Рейтинг
Порталус

Теоретические подходы к курсу "Организационное поведение"

Дата публикации: 11 октября 2007
Автор(ы): И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192109950


И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов, (c)

Мы живем и действуем в мире организаций. Умение профессионально руководить организацией, эффективно строить свои взаимоотношения с подчиненными, начальниками, другими сотрудниками организации или даже просто чувствовать себя в

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

ней комфортно требует определенного набора знаний и практических навыков. При этом необходимо учитывать, что каждая организация в чем-то индивидуальна, имеет свою специфику, традиции, права и обязанности, биографию, менталитет, культуру и т.д. Свои особенности есть и у каждого человека, работающего в организации. В то же время есть и много общего в мире организаций, так же как есть и общие черты психологии, поведения у сотрудников одной организации.

Каждый из нас в настоящем, прошлом или будущем - часть той или иной организации, мы проводим, проживаем в ней значительную часть жизни. Наши настроение и самочувствие, достижения и разочарования во многом связаны с организациями, в которых мы работаем, учимся, находимся. Наверное, не случайно японцы одним и тем же словом "учи" называют и свою семью, и свою организацию, а в России говорят: "Работа - второй дом".

Проведенные авторами исследования, материалы, представленные в средствах массовой информации, показывают, что потребность в изучении и учете в практической деятельности проблем, связанных с индивидуальными и групповыми особенностями поведения сотрудников в организациях, ощущается большинством современных руководителей, менеджеров, специалистов в области связи с общественностью и управления персоналом. По данным ученых Санкт-Петербургского государственного университета, в настоящее время, несмотря на специфику подходов к обучению в университетах, школах бизнеса, специальных учебных центрах, общей для них чертой становится усиление психологической подготовки обучаемых. Общий объем психологических дисциплин в учебных программах доходит до 40-60 %.

Непосредственно у сотрудников организаций, и в целом у людей, стремящихся к личностному саморазвитию, к познанию себя и окружающих людей, отмечается значительный рост интереса к психологическим аспектам взаимоотношений, трудовой деятельности, поддержания психического здоровья в условиях организации, коллектива, современной жизни. Значение работы с людьми возрастает в деятельности специалистов любого профиля.

Таким образом, существует объективная необходимость изучения проблем организационного поведения широким кругом как действующих, так и потенциальных руководителей, специалистов, сотрудников организаций. Эти знания предлагаются к изучению в рамках учебной дисциплины "Организационное поведение".

Следует отметить, что в нынешнем объеме и содержании данная дисциплина в вузах России, по новым государственным образовательным стандартам по специальности 061100 "Менеджмент организации", введена только в марте 2000 г. В связи с этим "Организационное поведение" как отрасль знаний и учебная дисциплина в настоящее время находится в стадии формирования и определения собственного предметного поля. Особенность подхода авторов данной статьи к рассмотрению проблем организационного поведения в том, что акцент делается на психологической, организационно-психологической и социально-психологической составляющих деятельности, поведения, общения как отдельных сотрудников, так и рабочих групп в организации.

Существуют различные представления о предмете, объекте, задачах и методах исследования организационного поведения. Для знакомства с наиболее распространенными из имеющихся научных взглядов, их сопоставления и обоснования собственного подхода рассмотрим основные взгляды зарубежных авторов на сущность организационного поведения. Итак, это:

систематический, научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации;

изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать хорошие решения при работе с людьми в сложной, динамичной среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам и организациям в целом [1, с. 6].

При таком подходе уместным является выделение трех уровней рассмотрения

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

проблем организационного поведения: личностного, группового, организационного.

Соответственно поведение человека в организации будет определяться его индивидуальными особенностями, спецификой группы, в которую он включен, организации, в которой он работает. В то же время за рамками этого подхода остаются такие важные аспекты, как особенности индивидуальной и совместной деятельности и влияние условий среды, предполагающие выделение двух дополнительных уровней рассмотрения проблем организационного поведения - деятельностного и средового.

В энциклопедическом словаре "Управление персоналом" под организационным поведением понимается "совокупность действий и поступков" индивида по его адаптации к условиям и требованиям окружения [2, с. 218]. Действительно, в целом можно согласиться с этим определением, но вряд ли следует сводить все многообразие поведения человека к его приспособлению (адаптации) к чему-либо. При таком подходе явно занижаются (если вообще учитываются) роль собственной активности человека, его свобода воли, право выбора, возможности развития и самореализации личности. Кроме того, не определено, что понимается под окружением и как это связано с организацией.

Заслуживает внимания позиция профессора М.Т. Громковой, считающей, что "учебная дисциплина "Организационное поведение" - это интегральный курс педагогики, психологии, социологии, менеджмента и др. Его особенность состоит в том, что теоретические обоснования имеют поведенческую направленность" [3, с. 59]. Здесь подразумевается поведение отдельных людей и их различных организаций, объединений, групп. Важное место в содержании предмета организационного поведения исследователь отводит рассмотрению взаимодействий, их психологическому, социальному, управленческому аспектам, из которых складывается поведение.

Следует отметить, что для обозначения рассматриваемой дисциплины у отдельных отечественных авторов находит применение термин "поведение в организации" [4, с. 5]. При этом "поведение в организации" определяется как наука о поведении людей в организации и его влиянии на результаты работы.

Использование данного термина неприемлемо, так как содержание термина "организационное поведение" шире термина "поведение в организации". В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) дисциплина и называется "Организационное поведение", а не "Поведение в организации".

Представляется, что поведение в организации - это поведение кого-то (отдельного человека и групп людей), а организационное поведение наряду с этим подразумевает и поведение, жизнедеятельность, функционирование в целом организации как некой системы, включающей в себя отдельных людей и их группы в качестве элементов, но не ограничивающейся ими, а на основе взаимодействия элементов получающей новое качественное состояние. Не случайно в содержание дисциплины (в соответствии с ГОС) вошли помимо прочего: анализ и конструирование организации; управление поведением организации; изменения в организации.

Итак, на наш взгляд, "Организационное поведение" следует определить как междисциплинарную отрасль знаний, изучающую закономерности взаимодействия и активности сотрудников, рабочих групп, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями сотрудников и организации в целом.

Объектом изучения организационного поведения является организация, предметом - активность сотрудников и организации в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями. При этом необходимо учитывать, что данные особенности во многом обусловлены вхождением человека в организацию, взаимодействием в ней с другими сотрудниками и оказывают существенное и многообразное влияние на развитие и функционирование организации, эффективность деятельности и психологическое состояние персонала.

Значительное место при изучении настоящей дисциплины занимают такие вопро-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

сы, как психологическая структура и личностные качества работников, отношение к труду, мотивация, социально- психологические особенности и закономерности рабочих групп, межличностное, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, конфликты, управление и принятие решений, лидерство и власть, организационная культура, управление поведением организации и ее развитие.

Научно-методической основой для изучения проблем организационного поведения являются: философия (определяющая основные законы и принципы природы, общества и познания); психология (изучающая закономерности функционирования психики, поведения и деятельности человека); социальная психология (изучающая психологические явления, обусловленные взаимодействием и влиянием людей друг на друга); социология (предметом которой являются социальные системы, структуры и роли); экономика.

"Организационное поведение" как отрасль знаний тесно взаимодействует с дисциплинами, изучающими проблемы управления и организации: менеджмент; теория организации; управление персоналом.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 г. содержание дисциплины "Организационное поведение" включает изучение следующих проблем:

* теория поведения человека в организации;

* личность и организация;

* коммуникативное поведение в организации;

* мотивация и результативность организации;

* формирование группового поведения в организации;

* анализ и конструирование организации;

* управление поведением организации;

* лидерство в организации;

* изменение в организации;

* персональное развитие в организации;

* управление нововведениями в организации;

* поведенческий маркетинг;

* организационное поведение в системе международного бизнеса.

Целью курса "Организационное поведение" следует определить формирование психологической основы эффективной деятельности менеджеров, персонала и в целом организации.

Основными задачами курса являются;

* расширение психологических и управленческих знаний применительно к работе с персоналом в организации;

* изучение закономерностей и особенностей поведения, общения, взаимодействия и деятельности сотрудников в организации;

* изучение возможностей управления поведением организации;

* рассмотрение методов исследования и диагностики организационного поведения;

* формирование навыков и умений применения закономерностей организационного поведения в практической деятельности менеджеров, в целом сотрудников в организации;

* развитие способностей к поддержанию (формированию) психологического здоровья и оптимального морально- психологического состояния как у отдельных сотрудников, так и в организации в целом;

* личностное развитие будущих и действующих менеджеров, людей, работающих в организации.

В заключение подчеркнем: в целом учебный курс "Организационное поведение" должен быть ориентирован как на подготовку потенциальных специалистов в области менеджмента, управления персоналом, практической психологии, так и на профессиональное совершенствование действующих в плане повышения их квалификации.

Литература

1. Молл Е. Г. Менеджмент: организационное поведение. М., 1998.

2. Управление персоналом // Энциклопедический словарь. М., 1998.

3. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.

4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. М., 1999.

стр. 73

Опубликовано на Порталусе 11 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама