Рейтинг
Порталус

Педагогический потенциал детско-молодежных общественных объединений

Дата публикации: 17 октября 2007
Автор(ы): Тетерский С. В.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192625964


Тетерский С. В., (c)


В современной России насчитывается большое количество детско- молодежных общественных объединений: фондов, организаций, союзов, ассоциаций. Они создаются на международном, общероссийском, межрегиональном, региональном и местном уровнях и реализуют на территории РФ тысячи программ и проектов различной направленности.

Субъектами общественного объединения являются его члены - дети, молодежь, взрослые, а также специалисты, привлеченные для реализации его целей (например, педагоги, деятели культуры и т.п.); исследователи, анализирующие состояние детско-молодежного общественного движения, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие его развитие; административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие политику в интересах детей и молодежи.

Для общественных объединений, как правило, присущ некоммерческий характер деятельности. Они могут создаваться с целью защиты прав определенной группы населения; для объединения общих усилий по реализации социально значимых задач; воплощения новых идей; поддержки талантов и т.п.

Деятельность различных объединений детей и молодежи является мощным инструментом социального развития общества, сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов, и она тем более эффективна, чем больше ресурсов предоставляет государство на реализацию ее целей. К сожалению, сегодня даже под принятый закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и на программы "Дети России", "Молодежь России", носящие статус "президентских", деньги не выделяются в должном объеме.

Несмотря на множество организаций, данные статистики показывают, что большинство детей и молодежи остаются в стороне от активного участия в общественной жизни, не знают даже названий имеющихся объединений. Если не углубляться в экономические проблемы и закрыть глаза на нежелание российских СМИ освещать позитивную деятельность молодежи и детей, то среди причин отчуждения подростков от детско- молодежного движения назовем следующие: ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели; жесткий авторитаризм руководства со стороны взрослых; нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы; закрытость от реального окружения, преобладание "надуманных" жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций и многое другое.

Эмоциональное благополучие, чувство защищенности, возможность проявления своей неповторимости, реализация собственных инициатив в кругу единомышленников, друзей и партнеров, возможность общественного признания, морального и материального вознаграждения за свой труд - вот те цели, которые смогут привлечь современных подростков к социально значимой деятельности.

Любой подросток стремится быть в компании, коллективе, поскольку лишь так можно научиться общаться, приобрести

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

опыт социального взаимодействия с другими людьми, обменяться мнениями, достижениями, открытиями, получить одобрение и понимание. Хорошо, если дружественный коллектив сложился в классе, секции, кружке. Но, к сожалению, школа сегодня только учит, а дополнительное образование и развлечения - платные.

Только тогда общественная деятельность становится для подростка не просто нравственным долгом, а жизненной потребностью, когда взамен он получает удовлетворяющее его общение, лучше узнает и понимает самого себя и других людей.

Сегодня, при дефиците доброты и сострадания, необходим нравственный идеал - постоянное стремление к самосовершенствованию, познанию истины, смысла жизни, радости творчества, к здоровому образу жизни. Общество в целом и педагогический корпус страны должны осознать опасность, связанную с утратой духовно-нравственной и социокультурной связи старших и подрастающих поколений, отставанием научно-методического аппарата и массового педагогического опыта воспитательной работы от новых реалий социального окружения ребенка, подростка, молодого человека.

Несколько лет назад, когда по инициативе Центра социальной педагогики РАО, Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, представителей творческой интеллигенции и при поддержке Министерства образования и Комитета РФ по делам молодежи создавалась общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ), была поставлена задача привлечения ее участников к социально значимой деятельности, позволяющей развить у них инициативу, создать условия для их самостоятельного включения в жизнь общества, научить делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска.

Деятельность детей, молодежи и взрослых в ДИМСИ многопланова и разнообразна. Они проводят благотворительные акции; шефствуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством города, поселка, двора; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми...

При этом взгляд на добровольцев, волонтеров и помощников социального работника как на "новых тимуровцев" сильно сужает их вклад в социальную защиту населения. Сегодня благодаря специально организованному по всей России обучению по программам начального профессионального образования социального работника (где дети и подростки помимо овладения профессией повара, парикмахера, врача, фотографа, делопроизводителя, садовода, маляра, библиотекаря и т.п. изучают основы педагогики, психологии, экономики, права, конфликтологии и других "серьезных" наук) можно говорить о комплексе социально-педагогических мер, осуществляемых волонтерами. Мы выделяем следующие направления социально-педагогического движения:

1) патриотическое (воспитание любви и уважения к родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам): походы по местам боевой и трудовой славы, "вахты Памяти", поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слеты, военно-патриотические игры "Зарница", "Орленок"; изучение исторического опыта, древних традиций; восстановление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значимых объектов (библиотек, музеев, выставочных залов и т.п.);

2) профилактическое (предотвращение возникновения социально запущенной, маргинальной молодежи): установление "случайных" контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени; определение потребностей и особых проблем уличных групп, оказание им соответствующей помощи, направление их активности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изоляторов, тюрем, домов малютки, наркологических, психоневрологических, кожно- венерических диспансеров; присутствие на судебных слушаниях по преступлениям, совершенным молодежью; установление контактов с наркоманами, определение их в лечебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстни-

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

ков, т.е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога н социального работника;

3) трудовое (вопросы трудовой занятости, профориентационной работы): организация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников архитектуры, экологической очистке территорий; расчистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение генеральной уборки и косметического ремонта; предоставление рабочих мест детям, подросткам и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; создание педагогических и строительных отрядов; организация молодежного строительства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка молодежного предпринимательства; создание центров социальной адаптации инвалидов и "трудных" подростков;

4) остеологическое (формирование здорового образа жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекарственных трав и ягод; организация оздоровительных процедур; работа фитобара; запись клиента к врачу; посещение больных в лечебных учреждениях; совместное посещение спортивных мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация соревнований "Кожаный мяч", "Чудо-шашки", "Детские старты", проведение туристических слетов, "школ выживания"; проведение "физкультминуток" с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;

5) лидерское (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управления, психологии, права, бизнеса, педагогики, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; организаторская работа в коллективе, проведение психологических тренингов, деловых игр, "круглых столов", изучение иностранных языков, компьютерных технологий; проведение лагерей актива; сотрудничество с неправительственными и государственными организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объединений; переписка, телефонные переговоры, командировки, реализация совместных программ представителей разных организаций; оказание помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений;

6) психолого-педагогическое (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проблемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;

7) социально-бытовое (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных услуг; доставка литературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя парикмахерская; подготовка и доставка праздничных посылок; патронаж; моральное и материальное поощрение социально активных клиентов;

8) социокультурное (повышение уровня культуры клиентов, организация их досуга): проведение дней рождения, поздравление с праздником; оформление праздничных газет; выпуск настенной газеты; организация выставок; подготовка видеофильмов о жизни клиентов; организация поездок, экскурсий, концертов; сбор благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника социального работника; приобретение билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;

9) социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, защита прав человека): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных общественных судов для несовершеннолетних; организация деловых игр "Выборы", участие в избирательных кампаниях и выборах; привлечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов;

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

поддержка подростков и молодежи в местах заключения;

10) информационное (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой информации; организация работы "Интернет-кафе"; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, информирование об основных событиях, фоторепортажи с мест событий и др.); режиссерская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).

Из более 40 программ ДИМСИ 10 окончательно оформлены и реализуются на основе многоканального финансирования, по остальным - детально продуманы общие цели, формы и методы работы.

Приведем аннотации некоторых программ.

"Третий сектор". Программа направлена на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предполагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склонность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры), активное вовлечение творческой интеллигенции в процесс воспитания юного поколения, усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независимых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработана совместно с рядом газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов.

"Лидер здоровья". Программа предполагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление общественного контроля за состоянием окружающей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здоровья.

"Диалог индивидуальностей". Программа предусматривает непрерывный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, правовой, психолого- педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве технологической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации "Большие Братья - Большие Сестры"; на конкурсной основе (с использованием специальных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагогические способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологических, педагогических, медицинских и юридических вузов.

"Возвращение к истокам". Программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям российских народов. Ее цель - осмысление значимости духовных основ человеческого бытия, современного воспитания на высоких нравственных идеалах, традициях, культуре и искусстве; осуществление преемственности поколений на лучших национальных и общечеловеческих демократических ценностях, Любовь и почитание "малой" родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осознать себя реальным звеном в цепи исторических событий. Участники программы проводят экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этнографические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям - пожилым людям; обобщают и анализируют свои находки, пополняют коллекции библиотек, музеев; пропагандируют народные ценности в своих выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации.

"Юное поколение выбирает книгу". Программа основана на признании непреходящей ценности хорошей книги, высо-

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

кой оценке личностного потенциала писателей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих издательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя детской книги", конкурсы юных авторов, ассамблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению региональных подразделений ДИМСИ известные детские писатели, журналисты и издатели выезжают на места с презентациями своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авторов; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.

"Врата учености". Программа предусматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молодежью; приобщение подрастающих поколений к научным знаниям в различных областях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смотров; признание достижений юных талантов и их поощрение различными путями - вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование в области социальной работы и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ".

В настоящее время в ДИМСИ насчитывается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волонтерской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?

Главными стимулами проявления интереса к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:

желание добиться успеха в карьере и общественного признания;

возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивидуальность, заработать деньги честным трудом;

расширение сферы общения;

интерес и желание действовать самостоятельно. с пользой, на перспективу;

раскрытие творческих способностей, приобретение умений и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;

возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, решаемыми учреждениями социальной сферы, общественными объединениями, государственными и коммерческими структурами; с условиями, в которых они работают;

овладение методами социального "целительства" и разрешения конфликтов;

возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхода во временно создаваемых (в том числе и собственных) творческих объединениях.

У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое будущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждения людей разных социально-возрастных и профессиональных групп, национальности и вероисповедания, классовой и партийной принадлежности на платформе Дружбы, Милосердия и Вдохновения.

стр. 44

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама