Рейтинг
Порталус

Информационная безопасность как педагогическая проблема

Дата публикации: 11 октября 2007
Автор(ы): А.А. Журин
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192109779


А.А. Журин, (c)

23 июня 2000 г. на заседании Совета безопасности Российской Федерации обсуждалась Доктрина информационной безопасности страны, которая была утверждена Президентом РФ (09.09.2000, N Пр-1895). Этот документ определил, что "под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства" * , и обозначил виды и источники угроз, а также основные задачи и методы обеспечения информационной безопасности государства.

Заседание сразу стало предметом пристального внимания журналистов. Практически все они расценили документ, который на нем рассматривался, как угрозу свободе слова, точнее - свободе масс-медиа передавать любую информацию. Высказывались опасения о возможности возврата времен тотального контроля государства во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно в информационной [1]. Действительно, в демократическом государстве средства массовой информации должны обладать правом свободно получать информацию и так же свободно передавать ее конечному потребителю: читателю, слушателю, зрителю. Но, как заметил С.П. Расторгуев, "неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведет к гибели общества" [2, с. 16].

Опасения журналистов не оправдались: Доктрина "представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации". Но после изучения этого документа появляется чувство неудовлетворенности, словно что-то очень важное осталось за его пределами.

"Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность", - записано в Доктрине. Комментируя это положение, Президент страны В.В. Путин в своем выступлении на заседании СБ сравнил информацию с товаром, таким, например, как автомобиль. То, что информация является товаром, известно давно и, скорее всего, не требует доказательств. А вот сравнение ее с автомобилем представляется очень удачным.

Человек, приобретший автомобиль, не может его эксплуатировать, не получив водительские права. Чтобы сесть за руль автомобиля и стать полноправным участником дорожного движения, покупатель должен пройти курс специального обучения и сдать сложный экзамен в ГИБДД. Необходимость такого обучения понимается всеми, а строгость экзамена не вызывает


--------------------------------------------------------------------------------

* Все цитаты из Доктрины приводятся но ее полному тексту, опубликованному на официальном саите Совета безопасности Российской Федерации http:// www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2 000/09-09.htmI.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

осуждения, так как неумелое управление автомобилем может привести к серьезным негативным последствиям, вплоть до гибели автовладельца и других людей.

В отличие от автомобиля информация нематериальна. Материальны ее носители (бумага, радиоволны, электрический ток и т.д.) и специальные устройства (телевизор, радиоприемник, компьютер), с которыми человека учат обращаться с самого раннего возраста. Обращению с информацией никто специально не учит, хотя каждый может привести множество примеров из собственного жизненного опыта вполне материального действия нематериальной информации.

Что предлагает Доктрина для обеспечения интересов личности в информационной сфере? Процитируем документ:

"Повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством".

Как видно из текста, предусмотрено практически все, кроме самого главного - подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. Правда, далее указывается, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности Российской Федерации является снижение эффективности системы образования и воспитания и что наибольшую опасность представляет неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

Всего несколько строк в многостраничном документе. Все остальное - об укреплении средств массовой информации, о защите информации от несанкционированного доступа, о развитии современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, об обеспечении потребностей внутреннего рынка ее продукцией и о выходе этой продукции на мировой рынок...

Информационная безопасность - это защита не только компьютерных сетей, но и потребителя от некачественной информации. Если после приобретения какого-либо материального товара выясняется, что его свойства не соответствуют гарантиям производителя, то в соответствии с законом о защите прав потребителя мы вправе рассчитывать на возмещение материального и морального ущерба. Этот закон применяется и к услугам, которыми мы пользуемся. На пути недоброкачественных товаров и услуг стоят органы сертификации. Что стоит на пути недоброкачественной информации? Пока - только интервью В. Шерстюка (разработчик Доктрины) газете "КоммерсантЪ":

- И все же, СМИ могут представлять угрозу информационной безопасности государства?

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

- Они могут ущемлять право граждан на получение достоверной и объективной информации. И если ваша газета будет публиковать недостоверную информацию, это будет представлять угрозу безопасности [3].

Любое информационное взаимодействие предполагает наличие двух сторон: субъекта, который передает информацию, и объекта, принимающего ее. Гарантируя средствам массовой информации свободу слова, необходимо подумать и об объекте, который имеет право принять или отклонить предлагаемую ему информацию. Сводить это право только к свободе выбора газеты, радиостанции, телепередачи представляется крайне упрощенным решением проблемы свободы слова по отношению к потребителю информации. Ведь в этом случае речь идет лишь о свободе выбора канала поступления информации, в то время как вопрос о свободе ее потребления не рассматривается вовсе. Ни советская, ни современная российская школа не ставили перед собой задачу научить школьника селекции поступающей информации.

Многочисленные социологические исследования показывают всевозрастающую роль СМИ в жизни общества в целом и каждого отдельного человека: пожар на Останкинской телебашне летом 2000 г. был воспринят миллионами москвичей и жителей Подмосковья как личная трагедия, поскольку они оказались лишенными доступа к информации. Значение масс-медиа в жизни ребенка не меньше, а может быть, даже и больше, чем в жизни взрослого человека. СМИ для современного школьника стали важнейшим источником информации о мире, в котором он живет, что подтверждается разными авторами (см. табл. 1). Похожие результаты были получены и в 2000/01 учебном году (см. табл. 2).

Безусловным лидером являются средства массовой информации, и прежде всего телевидение. То, что относится к школе, занимает далеко не первое место в рейтинге источников информации.

Интересны высказывания школьников о достоверности информации, передаваемой по каналам СМИ. Учащимся нескольких школ Москвы были заданы вопросы: "Может ли автор статьи или телепередачи исказить информацию? Если да, то как и зачем он это делает?" В подавляющем большинстве случаев учащиеся отрицательно ответили на этот вопрос, аргументируя тем, что "это будет искажение фактов, обман людей". Около 30 % опрошенных высказали предположение о возможности искажения информации, но при этом добавили, что не понимают, "зачем это делать. Информации так мало, зачем же ее еще и искажать?". Лишь один из более чем 500 опрошенных утвердительно ответил на поставленный вопрос: "Да, это случается часто, особенно если ведущий телепередачи обсуждает какую-то высокопоставленную личность. У него срабатывает иммунитет страха, и он показывает только его положительные стороны".

Сравним характерные ответы учеников, недавно переступивших порог школы, с ответами выпускников.

II класс

Нет, потому что он читает.

Нет, потому что его могут уволить, он может сделать ошибки в словах.

Нет, потому что он спланировал заранее и, если переменить одно слово, у него ничего не получится в тексте.

Нет, потому что все записывают на камеру.

XI класс

Нет, иначе, если я прочитаю о том же, но с другим смыслом, я запутаюсь.

Может, в зависимости от того, как он изложит информацию. мы по-разному ее воспринимаем. но по законодательству (?!) он не имеет право по-своему интерпретировать информацию.

Говоря словами Марка Твена, "опустим же завесу милосердия над концом этой сцены".

Таблица 1

Рейтинг источников информации у подростков

Ранг
Исследования

Л.М. Баженова и др., 1989 г.
В.С. Собкин и др., 1992 г.
Л.С. Зазнобина и др., 1999 г.

1
Книги
Телевидение
Телевидение

2
Журналы
Книги
Газеты

3
Телевидение
Газеты
Журналы

4
Газеты
Учебники
Книги

5
Родители
Журналы
Родители

6
Друзья
Друзья
Учебники

7
Радио
Родители
Учителя

8
Учителя
Учителя
Друзья

9
Учебники
Радио
Радио


стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица 2

Результаты исследования 2000 г.

Ранг
Источники информации
Газеты
Журналы
Телеканалы

Юноши
Девушки
Юноши
Девушки
Юноши
Девушки
Юноши
Девушки

1
Телевидение
Московский комсомолец
Семь дней
НТВ
ОРТ

2
Радио
Мир новостей
Я - молодой
ТВ- парк
Cosmo
ОРТ
НТВ

3
Школа
Журналы
Я - молодой
Мир новостей
Yes!
ТВ- 6
РТР

4
Родители
Газеты
Спид- Инфо
Мегаполис- Экспресс
Мото
ТВ- парк
РТР
СТС

5
Журналы
Школа
Спорт- Экспресс
Спид- Инфо
Geo
МК бульвар
СТС
ТВ- 6

6
Ровесники
Родители
Советский спорт
Новая газета
МК бульвар
Geo
ТВЦ
Ren-TV

7
Книги
Старшие
Мегаполис- Экспресс
Спорт- Экспресс
Playboy
Наука и жизнь
Ren-TV
ТВЦ

8
Газеты
Ровесники
Новая газета
Коммерсант
Наука и жизнь
Колесо истории
М1

9
Старшие
Книги
Коммерсант
Советский спорт
Cosmo
Мото
Культура

10
Интернет



Колесо истории
Playboy
ТВ- 3


Какая информация наиболее интересна подросткам? Отвечая на этот вопрос, мы невольно попадаем на уровень средней температуры больных в палате или средней заработной платы в России. Однако опрос очень большого числа учащихся позволяет утверждать, что полученные результаты отражают действительное положение дел. Процитируем результаты исследования, проведенного С.Б. Цымбаленко с сотрудниками [4, с. 16]: "Основная группа участников опроса считает самой важной информацию о сегодняшнем дне (85 %), информацию о прошлом находят более важной лишь 1 % ответивших на вопрос, 8,5 % склонны оценивать как наиважнейшую информацию о будущем.

В наибольшей степени подростков интересует информация, имеющая отношение к их внутреннему миру как отражению подростковой субкультуры: такой выбор сделали 50,3 % юных участников исследования. Фундаментальные знания считают важными 28,9 %. Мальчики чаще, чем девочки, относят к категории важной информацию о компьютерных играх (13,1 % против 1,2 %), соревнованиях (12,5 % против 1,2 %). Девочки чаще называют важной информацию о друзьях, знакомых (18,3 % против 9 %), моде (8 % против 1 %), здоровье (5,2 % против 2 %), кинозвездах и певицах (4,8 % против 1,4 %).

Анализ выявил 7 % ответов, где самой важной признается информация о СПИДе, сексе, правах, наркотиках".

Результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории ТСО и медиа-образования ИОСО РАО в 1999/2000 учебном году, приведены в табл. 3.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им "недодали в школе". На первое место выходит желание развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 1997 г. Центром социологии образования РАО [5, с. 50-52] и посвященных изучению мотивов обращения школьников к телевидению. В анкетах были предложены такие варианты: желание развлечься, желание быть в курсе событий, желание повысить культурный и образовательный уровень, потребность общения. Около 70 % респондентов - учащихся IX и XI классов отметили, что телевизор они смотрят для развлечения.

Являясь активными потребителями информации масс-медиа, школьники, однако, не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Это утверждение основано на результатах эксперимента, который был проведен в 2000 г. сотрудниками лаборатории ТСО

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

и медиаобразования при активном участии учителей московских школ. Учащимся были предложены задания по биологии, географии, физике и химии, по выполнению которых можно судить об умении выделять главное в информационном сообщении, приводить аргументы за и против той или иной точки зрения. Полученные результаты удручают:

Умение:
IX класс
XI класс

выделять главное в информационном сообщении
1,1 %
12,9 %

приводить аргументы за и против той или иной точки зрения
25,27 %
9,68 %


Среди множества свойств сообщений СМИ выделим одно: масс-медиа как источник знаний более привлекательны для учащихся, чем школьные уроки. Информация СМИ эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах журналисты рассказывают так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора. Следует обратить внимание и на то, что эта информация всегда актуальна, хотя далеко не все замечают, что актуальная информация, переданная по каналам СМИ, в дальнейшем этими же СМИ и опровергается. Большое значение имеет и то, что средства массовой информации заговорили на языке подростков. У взрослого человека могут вызвать улыбку попытки 45-летней "тети" вести себя как тинэйджер, но то, что она говорит, имеет для подростков очень большое значение потому, что она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами. Если ученик на уроке не может воспроизвести учебную информацию, переданную ему учителем или зафиксированную в учебнике, то ему грозит как минимум двойка. Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист двойку не поставит.

И наконец, нельзя закрывать глаза на то, что не только обще культурная подготовка учителя, но и знания предмета, который он преподает, порой оставляют желать лучшего. Казалось бы, объем знаний, полученных выпускником педагогического вуза, во много раз превышает тот, которым должен обладать выпускник не только общеобразовательной школы, но и школы с углубленным изучением предмета. Но чем дольше мы не пользуемся знаниями, тем больше их теряем. Когда молодой учитель приходит в школу, у него много специальных знаний, и можно было бы ему дать старшие классы, где изучается сложный теоретический материал. Но какой администратор доверит выпускной класс молодому специалисту, у которого нет опыта педагогической работы? Приходит опыт - уходят знания. Получается замкнутый круг: есть знания - не умеет их передать, умеет передавать знания - нечего передавать. В результате ученик в школе не получает ответа на интересующие его вопросы и начинает искать их вне школы. Чем больше вопросов остается без ответа, тем меньше доверие ученика к учителю.

По большому счету все равно, какими путями ученик приходит от незнания к знанию. Главное, чтобы эти знания были научными, т.е. адекватными с точки зрения современной науки окружающему миру и протекающим в нем явлениям. Этот тернистый путь ученик может прой-

Таблица 3

Ранг
Телепрограммы
Кино- и видеофильмы

Юноши
Девушки
Юноши
Девушки

1
Музыка
Комедии

2
Новости
Развлекательные шоу
Фантастика
Мелодрамы

3
Спорт
Новости
Боевики
Фантастика

4
Научно- популярные
Путешествия
Приключения

5
Развлекательные шоу
Передачи о животных
Триллеры

6
Передачи о животных
Научно- популярные
Вестерны
Боевики

7
Путешествия
Политические шоу
Мультипликационные

8
Эротические шоу
Экологические
Эротика
Вестерны

9
Экологические
Спорт
Мелодрамы
Эротика


стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

ти, взявшись за руку своего учителя, но никто не может ему запретить выбрать в качестве поводыря газеты, телевидение, видеозаписи, компьютерные технологии - лишь бы результат был положительным. Что же происходит на самом деле?

Анализ сообщений средств массовой информации может самого стойкого человека повергнуть в ужас. Не имея достаточных знаний о предмете своего репортажа, журналисты зачастую говорят о нем с такой уверенностью, что у людей складывается впечатление, будто они слушают крупного специалиста в данной области. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные СМИ, могут стать в конечном счете заблуждениями миллионов людей. Так, одна из популярнейших молодежных газет "Московский комсомолец" на первой и последней полосах помещает сообщения, которые у специалиста в той или иной области вызывают или гомерический хохот, или раздражение, граничащее с агрессивностью. Научные неточности и ошибки встречаются даже в уважаемых телевизионных передачах. В мае 1999 г. учащимся XI классов было предложено ответить на вопросы, ответы на которые они получали в течение длительного времени из телевизионных передач. Результаты превзошли все ожидания. Ни один из более чем тысячи опрошенных не узнал в карбамиде мочевину и не указал, что это вещество - минеральное удобрение. Все почти уже выпускники считают карбамид самым эффективным средством борьбы с кариесом. Более 80 % респондентов убеждены в том, что озоновые дыры появляются в атмосфере из-за использования человеком холодильников и аэрозольных баллончиков, а около 6 % уверены в том, что озоновые дыры возникают в результате запуска космических кораблей, которые "пробивают отверстия в озоновом слое Земли". Постулат Евклида о том, что параллельные прямые не пересекаются, благодаря рекламе бытовой техники "Zanussi" перешел в разряд теорем ("Параллельные прямые не пересекаются. Доказано Евклидом"). Почти 20 % школьников уверены, что "в конце XIX века появляются первые телевизоры. В наше время они очень усовершенствованы".

Можно было бы ожидать такого результата, если бы школьникам предложили вопросы, связанные с водородным показателем (рН здоровой кожи - 5,5; "Секрет" взаимодействует с женским уровнем рН и т.д.), который в школе не изучается. Но:

о карбамиде учащиеся узнают на уроках химии;

об озоновых дырах - на уроках географии;

на постулатах Евклида строится весь школьный курс геометрии;

телевидение изучается в курсе физики.

Как "информацию к размышлению" приведем реплику одной ученицы, принимавшей участие в опросе и не давшей ни одного правильного ответа на поставленные вопросы: "Почему вы не сказали, что отвечать нужно, как на уроке?" Через месяц после опроса эта выпускница средней общеобразовательной школы получила аттестат о среднем образовании и золотую медаль "За успехи..."

Приведем фрагмент из книги Ю.В. Сенько и В.Э. Тамарина "Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся". Обратите внимание на текст, который мы выделили полужирным шрифтом.

"Вспоминается разговор на семинаре учителей физики.

- Не люблю объяснять программный материал, с которым учащиеся так или иначе знакомы до урока, - поделился чувствами один из учителей. - Срабатывает "барьер знакомости": ребята считают, что это они уже знают, и слушают в пол-уха.

- Особенно трудно вводить такие научные понятия, которые взяты из обиходного языка: "сила", "вес", "масса", "работа", "энергия", "мощность", "поле" и другие, - поддержал его коллега.

- Когда я учился, - продолжал учитель, - мы не были такими самоуверенными. Знаниями, полученными в жизни, пользовались вне школы, а "школьными" - в школе" [6, с. 5-6]. Наверное, нет необходимости комментировать это высказывание учителя физики.

Анализируя источники угроз информационной безопасности России, Доктрина проходит мимо принципиально важного параметра информационного взаимодействия в

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

современном обществе: пропасть между средствами массовой информации и школой увеличивается, хотя и отмечает "снижение эффективности системы образования и воспитания". Анализ содержания сообщений масс-медиа показывает, что СМИ все активнее присваивают себе просветительские, образовательные функции, поскольку "сегодня все знают все". Многие информационные каналы обогащают пользователя не только популярными общедоступными знаниями, но и специальными, относящимися к профессиональным. Проблема "параллельной школы", т.е. школы средств массовой информации, широко обсуждалась самими СМИ. Поскольку прекратить или ограничить влияние масс-медиа на учащихся невозможно, необходимо научить школьников отделять "плевелы от зерен", сделать средства массовой информации не соперником, а союзником учителя.

Пути решения описанных проблем давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-е гг. в США возникла концепция "визуальной грамотности", авторы которой исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения детей невербальным способам коммуникации и в первую очередь их визуальным формам.

Концепция, возникшая в тот же период в Европе, условно может быть названа "оценочной". В ней на первое место выдвигались проблемы развития "иммунных" качеств психики против манипулирования ею средствами масс-медиа. Основной целью авторы считают формирование критического мышления, играющего роль "информационной защиты". Поэтому главным методом работы с детьми должны стать семиотический анализ аудиовизуальных материалов и вербализация впечатлений.

Акцентирование коммуникативных проблем в образовании начиная с 70-х гг., с нашей точки зрения, можно считать предтечей современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и средств массовой информации. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастермана (Великобритания): образование в этой области должно быть направлено на развитие у школьников понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими различных выразительных средств, механизма создания "реальности" и ее осознания аудиторией. Именно "пониманию" с его акцентом на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации необходимо придать то основное значение, которое ранее придавалось оценочному подходу.

В 1975 г. цели были во многом пересмотрены. На этот раз проводилось различие между изучением коммуникации на основе аудиовизуальных средств, с одной стороны, и освоением различных видов коммуникации и процессов передачи смысла, с другой. Родился проект "Введение в теорию коммуникации и средств массовой информации", учитывающий, что современная социально-культурная среда требует от специалиста в самых различных областях достаточно квалифицированного овладения коммуникативным процессом.

В России под руководством Ю.Н. Усова в 80-90-е гг. развивается направление, связанное с формированием у детей знаний и умений восприятия экранных произведений искусства. Созданы учебники, программы, дидактические материалы (Ю.Н. Усов, Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко). В середине 90-х гг. начинаются исследования возможностей традиционных учебных предметов для формирования у учащихся умений работать с информацией масс-медиа (Л.С. Зазнобина и сотр.).

Решение проблем информационной защиты школьников ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Отсюда еще одна сторона информационной безопасности как педагогической проблемы - защита учителя от информационных перегрузок, которая требует незамедлительного решения.

Литература

1. Карлин А. Свобода одних не должна ограничивать свободу других // Независимая газета. 2000. 7 окт.

2. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М.. 2000.

3. Булавинов И. Информация в надежных руках // КоммерсантЪ. 2000. 24 июня.

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

4. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В.. Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. М.. 1998.

5. Собкин B.C. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / Под ред. В.С. Собкина. М., 2000.

6. Сенько Ю. В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.. 1989.

стр. 55

Опубликовано на Порталусе 11 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама