждый ее член имеет индивидуальную программу и расписание. В некоторых школах на более ранних этапах среднего образования ребята организованы в постоянную возрастную группу, состав которой не меняется при переходе из класса в класс.

Для получения диплома о среднем образовании необходимо набрать комбинацию обязательных и элективных предметов, соответствующую требованиям министерства образования. По каждому из этих предметов студент должен иметь кредит (зачет). Удобство такой системы очевидно в силу ее гибкости при составлении индивидуальной программы. Первые годы средней школы обычно уходят на "сбор" кредитов по обязательным предметам, во время последних лет учащиеся обычно посвящают себя элективным предметам в соответствии с их дальнейшим выбором: университет, колледж, рынок труда. Успехи в средней школе измеряются скорее количеством набранных кредитов, чем числом лет, проведенных на школьной скамье. За каждый курс учащийся получает оценку, состоящую из результатов выполнения заданий, тестов и экзаменов и выраженную в алфавитной или процентной шкале. Понятие кредита варьируется от региона к региону. В Альберте, например, он предполагает 25 ч обучения, в Ньюфаундлен-де - 55 - 60, в Онтарио, Манитобе и Острове Принца Эдуарда - 110 ч. В Британской Колумбии для получения диплома необходимо набрать 52 кредита, в Онтарио - 30. Обязательные предметы в разных провинциях разные, в них, как правило, входят первый язык (английский или французский), математика, естественные науки, искусство, общественные дисциплины, физическое воспитание, второй язык. Большинство провинций также предлагает такие курсы, как "Здоровье", "Навыки социального общения", "Домашняя экономика", "Профессиональная подготовка", "Компьютерные технологии". Целый ряд провинций в настоящее время пересматривают требования к выпускникам средней школы, пытаясь привести их в соответствие с общими тенденциями перехода к более жестким стандартам и единым программам, что продиктовано возрастающим объемом знаний и навыков, определяющих современную функциональную грамотность. Возвращение к более традиционным формам обучения нашло свое отражение в том, что в некоторых провинциях уменьшилось количество элективных предметов в пользу обязательных, а некоторые провинции даже восстановили систему провинциальных выпускных экзаменов.

Высшая школа. Высшая школа Канады объединяет два типа учебных заведений: общинный колледж и университет, которых в стране 206 и 76 соответственно. По охвату населения высшим образованием Канада уступает лишь США. Тесный альянс с южным соседом подтолкнул Канаду к переходу от британской иерархической системы высшего образования к более эгалитарной американской модели. Подобно ситуации в Австралии и США, доля гуманитарной сферы в высшем образовании Канады гораздо выше, чем в Швеции, Германии, Норвегии или Японии, где инженерные степени в 1992 г.

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

составили 22% против канадских 7%. Однако по данным ежегодного (1996) отчета по канадским университетам, высшая школа движется "медленно, но безошибочно в сторону более практических программ". В течение 90-х гг. при падении интереса к таким дисциплинам, как политические науки, английский язык и история, большей популярностью стали пользоваться программы по изучению окружающей среды, а также медицинские и компьютерные специальности.

Особенностью канадской высшей ступени образования является то, что обучение на ней перестает быть уделом лишь юных выпускников школ. Около 25% студентов полной (дневной) формы обучения и 50% студентов неполной формы высшей школы старше 24 лет. Другая тенденция - предпочтение неполной формы обучения в сочетании с другими видами деятельности (работа, забота о семье). Так, 40% студентов полной формы обучения работают неполный рабочий день, в то время как 75% студентов неполной формы обучения регулярно работают.

В силу того что канадское высшее образование - высоко субсидируемая сфера, стоимость обучения в университетах и колледжах несколько ниже, чем в США или большинстве западноевропейских стран. Финансовая помощь студентам оказывается в виде долгосрочных образовательных ссуд, которые зачастую являются комбинацией федеральной и провинциальной программ. Ссуда, как правило, включает оплату за обучение и расходы на личные нужды.

Многие канадские общинные колледжи возникли в 60-е гг. в ответ на послевоенный демографический взрыв и высокую потребность в квалифицированной рабочей силе на фоне стремительного развития современных технологий. Средний по величине общинный колледж в Канаде насчитывает 5 тыс. студентов, обучающихся по полной программе, и 15 тыс. выбравших неполный курс обучения.

Главным отличием общинного колледжа от университета является то, что первый не присуждает степеней. Наравне с дипломными программами в области бизнеса, дошкольного воспитания, медицины, компьютерных технологий и др. общинный колледж предлагает широкий диапазон профессионально-технической подготовки. Колледж больше, чем университет, сориентирован на рынок труда, более тесно связан с бизнесом и промышленностью, играя интегративную роль в региональном экономическом развитии. Способность колледжа быстро и гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия рынка труда тесно соотносит его с непрерывным образованием, которое в последние годы получает новый виток развития. В силу того что колледжи превратились в важный инструмент развития рынка труда, провинциальные правительства все больше участвуют в разработке их политики, программ обучения, планировании. Колледж более доступен, так как его критерии отбора студентов довольно гибкие, стоимость обучения ниже, чем в университете. Особой популярностью пользуются так называемые кооперативные программы, сочетающие обучение и работу в избранной сфере деятельности. Среди выпускников этих программ наиболее высокий процент трудоустройства.

Преподавание в колледже также несколько отличается от университетского. Преподавательский состав пополняется из специалистов, пришедших из разных областей деятельности: бизнеса, промышленности, торговли, социальных служб, сферы образования. Так как в их задачи обычно не входит проведение и администрирование исследований, большую часть рабочего времени они проводят в непосредственном контакте со студентами.

Канадские университеты предлагают широкий выбор программ практически во всех областях знания и наравне с дипломами обеспечивают три научные степени: бакалавра, мастера и доктора.

У истоков большинства университетов в восточной части страны стоит церковь, в то время как на западе их создателями были провинциальные правительства. Некоторые университеты насчитывают более 20 тыс. студентов, в других едва наберется 1 тыс. Несмотря на сильную зависимость от субсидий, университеты традиционно соблюдают автономию.

Демократизм и высокая репутация канадской системы высшего образования привлекает учащихся из разных стран

стр. 99


--------------------------------------------------------------------------------

мира. В 1992 г. Канада была пятой по-сле США, Франции, Германии и Велико-британии по количеству иностранных студентов.

Язык преподавания в большинстве университетов Канады - английский. Франкоязычные университеты, помимо Квебека, имеются в Новой Шотландии, Нью-Брансуике и Онтарио. На территории Онтарио функционирует несколько двуязычных университетов.

Несмотря на то что университеты сами устанавливают требования для поступающих, в пределах одной провинции они примерно одинаковы, что, очевидно, и является причиной того, что большинство выпускников средних школ стремятся получить университетское образование на территории своей провинции.

Последние два десятилетия были не очень благоприятны для канадских университетов. Сокращение бюджетных ассигнований, высокая безработица, экономические спады поставили проблему приведения их академических приоритетов в соответствие с требованиями современной экономиче-ской жизни. Это выражается в неустанном росте стоимости обучения, что ведет к повышенным финансовым обязательствам студентов, а это, в свою очередь, усиливает тревожные настроения в сфере университетского образования. К этому следует добавить разочарование общественности в высшем образовании как средстве выравнивания экономики.

Совершенно очевидно, что канадская система образования возьмет с собой в 2000 г. такие нерешенные проблемы, как адекватное содержание, система измерения образовательных результатов и борьба с функциональной неграмотностью. Канад-ская общественность подвергает сомнению способность школы обеспечивать воспитательные задачи, сохраняя при этом высокий академический уровень образования. Несмотря на то что Канада имеет одни из самых высоких в мире вложения и процент охвата в сфере образования, а также широкий доступ к информационным технологиям, страна продолжает испытывать нужду в высококвалифицированных кадрах, в частности в научных и технологических областях, что может негативно повлиять на дальнейшее развитие страны в условиях жесткой глобальной экономической конкуренции. Около 2/3 рабочих мест, созданных в конце столетия, требуют минимум 12 лет обучения, в то время как для 40% из них необходимо учиться 16 лет. Совершенно ясно, что студенты, бросающие сейчас школу, должны ориентироваться главным образом на безработицу. В этой связи можно ожидать, что приоритетной линией развития канадского образования в начале следующего столетия будет создание программ по возвращению в систему обучения, что, в свою очередь, повысит значимость непрерывного образования.

Университеты и колледжи опасаются финансовых трудностей, что выносит на повестку дня вопрос об альтернативных способах финансирования и сдвиге к более целенаправленной технологической подготовке в ущерб академическим дисциплинам и профессиям.

Наконец, нельзя игнорировать перемещающийся в XХI век канадский конституционный кризис 90-х гг., так как систему образования невозможно рассматривать вне политической и культурной сфер общества, которое она обслуживает. Любая перестройка взаимоотношений между провинциями или провинциями и федеральным правительством, безусловно, отразится на системе образования, которое, в свою очередь, прямо повлияет на другие социальные институты Канады.

Литература

1. Citizenship and Immigration. A Look at Canada. Ottava, 1999.

2. Dunning P. Education in Canada: An Overview. Toronto, 1997.

3. Gayfer M. An Overview of Canadian Education. Toronto, 1991.

4. Husen T., Postlethwait T.N. eds. The International Encyclopedia of Education. Second Ed. Vol. 2. 1994.

5. Johnson F.H. A Brief History of Canadian Education. Toronto, Ontario, 1968.

6. Livingstone D.W., Hart D., Davie L.E. Public Attitudes towards Education in Ontario 1996. Toronto, 1997.

7. Statistics Canada - Catalogue N 81 - 229. Education in Canada, 1998.

8. Williams T.R., Millinoff H. Canada?s School: Report Card for the 1990s. Canadian Education Association. Toronto, 1990.

стр. 100

Опубликовано 03 октября 2007 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама