Рейтинг
Порталус

О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах

Дата публикации: 11 октября 2007
Автор(ы): Е.Н. Воротникова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192109737


Е.Н. Воротникова, (c)

Значительные возможности для обучения и воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, в которую входят и детские музыкальные школы (ДМШ). Их задачи - давать общее музыкальное образование широким массам детей, а из числа наиболее способных и одаренных - готовить кадры для специальных учебных заведений.

Однако, выполняя фактически двойную функцию, ДМШ сохраняют на практике один критерий оценки деятельности педагога - количество учеников, подготовленных к профессиональной деятельности (как правило, речь идет о детях с высокой музыкальной одаренностью). Отсутствие научно обоснованного подхода к определению качественного уровня работы педагога по музыкальному обучению учащихся со средней и низкой одаренностью, составляющих большинство (!), лишает преподавателя стимула к развитию музыкальных способностей всех своих подопечных, без исключения. Поэтому задача совершенствования учебного процесса с целью повышения уровня музыкального образования учащихся ДМШ с любой степенью одаренности является актуальной.

Для разработки оптимальных приемов педагогического воздействия, направленных на активизацию деятельности детей различной музыкальной одаренности, необходимо: а) проанализировать объективные закономерности процесса обучения в ДМШ. под которыми мы понимаем динамику изменения уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) всего контингента учащихся или отдельных его категорий по годам обучения; б) оценить влияние отдельных факторов на уровень ЗУН учащихся различной музыкальной одаренности; в) установить показатели изменения уровня ЗУН за годы обучения как отдельных учащихся, так и в целом так называемых классов преподавателей.

Это может быть выполнено с использованием соответствующих статистических данных. Например, в качестве показателей целесообразно рассматривать оценки вступительных экзаменов учащихся, результаты их академических концертов и технических зачетов по каждому полугодию за весь период обучения в школе. Так, нами была выбрана статистическая информация об успеваемости учащихся за 12-летний период (1987-1999) деятельности типичной ДМШ г. Гаджиево Мурманской области.

При анализе таких данных неизбежны следующие допущения: все дети на вступительных экзаменах находятся в равных

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

условиях, прием проводит комиссия, составленная из числа наиболее опытных педагогов, а значит, результаты приемных испытаний достаточно точно говорят о музыкальных задатках учащихся; уровень ЗУН, выявляемый в ходе обучения комиссией школы по результатам академконцертов и переводных экзаменов, позволяет судить о динамике развития музыкальных способностей. В количественном отношении контингент обучавшихся делится на категории: 1) окончивших ДМШ и получивших общее музыкальное образование, 2) подготавливаемых к продолжению обучения в музыкальных учебных заведениях (группа профориентации), 3) выбывших из ДМШ по причине низкой успеваемости.

Наиболее высокий уровень ЗУН присущ учащимся второй категории, его возрастание в течение срока обучения очевидно. Аналогичный показатель первой категории практически не изменяется по годам обучения, оставаясь на уровне оценок, полученных на экзаменах, и, напротив, категории выбывших из школы свойственно его снижение.

Отметим, что музыкальные задатки учащихся, как правило, не сильно отличаются, но рост уровня знаний учащихся второй категории обеспечивается развитием системы исполнительских умений и навыков - действий, характеризующихся высокой степенью освоения; они могут быть сформированы только при условии трудолюбия, настойчивости и стремления к активной музыкальной деятельности, т.е. развития характерологических черт личности. Следовательно, таким же образом могут повысить успехи в инструментальном классе и учащиеся, получающие общее музыкальное образование. Вывод имеет принципиальное значение и нуждается в фактологическом обосновании.

Влияние музыкальных задатков на развитие музыкальных способностей устанавливалось на основе динамики уровня ЗУН по годам обучения. При этом учащиеся были разделены на четыре группы, исходя из их различной музыкальной одаренности. К 1-й группе отнесли учащихся, получивших на вступительных экзаменах по всем принятым в ДМШ компонентам проверки (слух, интонация, память, ритм) исключительно отличные оценки (5 и 5-); ко 2-й - получивших на вступительных экзаменах отличные и хорошие оценки (5, 5- , 4+, 4, 4-); к 3-й - получивших только хорошие оценки (4+, 4, 4- ); а к 4-й - получивших на приемных испытаниях хорошие и удовлетворительные оценки (4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-). В 1-й группе оказалось 25 % учащихся, во 2-й - 36 %, в 3-й - 19 % и в 4-й - 20 %. На основании этого можно говорить о категориях учащихся с соответствующими отличными, отличными и хорошими, хорошими, хорошими и удовлетворительными музыкальными задатками.

Динамика изменений уровней ЗУН (музыкальных способностей) учащихся с разными музыкальными задатками по годам обучения неоднородна. Самые высокие показатели в течение всего периода обучения - у учащихся с отличными музыкальными задатками. Это наиболее одаренные учащиеся ДМШ, однако уровень ЗУН этих учащихся во все годы обучения ниже определенного на вступительных экзаменах. Следовательно, отличные музыкальные задатки являются недостаточным условием развития музыкальных способностей. Неразвитость характерологических черт части учащихся вызывает снижение уровня знаний.

Уровень знаний учащихся 2-й группы также снижается в первые годы обучения (до III-IV классов), но в дальнейшем он несколько возрастает, а у выпускников почти достигает уровня вступительных экзаменов. Хотя успехи этих учащихся более ровные за весь период обучения, но и в этом случае о высокой развитости характерологических черт говорить не приходится. Если мы рассмотрим динамику изменения уровня знаний учащихся, получивших на вступительных экзаменах хорошие (3-я группа) и хорошие и удовлетворительные оценки (4-я группа), то обнаружим значительный рост уровня знаний как в I классе, так и в последующие годы обучения. Причем уровень знаний учащихся этих групп уже с III класса достигает уровня знаний учащихся 2-й группы (с отличными и хорошими музыкальными задатками).

О том, что музыкальные способности детей определяются не только уровнем

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

музыкальных задатков, но и развитостью характерологических черт личности, говорит и тот факт, что в группе учащихся с отличными музыкальными задатками лишь около 60 % проявляют отличные музыкальные способности, а в то же время в группе учащихся с хорошими и удовлетворительными музыкальными задатками свыше 32 % развивают отличные музыкальные способности.

Однако обосновать изменение уровня знаний учащихся только наличием врожденных музыкальных задатков и характерологических черт. конечно, нельзя. Велико значение непосредственного воздействия преподавателя, задача которого (по Л.С. Выготскому) состоит в том, чтобы с учетом врожденных задатков и характерологических черт вывести личность каждого подопечного в режим развития, пробудить в ученике мотив познания, самосовершенствования. Квалификация преподавателя, опыт работы, использование им передовых методов, приемов и средств обучения оказывают решающее воздействие на изменение уровня знаний, на развитие музыкальных способностей.

Выявить влияние фактора педагогического мастерства можно при рассмотрении динамики развития уровня знаний учащихся класса конкретного преподавателя за определенный период деятельности. Представим себе, что, условно говоря, в классах 1-го и 2-го наставников наблюдается рост уровня знаний как относительно результатов вступительных экзаменов, так и по годам обучения, но в то же время в классе 3-го преподавателя очевидно значительное снижение уровня знаний или отсутствие его роста в течение срока обучения. Уровень знаний учащихся первых двух педагогов колеблется в отдельные периоды, но при этом только у учащихся 1-го он не опускается ниже исходного значения - музыкальных задатков. Данная модель отображает ситуацию, нередко встречающуюся на практике. Такое положение можно объяснить как уровнем профессионализма преподавателей, так и затратами их труда. Следовательно, среднее значение уровня ЗУН всех учащихся класса, изменение его по годам обучения представляют собой информацию для самоконтроля (самооценки) педагога, а также для оценки его работы администрацией ДМШ.

В качестве точки отсчета, по нашему мнению, должна приниматься средняя оценка вступительных экзаменов (оценка музыкальных задатков) всех учащихся класса. Затем устанавливаются средние периодические оценки всех учащихся по годам обучения. По изменению уровня ЗУН проводится количественная оценка работы педагога - средняя величина изменения (прирост или снижение) уровня ЗУН как за весь цикл обучения, так и по отдельным периодам. На основании полученных значений вырабатываются, при необходимости, методические корректировки в преподавательской деятельности.

Однако среднее значение уровня ЗУН всего класса (даже при постоянном приросте) не позволяет со всей полнотой оценить деятельность педагога при работе с учащимися разной одаренности. Среднее значение "нивелирует" успехи учащихся - снижает успехи сильных и завышает успехи более слабых и, следовательно, не позволяет проследить за динамикой изменения уровня ЗУН каждого ученика и выработать конкретные приемы активизации его деятельности.

Оценка работы педагога с учениками разной одаренности должна проводиться не только по средним значениям уровня знаний класса, но и на основании динамики изменения ЗУН каждого учащегося. Это актуализирует взаимозависимость результатов обучения и оценки работы педагога. Конечно, оценка уровня ЗУН учащихся, проводимая комиссией школы, объективна, но и она не исключает влияния таких случайных факторов, как состояние здоровья или эмоциональный настрой аттестуемого ребенка. Поэтому важным показателем представляется, например, тенденция, отражающая некоторое общее направление развития. Наиболее распространенным путем ее выяснения, как известно, является сглаживание динамического ряда, когда фактические значения заменяются расчетными, имеющими меньшую амплитуду колебаний [1, с. 31]. Использование такого метода позволило бы сгладить случайные значения и получить объективную характеристику уровня ЗУН, что может послужить основанием для ус-

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

тановления актуальной зоны развития и аргументированного убеждения учащихся, а следовательно, и воспитания характерологических черт.

Данные о текущей успеваемости учащихся целесообразно предавать гласности, например, посредством выставления оценок на классные информационные листы (стенды). Это привнесет в образовательный процесс дух соперничества, позволит учащимся увидеть результаты своего труда на фоне соответствующих показателей одноклассников.

Естественно, преподавателю необходимо будет в индивидуальных беседах объяснять ученикам, что каждый из них достиг к началу очередного учебного периода неких успехов, суммарно определяемых как "достигнутый уровень знаний". В соответствии с ним конкретному ученику должна быть предложена программа занятий, рассчитанная на его трудолюбие, волевые качества, прилежание. Если значения тенденции последующих затем оценок окажутся выше ранее достигнутого уровня знаний, то налицо его рост, если они будут ниже, то фактическая картина иная: ученик не использует свои возможности.

Для наглядности фамилии учащихся заносятся в верхнюю часть стенда - выше линии достигнутого уровня. В зависимости от устанавливающейся тенденции фамилия ученика располагается ниже (или снова выше) достигнутого уровня. Важно вместе с учащимся анализировать причины учебных неудач и намечать шаги к исправлению ситуации. Аргументированное убеждение путем разъяснения и визуального предоставления информации об успеваемости постепенно подводят учащихся к осознанию эффективности таких инструментов саморегуляции, как самооценка и мобилизация усилий на разрешение той или иной учебной (личностной) проблемы.

Результаты использования предложенных методов на практике подтвердили возможность активизации учебного процесса в инструментальном классе ДМШ. Ее вариант, изложенный в статье, способствует росту уровня ЗУН значительной части учащихся, оказывает на них положительное эмоциональное воздействие.

Литература

1. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. Изд. 2-е. перераб. и доп. М., 1977.

2. Дьяченко Н.Г., Котляревский И.А., Полянский Ю.А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев. 1987.

3. Юдовина-Гильперина Т. Б. За роялем без слез, или Я - детский педагог. СПб., 1996.

стр. 47

Опубликовано на Порталусе 11 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама