Рейтинг
Порталус

Роль детской книги в современных информационных потоках

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Б.В.Ленский, Г.И.Матрюхин
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191498455


Б.В.Ленский, Г.И.Матрюхин, (c)

Российская книжная палата (РКП) в 1998 г. провела исследование на тему "Место книги в современных информационных потоках". Мы предприняли попытку разработать нормативный прогноз развития российского книгоиздания на ближайшие 20 лет, наметить дальнейшие направления совершенствования издательской и книготорговой деятельности, среди которых приоритетное место принадлежит использованию новых технологий и современных методов управления, свойственных рыночной экономике - маркетингу и менеджменту.

Ученые пришли к выводу, что в условиях становления и дальнейшего развития информационного общества книга остается важнейшим средством социальной информации и носителем человеческой культуры, успешно конкурируя и сотрудничая с СМИ и СМК. Современное книгоиздание активно использует новые информационные и телекоммуникационные технологии для совершенствования редакционно- издательских процессов, форм, методов и каналов книгораспространения.

Главный вывод состоит в том, что книга остается одним из самых значимых источников человеческого общения, средством обмена социальной информацией, способом воспроизведения исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни в одном из прогнозов развития информационных процессов в обществе мы не обнаружили данных о том, что книга стареет как многофункциональный информационно-коммуникационный инструмент, утрачивает свою познавательную и воспитательную ценность. Профессор Болонского университета У.Эко, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов "Имя Розы" и "Маятник Фуко", во время пребывания в Москве сказал просто: "Спите спокойно. Книга никуда не денется" [3].

Существует мнение, будто вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют ее, являются неким субститутом книги (лат. Substitutio - подстановка, т.е. замещение одного другим). Значительный рост книжного производства во второй половине XX в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени развиваются новые информационные технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., констатируют: даже в таких "продвинутых" сферах общественной практики, как наука, выпуск "консервативных" печатных изданий будет расти [2, р. 154].

В условиях современного научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а включаются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в сферу книгораспространения.

Очевидная аритмия в развитии книгоиздания в отдельных странах требует более

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

тщательного подхода к оценке тенденций будущего развития. Известно, что сегодня число выпускаемых книг по сравнению с периодом 1990-1995 гг. снизилось примерно вдвое. Если представить, что в оставшиеся до конца столетия несколько лет эта тенденция сохранится на уровне 2% в год, то можно ожидать, что в 2000 г. мировое книгопроизводство возрастет примерно до 1150 тыс. названий. Предполагается, что в 2020 г. в мире может быть выпущено около 1,5 млн. книг и брошюр. Кстати, цифра не такая уж и большая, если сравнить ее со сценариями прогнозов, разработанными группой "Гейдельберг". Два сценария этой группы: первый - пессимистическое развитие экономики плюс консервативное изменение технологии (по нашему мнению, это наиболее возможный вариант) и второй - оптимистическая оценка факторов экономического развития плюс прогрессивные изменения в технологии - дают равные возможности для развития книжного производства: рост книжного рынка оценивается в 145% по сравнению с 1990 г. ($35 млрд. против $24 млрд.).

Учитывая, что с самого начала приходится оперировать не твердо определенными и статистически проверенными исходными данными, а во многом опираться на расчетные показатели и именно по ним строить прогнозную модель, нельзя ограничиться так называемым точечным прогнозом, когда определяется единственное значение прогнозируемого показателя. Поэтому имеет смысл пойти по пути разработки интервального прогноза, определив несколько значений интересующего нас показателя или, по крайней мере, дать "вилку" числа названий книг и брошюр, которые предположительно будут выпущены в ближайшее и отдаленное будущее.

Вполне возможно, что темпы роста мирового книгоиздания до 2000 г. несколько снизятся: после 2,4% - в 1996 г., 1,5% - в 1997 и 1998 гг. можно ожидать 1% в 1999 и 2000 гг. В этом случае прирост (важно подчеркнуть, что это все-таки прирост!) составит около 80 тыс. названий, а абсолютный показатель в 2000 г. будет порядка 1120 тыс. названий. Экстраполируя новый участок кривой на оси 2010 и 2020 гг., получим соответственно значение - 1230 и 1350 тыс. названий. В этом случае в 2010 г. произойдет практически полное совпадение с показателями сценария группы "Гейдельберг" - 1227 тыс. названий.

Величина интервала прогнозируемого показателя - количество изданий, которые предположительно выйдут в свет в 2020 г., - составит, таким образом, от 1350 до 1500 тыс. названий. В том, что такая оценка реалистична, убеждает характер изменения динамики числа названий на протяжении второй половины XX в. Прирост в 500 тыс. названий был получен за 25 лет - с 1970 по 1995 г., при этом число выпущенных книг и брошюр возросло вдвое.

Р.Эскарпи в книге "Жажда чтения" вскользь заметил, что "в 1971 г. мировая книжная продукция достигла уровня 500 000 названий в год, что соответствует 7-8 млрд. экз.". Пользуясь методом аналогии, можно утверждать, что количеству названий в один миллион должен соответствовать тираж в 14-16 млрд. экз. Вместе с тем все предыдущие рассуждения сводятся к тому, что тиражи отдельных изданий снижаются, и поэтому нет прямого соответствия размеров тиража числу выпускаемых названий. В последние годы, согласно расчетным данным, ежегодные тиражи в целом по миру колеблются в пределах 15-20 млрд. экз. Учитывая общие тенденции развития книгоиздания в современных условиях, можно считать, что существенного увеличения количества экземпляров в рассматриваемый период времени (до 2020 г.) не будет и суммарный тираж не выйдет за пределы указанных величин.

Анализ развития российского книгоиздания в 1997 г. и в первой половине 1998 г. дает основание утверждать, что трудности роста позади и сформировавшаяся на новых принципах издательская система России будет плавно наращивать выпуск изданий по всем главным типо-видовым направлениям.

Пока мы не располагаем ни макроэкономическими, ни локальными, ни отраслевыми прогнозами развития российского народного хозяйства и социальной сферы ни на 2000 г., ни на любой другой период обозримого будущего. Поэтому невоз-

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

можно построить прогноз поискового типа, но существуют еще нормативные прогнозы, т.е. определение путей и сроков достижения возможных и желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Попытаемся составить нормативный прогноз развития российского книгоиздания на период до 2020 г., предполагая, что начавшиеся процессы интеграции российской издательской системы в мировую будут продолжены и в рассматриваемых нами отрезках времени. В качестве прогнозных нормативов будем использовать удельные показатели книгопроизводства: число названий книг и брошюр, выпускаемых на 1 млн. жителей, и число экземпляров книг и брошюр, выпускаемых на семью.

Первый показатель характеризует степень разнообразия информации, ежегодно вводимой в общество с помощью книг и брошюр. Он введен в оборот статистической службой ЮНЕСКО и отслеживается с целью определения изменений информационной обстановки в отдельных странах и регионах. В настоящее время в целом по миру эта цифра составляет немногим более 200 названий, однако в ряде стран, особенно скандинавских, она превышает тысячу названий (в 1996 г. в Швеции - 1500, Голландии - 1150, Англии - 1700, Норвегии - 1040).

В России в 1997 г. выпущено 45 026 названий, т.е. около 300 экземпляров на 1 млн. жителей. Чтобы выйти на европейский уровень, нужно увеличить годовой выпуск книг и брошюр по крайней мере вдвое. К аналогичному выводу можно прийти и при анализе потребностей населения в отдельных видах литературы. Таким образом, можно предположить объем российского книгоиздания на 2020 г. - 90-100 тыс. названий (сегодня только две страны перешагнули стотысячный рубеж - Великобритания и Китай).

Что касается тиражей, то здесь целесообразно обратиться к социальным нормативам выпуска печатной продукции, которые разрабатывались РКП по заданию Госкомпечати РФ в начале 90-х гг. Эти нормативы носят, конечно, весьма условный и временный характер. Условный - поскольку никакое потребление духовных ценностей не имеет адекватного количественного измерителя и объектом подсчета может быть лишь внешняя сторона культурного явления - книга как предмет материального производства. Временный - поскольку эти нормативы рассчитаны на удовлетворение сегодняшних нужд населения.

Согласно нормативу, книгопроизводство должно обеспечить выпуск 45 экз. книг и брошюр на семью (в том числе учитывая комплектование библиотек, включая школьные). Если принять количество членов семьи равным 4, то получим, что в год должно выпускаться 1,8 млрд. экземпляров книг и брошюр (это соответствует выпуску книжной продукции в РФ в 1988 г., т.е. показатель вполне реальный).

А теперь продолжим разговор о судьбе детской, в том числе учебной, книги. В ходе исследования установлено, что в сфере производства массовой информации для детей в последние годы произошли революционные изменения. Информация стала транснациональной. Интеграция в мировое сообщество обязывает соблюдать определенные условия, участвовать в совместных разработках различных социальных программ. "Общество нуждается в хорошо обученном пользователе" - эта мысль пронизывает все международные конференции, посвященные вопросам образования. Запущен колоссальный пропагандистский механизм по внедрению электронных СМИ в учебно-воспитательные процессы. Крупные зарубежные фирмы финансируют проекты создания учебных информационных систем, распространяют (иногда на льготных условиях) свои образовательные программы. "Именно школы станут проводниками знаний об информационных технологиях. Именно они активные потребители компьютерных технологий, их "эксперты" и "демонстраторы"", - говорилось на VI Всемирной конференции IFIP (Международная федерация информационного развития), проходившей в Великобритании в 1995 г.

За последние 2-3 года возникло множество новых издательств детской литературы (не говоря уже об универсальных издательствах, выпускающих в числе прочих книги для детей). При этом основную часть выпускают частные, акционерные, совместные и другие предприятия.

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

Можно утверждать, что сегодня победил "маркетинговый подход", при котором издатель сначала устанавливает, что нужно рынку и как можно выгоднее продать, а потом малым компактным коллективом осуществляет задуманное. Рынок детской книги заполнился изданиями со знаком "Copyright", т.е., по существу, иностранной продукцией, в готовые макеты которых "введен" перевод на русский язык. В связи с настоящим бумом переводных изданий усилилась востребованность переводчиков. Но хорошие переводчики стоят дорого, и в книжном бизнесе подвизаются, как правило, малопрофессиональные специалисты. Изменилось и содержание детской литературы. Если раньше особое внимание уделялось политико- воспитательной и художественной литературе, то сейчас бригада славных когда-то собственными стихами поэтов сочиняет "подписанки" к книжкам- игрушкам, картонным книжкам и пр. Облик и содержание современного детского издания формирует преимущественно торговец, а издатели стремятся привлечь читателя к книге любым путем, любым трюком. Дидактика и нравоучительность канули в вечность. Ныне требуется развлекательность.

Разумеется, изменения на рынке детской книги нельзя оценить однозначно. И классика пока еще издается, и уровень дизайна резко поднялся. Хлынул мощный поток развивающей, обучающей, познавательной и энциклопедической литературы для ребят разного возраста. Появился, если так можно сказать, "информационный оттенок" у основного массива изданной литературы. Возросла доля альтернативных учебников, рабочих тетрадей, различных комплектов с целью "синтетического" охвата учебного предмета. Для обучения английскому языку, например, английское издательство "Дорлинг Киндерсли" предлагает солидный комплект, в который входят 4 учебника, 12 аудиокассет, 4 тетради с упражнениями, 16 карточек с упражнениями для зачетов, 2 видеокассеты, 2 тетради с упражнениями к видеокассетам, плакат с алфавитом, иллюстрированный словарь, книга для родителей, 10 игр, карты, наклейки, компакт-диски.

Отечественные издатели предлагают много новой занимательной по форме дидактической и методической литературы. Появилось огромное число журналов (познавательных, юмористических, игровых, по интересам и пр.), активно заработала торговая и рекламная библиография - словом, объем информации для детей резко увеличился.

На место рухнувшей идеологии пришло так называемое образованство, т.е. образование без воспитания. Происшедшие перемены очень похожи на описанные в Евангелии: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым...; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живет там; и бывает для человека последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф., 12, 43-45). Истинная нравственность, обладательницей которой почти тысячу лет была наша Русь, почти стыдливо, маргинально проникает в нашу детскую литературу и культуру.

О роли информационных технологий в обучении и формировании мировоззрения учащихся есть немало суждений. Например, по мнению руководителя отдела исследований Британской лаборатории телекоммуникаций П.Кокрейна, образование в скором времени претерпит значительные изменения: учащиеся смогут совершать увлекательные путешествия по всему миру; в системах визуализации и виртуальной реальности станут более доступны физико-математические науки; обучение будет сетевым: с помощью всего 10 оптических волокон информация более чем 1000 человеческих умов может транспортироваться скорее, чем это делает самый быстрый экспресс. Использование электронной почты предполагает, что необходимость идти в школу или на рабочее место возникнет скорее для общения, нежели для работы, поскольку всю информацию можно посылать непосредственно домой [6, с. 85].

Внедрение систем мультимедиа в учебный процесс происходит чрезвычайно быстро. Доступность, гибкость и простота в эксплуатации ОСМ (обучающей системы мультимедиа) повышает эффективность образовательной деятельности. Обучение может происходить на дому, на расстоянии.

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

Подключение школ и университетов к глобальной компьютерной сети открывает новые возможности, но пока в этой области мало что достигнуто.

Результаты исследования и тестирования компьютерных знаний показали, что, например, в Нидерландах и США возможности приобретения этих знаний в начальной школе невелики. Для средней школы - лучшие показатели в Австрии, Германии и Нидерландах. США здесь занимают промежуточную позицию, а Япония - самую низкую (там же). О России в этом контексте пока еще не приходится говорить. Одна из причин состоит в том, что нет четкой концепции образования. Одни - за эволюционное развитие отечественного образования, ориентированного на использование оправдавшегося опыта, другие - за быстрое и кардинальное изменение организационно-экономических основ функционирования общеобразовательной и профессиональной школ. В декабре 1997 г. появился сводный проект Концепции реформирования образования, подготовленный согласительной группой правительственной комиссии. В нем в качестве одного из принципов реформирования образования провозглашено сохранение и развитие отечественных традиций в сочетании с использованием лучших образцов международного опыта. Оба варианта предполагают увеличение расходов на образование в бюджетах субъектов РФ на основе целевых федеральных трансфертов. Кроме того, должны аккумулироваться средства для информационного обеспечения учебно-воспитательной деятельности (поддержка библиотек, создание компьютерных сетей и систем и др.).

Отвечая на вопрос, на какой именно зарубежный стандарт образования нам ориентироваться, следует подумать: так ли уж хорошо изучено состояние образования в различных странах? Например, об американской системе можно прочесть следующее: "Великая тайна американского образования состоит в том, что 70% юношей и девушек - учащихся наших (американских) средних школ не получают вузовских дипломов. 70% рабочих мест страны в 2000 г. не потребуют законченного обучения в четырехлетнем колледже" (в США существуют и двухлетние колледжи, не дающие высшего образования, четырехлетние колледжи - собирательное понятие, относящееся ко всем вузам) [10, с. 27].

Теперь с прогностических позиций затронем возможности влияния СМИ на нравственное и духовное состояние детей. Через СМИ, оказавшиеся в частных руках, хлынули в детский мир уголовщина, сектантство, оккультная магия, пропагандируются низменные страсти, разнузданность инстинктов, называемые в некоторых "гуманистических" педагогических журналах (типа "Обруч") "ненасилием" над личностью ребенка. Это тревожит и западных педагогов: литература и средства массовой информации пронизаны вседозволенностью; они внушают родителям мысль, что не следует навязывать ребенку какие- либо ограничения, надо позволить ему развиваться как природой положено; в результате ребенок считает, что общепринятые правила к нему не относятся [5, с. 83].

Лукавая формулировка "ненасилие" в реальной жизни оборачивается самым прямым насилием над личностью. Если книгу (или видеофильм, кассету) родители и ребенок могут выбрать, то реклама обрушивается на детей в резко агрессивной и принудительной форме. Как показало небольшое социологическое исследование, на группу школьников 14-17 лет "работает" приблизительно 1/3 всей телерекламы, а также большое количество полиграфической и радиопродукции соответствующего содержания. Практически все рекламы "лепят" примерно один образ современного "прогрессивного" человека, покоряющего своей уверенностью и явной психологической защищенностью. Рекламный герой в стиле дружественности, авторитета и доброты заставляет "душу толпы" проникнуться "новыми" идеями и верованиями. И вот вам результат: отождествляют себя с героями рекламных роликов 51,7% из опрошенных детей; 37,6% хотят быть похожими на героев рекламы, из них 87,5% в качестве идеала уже выбрали реальный объект для подражания [8, с. 50].

В принятой в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро стратегии мирового развития было немало формулировок типа: "Путь устойчивого развития и становление информационного общества воз-

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

можны только в случае ноосферной ориентации", "Цель информатизации общества - создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять совокупной деятельностью человека" [7, с. 22].

В рамках глобальной программы стали разрабатываться подпрограммы различного уровня, входящие друг в друга по типу матрешки. В Москве предполагается создать узел европейской транспортной телекоммуникационной сети (за счет федерального бюджета). Открыты самые разнообразные институты и академии по проблемам информатики. Создан Республиканский центр интерактивных средств обучения Минобразования РФ. Госкомвуз РФ организовал высший координирующий орган - Центр информатизации высшей школы. Учреждена Центральная библиотечно-информационная комиссия для разработки концепции библиотечной компьютерной сети высшей школы. В регионах созданы советы по издательскому и библиотечно-информационному обеспечению высшего образования, там уже действуют собственные программы информатизации сферы образования.

С 1995 г. разрабатывается Федеральная программа единой системы дистанционного образования, планируется создать Российский университет дистанционного образования. Российский фонд компьютерных учебных программ имеет свои отделения в различных регионах страны. Запланировано развитие сети "Информобразование" - новой телевизионной компьютерной системы образовательных коммуникаций с использованием спутниковых средств связи, созданием системы региональных узлов. Местная реализация международной программы "Технология мультимедиа и развитие личности" столкнулась с необходимостью комплекса исследований "по влиянию синтетического образования на состояние и развитие человека".

Планируется создание Единого Международного Центра Основополагающих Знаний (именно так - каждое слово с большой буквы), обслуживающего потребности всего человечества с использованием эсперанто как языка-посредника для технических систем и устройств. Проектируется единая информационно-телекоммуникационная система общенационального масштаба (ЕИТС). Россия участвует в реализации совместных проектов с ЮНЕСКО и ЮНИДО, в том числе в реализации глобальной программы "Открытая образовательная система XXI века". Некоторые конкретные исследования прямо перекликаются с этой программой. Предлагается учредить такие новые структуры, как центры развития дополнительного образования и социального воспитания. По концепции разработчиков, обучение - это передача конечного, а воспитание - бесконечного опыта. Сделать человека "открытой системой" уже после обучения поможет введение в широкий обиход компьютеров, благодаря которым можно создать сетевое информационно- компьютерное пространство, которое обладает свойствами бесконечности. Далеко не полное перечисление программ информатизации потрясает, но удивляет лишь одно: где взять финансовые, интеллектуальные и организационные средства на их осуществление?

Использование компьютера, по мнению ученых и преподавателей, рационально в следующих ситуациях: в качестве "электронной доски" для иллюстрации материала; для практических занятий в компьютерных классах при отработке умений и навыков решать сложные логические задачи по изучаемому курсу; контрольных проверок знаний и умений; в условиях проведения научных и методических семинаров; самостоятельного изучения учебных курсов; наблюдения за невидимыми в реальной жизни химико-физическими и другими процессами; стимуляции; дистанционного обучения, позволяющего самостоятельно регулировать скорость освоения изучаемого материала и т.д. Нет смысла говорить о наглядных достоинствах энциклопедий на CD-ROM, об эффективности средств мультимедиа в обучении. Как показывает опыт, компьютер позволяет использовать принцип латентного (скрытого) обучения: бессознательно и непринужденно осваивать новую информацию.

Оценивая возможности гипертекста и гиперсвязей, доступность гигантских объемов информации и возможности моделирования, специалисты отмечают, что методические аспекты информационных технологий обучения не поспевают за развитием

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

технических средств. Трудно ожидать в обозримом будущем, что в школах появятся оборудованные компьютерами рабочие места для учащегося, нет и учителей, которые могли бы предложить учащимся содержательную работу за компьютером по нескольким предметам. Большие проблемы существуют в связи с переподготовкой учителей: захотят ли они тратить свое свободное время на переобучение? Много сомнений по поводу программных продуктов. Большинство из них - неудачно переведенные на русский язык, а то и вовсе нелокализованные американские пакеты.

О планируемых возможностях подключения пользователей к телекоммуникационным сетям вряд ли можно говорить в ближайшем будущем. На нетелефонизированной территории России невозможны компьютерные модемы, включаемые в телефонную розетку, а стоимость абонентного включения в сеть не по карману индивидуальному пользователю. Сетевое пользование по плечу только крупным библиотекам и университетам. Интересно в связи с этим суждение о том, что обычный учебник был и еще долго останется основным "орудием" ученика: любой текст удобнее изучать в обычной книге, а не на экране компьютера. О том, что информационные средства не заменят книгу, говорят сами разработчики программных продуктов. Компьютер не может заменить тип линейного текста (книгу, журнал, газету). Длинные текстовые документы читать на экране неудобно: устают глаза, теряется нить повествования. Другое дело - гипертексты, им подобны энциклопедии с системой ссылок, указателей и другими методами поиска информации.

Для поддержки профессионального образования центрами новых информационных технологий разрабатываются системы КАДИС (комплекты автоматизированных дидактических средств), в которые входят учебное пособие, автоматизированный учебный курс, тренажеры и учебные пакеты прикладных программ. Физически каждый комплект упаковывается в специальную книгу-обложку, в карманах которой размещаются учебное пособие, дискеты с автоматизированными учебными курсами, тренажерами и другими учебными пакетами.

Таким образом, прослеживается явная тенденция на объединение книжных и информационных средств в комплексные программы обучения. Зарубежный опыт тоже показывает, что не только художественная или учебная, но и справочная книга не "отменяется" в результате распространения информационных технологий. В США, например, даже увеличивается выпуск "примитивных" бумажных справочников. Их главное достоинство - простота и удобство при поиске ответа на возникший вопрос. "Листать их куда легче, чем метаться по страницам Интернета" [1, с. 17]. В качестве перспективной тенденции оценивается практика записи информации на магнитных и оптических носителях, выступающих как приложение к книгам. По большей части информационный сервис зиждется на книжно-журнальной основе.

Исследования детских читательских интересов дают богатую пищу для размышлений. Сегодня в нашем обществе налицо резкая поляризация в ориентациях детей и юношества. Те ребята, которые ходят в библиотеку, отдают предпочтение чтению. По материалам межрегиональных исследований, около 39% читающей молодежи считают чтение своим любимым занятием. Популярность книги для многих из них не уступает популярности некнижных носителей информации. Значение последних и интерес к ним отметили 40% активно читающих респондентов. Широкое распространение различных информационных средств хотя и приводит к сокращению времени, отводимого на чтение, но побуждает активного читателя к поиску разнообразной информации. Для других групп некнижные носители информации во многом сокращают интерес к книге, что негативно отражается на уровне их общей культуры. Проведенные опросы показали, что 70% читателей Российской государственной юношеской библиотеки заявили о возросшей за последние годы потребности в посещении библиотеки. Число читателей увеличилось за 2 года в 2,5 раза. Это во многом объясняется появлением новых предметов, факультативных курсов в учебных заведениях. Названные причины роста потребности в библиотеках связаны с появлением дополнительного и инноваци-

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

онного образования (конференции, конкурсы и пр.).

Юным читателям было предложено перечислить, какие формы услуг они хотели бы получить в библиотеке. Если расположить этот перечень в зависимости от частоты упоминаний той или иной услуги, получится следующий ряд: ксерокопирование, использование компьютера в библиографическом поиске, широкие информационные услуги, изучение иностранных языков, овладение компьютерной грамотностью, создание консультативных кабинетов по новым направлениям знаний и т.д. Эти данные позволяют заключить, что современное подрастающее поколение рассматривает библиотеку как важнейший центр информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения.

Самым активным читающим контингентом являются, конечно же, студенты, но основной фонд вузовских библиотек устарел и непригоден для пользования. Из-за отсутствия средств вузы сократили количество приобретаемой литературы. Это связано с резким ростом цен, отсутствием у издателей оборотных средств, а у вузов - средств на их приобретение.

Пересмотр учебных программ потребовал скорейшего обновления фондов учебной литературы. Университеты нашли выход в создании собственных издательств учебной, методической и справочной литературы. Наши издатели обратились к опыту американских вузовских издательств, которые работают там в условиях льготного налогообложения, т.е. практически они освобождены от налогов. Для них снижены почтовые тарифы. За счет платного обучения сами вузы финансируют (от 10 до 15% годовых затрат) нужные им издательские проекты. Средства выделяют также различные попечительские фонды. Финансируются не издательства, а определенные издания. Существуют также федеральные и региональные программы, по которым оплачивается 25-30% денежных затрат на издания. "В громадном, казалось бы, никем не управляемом книжном рынке каждое издательство находит свою нишу" [4, с. 69].

Многие проблемы в отечественной учебной библиотечной системе решаются сегодня благодаря созданию автоматизированной библиотечной информационной сети. Читатель, находясь в любой библиотеке из сети, получает доступ к ресурсам всех библиотек сети. Во многих регионах России уже созданы электронные каталоги фондов, формируются банки учебных программ. В качестве объединительного звена выступает городской информационный библиотечный центр.

Сегодня более 80% российских средних школ оснащены компьютерными классами (именно классами, но не персональными рабочими местами). Информационные технологии используются при изучении программирования, усвоении пользовательских навыков, изучении предметов. Акцент делается на сочетании программных средств с безмашинными развивающими программами. На стадии пока лишь лабораторных исследований (на уровень массовой технологии пока еще не вышли) применяются интеллектуальные обучающие системы (ИОС), существенным преимуществом которых является создание модели обучаемого.

Ведутся разработки систем типа "эхо-шлем" - некое "сложное сооружение набора датчиков для снятия сигналов биополя, соединенное со шлемом мультимедиа... оно образует системы связи головного мозга с нейроволновым компьютером (НВК)" [9, с. 35-46]. Как объясняет нам автор, "мысли пациента в компьютере с помощью модели преобразовываются в идеальные образы". Такое изобретение, как уверяет врач Л.Райков, будет незаменимо "при решении задач совершенствования управления динамическими объектами". Нетрудно догадаться, что под шифром "динамический объект" подразумевается человек.

На встрече представителей правительств стран большой семерки, посвященной проблемам информационных технологий (Брюссель, 1995, февраль) разошлись взгляды политиков и ученых по вопросу о том, насколько желательна информатизация общества. Такие видные критики концепции приближения "компьютерной эпохи", как Й.Вайценбаум и К.Цузе, уже давно предупреждали общественность о теневых сторонах не контролируемого ни-

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

какими государственными нормами массового распространения компьютерных систем управления. Компьютерные "воры" могут проникать в различные базы данных больниц, банков, силовых структур и пр., считывая конфиденциальную информацию. По оценкам экспертов, не проходит и четверти часа после включения вашего компьютера в Интернет, как уже первый "вор" автоматически совершает программно управляемый визит в вашу систему. Попытка такого "вора" войти в компьютерную сеть совершается в среднем каждые 10 минут. Нарушители закона уже располагают современными методами кодирования, которые из-за отсутствия препон дают им возможность обмениваться информацией по Интернет. Массовое дешевое подключение пока нереально. Доходы среднего класса сокращаются, основной капитал сосредоточивается в руках небольшой социальной группы. Появляется новая технокаста. Новая элита преследует только свои деловые интересы. Магнаты информационной индустрии не имеют ни национальных, ни региональных, ни территориальных корней и стремятся сами определять судьбу информационного общества. Общий же образовательный уровень населения, несмотря на компьютеры, не проявляет признаков роста.

Таким образом, при всех преимуществах информационных технологий в деле образования их опасно переводить из категории "наглядных средств обучения" в категорию "управления", да еще в оккультном варианте. Само слово "образование", имеющее корень "образ", связывалось в тысячелетнем периоде развития нашей страны с образом Божьим. Тотальное наступление магии, сектантства, сайентологии, кодирования и пр. ставит вопрос о защите духовной и информационной среды России.

Анализ всех положительных и отрицательных тенденций в различных видах информации (книге, периодике, радио-, телевидении, аудио- и видеокассетах, CD-ROMax и пр.) поможет отделить зерно от плевел и найти средства влияния на формирование общественно полезных приоритетов и на рынок информационных услуг для подрастающего поколения.

Литература

1. Альманахи-справочники в США // Книжный клуб. 1998. N 2.

2. Brown В., David J. Electronic Publishing and Libraries. Planning For the Impact and Growth to 2003. Bowker Saur. 1996.

3. Известия. 1998. 20 мая.

4. Издательское и библиотечно-информационное обеспечение высшего образования: Межд. конф. М.. 1995.

5. Кейли Д. Синдром Питера Пэна // Мир образования. 1996. N> 1.

6. XIII конгресс Международного общества по изучению детской литературы // Детская литература. 1997. N 5-6.

7. Левитан Е., Урсул А. Ноосферно-космическая составляющая модели опережающего образования // Информатизация Москвы. России, Мира, Вселенной. 1996. N 3/4.

8. Минаева О. Реклама и формирование самосознания школьников 14-17 лет // Воспитание школьников. 1997. N 4.

9. Райков Л. Медицинская диагностика методом компьютерного видения // Информатизация Москвы, России, Мира, Вселенной. 1996. X" 3/4.

10. Хедрик, Смит. Рабочие места будущего // Мир образования. 1996. N 1.

стр. 97

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама