Рейтинг
Порталус

ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ (слово о моих учениках)

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): Г. Н. ВОЛКОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193317667


Г. Н. ВОЛКОВ, (c)

От редакции. "Народная педагогика" - новая рубрика журнала. Интересных материалов на эту тему много. Думается, она приживется. Предоставляем слово первому автору - академику Геннадию Никандровичу Волкову, замечательному ученому, благостному человеку, патриарху народной педагогики, сумевшему обобщить свои идеи в таких фундаментальных трудах последнего времени, как "Педагогика любви", "Чувашская этнопедагогика". В данной статье автор выступает не столько как ученый, сколько как учитель, предопределивший судьбы своих учеников, которые в своем творчестве достойно представили педагогическое многообразие и многоцветие народов великой России.

В условиях межнациональных конфликтов достаточно было бы реализации и программы-минимума - межэтнического согласия или в лучшем случае - программы-оптимума, т.е. межнациональной солидарности. В моем научно-педагогическом опыте, составляющем дело жизни, удалось добиться реализации программы-максимума - создания надежно, безотказно действующей этнопедагогической модели межнациональной гармонии. Более чем за полвека сложился естественный этнопедагогический эксперимент, давший уникальные результаты.

Первый этап эксперимента - это автопедагогика: совместная учеба в отдаленной сельской школе с детьми разных национальностей, эвакуированными с оккупированных во время войны территорий. Это были русские, украинцы, белорусы, евреи, эстонцы, два венгра и татары. Со многими из учеников у меня до сих пор сохраняются не просто дружеские, но почти родственные отношения. Ни во время учебы, ни после окончания школы между нами не было ни одного конфликта или недоразумения на национальной почве. Студенческие годы прошли в Чувашском педагогическом институте, аспирантские - в Казанском. В годы аспирантские работал в семилетней мужской школе N 78 с многонациональным составом учащихся, среди которых царили безупречные межэтнические отношения.

Второй этап - научно-педагогическая деятельность в Чувашском педагогическом институте, общение и работа с представителями более чем 30 национальностей: лекции, семинары, спецкурсы, общество "Макаренковец", Яковлевский кружок, курсовые и дипломные работы, читательские конференции, в том числе - общеинститутская по книге В. А. Сухомлинского "Родина в сердце". Десятки курсовых и дипломных работ выполнялись на основе жизненных фактов: гуманистическое воспитание в сфере межнациональных отношений; интернациональное воспитание школьников на исторических традициях русско-чувашского единства, чувашско-татарской дружбы; гармония межэтнических связей народов Поволжья; воспитание духовности на примерах чувашско-украинского культурного диалога; древние предки чувашей в Баварии; немецкая культура в Чувашии; влияние еврейства на чувашей и др.


--------------------------------------------------------------------------------

Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Проект N 03 - 06 - 00107а.

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

Третий этап оказался для меня самым важным и серьезным - это аспирантские и докторантские годы, когда я, быть может, несколько возомнил себя учителем, не дожидаясь признания учеников. Каждому ученику в отдельности и всем вместе я постоянно внушал, взяв за образец учителя Христа: "Я даю вам самую главную заповедь: любите друг друга. Вы должны любить друг друга точно так, как я вас люблю. И если будете любить друг друга, то всякий будет знать, что вы - мои ученики".

Среди моих учеников - представителей более тридцати национальностей - есть без преувеличения выдающиеся педагоги-исследователи и талантливые учителя-практики, более ста человек из них стали кандидатами и докторами педагогических наук. Моими учениками считают себя свыше двухсот кандидатов и докторов наук, которых я консультировал, оппонировал (оппонентом я выступал, наверное, чаще всех в стране), написал почти тысячу отзывов на авторефераты, кроме того, еще полтысячи рецензий по запросу ВАК.

Назову только некоторых моих подопечных. Пожалуй, специального внимания заслуживает Нанули Лакашия, абхазка. Когда она позвонила и сообщила о грузино-абхазском конфликте, мои бывшие ученики тут же собрались в Институте национальных школ. Послали телеграммы в ведущие международные организации, в том числе ООН. Обратились со словами протеста и порицания к Шеварднадзе. Приглашали Нанули в Москву, и каждый был готов предоставить ей приют, поделившись с ней всем, что есть. Однако она уже приняла решение: добровольцем ушла на фронт и служила в штабе Главного командования абхазских вооруженных сил. Нанули Лакашия - исследователь традиций гуманизма абхазов. Она прекрасно знает грузинский язык и культуру, имеет много родственников среди грузин. Ее исследование - в центре внимания моих аспирантов и докторантов. И никто из них не преминет сослаться на ее труды в своих исследованиях. Более того, на Нанули ссылается Б. Т. Лихачев в одном из своих последних трудов. Она же много усилий прилагает к тому, чтобы добиться согласия с грузинами на равноправной основе. По-прежнему с любовью относится к грузинской культуре, на лекциях ссылается на факты грузинской педагогики. Верит в дружбу с Грузией и, конечно, еще больше - в свободу и независимость Абхазии. Свой лекционный курс о местных традициях гуманистического воспитания называет педагогикой свободы и любви.

Первою названа Нанули Лакашия не без умысла, ибо ее труды подтверждают общую гуманистическую идею, объединяющую всех моих учеников: педагогика в человеческой, народной жизни столь же важна, как и рождение детей, и их воспитание. За многогранной самозабвенной патриотической деятельностью Нанули с симпатией и вниманием следят все мои ученики, в том числе профессор Термезского университета Бекмурад Кадыров, автор целой серии книг и монографий о традиционной педагогической культуре узбекского народа. Идея межнациональной гармонии стала основой его научных трудов и практической просветительно-педагогической деятельности.

Для меня совершенной неожиданностью был поздний звонок из Молдавии - от Николая Силистрару, заведующего кафедрой педагогики в университете. Это был наш первый разговор после распада Советского Союза. Мы затронули войну в Чечне, и он сказал: "Межнациональная гармония - высшая цель всех стран, всего человечества... Иначе все погибнет..." И долго расспрашивал о своих "братьях и сестрах" по аспирантуре. Трогательно говорил о взаимном духовном спонсорстве. Затем почти как молитву повторил полные символического смысла слова В. И. Вернадского: "Геологический эволю-

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

ционный процесс отвечает биологическому единству и равенству людей... Нельзя безнаказанно идти против принципа единства людей как закона природы".

Профессор Татьяна Николаевна Петрова на огромном фактическом материале прослеживает историю развития межэтнических культурно-педагогических связей чувашского народа в XV-XIX вв. "Возрожденческие начала" в чувашской педагогике XVIII в., открытые ею, вполне вписываются в общероссийское научно-просветительное движение, связанное с деятельностью М. В. Ломоносова. Она родоначальник нового направления - исторической этнопедагогики, соавтор первого учебника "Основы этнопедагогики", заведует кафедрой этнопедагогики, пока первой и единственной в России, а может быть, и во всем мире. В апробации, в предварительных обсуждениях и экспертизе ее учебника принимали участие - очное или заочное - почти все мои ученики. Она сделала все для того, чтобы в одной из сельских школ Чувашии возродились традиции древней программы духовной и физической гармонии, известной под названием "Къмъл".

Знаменательно, что В. А. Ионнесьян, рассматривая историю становления среднего специального (педагогического) образования в России, глубоко исследует опыт симбирской чувашской учительской школы. Чуваш А. Е. Земляков, научно обосновывая актуальность идей руководителя учительской семинарии в Симбирске И. Я. Яковлева для современного образования, обращается к педагогической культуре армян, грузин, азербайджанцев.

Свою концепцию подготовки учителей начальных классов национальной школы М. Г. Харитонов реализует в процессе работы в старших классах принципиально нового типа - этнопедагогических. При этом он творчески сотрудничает со многими моими учениками. Четыре его книги (в том числе и монография об этнопедагогических классах) явились результатом творческих связей с педагогами разных регионов. В настоящее время ученый секретарь кафедры этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования М. Г. Харитонов занят работой над составлением сводной библиографии трудов моих бывших аспирантов и докторантов. Непростое это дело, если учесть, что число публикаций превышает две тысячи названий.

А. А. Шадрина (по мужу Григорьева) сделала важнейшие выводы о единых этнологических, нравственно-художественных истоках детских игр якутов и древних монголов. В результате завязался содержательный диалог между тувинскими (Галина Сундуй, Алевтина Шаалы) и бурятским (Татьяна Замбалова) этнопедагогами. Первые исследуют в настоящее время поведение детей с шаманистическими особенностями в игре, вторая открыла целый цикл народных игр с экологическим содержанием. Коллективный опыт сравнительных этнопедагогических исследований позволил Л. И. Федоровой осуществить типологический анализ традиций воспитания коренных народов Якутии и Аляски.

На плечах даровитых якутских педагогов и других моих учеников вырос общий любимец М. Н. Егоров, подготовивший монографию об этической культуре якутов.

А вот киргиз Жумабай Оразбаев во время кровавых событий на юге Киргизии, спровоцированных националистически настроенными экстремистами, писал мне: "Никто и никоим образом не восстановит меня против людей по национальному признаку. Я всегда буду помнить Ваш завет: видеть в человеке прежде всего человека и ценить в нем человечность. На Земле живут люди разных национальностей, но все они обозначены одним словом - Человек. Само это слово должно объединить нас, жителей единой планеты целостного мира... В то

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

же время жутко стало на душе, когда трехлетний сын на улице спросил: "Папа, это чей танк? Наш или узбекский?" Отец мой, герой прошедшей войны, в самой дикой фантазии не смог бы предвидеть такого вопроса у представителей своего народа. Вы правы: надо всем нам объединиться вокруг высшей ценности - гуманизма народной педагогики..."

К своим достижениям я также осмелюсь отнести и то, что почти два десятка моих бывших аспирантов-кыргызов творчески взаимодействуют, дружат между собой и поддерживают друг друга во всех начинаниях. Акматали Алимбеков создал первые кыргызские учебники по этнопедагогике. Одному из моих первых аспирантов Бекембаю Апышеву принадлежат первые учебники и учебные пособия по этнодидактике, истории воспитания на кыргызском языке, в которых концентрированно представлен совокупный опыт многих моих аспирантов и докторантов, в том числе и многих некыргызов.

Пришла радостная весть из Республики Коми: министром образования назначен Николай Садовский, недавно защитивший кандидатскую диссертацию, выполненную под моим руководством на тему "Национально-региональные аспекты обновления содержания образования и особенности совершенствования процесса обучения в школе". А за несколько месяцев до него защитила кандидатскую диссертацию бывший руководитель образования хантов и манси Тюменцева Зинаида Павловна, которая многие годы исследовала проблему этнопедагогизации системы учебно-воспитательной работы в школах хантов и манси. К сожалению, она рано ушла из жизни, отдав всю себя делу духовно-национального подъема двух малочисленных народов, оказавшихся на грани исчезновения.

Эти люди всегда с огромным вниманием относились к исследованиям остальных моих учеников, были лично знакомы со многими из них, получали советы, отзывы и рецензии от них по вопросам улучшения школьного дела. Своего рода объединяющим центром для всех была А. Л. Бугаева, автор целого ряда созидательных концепций и многих учебных пособий. Она сумела возглавить в процессе монографического исследования традиционной педагогической культуры северян движение за этнопедагогизацию целостного учебно-воспитательного процесса в школах Севера. Ею защищена докторская диссертация об этнопедагогике народов Крайнего Севера.

Монография Шавади Арсалиева "Этнопедагогическое наследие чеченцев" стала событием не только в науке, но и в духовно-нравственной жизни его народа. Он - первый и пока единственный доктор, профессор педагогики у чеченцев. К нему, общему любимцу, тянутся мои ученики.

Свою научно-практическую патриотическую школу создал профессор И. И. Валеев, директор агролицея в Уфе, автор свыше десяти уникальных книг по этнопедагогике патриотического воспитания.

Чрезвычайно интересной представляется диссертация Анатолия Леонова, русского старообрядца, удостоенного ученой степени кандидата педагогических наук за монографическое исследование о нравственно-этических традициях старообрядцев. Староверы или старообрядцы - это допетровская Русь, это особый народ, гордый, великодушный, благородный, добрый. Много в их жизни и быту удивительного, просто невероятного. Например, в Латвии старообрядцев насчитывалось более 80 тыс. И за многие годы совместного проживания с латышами у них не было не то что конфликта, но и малейшего недоразумения на межнациональной основе. Толерантность, уступчивость, уживчивость, покладистость старообрядцев - это тема особая. Но особо отметим, что старообрядцы совершенно не разделяют муссируемых иными журналистами слухов о превращении русских

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

во второсортных граждан: они остаются настоящими русскими и полноправными гражданами Латвии. Подтверждений этому в повседневной жизни старообрядцев множество. Вот кто обеспечивает надежную стабильность, устойчивость истинно русскому менталитету...

Из Таджикистана, страны древнейшей культуры, где долгое время полыхала междоусобная война, доцент Мавджуда Сайфуллаева шлет письма, дневники и воспоминания. Пишет о русском докторе, лечившем ее мать и плакавшем вместе с ней, когда не удалось спасти ее. Пишет о жене своего сына, русской с Северного Кавказа, красивой, доброй, умной женщине, чуждой малейшим национальным предрассудкам и пережиткам. Переживает за чеченцев и скорбит о многочисленных детях, убитых в этой небывалой по несправедливости войне, где гибнут тысячи невинных людей. Она недоумевает по поводу того, что больше всего русских погибло в Грозном от бомбежки российских самолетов.

Письма доцента пестрят народными назиданиями, афоризмами, строками стихов. Их много, они не вошли бы и в большую книгу.

"Рука, не способная к делу, - ненужное бремя для тела", - изречению этому многие сотни лет, быть может, и тысячелетия.

А вот надпись на свадебном платке, вышитом давным-давно бабушкой моей давней ученицы:

Пусть же сопутствует счастье этой чете,
Пусть будет каждый счастьем ее согрет.

Если два светоча вместе соединились,

То уничтожится мрачное царство бед.

Далее следует сугубо личное: "Мой дед Мухаммадхон Калонов часто рассказывал, как его в первый раз привела в школу его мать. Она вышила между орнаментами на поясном платке, подарке для учителя, такой стих:

Коли бы в мире не было учителя,
То от невежества мир бы потемнел.

Долгие годы у бабушки в сундуке хранилась тюбетейка деда, которую сшила ему мать. Между изящными рисунками были вышиты слова:

Венец всех искусств - знание,

Ключ от всех трудных дел - тоже знание.

Есть среди афоризмов слова, высеченные на камне более тысячи лет назад, есть благопожелания путникам, выбитые на скалах у особо опасных поворотов, есть древние памятные благодарные слова на могильных камнях. Замечательны таджикские слова, выведенные арабской вязью на камне, ткани, дереве, железе, меди, серебре, золоте. В них - призывы к согласию, добру, человечности, дружбе, любви... Этим призывам внемлют если и не все, то многие мои ученики.

Настоящая мудрость общечеловечна и не знает национальных границ. Это доказала в своей докторской диссертации по афористической этнопедагогике З. Б. Цаллагова. Уникальный духовно-нравственный диалог между нею и Мавджудой Сайфуллаевой ведется многие годы, хотя они ни разу и не встречались между собой. З. Б. Цаллагова убедительно воспроизвела многовековой доброжелательный этнопедагогический диалог народов Кавказа и русских с чеченцами.

Моя недавняя аспирантка Надежда Гончарова, русская, трудится в Ашхабадском университете. Преподает русский язык и этнопедагогику, способствуя формированию чувства человеческого достоинства и национальной гордости у туркмен. Ею собраны высказывания на русском языке об обычаях, традициях, культуре, истории этого древнего народа. "У нас нет межнациональных трений, - пишет она. - К русским туркмены относятся часто лучше, чем друг к другу. Тем не менее тревожное чувство сохраняется в глубине души: не пришли бы и сюда антирусские настроения"... Ее тревожит и специальное нагнетание межнациональной напряженности в России: многие туркмены возвращаются из Москвы уни-

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

женными и оскорбленными, рассказывают об откровенно враждебном отношении к нерусским. А туркмены, по старой памяти, к Москве продолжают относиться как к родной столице, оплоту мира и дружбы народов мира. Кажется, такая репутация - и сегодня никому не помеха.

Кросс-культура, диалог этнопедагогик прокладывают прямую дорогу к взаимопониманию людей независимо от национальности, оттуда рукой подать и до межнациональной гармонии. Несмотря на дистанционное общение детей разных народов, их духовная общность все время дает о себе знать.

Галина Николаева, чувашка по матери, русская по отцу, посвятила свое исследование Финляндии. В народной педагогике финнов она обнаружила много созвучий и с русскими, и с чувашскими духовными традициями. Владимир Ионнесьян, русский по матери и армянин по отцу, на огромном фактическом материале показал, что учитель, воспитанный на многовековом этнопедагогическом диалоге культур, - самый надежный из гуманистов, ибо свободен от этнической ограниченности.

Однако дальше всех пошел, пожалуй, Игорь Богданов, еврей по отцу и русский по матери, посвятивший свыше 200 своих научных публикаций этнопедагогическим аспектам музыки народов мира. Он предотвратил исчезновение многих гениальных музыкальных произведений народов Севера, восстановил десятки забытых и полузабытых музыкальных инструментов. Им записаны и проанализированы совершенно уникальные колыбельные пробудительные песни ительменов, малочисленного народа с Камчатки: их напевают матери по утрам своим младенцам, чтобы те встретили нарождающийся день в хорошем настроении. Казашка по отцу, узбечка по матери Гульзамира Баубекова в художественных и трудовых традициях двух народов обнаружила много общего и поставила это на службу гуманистическому воспитанию.

Объединяющие функции для народов Дагестана несут труды Шайдабега Мирзоева, его программы и учебные пособия. Он сумел в своих исследованиях с предельной корректностью представить духовно-нравственные традиции всех дагестанских народов не только во взаимодействии друг с другом, но и с русской, российской, мировой культурой.

В конце 1995 г. в Москве директор чувашско-немецкой гимназии в Чебоксарах Анастасия Николаева успешно защитила диссертацию о всемирной цивилизаторской роли немецкой культуры, традиций немецкой духовности для народов России. В руководимой ею гимназии накоплен ценнейший опыт по углубленному изучению в старших классах специальных тем: "Немецкие сказочники", "Немецкие композиторы", "Немецкие художники", "Немецкие философы", "Немецкие физики", "Немецкие математики", "Немецкий спорт", "Немецкие чувашеведы" и др. Этнопедагогический диалог культур в опыте гимназии приобретает - за счет внимания к русской культуре - полифонический характер, и немецкая культура при этом во многих отношениях приобретает объединительные функции.

Много своеобразия в научных исканиях моих аспирантов и докторантов из мордвы, марийцев, удмуртов, калмыков, тувинцев, бурят, вьетнамцев, корейцев, осетин и многих-многих других. Они все верны гуманистической идее целостности мира, уважения прав человека независимо от национальности, общности судеб всех народов в их выживании и сохранении человечества. Особенно много у меня учеников в далекой морозной Республике Саха (Якутия). Егор Жирков, в недавнем прошлом министр образования республики, депутат Государственной Думы - мой докторант, защитивший свою диссертацию более пяти лет тому назад.

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

Мои ученики широко мыслят, не зациклены на какой-то одной этнопедагогической идее, отвергают национальную ограниченность. Так, например, в Республике Саха в течение многих лет изучается серьезный учебный предмет под названием "Русская национальная культура". Программа настолько интересна, содержательна и обширна, что может вызывать зависть в чисто русских регионах. Знаменательно, что многие старинные русские имена, бесценный пласт духовной культуры, сохраняются преимущественно только среди якутов, сами русские перестали пользоваться этим достоянием. Мои бывшие аспиранты и докторанты не замыкаются в кругу только специальных этнопедагогических интересов. Так, например, тот же Егор Жирков, будучи членом Комиссии по подготовке Конституции республики, сумел внести в ее текст целый ряд идей народной педагогики. А Сабыр Иптаров то же самое сделал в Кыргызстане, символически изобразив на Государственном флаге республики очаг в виде солнечной юрты с пылающим огнем в центре, памятуя о том, что семья - центр и сердцевина народной педагогики кыргызов. Да и многих других народов - тоже.

На днях стал моим аспирантом Еремей Чиряев. Отец его, Константин Чиряев, основатель уникальнейшего в мире музея народной педагогики, прислал письмо, начинающееся словами: "Жить становится все более и более тревожно, страшными кажутся могущие возникнуть межнациональные конфликты. Многие "ценности разваливаются", особенно духовные, нравственные. Значительная часть молодежи не хочет ни учиться, ни трудиться. Многие якутские дети скорее идут на алкоголизм, спекуляцию и всякий разгул. Съедает паразитизм и микроб жадности. От чего это? Может быть, плоды деполитизации, деидеологизации школы, погони за голым образованием. Многие педагоги открыто игнорируют воспитательные функции школы. Следовательно, теряются феноменальные возможности народной педагогики, и иные в каких-то корыстных целях болтают (только болтают) о своей приверженности к народной педагогике. Это нас возмущает... И руки опускаются"...

Однако все-таки надежда остается с нами. Она опирается на объединение усилий педагогов разных народов и стран вокруг спасительной идеи единства человечества во имя будущего. И я начинаю думать, что культурно-педагогическая интеграция народов и стран, особенно бывшего СССР, не менее важна, чем экономическая и политическая, что в конечном счете приведет к духовно-нравственному единению. Есть только четыре подхода к регулированию межэтнических отношений: интеграция, ассимиляция, деэтнизация и истребление. Ассимиляции преимущественно подвержены нерусские. Деэтнизация в условиях тотальной американизации всех сфер жизни так или иначе задевает и русских. Однако конструктивна только интеграция. Она, только она, и перспективна, и спасительна. Поэтому я и мечтаю: создать бы в Москве очно-заочный Международный научно-исследовательский этнопедагогический центр с представительством от каждого народа, а от русских - представителей субэтнических образований.

К чему эти слова? Мы не можем, мы не должны забывать о преимуществах традиционной культуры, в первую очередь, педагогической, ибо на ней держится вся культура. Народы можно понять, только осознав их традиции воспитания. Думается, этнопедагогический научно-исследовательский центр мог бы стать своего рода очагом примирения и взаимопонимания для всех народов бывшего Советского Союза. "Золотая формула" этнопедагогики ясна как день: без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духов-

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

ности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (как исторической личности).

По-разному можно относиться к всемирно известному реформатору Дэн Сяопину, но в словах "мы не должны приносить в жертву быстрому экономическому росту наши нравственные ценности"... я определенно вижу косвенную поддержку идеи духовной интеграции народов посредством реализации целостной этнопе-дагогической концепции.

А вот мало кому известный Гаяр Сляхдинов в своей прекрасной монографии "Акторы бизнеса" пишет: "Страны СНГ теряют гуманизм и нравственные устои, и по этой причине их государства постепенно деградируют и разрушаются, ибо если в двух взаимозависимых системах (у правителей и народа) отсутствует нравственность, то система, поддерживающая функционирование страны, рано или поздно приводит ее к катастрофе. К тому же есть неписаный закон социальности: все политические поражения начинаются с поражений моральных" (Сляхдинов Г. М. Акторы бизнеса. М., 1996. С. 65).

В этих словах я читаю признание судьбоносности национальной культуры, необходимости этнопедагогизации целостного процесса воспитания в семье и школе, в конечном счете способной привести к гармонии межэтнических отношений.

стр. 99

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама