Рейтинг
Порталус

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ

Дата публикации: 24 октября 2007
Автор(ы): Г. В. СОРОКОВЫХ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193229530


Г. В. СОРОКОВЫХ, (c)

В ПРОЦЕССЕ лингвистической подготовки в неязыковом вузе на основе субъектно- деятельностного подхода вся система обучения ориентирована на личность студента и строится таким образом, что его деятельность, опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности учитываются при организации общения (речевой деятельности). Содержание лингвистической подготовки строится не на изучении готовых текстов, а в процессе обсуждения актуальных жизненных проблем. При этом студенты получают возможность рассказывать о своих собственных делах и поступках, текущих событиях, учатся выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Путь к обретению личностного смысла деятельности студента лежит и через учет его разнообразных интересов. Он постепенно осознает, что вся работа спроецирована на развитие мышления, культуры умственного труда, активности и познавательной самостоятельности, творческих способностей. Выполняемые им задания вносят заметный вклад в культуру умственного труда, в развитие его творческого мышления. В преподавании иностранного языка субъектно-деятельностный подход предполагает организацию и управление учебным трудом субъекта по овладению различными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) с учетом особенностей и лингвистических способностей студентов.

Культура личности - понятие, отражающее социокультурные цели образования и качественные особенности социализации, нашедшие выражение в уровне личностного развития. Она является показателем зрелости и развитости всей системы социально и индивидуально значимых качеств, продуктивно реализуемых в жизнедеятельности человека.

Обучение культуре общения на родном и иностранном языках в процессе лингвистической подготовки студентов-нефилологов включает также личностно- формирующий компонент цели, направленный на широкую социализацию индивида, обогащение социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций и т.д. Сюда же мы относим и навыки в культуре умственного труда студентов: усвоение способов и приемов рациональной учебной деятельности, самоконтроля; культуру межличностного бытового и значимого общения; умение планировать свое речевое поведение, соотнося цели каждого высказывания с выражаемым содержанием, и т.д.

В процессе изучения иностранного языка студенты овладевают этнокультурными знаниями, сопоставляют грамматику родного и изучаемого языков, системы языков, что позволяет проникнуть в менталитет народа - носителя изуча-

стр. 62


--------------------------------------------------------------------------------

емого языка, его ценностные приоритеты, отношение к окружающему миру. Чтение текстов философского, культуроведческого, психолого-педагогического характера, отрывков из художественных произведений писателей франкоговорящих стран становится дорогой познания бесконечного мира народа. Цель чтения в неязыковом вузе - более углубленное понимание мировоззрения народа - носителя языка и тем самым объяснение особенностей иноязычной культуры, что позволяет понять ее, критически осмыслить, сравнить со своей национальной системой ценностей и выработать позитивное отношение к своеобразию культуры страны изучаемого языка.

С. Л. Рубинштейн определял жизненный путь человека как движение к достижению совершенства. Обосновывая концепцию становления саморазвивающейся и самоорганизующейся личности, мы обнаружили, что научно-теоретическая характеристика многоаспектного понятия "личность" будущего специалиста на современном этапе очерчена недостаточно четко и нуждается в специальном межпредметном анализе. Традиционные подходы к личности, культивировавшиеся долгие годы в отечественной науке и практике, рассматривали в основном только вопросы ее формирования, исходя при этом из специфики целей образования, методологических и идеологических установок. Важнейшая из них состояла в примате заданного извне содержания над потребностями личности, субъективный потенциал которой рассматривался лишь как условие достижения образовательных целей, в силу чего социальные установки оказались более значимыми, чем сама личность.

Современность предъявляет особые требования к человеку. Чтобы соответствовать им, необходимо обладать определенными качествами и ценностями, которые бы позволили индивиду (студенту) эффективно функционировать в обществе. Социальная среда представляет собой источник, питающий и развивающий личность в процессе совместной деятельности и общения, посредством которых личность приобщается к культуре.

Активность студента в процессе изучения иностранного языка отражает его личностное отношение к своим знаниям и рассматривается как осознанное предпочтение самостоятельного построения, управления своей деятельностью. Эту позицию можно выразить в формулировках: "проявляет самостоятельность в деятельности", "четко планирует свою учебу". Коэффициенты корреляции выявили связь оценки предпочитаемой активной субъектной позиции с такими показателями, как открытость к Я, контроль другой (кроме учебной) деятельности, неприятие контроля внешнего результата учебной деятельности, внешний контроль своей деятельности, открытость к учебной деятельности.

Повышение активности в процессе изучения иностранного языка студентами- нефилологами достигалось через обеспечение и динамики учебной лингвистической деятельности, оптимизации взаимодействия компонентов (цель - средство - результат) на различных этапах формирующего эксперимента. Учебное содержание представляли материалы для аудиторных и внеаудиторных занятий: УМК, разработанные в ведущих лингвистических центрах мира, газеты на французском языке с текстами, посвященными преподаванию французского языка в Курске и Курской области и т.п. Преподавателю важно было добиться одновременности усвоения знаний и формирования положительного отношения к ним, перевода интереса и познавательной активности от частных, "простых" знаний по предмету "иностранный язык" к более сложным. При

стр. 63


--------------------------------------------------------------------------------

этом ставилась цель развития активности студентов к познавательному процессу, к способам получения знаний, к приобретению новых умений, к применению развития активности и воспитания у студентов-нефилологов интереса к решению проблем, поиску творческой деятельности.

Активная субъектная позиция проявляется при работе с тестирующими программами. Студент видит результат своего труда, так как компьютер сразу выдает ему рекомендации, что необходимо предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. В процессе работы с компьютерными программами мы заметили, что студенты с охотой стремятся выполнить "тестовое" задание, проявить критическое отношение к его результатам, желание исправить свои ошибки.

Работа студентов при выполнении творческих заданий в процессе подготовки к конкурсам, олимпиадам по иностранному языку, театрализованным зачетам активизирует их стремление к совершенствованию знаний языка. Этому же способствуют участие в конкурсах на лучшего чтеца, участие в выставках и олимпиадах, подготовка творческих работ в виде рефератов, картин, альбомов, номеров художественной самодеятельности. В процессе создания проекта происходит самооценка возможностей обучаемых. Например, при подготовке к конкурсу "Знаете ли Вы жизнь и творчество А. Дюма?" студенты факультета начального обучения Курского государственного университета подготовили стенгазету "А. Дюма и Россия". Они работали в архивах и на сайтах Интернета, по произведениям, посвященным России, прослеживали маршрут передвижения знаменитого французского писателя. Изучали прототипы героев одного из первых произведений о декабристах "Учитель фехтования" (семья декабриста Анненкова).

Следует отметить, что изначально концепция самореализации личности имеет своим источником общефилософскую идею саморазвития (самодвижения). А. К. Маркова подчеркивает: "...средствами профессии происходит самовыражение личности человека, труд является, безусловно, главным путем самореализации личности". По нашему мнению, самореализация - это не просто осознание профессионально значимых особенностей и адекватное, активное проявление их в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной областях. Наиболее значимым для профессионально-личностного развития субъекта деятельности являются не столько творческие находки, особенности процесса и результатов профессиональной деятельности, сколько опыт самореализации, наращивание личностного творческого потенциала.

В процессе нашей работы мы отметили усиление желания студентов принимать участие во всех мероприятиях, проводимых кафедрой иностранных языков, Всероссийских конкурсах, областных олимпиадах, КВН, конкурсах на лучшего чтеца, лучшего переводчика и т.п. В 2002 г. студент индустриально-педагогического факультета Курского государственного университета Сергей Сазонов самостоятельно принял участие во Всероссийском конкурсе "Знаете ли Вы жизнь и творчество В. Гюго", его поделка из дерева по роману В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" была отмечена на конкурсе дипломом, а сама работа была отправлена на Всероссийский конкурс творчества молодых. На следующий год (2003) и другие решили принять участие в конкурсе. Особенно активными были студенты художественно-графического факультета, так как многие из них хотели, чтобы их работы оценили профессионально, по их словам, "такие конкурсы помогают лучше проверить свои силы, посмотреть на

стр. 64


--------------------------------------------------------------------------------

себя со стороны, самоутвердиться...", "понять, что ты можешь, на что ты способен" (Ештокин Роман, II курс). "Я никогда не думала, что изучение французского языка так необходимо в моем профессиональном росте. После чтения отрывков из произведения А. Дюма "Королева Марго" я решила ее нарисовать. Особо интересным для меня было воссоздание платья королевы, платья той эпохи. Пришлось поработать в архиве, в библиотеке и даже в Интернете. Это так меня увлекло! А самое главное - мою работу послали на конкурс в Москву" (Головина Саша). В течение года мы предлагали студентам художественно-графического факультета иллюстрировать наши учебно-методические пособия. Они с гордостью смотрели на результат своего труда. "У моей мамы были слезы на глазах, когда я ей показала учебное пособие с моими рисунками, а я почувствовала, что я взрослая" (Меликсетян Катя).

Отечественные ученые рассматривают вопросы профессионально-личностного развития во взаимосвязи с деятельностью и подчеркивают, что она детерминирует развитие. В. А. Сластенин указывает, что профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий (создаются определенными позициями) и внутренних способностей, которые предполагают наличие потребностей в обновлении, развитии, самопознании, в понимании своих действий; целей; средств.

Важным условием профессионально-личностного развития является система отношений человека к себе как профессионалу, к своему труду, к изменениям в ходе профессиональной деятельности, к миру в целом. Как показывают исследования последних лет в области методики преподавания иностранных языков, весьма перспективным представляется обучение будущих педагогов умениям профессионального общения в процессе изучения не только предметов психолого-педагогического цикла, но и практического курса иностранного языка. Воспитание личности, способной использовать иностранный язык как инструмент общения в контексте диалога культур и цивилизаций современного мира, является в настоящий момент одной из основных целей обучения иностранному языку.

Внимание ученых переключается на роль "человеческого фактора" в языке, что повлекло за собой включение в понятийный аппарат языкознания новой категории "языковая личность", проявляющейся не просто в лингвистических способностях личности, а в способности человека порождать и понимать речевые высказывания как родового свойства. Все это в целом дало основание лингвистам направить свои усилия на изучение языка как социального явления, включенного в общественно-практическую деятельность человека и обслуживающего его повседневную жизнь, а также на выявление способности к речевому общению, на установление закономерностей, согласно которым это общение протекает.

Процесс саморазвития личности на основе субъектно-деятельностного подхода проходит следующие этапы: самопознание, самоорганизацию, самообразование и самореализацию. В качестве способов осуществления этого процесса рассмотрим творчество и познавательную активность личности студента. Последнее подразумевает высокий уровень мотивации, понимания необходимости дальнейшего саморазвития, осознание целей, путей и методов соответствующего процесса.

Мы считаем изучение иностранного языка важнейшим способом эффективного саморазвития человека, определяющим его созидательную сущность. При этом роль творчества не сводится только к использованию эвристических ме-

стр. 65


--------------------------------------------------------------------------------

тодов в образовании, саморазвитие становится мотивированным творческим процессом раскрытия и развития способностей студентов, сознательного самопознания и самообразования личности с целью эффективной профессиональной самореализации. Цель и результат этого процесса - развитие творческих качеств и способностей, при этом средства и способы определяются возможностями самой личности осуществлять данный процесс.

Важную роль в работе педагогов в русле рассматриваемой нами проблемы играет метод проектов. В его основе лежит познавательная деятельность учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Под методом проектов в процессе лингвистической подготовки студентов-нефилологов мы понимаем способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. В процессе обучения в неязыковом вузе все больше используется групповая работа над разными текстами, которая позволяет каждому студенту выполнять посильные функции, например, при изучающем чтении (чтение с полным пониманием). Такая деятельность готовит учащихся к реальной коммуникации - обмену информацией с параллельными группами, читавшими другие тексты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную, парную, групповую работу учащихся, которую они совершают в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым методом обучения. Здесь нельзя недооценивать роль не только обучающего контекста в процессе создания лингвистических проектов, но и логического анализа того, что намерены выразить студенты: формирование и поддержание товарищеских, уважительных отношений между студентами, стимулирование у них интереса друг к другу в процессе работы над различными проектами. Это способствует возникновению естественности в учебном речевом общении, появлению и развитию чувства ответственности за качество учебы, за объективность оценки своей работы и работы своих товарищей.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Проекты по иностранным языкам создаются на основе принципа диалога культур и цивилизаций. Он предполагает анализ культуроведческого аутентичного и частично аутентичного материала с точки зрения возможностей его использования при моделировании в учебной аудитории такого культурного пространства, погружение в которое строится по принципу расширяющегося круга культур и цивилизаций (от этнических, социальных субкультур к геополитически маркированным культурам, к цивилизационным пластам и их отражению в мировой культуре). При формировании культурного пространства в условиях иноязычного учебного общения используется соответствующий материал о родной стране, который дает возможность представления своей культуры на ином языке.

На наш взгляд, важность разработки и использования метода проектов в неязыковом вузе с целью формирования личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности обусловлена недостаточной разработанностью проблемы реализации в учебно-воспитательном процессе принципа регио-

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

нальности. Что касается предмета "иностранный язык", то в нем в настоящее время в меньшей степени, чем в других учебных курсах педвузов, учитывается национально- региональный компонент содержания образования. Однако обновление целей и содержания языкового образования на современном этапе в русле личностно ориентированной парадигмы предполагает включение данного компонента в обучение иностранному языку. Важность использования национально-регионального компонента обусловлена тем, что понимание иной культуры возможно только на основе хорошего знания своей. Отметим, что в практике преподавания сложился подход, при котором иностранный язык рассматривается в основном как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка. Вследствие этого студенты испытывают затруднения при передаче на иностранном языке информации о фактах и явлениях, связанных с родной/региональной культурой.

Субъектно-деятельностный подход, связывающий саморазвивающуюся и самоорганизующуюся личность будущего профессионала и текстовую деятельность, в которой эта личность проявляется, заслуживает внимания еще и потому, что он позволяет четко выделить в качестве приоритетов в обучении иностранному языку не систему языка и процесс передачи учащимся содержания образования, а интересы и потребности студентов как субъектов учебного процесса. Отсюда особую значимость в современной методике и педагогике приобретают такие аспекты, как: социокультурные факторы обучения; мотивация и родной язык; развитие личности студента в процессе его конфронтации с чужой культурой и др.

Таким образом, лингводидактика, а вместе с ней методика и педагогика, принимая концепт языковой личности, выдвигают идею переориентации системы обучения иностранному языку на личность студента как субъекта этой системы. Практика показывает, что в зависимости от того, насколько авторами учебников и преподавателями продумываются задачи и содержание культуроведческого обогащения студентов, настолько позитивен будет социализирующий эффект иностранного языка как учебного предмета в педагогическом вузе.

В процессе изучения иностранного языка у студентов актуализируется творческий потенциал. Мы взяли за основу упражнений, активизирующих творческое мышление студентов, различные виды ознакомления и выбора текста, комбинирование, конструирование фраз и высказываний, самоанализ, монолог, диалог. Помимо этого мы организуем нестандартные формы занятий на основе интеграции и взаимодействия учебных дисциплин, расширения межпредметных связей; для студентов создаются условия выбора из предлагаемых творческих форм отчета при проведении проверки и учета знаний наиболее оптимальной, отвечающей индивидуальным особенностям студента; стимулируется научно-практическое творчество учащихся во время повседневных учебных занятий и во внеаудиторное время во время самостоятельной работы.

Успешность речевого общения в полной мере зависит от способности участников диалога (полилога) воздействовать друг на друга адекватно задачам общения и в соответствии с этим употреблять лексические единицы. Следовательно, речь идет о способности организовать свое речевое и неречевое поведение, ее принято называть коммуникативной компетенцией. Формирование последней становится приоритетной задачей субъектно- деятельностного подхода в обучении. Для возникновения у студентов-нефилологов речемыслительной активности нужна их соответствую-

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

щая интеллектуальная готовность. Механизмы, обслуживающие интеллектуальную сторону говорения, нуждаются в постоянной тренировке. Формирование личностной активности студента как субъекта учебной деятельности в процессе лингвистической подготовки в неязыковом вузе рассматривается в качестве общей цели, а развитие коммуникативно-познавательной деятельности определяется как специфическая цель. Сюда относится развитие вербального и невербального интеллекта студентов, их познавательных способностей и восприимчивости, их интеллектуальной пытливости и выносливости.

В заключение подчеркнем, что среди необходимых условий личностно- профессионального развития будущего специалиста немаловажными являются следующие: интегративный подход к культуроведческому обогащению мировидения студентов при изучении всех языков (родных и неродных); ориентация на поликультурное и билингвальное образование, уход от культуроведческого изоляционизма в образовательных системах; соединение субъектно-деятельностного, коммуникативного с социокультурным подходом при изучении языков и культур.

Известно, что личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих ее как члена определенного общества. Следовательно, говоря о личностно-развивающих возможностях процесса обучения иностранному языку, мы имеем в виду развитие личности в целом - как ее некогнитивных аспектов (эмоциональных характеристик, воли и др.), так и интеллектуальных (когнитивных), которые проявляются прежде всего в языке и исследуются через язык.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама