Рейтинг
Порталус


Защитить и преумножить отечественные традиции музыкального образования

Дата публикации: 17 октября 2007
Автор(ы): Н. А. Мироновой
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192627464


Н. А. Мироновой , (c)

В начале 2001 г. в детской музыкальной школе (ДМШ) N 51 г. Москвы в рамках Третьего окружного открытого фестиваля камерного ансамблевого музицирования состоялся "круглый стол". Педагоги и руководители учебных заведений искусства, исследователи, а также представители сферы управления обсудили актуальные проблемы, имеющие как специфическое, так и общее значение для развития отечественной педагогики и образования: совершенствование законодательства и законотворческой практики в области образования: сохранение, а во многих случаях и возрождение плодотворных отечественных традиций обучения и воспитания детей, их активное внедрение в современный педагогический процесс; широкое ознакомление общественности с опытом ведущих педагогов при одновременном формировании механизмов тщательной экспертизы экспериментальных методических разработок. "Круглый стол" убедительно продемонстрировал эффективность сотрудничества педагогов-практиков различных специализаций и учебных заведений разных уровней (от начального до высшего), важность их диалога с представителями педагогической науки и сферы управления культурой и образованием.

И. Л. Пешнев, начальник отдела правового обеспечения кадров и учебных заведений Комитета по культуре правительства Москвы. Практика показала, что сложившаяся в нашей стране модель детской школы искусств является оптимальной и наиболее эффективной на начальном этапе обучения. Поэтому сбережение и преумножение отечественных традиций художественного образования становится сегодня лозунгом дня.

Система Комитета по культуре правительства Москвы охватывает 104 ДМШ, 15 детских школ искусств, 5 средних специальных школ, а также школы при средних и высших учебных заведениях. В ней занято около 10 тыс. педагогов и других работников, обучается 62500 детей по более чем 50 предметам и 30 видам специализаций (музыка, изобразительное искусство, хореография, театр). Особенно широко представлены предметы музыкального цикла (всего их 40) - от обучения игре на самых различных инструментах (инструменты симфонического оркестра, народные, экзотические, электроинструменты) до освоения современных компьютерных технологий в сфере музыкального творчества.

Однако почивать на лаврах рано: современное образование в сфере искусства должно адаптироваться к новым реалиям, когда меняются отношения между школой, с одной стороны, и обществом, государством, родителями, учениками - с другой. Потребность в музыкальном образовании детей еще достаточно велика и в статистическом выражении лишь немногим ниже, чем в середине 80-х гг. (по данным учебных заведений Москвы, желающих обучаться стало меньше на 0,2%). Но при внешне благополучной ситуации не могут не тревожить негативные социальные и демографические процессы, появление установок, связанных с чрезмерной прагматизацией жизни. В этой связи необходимо добиваться включения обществом в круг насущных ценностей художественного развития и художественной образованности: в определенном смысле слова они должны восприниматься как выгодные, поскольку они - жизненно важные. В конечном- то счете так оно и есть.

Вместе с тем недопустимо снижение образовательного уровня и статуса школ ис-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

кусств, отказ от традиционно сложившейся направленности на профессионально высокий результат обучения. Олимпийский принцип "главное - участвовать" (в данном случае "учиться") здесь явно не подходит. Школы в силу своей специфики не могут и не должны выполнять функции различного рода домов культуры, клубов, студий, центров и других весьма важных форм организации творческого досуга детей и молодежи.

Е. В. Кузнецова, заслуженный работник культуры РФ, кандидат культурологии. начальник Управления культуры Северо-Западного административного округа Москвы. "Круглый стол", организованный ДМШ N 51 в рамках нашего фестиваля, - это новая полезная инициатива, которая, несомненно, должна быть поддержана. Она позволяет обсуждать актуальные проблемы начального музыкального образования с участием педагогов не только детских музыкальных школ и школ искусств, но также училищ и ведущих российских вузов - Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных. Полезен и возникающий при этом контакт педагогов с исследователями, а также с представителями сферы управления.

Сегодня школы округа объединены в методический совет, что дает им возможность обмениваться опытом, совместно планировать работу, решать достаточно серьезные проблемы. Одна из главных проблем - преподавательский состав школ, необходимость повышения образовательного, общемузыкального, исторического, психолого-педагогического уровня педагогов. Поддержка преподавателей музыкальных школ и школ искусств на уровне округа и даже города пока еще очень слаба, но она существует. Многое делает в этом отношении Комитет по культуре Правительства Москвы. Оплачивается учебная литература, используются различные формы поощрения труда педагогов, в том числе и надбавки за дополнительную работу.

Перед нами стоит важная социальная задача - всестороннее развитие личности ребенка, но чрезвычайно важен сегодня вопрос об "экологии души", ведь у нас в стране огромное количество так называемых трудных детей, детей из многодетных семей, инвалидов. Характерно, что учащиеся, которые занимаются в музыкальных школах и школах искусств, отличаются от остальных: их духовный мир богаче, а внутренняя культура заметно выше. Они умеют чувствовать, радоваться, помогать друг другу, лучше защищены от различных негативных воздействий. "Красота спасет мир", говорил Ф. М. Достоевский, но красоте нужно учить.

В Северо-Западном округе осуществляется немало мероприятий, направленных на формирование культурного кругозора детей, развития их творческих способностей. Организуется посещение музеев, исторических мест Москвы, Подмосковья, других регионов России. Музыкальные школы округа работают с детскими садами, с общеобразовательными школами, с музыкальными классами общеобразовательных школ, с детскими санаториями, осуществляют большую концертную деятельность, включая совместные выступления с хореографическими, театральными и прочими коллективами. Развиваются международные и межрегиональные связи. В различных ДМШ регулярно проходят фестивали, конкурсы, смотры, отчетные и тематические концерты, которые демонстрируют результаты работы детей и педагогов. Так, в ДМШ N 51 уже в 3-й раз прошел Фестиваль камерного ансамблевого музицирования, в ДМШ N 16 в 9-й раз - Фестиваль, посвященный памяти известного пианиста Я. В. Флиера. ДМШ N 51 проводит итоговые концерты духовых отделений музыкальных школ округа и др. После каждого фестиваля или конкурса ведется серьезный разговор с преподавателями с целью обобщения позитивного опыта и выяснения причин отдельных неудач. При этом Управление культуры содействует тому, чтобы все подведомственные учреждения работали дружно, согласованно, помогая друг другу в достижении более высоких результатов.

В. Н. Емелин, заслуженный работник культуры РФ, директор ДМШ N 28 им. А. Т. Гречанинова. Музыкальные школы России переживают сегодня непростой период. В лучшем положении находятся те из них, которые могут предъявить общественности свои достижения. Чем больше дети выступают на конкурсах, фестивалях и концертах, тем эффективнее взаимодей-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

ствие с учредителями, органами управления культурой и образованием. Согласно общероссийской статистике, из музыкальных школ, в основном насчитывающих 600-700 человек, ежегодно уходит, недоучившись, от 50 до 100 учащихся. Это большой отсев, беспокоит то, что 50% таких учащихся делают это по вине педагогов, не способных по- настоящему обучать музыке; все чаще наблюдается психологическая несовместимость педагога, ученика и родителей. В этой связи Комитет по культуре при правительстве Москвы совместно с Министерством культуры Российской Федерации приступил к созданию новых учебных планов, в которых будут учитываться особенности детской психологии.

А. С. Яковлева, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Одна из актуальных проблем музыкального образования и педагогики - воспитание и охрана детского голоса. Голос - инструмент особый: он имеет те же этапы развития, что и человеческий организм, и полностью оформляется только к 22 годам. До появления собственно музыкальных учебных заведений детские голоса воспитывались в России преимущественно в русле церковно-певческой традиции. Правила обращения с еще формирующимся голосом, изложенные в церковном уставе "Типикон", были предельно гигиеничны. Пение без сопровождения, идеально воспитывающее музыкальный слух, использование плавных мелодий небольшого диапазона, требование петь не тихо и не громко, но явственно (так называемое пение mezzo voce) - все это способствовало естественному развитию голоса, его постепенному "взрослению". Неудивительно, что первая опера, написанная на русский текст, - "Цефал и Прокрис" итальянского композитора Ф. Арайии (1755 г.) - была блестяще исполнена именно русскими певчими, старшему из которых исполнилось 14 лет. При этом в отзывах современников отмечалось, что русские певцы не только превзошли итальянцев по технике пения, но и показали себя замечательными актерами, а пение их было задушевным.

В наши дни, к сожалению, картина совершенно иная. Маленькие "певцы" с микрофонами в руках под жуткий грохот инструментального сопровождения двигаются по сцене и кричат, изо всех сил пытаясь подражать взрослым. В результате голос, как правило, травмируется, а музыкальные училища и консерватории лишаются талантливого пополнения. Не может не тревожить, что в России, насчитывающей около 60 высших музыкальных учебных заведений, профессионально поющих певцов сегодня можно пересчитать по пальцам... О музыкальной грамотности и эрудиции говорить не приходится. В этой связи назрела необходимость пересмотра учебных программ и репертуара, внедрения в практику начального музыкального образования благотворных отечественных традиций воспитания детского голоса.

И. П. Мозговенко, народный артист РФ, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных. Известно, что русское музыкальное исполнительство традиционно отличается выразительностью. Во все времена на Руси пели дома, на праздниках или отдыхая от тяжкого труда. Дети с раннего возраста слышали трогательные песни, видели зажигательные танцы. В отличие от других стран в России музыкальная педагогика традиционно нацелена на развитие технической оснащенности и, в особенности, музыкальной выразительности. Учебные программы рекомендуют изучение музыкального материала самого различного характера - от народных песен до лучших произведений композиторов-классиков и современников. Результат очевиден: с каждым годом наших особо одаренных и уже хорошо подготовленных детей приглашают учиться в США, Англию, Францию. Недавно французский профессор М. Данген, член жюри Международного конкурса юных исполнителей им. С. В. Розанова (2000 г.), заявил, что таких юных музыкантов, как в России, в мире нет. И это не единственное признание.

Однако не все обстоит благополучно. Если в Москве еще есть конкурс в ДМШ и школы искусств, то в других городах катастрофически сократилось число желающих заниматься музыкой. В последнее время во многих учебных заведениях нет, к примеру, классов духовых инструментов - гобоя, фагота, валторны. Рядом с выдающимися педагогами, которые высоко дер-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

жат планку музыкального обучения, немало тех, кто работает без особого желания и умения, постепенно теряя профессионализм.

Е. К. Крюковцев, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Всероссийского конкурса, зав. отделом духовых и ударных инструментов Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Педагогика в области музыкального исполнительства имеет свои особенности, которые необходимо учитывать уже в музыкальных школах. Известно, что обучение на большинстве духовых инструментов, особенно медных (труба, валторна и т.д.), можно начинать только с 7-9 лет, т.е. не в самом раннем возрасте. Это порождает определенные проблемы: на духовые отделения музыкальных школ учеников набирают, как правило, по "остаточному принципу", а следовательно, не самых одаренных. Существует и недопонимание со стороны родителей, по инерции стремящихся отдавать своих детей в класс фортепиано. Между тем обучение на духовых инструментах имеет свои преимущества: оно открывает путь к дальнейшему профессиональному образованию, в частности, мальчикам дает возможность поступить в Суворовское военное училище или служить в армейских военных оркестрах. Поэтому крайне важно, чтобы и дети, и родители хорошо представляли себе достоинства разных инструментов и могли сделать правильный выбор. Нужна перестройка существующей программы: первый год следует посвятить обучению детей игре на фортепиано и освоению азов теории музыки, параллельно знакомя их с различными инструментами и развивая музыкально, и только потом, когда выбор будет более осознанным, переводить ребенка в специальный класс. Обучение игре на духовых инструментах должно проводиться с учетом не только способностей детей, но и физиологических особенностей детского организма. Здесь нет мелочей: с самого начала нужно уделять большое внимание правильному формированию исполнительского аппарата, музыкально и физиологически целесообразной постановке дыхания и корпуса. В этом случае занятия будут продуктивными как в чисто педагогическом отношении, так и с точки зрения здоровья ребенка. Эффективна такая форма обучения, как игра в однородных духовых ансамблях, особенно в школьном духовом оркестре. Дети учатся сотрудничать, слушать и слышать друг друга - навык, полезный не только в музыкальном исполнительстве, но и в повседневной жизни. Необходимо, чтобы музыкальное развитие ребенка изначально было гармоничным. Последнее возможно только при тесном взаимодействии преподавателей специальных (исполнительских) и общемузыкальных дисциплин (теория музыки, сольфеджио и др.), совместного решения ими общих музыкально-педагогических проблем (воспитание слуха, образного мышления, ритмического чувства и др.).

Т. А. Гайдамович, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Одним из интересных и плодотворных направлений в деятельности школ искусств является возрождение отечественных традиций камерного ансамблевого исполнительства. Истоки этих традиций интересны и необычны, художественные результаты великолепны и признаны во всем мире. Формула отношения к ансамблевому исполнительству была установлена корифеями русского искусства еще в XIX в.: на открытии Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий в числе других были исполнены и камерные произведения, что привлекло внимание общественности, музыкантов, педагогов, музыкальной молодежи.

Известно, что камерное музицирование имеет большое значение для профессионального образования музыкантов. Оно учит слышать партнеров, помогает вырабатывать единство технических приемов и исполнительского стиля. Особенно велика его роль в нравственном воспитании юных дарований - лауреатов конкурсов, увы, нередко страдающих "звездной болезнью". Игра в ансамбле помогает понять, что можно разделить успех или неудачу не только с педагогом, но и с коллегами, создает условия для творческого общения сверстников, формирует в их среде чувство соборности. Камерно-ансамблевое музици-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

рование является важнейшим условием улучшения "экологии души". Оно помогает понять, "что такое хорошо и что такое плохо" в искусстве, противостоять тому потоку безвкусицы, который обрушивается на детей через СМИ.

В наши дни воспитание любви к камерной музыке зачастую начинается поздно - в 13-20 лет, и это не может не снижать его эффективности. Тем более важно, что в московских музыкальных школах, на которые во многом равняются региональные, все большее внимание уделяется камерно- ансамблевому музицированию. Конкурсы, фестивали для юных исполнителей разных возрастов становятся распространенной практикой. Появился камерный конкурс им. С. И. Танеева. Живой традицией стал и проводимый детской музыкальной школой N 51 окружной открытый фестиваль камерного ансамблевого музицирования.

Пока еще камерный ансамбль редко выделяется в школах в отдельный класс, чаще - это дополнение к специальности (игре на инструменте). Не учитывается и то, что работа преподавателя камерного ансамбля имеет свою специфику, а следовательно, не любой педагог может вести такой класс. Он должен знать особенности всех инструментов и при этом добиваться единого художественного результата. Отдельный вопрос - учебный репертуар, который составляют сегодня преимущественно обработки оригинальных произведений композиторов-классиков для камерных составов. Однако известно, что оригинал почти всегда лучше, чем его переработка. Поэтому необходимо обращаться к молодым композиторам, которые писали бы произведения непосредственно для камерных ансамблей. Связь композитора и исполнителя должна воспитываться с детских лет. Это традиция, которая, к сожалению, умерла и которую следует возродить. Не стоит думать, что дети не могут разобраться в современной серьезной музыке: восприятие изменилось, и, возможно, они получат от нее большее удовольствие, чем представители старшего поколения.

Е. Б. Клименок, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель детской школы-интерната N 1 им. Н. А. Римского-Корсакова. Детей всегда привлекает та деятельность, в которой преобладает творческое начало, и проявить его нередко помогает связь музыки с другими видами искусства. Исполнительское мастерство музыканта находится в родственных отношениях с мастерством актера: выход на сцену, показ на публике результатов многодневных занятий, при этом - высокая эмоциональная отдача, напряженная работа интеллекта, постоянный самоконтроль. Как правило, ребенок, привыкая к пространству сцены и зала, приобретает достоинства, которые отсутствуют у его сверстников: пропадает боязнь аудитории, снимается психологическая зажатость и, как следствие, появляется стабильность в концертных выступлениях, на зачетах и экзаменах, начинает активно включаться и действовать слуховой самоконтроль. В итоге возникает желанный "круговорот": успехи на экзаменах, конкурсах и концертах вызывают прилив творческих сил, желание трудиться за роялем.

Уже многие годы в нашей школе, носящей имя Н. А. Римского- Корсакова, существует учебный театр (в рамках индивидуального класса), цель которого - вовлечь детей в атмосферу творчества, развить их разнообразные природные дарования и способности: выразительную речь, образное мышление, фантазию, мимику и пластику, актерское мастерство и др. Спектакли, сценарии для которых пишет сам педагог, представляют собой драматические инсценировки, посвященные жизни и творчеству великих музыкантов. В постановках заняты ученики, родители, бывшие выпускники, образуя тем самым живую связь поколений. На представлении всегда звучит классическая музыка в исполнении учащихся. Традиционные школьные оценки отсутствуют (дети воображают себя не учениками, а героями пьесы), однако уровень и качество игры при этом не снижаются, а поведение детей становится раскрепощенным. Участие в театральных постановках совершенствует их художественные навыки и нередко открывает путь к будущей профессии. Некоторые из учащихся класса становятся музыкантами, а кто-то связывает свою судьбу с театром. И тех, и других достаточно много.

Монахиня Ольга (Володина), кандидат педагогических наук. Переосмысление общей стратегии и тактики воспитания моло-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

дежи привело сегодня к возрождению традиций русской православной педагогики. В последнее время открылись многочисленные духовные учебные заведения, опыт преподавания музыкальных предметов в которых может быть интересен и для светских школ.

Уже 30 лет существует Регентская школа при Московской духовной академии, которая готовит кадры регентов (дирижеров) церковных хоров и дает при этом образование в объеме музыкального училища. Помимо традиционных музыкальных дисциплин изучаются богословие, церковный устав "Типикон", история церкви. Священное Писание Ветхого и Нового заветов, церковнославянский язык. Учащиеся осваивают стилистику церковных песнопений и участвуют в богослужении (которое является венцом всего обучения), получают всю необходимую информацию об истоках православной музыки (особенно музыкального искусства Византии, древнерусских церковно-певческих традиций и т.д.).

Эти знания выполняют системообразующую функцию в отношении других пластов православной культуры. Особое внимание уделено курсу истории и теории богослужебного пения. В рамках данного курса рассматриваются вопросы раннехристианской, византийской, древнерусской богослужебной практики, анализируются духовные сочинения композиторов различных эпох, особенности монастырских традиций церковного пения. Специальное внимание уделяется исполнительскому аспекту, поскольку он тесно связан со смысловой, содержательной стороной музыки. Традиционные музыкально-исторические и теоретические курсы (история русской и зарубежной музыки, теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений) изучаются одновременно с курсом истории и теории богослужебного пения, что позволяет проводить очень важные историко- культурные параллели. Развитие музыкального слуха (курс сольфеджио), в свою очередь, органически связано с музыкально-теоретическими и историческими дисциплинами. Подобное внедрение в процесс обучения принципов интегративного единства, его общестилевая направленность позволяют преодолеть основной недостаток современной практики музыкального образования (как в духовных, так и в светских учебных заведениях) - взаимоизолированность, несостыкованность, локальную замкнутость отдельных дисциплин.

Н. А. Миронова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Одной из острейших проблем в образовании и педагогике наших дней становится проблема востребованности исторического опыта. Историческое невежество нередко приводит к реанимации давно отвергнутых практикой форм и методов обучения, а это наносит огромный ущерб развитию образования как в психолого-педагогическом, так и в экономическом плане. Особенно опасно, когда воспроизведение негативного исторического опыта проводится под знаком реформ. Стоит ли удивляться тому, что, согласно общемировой статистике, свыше 70% реформ в образовании оканчиваются провалом. Вместе с тем бесценное наследие отечественной педагогики все еще остается под спудом, в то время как сами педагоги, предлагая "новую" методику обучения, в очередной раз "изобретают велосипед". В этой связи было бы рациональным проводить историко-педагогическую экспертизу различного рода новаций в образовании, прежде чем внедрять их в учебный процесс, пусть и в экспериментальных формах.

Общеизвестно, что отечественная система обучения музыке ("ДМШ - училище - вуз") признана лучшей в мире. Успех первых русских консерваторий, открытых в Петербурге и Москве в 1860-е гг., имел когда-то огромный резонанс в Европе, вызывал удивление и восхищение многих выдающихся музыкантов. Причины его поучительны: в основание отечественного музыкального образования были положены чрезвычайно высокие идеалы и ценности, что делало его центром притяжения талантливейших людей России. Если в западноевропейских странах профессия музыканта воспринималась преимущественно как ремесло, то перед русскими консерваториями ставилась задача формирования "музыкантов-художников" - виртуозов во всех видах исполнительского искусства, а также дирижеров и композиторов. Музыка рассматривалась как высшее из искусств, му-

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

зыкант - как избранник, личность исключительная, а музыкальная деятельность - как высокое служение, особая привилегия. В этом контексте целью музыкального образования становилось всеобъемлющее развитие личности ученика - музыкальное, интеллектуальное, артистическое, общекультурное и нравственно-этическое. Отсюда рождалось представление о музыкальной педагогике как искусстве, противопоставлявшееся распространенному до этого иссушающему рецептурно-методическому направлению. Детская музыкальная (художественная) школа выступала в качестве альтернативы школы общеобразовательной. Это было в своем роде уникальное учреждение, призванное создать условия для выявления и реализации творческих способностей детей.

Сегодня наши традиции оказались под угрозой. Девальвация ценности музыкального образования, утрата понимания его специфики как образования художественного могут привести к необратимым потерям. Музыкальные школы все больше втягиваются в сферу общего образования, что в дальнейшем повлечет за собой разрушение десятилетиями складывавшейся системы. В этой связи актуальной становится разработка концепции музыкального (художественного) образования и изменение на этой основе существующей законотворческой практики, более активное и последовательное привлечение к законотворчеству самих музыкантов. Необходимо не только пропагандировать, но и узаконить общественную значимость музыкально- педагогической деятельности как деятельности по сути своей творческой, объединить для решения этой задачи педагогов- практиков, исследователей и представителей сферы управления.

Е. С. Лотош, научный сотрудник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В представлении многих духовный климат сегодня мало благоприятствует пониманию высокой ценности музыкального искусства и образования. С сугубо прагматической точки зрения есть занятия и более выгодные, и более престижные. Сокращающийся прием в музыкальные школы воспринимается как неизбежная дань времени. Между тем в истории русской культуры есть опыт, свидетельствующий о том, что потребность в музыкальном искусстве и образовании можно не только пробуждать, но и в определенном смысле слова создавать. Это опыт Николая Григорьевича Рубинштейна и его сподвижников по организации в Москве отделения Русского музыкального общества (РМО), музыкальных классов, а затем и консерватории.

Москва 1860-х гг. в музыкальном отношении сильно отставала от северной столицы. Итальянская опера не самого высокого качества, полупрофессиональные университетские концерты, редкие выступления гастролеров-виртуозов - это едва ли не все, что составляло тогда музыкальную жизнь. О симфонической музыке москвичи почти не имели представления, и отношение к ней было совершенно несерьезным. Домашнее обучение чаще всего носило формальный характер, о профессиональном же музыкальном образовании даже не помышляли. Казалось, Москва была совершенно не готова к появлению консерватории.

Однако всего за пять лет Николаю Рубинштейну удалось осуществить невероятный прорыв, превратив Москву в один из европейских центров музыкальной культуры и образования. Работа велась в нескольких направлениях, но главными из них были организация концертов РМО и создание принципиально новой формы музыкального образования - музыкальных классов, не только обучавших за небольшую плату музыке всех желающих, но и развивавших в них вкус к серьезным, профессиональным занятиям искусством. Из-за отсутствия денежных средств приходилось начинать с малого и действовать постепенно: "...покуда открыты только приготовительные классы; один, под руководством г. Лангера, для преподавания начальных теоретических правил музыки, необходимых для всех инструментов; другой, порученный г. Форкати, для обучения пению тех из учеников, которые окажутся способными к пению" (Русский инвалид. 1860. N 234. 29 окт.).

Первоначально классы предназначались прежде всего в помощь участникам организованного в 1860 г. любительского хора, многие из которых не знали музыкальной грамоты. Записалось 50 человек, постоянно занималось 25. Уже через полтора года Рубинштейн решился продемонстрировать

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

достижения классов на симфоническом собрании РМО, проходившем в присутствии императора Александра II. Ученики вокального класса А. Р. Осберга исполнили трио из оперы "Жизнь за царя" М.И.Глинки, получив высочайшее одобрение. Классы развивались, в том числе благодаря регулярным симфоническим и камерным концертам ("собраниям") РМО, которые стимулировали интерес к музыкальному образованию. Осенью 1863 г. учащихся было уже около 100 и появилась возможность открыть инструментальные классы:

3 класса фортепиано - общий, в котором преподавал сам Рубинштейн, женский (преподаватель Н. Д. Кашкина) и мужской (преподаватель Э. Л. Лангер); классы скрипки и виолончели (преподавали солисты Большого театра К. Ф. Кламрот и К. Ф. Эзер). Однако к решительной перемене общественного мнения привело осуществление в Москве фантастической по тем временам инициативы - провести в здании Манежа так называемых общедоступных концертов, которые уже в конце 1863 - начале 1864 г. собирали до 16 тыс. человек из самых разных слоев общества! После первых двух концертов Музыкальное общество стало центром культурной жизни Москвы, а Рубинштейн - ее музыкальным кумиром. Концерты обеспечили Обществу материальную стабильность, что позволило расширить существующие классы и открыть новые - духовых инструментов. Так классы получили статус настоящей музыкальной школы, в которой к весне 1866 г. обучалось свыше 200 учащихся. С января того же года здесь начал работать П. И. Чайковский. Все это подготовило открытие консерватории, которое вошло в историю как крупнейшее событие не только московской, но и русской культурной жизни.

А. З. Бондурянский, народный артист России, кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Говоря об истории, необходимо различать традиции и догмы. Опыт РМО в Москве и музыкальных классов, открытых 9 октября 1860 г., в этом отношении весьма поучителен. Ведь целью их деятельности было формирование художественного вкуса, распространение музыкальных знаний в обществе и, таким образом, совершенствование общества, воспитание как будущих деятелей музыкального искусства, так и круга сочувствующих им лиц. Последнее представляется в наши дни особенно актуальным. В достижении этих целей велика роль ДМШ. Труд педагогов, работающих в них, поистине святой и бескорыстный: они должны уметь заниматься с еще ничего не умеющим ребенком, уметь выявить и развить его одаренность, уметь "заразить" музыкой. Так работали педагоги старших поколений, и традицию эту необходимо сохранить. Для того чтобы трудности нашей жизни не убивали желания работать с ребенком, вести его в прекрасный мир музыки, важно проявлять внимание к труду педагога, причем это должно найти выражение не только в материальном, но и в моральном отношении.

В деле воспитания художественного вкуса особенно остро стоит проблема взаимоотношений педагогов с родителями, которые хотят и даже требуют, чтобы ребенок, только начав учиться, через месяц или два увеселял гостей популярными мелодиями. В условиях низкого конкурса в ДМШ с подобными требованиями приходится считаться, однако это не снимает задачи приобщения детей к подлинным ценностям музыкального искусства. Запретить безвкусицу на телевидении практически невозможно, а вводить цензуру недопустимо. Поэтому важно обращать внимание общества на ценность высокого искусства (не только классического, но и современного), формируя, таким образом, соответствующие приоритеты. Фестивали и конкурсы непременно должны заканчиваться обсуждением насущных проблем - это тоже традиция. Наконец, воспитанию художественного вкуса могли бы помочь и современные компьютерные технологии. Давно назрела необходимость создания на базе Комитета по культуре общемосковского банка данных, через который школы бы получали все нужные им нотные и книжные издания.

М. Л. Фронцкевич, зам. директора по учебно- воспитательной работе ДМШ N 88 им. А. Ф. Гедике. Своей славой отечественное музыкальное образование обязано не только деятельности РМО, Петербургской и Московской консерваторий. Большую роль в этом задолго до них сыграли

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

непрофессиональные учебные заведения, заложившие основы обучения и воспитания как будущих слушателей, так и учителей музыки начального звена. Среди них выделялись женские институты - закрытые средние учебные заведения с 7-летним гимназическим курсом, где занятия музыкой были поставлены на достаточно большую высоту и всячески поощрялись. Окончание музыкальных классов давало существенную прибавку к жалованью тем выпускницам, которые становились гувернантками, домашними учительницами или классными дамами. Обучение предполагало последовательное прохождение четырех этапов (отделений), из которых начальный этап был годовым, остальные - двухгодичными, и основывалось на тщательно разработанных методиках. Поскольку подобные учебные заведения курировались членами царской семьи (существовало так называемое Ведомство учреждений Императрицы Марии), учебные программы утверждались на высочайшем уровне. Характерной особенностью московского опыта (Николаевский сиротский женский институт и др.) было использование на начальном этапе (приготовительный и I класс) групповых форм занятий: от 8 до 12 детей садились за 4 инструмента, и каждый из них играл одной рукой. Такие формы обучения были рациональны, экономичны и при этом пользовались любовью и интересом у детей. В старших классах получили распространение более сложные формы ансамблевого музицирования. С открытием консерваторий программы по музыке были во многом перестроены для подготовки выпускниц к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Священник о. Владимир (Янгичер). Всем известно и хорошо понятно, что плодоносящее дерево тем полноценнее, чем сильнее развита у него корневая система, чем глубже слои почвы, из которых берет оно жизненные соки. Какое же из явлений музыкальной культуры может сравниться с тысячелетним (!) опытом церкви в этом отношении?

Представляется, что знакомство с элементами, азами этой культуры необходимо начинать хотя бы со средних классов музыкальной школы, когда происходит становление нравственного облика будущего музыканта или просто человека культурного. Как при изучении азбуки вовсе не безразлично, на каких образах воспитываются дети ("Г" - это "гусь" или "глагол, слово"?; "Д" - это "дверь" или "добро"?), так и в начале формирования музыканта очень важно обозначить "маяк" - сверхзадачу, сверхцель культуры, в том числе и музыкальной, вывести человека из круговращения заземленной суетности к Небу, к Вечности, к Жизни.

Сегодня назрела необходимость правовой защиты наших и в еще большей мере детских душ от разнузданности и вседозволенности масскультуры, пора преградить дорогу мутному потоку бескультурья. Чем чаще этот вопрос будет обсуждаться, тем скорее в сознании общества он оформится в проблему, которую нужно и можно на деле решить. Для этого потребуется и авторитетная общественная комиссия по нравственной оценке современных явлений музыкальной культуры, и выдвижение соответствующих законодательных инициатив. Однако ясно, что настоящая борьба с факторами, негативно влияющими на личность, представляет собой не столько установление какой-либо цензуры, сколько пробуждение в человеке интереса к истинным, традиционным, вечным духовным ценностям, которые, сформировавшись, сами станут его надежной крепостью, защищающей от зла.


Опубликовано на Порталусе 17 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама