Рейтинг
Порталус


"Школы Гуманности" Пауля Гехеба

Дата публикации: 17 октября 2007
Автор(ы): Образцова Л. В.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192627700


Образцова Л. В., (c)

Пауль Гехеб (1870-1961) родился в Германии в г. Гейзе в семье потомственных фармацевтов. В детстве много времени проводил на лоне природы, в лесах и лугах, пополняя уникальную коллекцию мхов своего отца, что дало ему основание в восьмилетнем возрасте подписывать свои письма: "Пауль Гехеб, естествоиспытатель". Большое влияние на формирование характера Гехеба в детстве оказали рассказы матери о жизни крупнейших естествоиспытателей мира, прежде всего о В. Гумбольдте.

По окончании гимназии он продолжил обучение в Берлинском, затем Йенском университетах. Посещал курсы естественных, медицинских, гуманитарных наук, изучал богословие, философию, древние языки (греческий, латинский, арамейский, еврейский), анатомию, физиологию, психиатрию и другие науки. Товарищи шутливо прозвали Гехеба "вечным студентом" за жажду знаний и стремление иметь всестороннее образование. Получив богословскую степень и кафедру пастора, основное внимание стал уделять работе с детьми, почувствовал призвание к педагогике, а не к деятельности проповедника. Степень доктора наук была присуждена ему Тюбингенским университетом (Германия) и Всемирным университетом Тагора "Вишвабхарати" (Индия) в канун его 90-летия за выдающиеся успехи в воспитании и обучении детей, укрепление мира и развитие идей гуманизма.

Собственно педагогическая деятельность П. Гехеба началась в 1893 г. с должности воспитателя в Тюрингском интернате г. Йены для детей с тяжелыми психическими расстройствами. Несколько лет работал учителем и воспитателем в лечебно- воспитательном учреждении в г. Вуке.

В 1902 г. с радостью принял предложение Литца стать учителем и воспитателем в его "новой школе" в Хаубинда с предварительной стажировкой у Сесиля Редди в английской школе в Аббатсхольме. Работа учителем и руководителем одного из "Сельских воспитательных домов" Литца вместе с талантливыми педагогами Х. Аешлиманном, Г. Винекеном, А. Хальмом, Т. Лессингом обогащала педагогический опыт Гехеба, но не позволяла ему претворять в жизнь свои педагогические идеи. Это дало основание Г. Купфферу, исследователю реформаторской педагогики, характеризовать его в данный период как "любезного, интеллигентного, но, прежде всего, бесцветного учителя", "человека-посредника", "человека компромиссов" [1, S. 52].

Литц подавлял доброго и мягкого по характеру Гехеба, который признавался, что "боится и ненавидит Литца". Решение Литца сдать в аренду школу Хаубинда вместе с учениками и учителями Г. Марсайле привело к тому, что шестеро учителей во главе с Винекеном, взяв с собой часть воспитанников, ушли от Литца и в 1906 г. основали школьную общину Виккерсдорф.

"Свободной школьной общиной Виккерсдорф" официально руководил Гехеб, так как Винекену в руководстве школой было отказано из-за его антиклерикальных взглядов. Но фактически Винекен взял на себя управление процессом обучения и воспитания. Гехеб, несмотря на любовь и уважение к нему воспитанников и его умение работать с социально запущенными и трудными детьми, лишь представлял школу в опекунском совете и улаживал неприятные тяжбы и споры. Все это осложнялось разрывом с семьей и привело его к нервному срыву и тяжелой болезни. В 1909 г. он оставил Викерсдорф [2, S. 7].

стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

В 1909 г. на средства своего тестя, богатого берлинского промышленника и советника Кассирера, Гехебом была куплена Оденвальдская школа в Оберхамбахе. Здесь же начала работать и жена Гехеба - Эдит Кассирер, которую называли "душой" школ Гехеба. Девушка из богатой еврейской семьи, красивая и одаренная, она, вопреки воле родителей, после окончания Фребелевских курсов оказывала помощь беднякам берлинских трущоб, работала воспитательницей в детском саду в Виккерсдорфе. В Гехебе она увидела свой идеал человека и педагога и посвятила всю жизнь осуществлению его педагогических начинаний в Оденвальдской школе (1910-1934) и "Школе Гуманности" в Голдорне (Швейцария), куда они эмигрировали в годы фашизма [3, S. 67-69].

В настоящее время первая экспериментальная школа Гехеба в Оденвальде, созданная им в 1910 г., продолжает традиции гуманного воспитания, заложенные ее основателем. Выступая в начале XX в. за реформу "огромного и потому неповоротливого организма народного образования", он думал создать ее, руководствуясь философско- педагогическими взглядами Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И. Г. Фихте, И. В. Гете, И. Г. Песталоцци. Вспоминая о речи Гехеба перед педагогами-реформаторами в 1927 г. в г. Дармштадте, Кассирер отмечал: "В XVIII веке у многих немцев возникло опасение, что цивилизация уничтожит гуманизм. Все чаще и громче раздавались голоса: "Нам нужны не пастыри, не ученые, не государственные мужи, не умельцы-ремесленники, нам нужны люди!" В этот момент Руссо провозгласил свой призыв вернуться к природе. Его призыв не был отказом от культуры, ибо Руссо не думал о возвращении в пещеру первобытного леса, он призывал к истинному гуманизму. Мы знаем, как были воодушевлены Кант и Гете "Эмилем..." Руссо, как молодой Песталоцци жадно читал эту книгу, хотя она была в то время запрещена в Швейцарии. Позднее "великая хартия нового просвещения" нашла свое яркое выражение в "Вильгельме Майстере" Гете" [4, с. 23-24].

Выбор места для школы на живописных, покрытых густым лесом холмах Оберхамбаха, неподалеку от знаменитого университетского города Гейдельберга, где когда-то учился Коменский, был навеян Гехебу картинами природы "Педагогической провинции" Вильгельма Майстера. Дома, в которых живут воспитанники и учителя Оденвальдской школы, до сих пор носят названия, данные им Гехебом: дом Гете, дом Шиллера, дом Гердера, дом Песталоцци.

Гехеб разделял взгляды гуманистов на ребенка как высшее творение природы, обладающее с момента рождения неповторимыми качествами и свойствами характера. Он часто повторял: "Нет большего чуда среди бесконечных чудес творения, которое в самом прямом смысле безгранично в своем богатстве, чем то, что природа ежедневно рассеивает свои семена в щедром изобилии и что ни один плод не повторяет другого. Чем меньше ребенок, тем больше радости он нам доставляет, потому что мы наслаждаемся богатством его индивидуальности и самобытности" [4, с. 24].

Цель воспитания Гехеб видел в развитии индивидуальности каждого ребенка, максимальном самораскрытии его творческих сил и способностей. На праздновании 20-летия Оденвальдской школы один из ее лучших воспитанников прочел записанные им в дневнике слова Гехеба: "Воспитание и обучение обычно рассматривают как средство подготовки к дальнейшей жизни; но ведь воспитание и обучение наполняют тебя самого сущностью жизни. Вот почему страсть к знаниям необходима для тебя самого. Следуй за Вильгельмом фон Гумбольдтом. Пусть твоим первым законом будет: образуй себя сам, и вторым: воздействуй на других тем, кто ты есть!" [5, S. 7].

Обращаясь ежегодно с традиционной речью к новым воспитанникам Оденвальдской школы, директор напоминает, что в соответствии с требованием ее первого руководителя и основателя Гехеба все пути и средства воспитания и обучения в школе будут направлены на всестороннее развитие сил и способностей. Он приводит им слова любимого Гехебом древнегреческого поэта Пиндара: "Стань тем, кто ты есть". В 1980 г. учителя школы отклонили предложение учащихся по примеру английских частных школ ввести в

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

Оденвальде единую школьную форму, так как считали, что это противоречит цели воспитания, провозглашенной в ней, и приведет к нивелированию "через единую одежду" индивидуальных особенностей личности.

Гехеб считал, что личность может достичь полного развития не в семье, а лишь в сообществе товарищей (с 10-летнего возраста) и учителей, которые все вместе образуют в школе "новую семью". Он подчеркивал: "Каждая личность является продуктом своего общества и зависит от него, она не может ни возникнуть вне общества, ни существовать в изоляции. Тем более личность никогда не сможет достичь полного развития иначе, чем через школьное сообщество с его неизменной силой любви..., право на существование и действенность такого сообщества, претендующего на удовлетворение нужд молодежи, определяется тем, является ли созданная им атмосфера вредной и препятствующей развитию ребенка или же она обеспечивает это развитие и благоприятствует ему" [4, с. 24].

Отношения в школьном сообществе строились на основе самоуправления с соблюдением полной ответственности каждого за себя и за членов своей "семьи" - разновозрастной группы из 3-10 мальчиков и девочек во главе с педагогом. По замыслу Гехеба, такие "семьи" жили в одном доме, вместе обедали, проводили свободное время, разрешали возникавшие проблемы. Гехеб рекомендовал также проводить зимние и летние каникулы вместе с такой "семьей".

Учителя Оденвальдской школы, как и "Школы Гуманности" в Швейцарии (здесь до сих пор учатся дети из 14 стран мира и преподавание ведется на четырех языках), должны были, по требованию Гехеба, выполнять функции воспитателей и родителей. Они подбирались на конкурсной основе и сочетали в себе высокие нравственные качества, творческие способности, профессионально-педагогическое мастерство. Большинство педагогов - доктора наук, имеющие научные труды по истории и теории педагогики. В школах Гехеба установлены взаимоотношения доверия, глубокого уважения, искренности. Найти к каждому воспитаннику правильный подход учителям школ традиционно помогают так называемые "чайные конференции" - ежедневные утренние совещания, на которых, как и во времена Гехеба. собираются все учителя для обсуждения итогов прошедшего дня. Дружеская обстановка, умение каждого педагога логично, четко и конкретно выразить суть проблемы способствуют взаимопониманию коллег, их желанию внести коррективы в решение вопросов жизни школы.

Несмотря на предоставление самоуправлению учащихся широких прав, Гехеб предостерегал учителей от увлечения чрезмерной "свободой" учащихся, которая может нанести развивающейся личности не меньше вреда, чем жесткое авторитарное воспитание. Он писал: "Под влиянием современных взглядов, основанных на смутных представлениях о "правах ребенка" и стремлении некоторых учителей покончить с высокомерным отношением к школьникам, нередко 12-14-летние дети теряют всякое уважение к старшим, перестают прислушиваться и считаться с их мнением, а следовательно, и извлекать пользу от общения с ними" [4, с. 24].

Винекен отмечал, что ученическое самоуправление в Оденвальдской школе было организовано не по образцу школьной общины Виккерсдорфа, а по типу сельских воспитательных домов Литца. Винекен, критикуя Гехеба, называл такое самоуправление ""коллекцией компромиссов", когда под новым флагом и в новой обстановке, соответствовавшей духу времени, сохранилась прежняя школа, с деспотичным, хотя и просвещенным правлением, с собственной бюрократией и с программой улучшенной школы" [6, с. 22]. При этом Гехеб подчеркивал: "Опыт развития ученического самоуправления в нашей школе показал, что никогда у нас не может случиться того, чтобы ученики попытались провести какое-нибудь решение против воли взрослых" [7, S. 22].

К проявлению демократии учителя Оденвальдской школы относили право школьного собрания наказывать провинившихся учеников за хулиганские поступки и воровство [8, с. 47]. При этом учителя заявляли, что в их учебном заведении "не существует никакой опасности, что каждый ребенок, даже самый старший, обладает

стр. 88


--------------------------------------------------------------------------------

теми правами, что и каждый взрослый" [8, с. 47]. О такой организации ученического самоуправления Винекен писал: "Самоуправление вызывало отклонение в кругу молодежного движения. Оно нагромождало на учащегося обязанности и ответственность, но не давало ни прав, ни свободы. Сознательные нравственные поступки и развитие самоуправления в школе возможны лишь при полной свободе молодежи, при освобождении ее от найденного рабскими отношениями авторитета учителя" [9, S. 254].

В свете сказанного недостаточно обоснованной является оценка школьной общины как формы жизни и органа самоуправления в Оденвальдской школе, данная Д. Л. Чавчанидзе в статье "Педагогические концепции конца XIX - начала XX в. Создание экспериментальных школ (Германия, Австрия, Швейцария)": "Среди всех "сельских воспитательных домов" интернат Гехеба, наряду с Виккерсдорфом, представляет ярко выраженный образец "школьной общины". Еще более, чем в школах Литца, здесь стремились привить воспитанникам образ жизни граждан небольшого общества, развить в них чувство гражданской ответственности. "Школьная община" предлагала полное равноправие учителей и учащихся. При условии абсолютной свободы каждого в отдельности господствовали дисциплина и порядок. Немаловажное значение имел и интернациональный состав педагогов и школьников: 1/5 часть последних составляли дети из-за рубежа. (Данное утверждение не подтверждается архивными данными Оденвальдской школы. - Л. О .). Воспитанники происходили из семей, различных по религиозной принадлежности и политической ориентации" [10, с. 65]. Этот тезис не подтверждается документами, сохранившимися в Оденвальдской школе. Высокую оценку школе дал А. Н. Джуринский: "Среди всех "сельских воспитательных домов" интернат П. Гехеба был наиболее ярко выраженным образцом "школьной общины", организация жизни которой строилась на началах сотрудничества граждан небольшого общества, развития в них чувства гражданской ответственности. "Школьная община" предполагала полное равноправие учителей и учащихся, обеспечивала свободу каждого и одновременно дисциплину и порядок. Немаловажное значение имел и интернациональный состав педагогов и школьников. Пятую часть учащихся составляли дети из других стран. Кроме того, воспитанники происходили из семей, различных по религиозному вероисповеданию и политической ориентации" [11, с. 73].

Более верная оценка использования идеи "школьной общины" в "новых школах" прозвучала у М. Люзерке, который начинал свою педагогическую деятельность вместе с Гехебом и Винекеном у Литца, продолжил в Виккерсдорфской школе и закончил созданием "школы на море". Он показал, что ни в одной другой "новой школе", кроме Виккерсдорфской, не удалось создать демократичные органы ученического самоуправления из-за непонимания их сущности и организации учителями и воспитателями: "Чувство общности, которого достиг Виккерсдорф, - писал он, - было удивительным даже потому, что за 18 лет при 800 учащихся в нем было всего два случая, когда учащиеся почувствовали себя обиженными, что в принципе прошло у них быстро, по- детски незаметно и легко. Уже одно это доказывало, что Винекен создал в ней нечто более значительное, чем простое школьное учреждение" [12, S. 146]. Учителя Оденвальдской школы и "Школы Гуманности" играли ведущую роль в учебно- воспитательном процессе данных учреждений и не допускали учащихся к обсуждению проблем обучения и воспитания.

К наиболее сильным сторонам Гехеба как педагога следует отнести его стремление максимально реформировать процесс обучения в своих школах с помощью педагогических инноваций. Он стремился на практике доказать справедливость мысли Э. Кей: "До тех пор, пока нам не удастся освободить школьные программы и умы родителей от мифа о едином для всех обучении и заменить его обучением личности, нет смысла выдвигать планы школьной реформы" [4, с. 26].

Гехеб считал, что существующая система народного просвещения многих не удовлетворяет, поэтому предпринимаются попытки изменить ее. При этом отмечал, что в современной школе "дети лишь

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

пассивно слушают поучения учителя, сидя перед ним, а затем все свое свободное время проводят в мучительных усилиях заучить то, что они услышали на уроке. Необходимо превратить эти учебные заведения в трудовые сообщества, где дети на деле могли бы сотрудничать с преподавателями" [13, S. 97].

Гехеб постоянно побуждал педагогический коллектив Оденвальдской школы к поискам наиболее эффективных путей и средств обучения. Это позволило ЮНЕСКО еще в 60-е гг. включить созданные им учебно-воспитательные учреждения в число экспериментальных для апробации модели школы будущего. Учителя этих школ и до настоящего времени разрабатывают программы занятий для каждого воспитанника, учитывая их индивидуальные особенности, интересы и темпы усвоения учебного материала. Основное внимание обращается на самостоятельную работу учащихся. По совету Гехеба каждый ученик совместно с учителем выбирает для себя не менее трех учебных предметов, над которыми работает дополнительно по 1,5 ч в неделю в разновозрастной группе. В задачу учителя входит концентрация внимания учащихся на последовательности и глубоком изучении данного предмета, подготовка их к выполнению курсовых работ. Для ее успешного завершения учащиеся должны как можно больше экспериментировать, самостоятельно выполнять практические задания, наблюдать, сравнивать, систематизировать, обобщать изучаемый материал. Результаты проверок государственных комиссий показывали, что такая работа способствует усвоению учащимися широкого круга общеобразовательных знаний и формирует интерес к определенным областям деятельности. Поэтому классно-урочная система в старших классах была заменена системой "кратких" и "длительных" курсов (одни общеобразовательные дисциплины изучаются в общем виде, другие - глубоко и систематически).

В конце 90-х гг. XX в. Оденвальдская школа представляла собой педагогический комплекс, включающий 32 здания, 9 гектаров леса и луговых угодий, подсобное хозяйство, дающее экологически чистые продукты. В 14 домах живут "семьи" (6-12 учащихся с учителем-воспитателем - "главой семьи"), в других зданиях расположены комнаты для занятий, мастерские, лаборатории. Имеются два спортзала, библиотека, столовая, изолятор для больных, прачечная. В штате 110 сотрудников (администрация, обслуживающий персонал) и 50 учителей- воспитателей.

В проспекте, разработанном педагогами этого заведения, Оденвальдская школа мыслится как объединение учеников и учителей, направленное на развитие личности учащихся, раскрытие их талантов. Оно рассматривается как "жизненное пространство, в котором каждый может взять на себя ответственность за свою собственную и совместную с товарищами по школе жизнь", как школа "общественных перемен", сочетающая в себе сохранение исторических духовных традиций и поиски новых педагогических задач и способов их разрешения, как школа "развития ремесленно- технических наклонностей, необходимых для формирования и сохранения своей индивидуальности в общении с людьми, в ведении своих дел и выработке различных идей", наконец, как школа "единства жизни и учебы, где сознательно культивируются лучшие ценностные ориентации взрослых, молодежи и детей" [14, S. 6-7].

В проекте указывается, что традиционно сохраняются жизнь в "семье", возможности выбора индивидуальных путей и темпов обучения каждым воспитанником, его профессиональной подготовки, изучения иностранных языков в других странах, работа ученического самоуправления на демократической основе [14, S. 7].

Жизнь в "семье" означает, что отношения в школе строятся по типу тех, которые имеют место в обычной семье: дети располагаются в отдельных комнатах, в одном доме живут "глава семьи" (один или со своей собственной семьей) и 6-8 воспитанников (1-2 в одной комнате). Дети собираются во время еды в столовой за одним столом, который охотно накрывают и убирают вместе, не назначая дежурных. Каждая "семья" - это особый микромир. У детей крепки узы дружбы и привязанности. Они проводят каникулы вместе, у них общие интересы и занятия, постоянное общение с учителя-

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

ми. У "семьи" - общая касса, образующаяся за счет постоянных взносов каждого воспитанника из его карманных денег [15, S. 8-9].

Жизнь в "семье" учит сотрудничать, поддерживать друг друга, оказывать взаимопомощь. Учащиеся умеют самостоятельно распределять и выполнять взятые на себя обязанности по организации школьной жизни, спокойно разрешать возникающие конфликты, отвечать друг за друга, приспосабливаться друг к другу, сохраняя при этом свою индивидуальность [16, S. 10-11].

Организуя учебный процесс, школа стремится предоставить учащимся с высоким интеллектуальным потенциалом возможность проявления их неповторимой самобытности. Особую задачу школа видит в том, чтобы пробудить творческий импульс к учебе у отстающих. При этом перед учителями руководство школы выдвигает три требования:

поставить каждого воспитанника на свою "лыжню", т.е. показать каждому свой путь овладения науками;

не использовать постоянно одни и те же, пусть даже удачные, однажды найденные пути и средства обучения, искать новые;

не допускать увеличения групп и курсов более 10-15 человек с тем, чтобы при обучении иметь возможность постоянно держать в поле зрения каждого ученика [16, S. 10-11].

В школе нет жесткой регламентации. Учащиеся сидят за отдельными столами. Учеба сочетается с художественно- творческой деятельностью, играми, трудом. Учебники используются редко. Учебный материал предлагается в виде специально составленных учителем ксерокопий или конспектов. Рекомендуется работа с первоисточниками в библиотеке, видео- и аудиозаписями. Отметки и наказания практически отсутствуют. Экзамены заменены тестированием. Учитель регулярно информирует родителей о продвижении учащихся в учебе.

Занятия в начальной школе организуются только при наличии детей учителей, сотрудников, жителей ближайшей деревни. Здесь практикуется свободный режим работы и отдыха в соответствии с особенностями развития младшего школьника.

Собственно "школа учебы" начинается со средней ступени (V- Х классы). Особенности ее работ проявляются в следующем:

наполняемость учебных групп - 7-15 человек;

дифференциация учащихся по их склонностям, способностям, уровню подготовки и одаренности для изучения избранных ими 5-7 учебных предметов;

учебный процесс включает изучение ремесленно-технических основ всеми учащимися VII-Х классов. Каждый ученик выбирает занятия в мастерской, лаборатории, учебном кабинете: слесарное или столярное дело, кулинарное искусство, моделирование и шитье одежды;

изучаются три и более иностранных языка начиная с V класса;

организуются путешествия и экскурсии с познавательными целями для учащихся V-VI классов;

в группах профобучения профессиональные знания учащихся углубляются изучением соответствующих сведений из области химии, машиностроения, техники;

в гимназических группах учащиеся выбирают два предмета для углубленного изучения ("длительный курс"). По желанию изучаются "краткие курсы" (родной и иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, история, обществоведение, религия и искусство). Параллельно с подготовкой к экзаменам на аттестат зрелости учащиеся гимназических групп получают специальность ассистента химико-технологического производства со сдачей соответствующего дополнительного экзамена.

Учащиеся XIII класса готовятся по вузовским программам для поступления в университеты [16, S. 11-14].

В Оденвальдской школе создан совет учителей, помогающий воспитанникам в изучении тех или иных курсов. Желающим предоставляется возможность повторять обучение в одном и том же классе.

С 60-х гг., когда Оденвальдская школа была включена ЮНЕСКО в число учебно-воспитательных учреждений, ведущих поиски новых форм обучения и воспитания, работа органов самоуправления в ней претерпела существенные изменения. Их деятельность гарантируется школьной кон-

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

ституцией, в которой говорится: "Демократическое участие учащихся во всех делах школы служит воспитанию в них ответственности за самих себя, а также для их политической ориентации" [17, S. 25]. Конкретно участие воспитанников в делах школы выражается в том, что ежедневно 15 избранных общим собранием учащихся принимают участие в обсуждении школьных дел на "чайных конференциях", где присутствуют также учителя, сотрудники административно-технического и хозяйственного персонала. В каждом классе есть "классная община", решающая текущие вопросы.

"Школьный парламент" - представительный орган всех "семей" школы. На его заседаниях обсуждаются проблемы взаимоотношений учащихся в "семье". "Правовой совет" школы состоит из четырех избранных членов парламента и четырех членов "чайной конференции". Он утверждает также новые правила и законы школы. "Совет доверия" представляют пять воспитанников из числа самых честных, неподкупных, справедливых и гуманных. Этот совет помогает находить выход из конфликтных ситуаций в отношениях между учащимися и сотрудниками школы. "Трудовые сообщества" заботятся об организации и проведении поездок, путешествий, экскурсий, следят за поддержанием чистоты и порядка в школьном кафе, дискозале, чайном домике, библиотеке, лабораториях, мастерских, столовой.

В собрание представителей групп проф-обучения входят 11- 13 человек. Они вносят свои предложения и коррективы в процесс профессионального обучения учащихся старшей ступени [17, S. 25].

Многие воспитанники связаны общественной социальной службой. Это выражается в посещении учащимися пациентов психиатрической клиники, уходе за больными, увечными и калеками в местной больнице, в бесплатных уроках для детей-беженцев. В социальной службе школьники занимаются охраной окружающей среды. Работу этой службы направляют и координируют учителя.

Педагогический коллектив школы обеспечивает гуманную направленность педагогического процесса. Не случайно частыми гостями школы были Р. Роллан, Д. Неру, И. Ганди, Т. Манн, Э. Барлах, Э. Демолен и многие другие. Они находили здесь "гармоничное единство людей, их духовную общность, сознательно развивающую душу и находящую истину в обществе, где каждый ощущает поддержку в любви других, помогающих ему идти вперед, к высоким целям..., рождающим непреходящие ценности" [18, S. 97].

Литература

1. Rupffer H. Gustav Wyneken. Stuttgart Klett Verlag, 1970.

2. Schcifer W. Der Weg bis zur Grundung 1910 // Die Odenwaldschule, 1910-1960. Heppenheim, 1960.

3. Edith Geheeb-Cassirer: Aus meinem Leben // OSO-Hefte. 1993. N 14.

4. Kacciipep P. Г. Гуманистическая школа в горах Швейцарии // Курьер ЮНЕСКО. 1962. N 6.

5. Schcifer W. Die Odenwaldschule 1910-1960. Stuttgart. Ernst Klett Verlag, 1967.

6. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. М., 1922.

7. Cassirer Tva u. a. Die Idee einer Schule im Spiegel der Zeit. Heidelberg, 1950.

8. Опытные школы в Германии: Сб. статей. М., 1926.

9. Wyneken G. Die Jugendbewegung in ihrer Auswirkung auf das Gemeinschaftsleben in der hoheren Schule // Grimme A. Wesen und Wege der Schulreform. Berlin. 1930.

10. Развитие экспериментальных учреждений в СССР и за рубежом. М., 1977.

11. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.

12. Lnserke М. Schule am Meer. Bremen, 1925.

13. Geheeb P. Rede zur Eroffnung der Odenwaldschule - gehalten am 14. April 1910 // Die Landerziehungbewegung. Heilbrunn, Klinkhardt Verlag, 1967.

14. Die Odenwaldschule im Uberblick // Odenwaldschule. Heppenheim, 1992.

15. Vom Leben und Lernen in der Odenwaldschule // Odenwaldschule. Heppenheim, 1992.

16. In der Schule // Odenwaldschule. Heppenheim, 1992.

17. Schulerverwaltung // Odenwaldschule. Oberhambach. 1992.

18. Geheeb P. Rede // Die Landerziehung-sheimbewgung. Heilbrunn, 1967.

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама